Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно дышать при заикании

Как правильно дышать при заикании?

С самого детства нам говорят, что правильная речь – это признак успешного человека. Конечно, всем родителям хочется видеть своих детей успешными, но что делать, если речь ребёнка совсем неправильная. Ответ тут может быть только один – исправлять. Большинство дефектов речи лечатся в любом возрасте. Если вашему ребёнку сейчас 11-14 лет, и он заикается, то благодаря методике Л.З. Арутюнян(Андроновой), проблему заикания можно преодолеть. Смело записывайтесь на консультацию в Речевой центр «Арлилия». Наши специалисты разработали программы для всех возрастов, включая подростковый. Курс рассчитан на 2 года, есть возможность онлайн-консультации. Более подробную информацию можно узнать по ссылке — лечение заикания у подростков в Москве.

Воспроизведение речевых звуков невозможно без правильного дыхания. Именно его ритм и интенсивность определяют чёткость и чистоту произношения. Речевое дыхание отличается от обычного физиологического дыхания тем, что это управляемый процесс. Особенно важным условием для речи является плавный длительный выдох, которому можно научиться с помощью дыхательной гимнастики.

Упражнения дыхательной гимнастики хороши своей простотой в применении: один раз позанимавшись со специалистом (врачом, логопедом) можно продолжать их самостоятельно, но при наличии самодисциплины пациента Только при систематичности подобных занятий наступает улучшение. Обычно прогресс начинают отмечать только через 2-3 месяца тренировок.

При проведении тренировки очень важны ваше спокойствие и расслабленность мышц, кроме тех, что непосредственно участвуют в дыхании. Это особенно важно для заикающихся, ведь их речь напрямую связана с психосоматикой.

Как правильно дышать при заикании

Приведём несколько простых примеров упражнений из дыхательной гимнастики:

  • «Цветочная поляна». Нужно представить себя на поляне цветов. Затем, держа одну руку на животе, чтобы чувствовать дыхание, вдохнуть «аромат» цветка. Вдох должен быть коротким, но интенсивным, живот подаётся немного вперёд. После секундной паузы происходит долгий выдох «пфффф» через рот, живот возвращается на место.
  • «Задуть свечку». В качестве свечи в этом упражнении можно использовать тонкую полоску бумаги. Выдох стараться делать как можно продолжительнее.
  • «Солист». Упражнение состоит в пропевании гласных звуков, а затем их сочетаний.
  • «Счёт на выдохе». Попробуйте посчитать на одном выходе, постепенно увеличивая итоговое число. Следите за плавностью выдоха.

Помимо этих упражнений отлично помогает распевание песен и проговаривание скороговорок.

Дыхательная гимнастика положительно влияет не только на состояние мышц речевого аппарата, но и на психологическое состояние, успокаивая тренирующегося.

В повседневной жизни мы всегда невольно отмечаем тех людей, которые могут говорить красиво, и отдаём им своё предпочтение. Таким образом, правильно поставленная речь становится «козырем» при устройстве на работу, поиске друзей или спутника жизни. Вот почему так важно научиться говорить без заикания. Дышите ровно, говорите плавно, будьте спокойны и у вас всё получится!

Дыхательные и релаксационные игровые упражнения как основа в преодолении заикания у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неправильная речь заикающихся детей и особенности их поведения вольно или невольно отражаются и на их участии в играх. Осознание своего недостатка, возможный страх перед речью особенно затрудняют включение таких детей в игру. Обычно эти дети робки, не умеют поставить перед собой цель в игре. Они чаще выступают в играх зрителями или берут на себя подчиненные роли. В случаях тяжелого заикания дети просто отказываются от игр со сверстниками. Иногда наблюдаются случаи, когда заикающиеся дошкольники в играх отличаются, наоборот, неоправданно повышенной фантазией, не критичностью к своему поведению. Чувство собственной неполноценности может порождать неправильное отношение заикающегося ребенка к коллективу сверстников (чувство обиды, приниженности или даже озлобленности), лишает его радостного настроения, угнетает.

Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания:

Формирование фонационного (речевого) дыхания

Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при выполнении физических упражнений в игровой форме (ходьба, наклоны туловища и т. п.). Дыхательные игровые упражнения при заикании являются важнейшим условием успешной коррекции. Они направлены на формирование здорового, цельного, равномерного дыхания. С помощью упражнений устраняется поверхностность, неравномерность дыхания, восстанавливается четкость речи.

Вот несколько игровых упражнений, рекомендуемых специалистами:

Упражнение «ладошки»: ребенок стоит на полу, спина прямая. Локти согнуты, направлены вниз. Ладони — наружу. Делаем короткий шумный вдох. Одновременно с ним ладонями производятся хватательные движения. После чего делается длинный, бесшумный выдох. Упражнение делается по два раза, с паузой в 4 сек. При паузе руки опущены.

«Погончики»: положение стоя, спина прямая. Ладони сжаты в кулаки, прижаты к талии. При вдохе, кулаки опускаются вниз. Плечи напрячь. При выдохе — исходное положение. Руки при этом не поднимать выше талии. Упражнение нужно повторить 8 -12 раз.

«Насос»: положение тела — стоя на полу, спина прямая, ноги на ширине плеч. Делаем наклон вперед, тянемся руками к полу. При этом делаем шумный вдох, округляем спину. Ребенок как бы изображает насос, который накачивает колесо. При спокойном, тихом выдохе, возвращаемся в исходное положение. Повторить 12 раз. При наличии болезней позвоночника, сердца, сильно не наклоняемся. Если все в порядке со здоровьем, нужно стремиться достать руками пол.

Читайте так же:
Я сам вылечил заикание видео

«Кошка»: положение тела — стоя, спина прямая. Руки расположены вдоль тела, ноги поставим на ширину плеч. Делаем приседание с одновременным поворотом направо. Делаем шумный вдох. Принимаем исходное положение — спокойный бесшумный выдох. Также делаем упражнение с поворотом влево. Повторить 8-12 раз.

Между упражнениями, периодически просите ребенка изображать медведя, а именно: говорить низким «медвежьим» голосом. При этом попросите его вдыхать воздух животом. Дыхание медленное, плавное. Плечи не поднимаем. При этом полезно положить ему руки на плечи, чтобы это фиксированное положение осталось и закрепилось в памяти. Следите за осанкой. Спину нужно держать прямо во время речи и во время молчания. Это повысит эффективность коррекции заикания.

При занятиях дыхательными упражнениями необходимо соблюдать следующие условия:

не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате;

не заниматься после еды;

занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений;

не переутомляться, при недомогании отложить занятия;

дозировать количество и темп проведения упражнений.

При выполнении дыхательных упражнений целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.

Технику дыхательных упражнений следует осваивать в положении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении. Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине — это наиболее удобное положение. После достаточной практики в течение нескольких дней лежа необходимо продолжить тренировки сидя или стоя. Проводить тренировки следует до тех пор, пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным.

Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.

Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, вдохнуть надо столько, чтобы можно было еще немного добрать. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий.

Выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки (в первую очередь на ударные).

На одном выдохе произносить не больше 3—4 слов. Слова произносить слитно, не отделяя одно от другого.

В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха.

Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались.

Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.

Регулярные занятия дыхательными игровыми упражнениями способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.

Регуляция эмоционального и мышечного состояния.

Как известно, мышечная и эмоциональная раскованность — главное условие для естественной речи. Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напряжение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц. Научиться произвольно расслаблять мышцы, освобождаться от избыточного напряжения можно только благодаря постоянному сознательному контролю за их деятельностью. Умение расслабить мышцы называется релаксацией — мышечным освобождением.

Обучение навыкам релаксации начинается с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие игровые упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

Игровые упражнения выполняются беззвучно и со звуком. Начало фонации необходимо приурочить к расслаблению. При этом сначала произносятся протяжно и плавно гласные звуки и их сочетания, а затем слоги, слова.

Комплексная релаксационная гимнастика (для отдельных групп мышц)

Сидя. Свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать покрепче пальцы в кулак, подержать несколько секунд. Затем распрямить пальцы рук и спокойно положить на колени.

В кулачок ладонь сожми,
Кулачками постучи.
Сейчас, девочки и мальчики,
Отдыхать будут ваши пальчики.

Стоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднять и занести за голову, напрячься и после чтения последних строчек стихотворения логопедом резко опустить руки с одновременным расслаблением.

Ай люли, ай люли!
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота.

Стоя. Представить, что «сосулька висит», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело. После слов логопеда «солнце взойдет и гвоздь упадет», опустить руки, расслабляя их.

У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.

Стоя. Представить, что «листья растут», тянуть руки вверх с напряжением. После слов логопеда «А осенью опадают» сбросить руки вниз, встряхнуть расслабленными руками.

Читайте так же:
Образец логопедического заключения при заикании

Летом вырастают,
А осенью опадают.

Стоя. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.

Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так:
Влево, вправо,
Влево, вправо.

Сидя. Голову поднять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Такое положение сохранять во время чтения всей загадки. Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи.

Поглядите, поглядите —
Потянулись с неба нити !
Эта тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить.

Сидя. Сжать зубы и губы. Челюсти напряжены. Представить как сжимается и разгрызается крепкий орех. После слов логопеда «А попал под молоток. » расслабить мышцы челюсти, приоткрыть рот, разомкнуть зубы, приоткрыть губы.

Круглый, зрелый, загорелый
Попадался на зубок.
Попадался на зубок,
Расколоться все не мог,
А попал под молоток,
Хрустнул раз — и треснул бок.

Необходимо как можно сильнее произвольно напрячь и затем сразу же максимально расслабить какую-либо группу мышц (язык, шею, руку и т. д.). При этом важно создать ощущение контраста между напряженным и свободным их состоянием.

Силу напряжения мышц полезно контролировать как с помощью телесных ощущений во время выполнения упражнений, так и визуально, обращая внимание на область плечевого пояса, шеи, мимических мышц лица. Такой контроль позволяет легче осуществить переход к глубокому расслаблению, в результате чего вырабатывается свобода действий и умение управлять мышцами.

Следует помнить, что нерациональное расслабление — такое же препятствие для свободных движений, как и скованность.

В ходе ежедневных игровых упражнений длительностью 5—7 минут вырабатывается способность пользоваться мускулатурой речевого аппарата без его перенапряжения.

Для получения оптимального результата необходимо:
Cнижать тонус мускулатуры в области плеч, шеи, груди, рук, органов артикуляции

Oщутить и проконтролировать плавность перехода от напряженного к расслабленному состоянию

Запомнить ощущение комфорта и осознанно расслаблять мышцы

Cнижать мышечное напряжение с использованием самовнушения

Выполнять движения неторопливо, ритмично, не переутомляясь

Cвободно дышать во время проведения упражнений.

Спустя несколько месяцев ежедневных дыхательных игровых и расслабляющих упражнений дыхание ребенка с заиканием меняется. Происходит тренировка и массаж диафрагмы, внутренних органов, воздух проходит через связки легко и свободно, исчезают мышечные зажимы. Вдох становится максимально глубоким, это способствует избавлению от заикания.

Ежедневно выполняемые дыхательные и расслабляющие игровые упражнения для коррекции заикания способны навсегда избавить от проблем с речью и подарить ребенку радость общения.

1) Горелик Я.М. Родителям о заикании, Москва, ИРИА Маренго Интернейшнл принт, 2002

2) Дыхательная гимнастика Стрельниковой М.Н. Щетинин Издательство: Метафора, 2007 г.

3) Карпухина Г.Р. О дифференцированном подходе к заикающимся в начальной стадии развития дефекта. Дефектология №1, 1980. с.66-70

4) Крапивина Л. М. Работа логопеда с родителями заикающихся детей дошкольного возраста. – М. Просвешение, 2003.

5) Лагузен Я. Способ излечения заикания – М. Просвешение, 1990.

6) Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание, Москва, Эксмо-пресс, 2002.

7) Неткачев Г.Д. Новый психологический способ лечения заикания, Москва, 1988

8) Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. 2-е издание. – СПб.: Питер, 2004. – 348 с

Работа над дыханием у заикающихся подростков

Как правило физиологическое дыхание у заикающихся не отличается от дыхания нормально говорящих людей. Основные трудности возникают у них при необходимости что-то сказать. При нормальной речи существует экономия экспираторного воздуха. Т.е. речевой выдох рассчитан на длину фразы. При заикании же воздух расходуется нерационально. Одни пациенты выдыхают часть воздуха перед фонацией, другие – используют воздух при преодолении артикуляторных судорог и говорят на остаточном воздухе. При вдохе поднимаются плечи, живот втягивается, возникает “перебор” взятого воздуха.

Можно попросить пациента долго и протяжно произнести звук “ооооо…”. В норме человек может тянуть звук до 20 сек. и более. Заикающиеся часто не могут это сделать даже в течении 10 секунд.

Перед логопедом встает задача по выработке у пациентов правильных дыхательных кинестезий, включающая в себя работу по:

  • нормализации тонуса дыхательной мускулатуры;
  • постановке диафрагмального типа дыхания (отработке вдоха, формированию силы и целенаправленности воздушной струи при выдохе, управляемой волей пациента).

В значительной мере нормализации мышечного тонуса способствуют упражнения по снятию мышечных зажимов (описаны в предыдущей статье).

Положение лежа самое оптимальное для постановки диафрагмального дыхания. В этом положении мышцы всего тела расслабляются и нижнереберное дыхание устанавливается спонтанно.

Заикающиеся обычно забирают слишком много воздуха при вдохе. Возникает “перебор” воздуха, что провоцирует смыкательную голосовую судорогу. Чтобы этого избежать, необходимо научиться делать быстрый, но глубокий вдох (“как укол”). Для того, чтобы это лучше прочувствовать, надо начинать с выдоха. Во время тренинга нужно дать заикающимся ощущение процесса дыхания: выдох – пауза – вдох, обращая внимание на “точку дыхания”, которая находится в области живота. Лежа на спине, нужно приложить ладонь к нижней части живота и почувствовать, как живот уходит внутрь в момент выдоха. Губы слегка сомкнуты, как будто сдувают пушинку. Как только пациент приоткроет рот, не вдыхая специально, возникает пауза и воздух втекает сам. Пауза должна быть прочувствована заикающимся. При вдохе живот слегка выпячивается.

Далее идет работа над фиксированным выдохом (с сомкнутыми губами). При работе с заикающимися необходимо использовать образы, и учить их доверять собственному воображению, поскольку излишняя фиксация на логопедических приемах для них вредна. Отрабатывая выдох, представляем, что дуем на одуванчик, надуваем воздушный шар, маленький, а потом большой мячи и т. п. Паузу специально не контролируем. Контролем вдоха является ощущение отдыха в момент паузы и возникающая потребность дышать.

Читайте так же:
Заговоры воском от заикания у детей

Автоматизировать приемы диафрагмального дыхания нужно в разных позициях: лежа, сидя, стоя, при ходьбе. Важно обращать внимание на осанку пациентов. Осанка должна быть прямая, плечи развернуты и опущены, голова не закинута назад и не опущена вперед. Тело “подвешено” за макушку.

Динамические дыхательные упражнения проводятся в сочетании с движениями туловища, рук, шеи. Если у пациента наиболее выражены дыхательные и вокальные судороги, то начинать надо с плавных движений в сочетании с фиксированным выдохом. Если у пациента более выражена астения, то движения более резкие (наклоны, повороты туловища, толкательные движения) в сочетании с форсированным выдохом. Позже логопед может чередовать расслабляющие и активизирующие движения со всеми пациентами, приближая их к естественным (подъем по лестнице, рубка дров, спортивные игры и т.п.).

Как только заикающиеся освоят приемы диафрагмального дыхания вне речи, в тренинг можно последовательно включать фонационные дыхательные упражнения. Формирование фонационного выдоха является опорой в дальнейшей работе. Начинается она с глухих щелевых согласных и гласных звуков. К этому времени заикающиеся уже должны уметь тянуть гласный 20 сек. Пациентам важно сказать, что продление времени фонации тренирует не только дыхание, но и волю. Фонаторный период (время звучания) зависит не столько от глубины вдоха, сколько от всей мускулатуры, управляемой волей.

Постепенно работа над дыханием тесно переплетается с голосовым тренингом.

Тренировка дыхания длится не более 10 минут и является одним из этапов логопедического занятия.

Хотелось бы привести примеры нескольких упражнений, применяемых в практике на логопедических занятиях:

1. Исходное положение – стоя, ладони лежат на нижних ребрах. Очень резко вдохнем через нос в живот. Плечи неподвижны. Не задерживая дыхания, резко выдохнем через рот. Выдох энергичный. Делаем упражнение 1-2 минуты (важно следить, чтобы у пациентов не закружилась голова).

2. Исходное положение – стоя, ладони на нижних ребрах. Вдохнем через нос в живот. Плечи неподвижны. Не задерживая дыхания, плавно выдыхаем, как будто греем замерзшие руки. Делаем упражнение 1-2 минуты.

3. Пациенты встают в круг, изображая дикарей. Делая вдох через нос, подняв руки перед собой, они ходят вокруг воображаемой жертвы, форсированно выдыхая воздух, как в первом упражнении. Лица выражают гнев (как бы пугают жертву). Делаем упражнение 2 минуты.

4. Пациенты изображают тигренка. Поза аналогично упражнению №3. Выдох сопровождается звуком близким к “рычанию “. Обращается внимание на активную работу мышц живота. Рот широко открыт. Делаем упражнение 1 минуту.

5. Пациенты изображают водолазов, снимающих скафандр. Руки плавно и энергично снимают скафандр со всего тела, заканчивая ногами. Начинаем с головы. Движения энергичные, сопровождаемые звуком похожим на -а-, идущим из живота на нижнем регистре.

6. Пациенты “вытягивают воображаемую веревку из болота”, сопровождая движение звуком «аааа» (с хрипотцой), аналогичным предыдущим упражнениям. Заканчиваем упражнение отбрасыванием воображаемой веревки в сторону с расслаблением рук.

7. Пациенты сидят. Дыхание под счет. На счет: “раз-два”-вдох; “раз-два-три-четыре”- форсированные выдохи. Аналогично дышим в соотношении 3:6, 4:8; 5:10.

Таким образом, заикающиеся учатся фонационному дыханию, которое в определенных ситуациях может произвольно регулироваться (задерживаться, учащаться). Такое дыхание становится активным мускульным процессом, управляемым волей. Это умение позволит в дальнейшем заикающемуся подростку изменять дыхание согласно внутреннему речевому программированию и его эмоциональному состоянию.

Картотека упражнений для логопедических занятий по преодолению заикания

Нажмите, чтобы узнать подробности

В картотеке упражнений для занятий по преодолению заикания представллен комплекс упражнений и рекомендаций:

для артикуляционно-мимической гимнастики; голосовой гимнастики; постановки нижнерёберного диафрагмального дыхания; логоритмики; отработки речевых навыков в личностно и социально значимых ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Картотека упражнений для логопедических занятий по преодолению заикания»

МКОУ Чумаковская школа-интернат

КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ

Составила: учитель-логопед Курусь Е.Н.

Логопедическое занятие в группе для заикающихся дошкольников начинается с логопедической разминки, которая включает в себя:

# Постановку нижнереберного диафрагмального дыхания;

# Отработку речевых навыков в личностно и социально значимых ситуациях.

Артикуляционно-мимическая гимнастика

Эти упражнения помогают: создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. Идет тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц. Для этого используются статические и динамические упражнения

Рекомендации при выполнении упражнений:

# выполнять упражнения только перед зеркалом;

# избегать сопутствующих движений (работает только группа мышц);

# выполнять упражнение в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений.

Комплекс упражнений артикуляционно-мимической гимнастики

Упражнения для мышц лба:

– нахмурить брови, с угрозой произнести: «А-а!»;

– удивленно-радостно вскинуть брови, произнести с восхищением: «А-а!»

Упражнения для мышц глаз:

– зажмуриться – «распахнуть» глаза;

– поочередно закрывать и открывать то правый, то левый глаз;

– озорно, со значением подмигивать;

– спокойно закрывать и открывать глаза, максимально расслабляя мышцы век;

Упражнения для щёк:

– перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щёки);

– «полоскать рот» воображаемой водой;

Упражнения для губ:

– сложить губы в трубочку («у-у-у»);

Читайте так же:
Как не высовывать язык при заикании

– двигать губами от правой щеки к левой;

– двигать губами по кругу;

Упражнения для языка:

– расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» его губами («пя-пя-пя»);

– пощелкать языком, присасывая строго по средней линии;

– вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, мня, мня»);

Голосовая гимнастика

Целью голосовой гимнастики является развитие силы, высоты, тембра голоса, голосовых модуляций, интонационно-мелодической речи.

Рекомендации при выполнении упражнений:

# работая над гласными, необходимо следить за мягкой атакой звука (бархатистое звучание, чуть приглушенное, с теплым выходом);

# не следует допускать горлового и других призвуков;

# при выполнении упражнений с гласными следует соблюдать умеренность темпа, четкость артикуляции, равномерное распределение выдоха.

А. Упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса

Упражнение 1. Звук произносится шепотом с присоединением голоса, мягко и негромко. Сила голоса должна быть одинаковой от начала до конца звучания.

Упражнение 2. Напевание колыбельной. Полунапевно произносится гласный звук, изменяя высоту голоса.

«Раскачав» гласные, «бросать» их вверх без напряжения. По аналогии данное упражнение можно использовать при произнесении сочетаний из двух или трех звуков.

Упражнение 3. «Голосовая горка». Произносить гласный звук, изменяя его по высоте, представляя горку, по которой звук «взбирается» и «спускается вниз».

Упражнение 4. «Выколачивание» гласных звуков (отработка мягкой голосоподачи и включение грудного регистра).

Упражнение 5. «Разбойники увидели жертву». На выдохе произносить «ах-ха-ха-ха-ха» (представляя жертву), затем на выдохе произносить «ох-хо-хо-хо-хо» (представляя, что они с ней сделают).

Упражнение 6. Произносить гласные звуки и слоги, повышая/понижая тональность на каждом последующем звуке/слоге. Образуется своеобразная лестница.

Б. Интонационные упражнения

Упражнение 1. При произнесении последовательности гласных звуков воспроизводить удивление, недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация).

Упражнение 2. Произносить эталон «АОУИ» (сочетание гласных) с разной интонацией, сопровождая дирижированием:

# Спокойно и блаженно

По аналогии в этом упражнении можно использовать фразу.

Дыхательная гимнастика

(автоматизация навыков нижнереберного дыхания)

Дыхание – главная функция человеческого организма, основа речи. Чтобы произнести фразу, нужен достаточный объем воздуха, который, проходя постепенно, струей через связки, как смычок по струнам, заставляет звучать «голосовой инструмент». Дыхание должно быть активным, целенаправленным.

Дыхание бывает трех типов: ключичное, грудное, грудобрюшное (диафрагмальное нижнереберное).

Ключичное дыхание – поверхностное. При этом типе дыхания поднимаются плечи, так как воздух входит только в верхушки легких, не раздвигая грудную клетку.

При грудном типе дыхания реберная часть раздвигается на треть.

При нижнереберном диафрагмальном типе дыхания грудная клетка раскрывается полностью. Наполняются воздухом нижние отделы легких, в свою очередь они оказывают давление на диафрагму, которая опускается, при этом «выпячивается» живот. Плечи остаются спокойными, спина – прямой.

Дыхание, голосообразование и артикуляция – взаимообусловленные процессы, поэтому тренировку дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводят одновременно. Задания усложняются постепенно: тренировка речевого выдоха сначала проводится на отдельных звуках, потом – на словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и прозы. Контролировать правильное речевое дыхание можно с помощью ладони, если положить ее на область диафрагмы.

Задачи дыхательной гимнастики: освоить технику нижнереберного диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить различные по длине речевые отрезки.

Рекомендации при выполнении упражнений:

# Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;

# Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий;

# «Добирать» воздух только между смысловыми отрезками во фразе;

# Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи не поднимались при вдохе;

# Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании;

# Выдох должен сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата.

В дыхательной гимнастике используются упражнения:

A. Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха

Данные упражнения делают лежа, сидя, стоя. Упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

Упражнение 1. Руку положить на область диафрагмы. Выдохнуть остатки воздуха, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая вашу руку. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается.

Упражнение 2. Руки положить ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохнуть. Не поднимать плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросить дыхание, выдохнуть. Руки должны ощутить, как опали ребра.

Б. Упражнения для воспитания навыков правильного полного выдоха

Упражнение 1. Очень глубоко и резко взять дыхание через нос (в нижние ребра). Следить, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохнуть через рот. Это упражнение очень активизирует дыхательный аппарат, осуществляя хороший массаж связок активной воздушной струей.

Упражнение 2. «Задуть воображаемую свечу». Положить ладони рук на ребра. Вдохнуть и «подуть на свечу». Воздух из легких выходит плавно и постепенно, ребра опадают не мгновенно, а постепенно, по мере выдувания.

Читайте так же:
Инвалидность при деменции средней степени

Упражнение 3. «Фиксированный выдох». После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя интенсивность выдоха). Следить за правильной осанкой и за расслабленностью мышц плечевого пояса, шеи, лица.

Упражнение 4. Проделать упражнение «фиксированный выдох» с мысленным счетом. Распределить выдох на 10–12–15 и более секунд.

B. Упражнение для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом

Данная группа упражнений базируется на упражнениях для воспитания правильного выдоха в сочетании с включением голоса, начиная с произнесения отдельных звуков до произнесения цепочек слогов. Примеры упражнений:

Упражнение 1. Проделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая его с произнесением звуков с-с-с, ш-ш-ш, ф-ф-ф, м, н, л и т.д. Необходимо протянуть звук как можно дольше, контролируя длительность выдоха секундомером. Особое внимание обращается на плавность выдоха.

Упражнение 2. На выдохе протяжно произносятся слоговые цепочки: сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличивать количество слогов на выдохе,

а) полунапевно произносить на выдохе:

м м а м м о м м у м м э м м и м м ы

н н а н н о н н у н н э н н и н н у н н а

б) произносить на выдохе:

м м у ! м м о ! м м а !

ммэ ! мми ! м м о !

в) протяжно произносить на выдохе:

м а а н а а в а а з а а

Упражнение 3. Активно (через рот) взять дыхание, а на выдохе произносить слог «да-да-да». Говорить, ощущая корни передних зубов, щелочку между двумя передними зубами, через которую «идет ниточка воздуха». Язык дробно ударяет по твердому небу около верхних резцов. Нижняя челюсть свободна, но не падает. Следить, чтобы дыхание было плавным, без толчков.

Упражнение 4. Произнести два слога, на втором сделать ударение, гласный второго слога потянуть, послушать: «ма-ма». Между слогами пауз не делать. Дыхание брать, когда оно заканчивается. Следить, чтобы смена слога, смена гласного не меняла окраски звука, его силы и объема.

ма-ма на-на ва-ва за-за

ма-мо на-но ва-во за-зо

ма-му на-ну ва-ву за-зу

ма-ми на-ни ва-ви за-зи

ма-мэ на-нэ ва-вэ за-зэ

Г. Дыхательные упражнения, сочетающиеся с голосом и движениями

Упражнение 1. Поворачивать голову вправо-влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом порционно. Медленно и плавно выдохнуть через рот, произнося пффф.

Упражнение 2. «Лесорубы». Сделать вдох, выдох делать с наклоном, выдыхая порционно в три раза и произносить ах-ух-ох, имитируя удар топора.

Упражнение 3. «Спустить мяч». Сделать вдох. Руки на уровне груди. Сжимаем воображаемый мяч, произнося звук с-с-с.

Упражнение 4. «Раздвинем стены». Делается аналогично упражнению «спустить мяч», только используются разные звуки: вперед – звук ж, назад – з, в стороны – ш, вверх – с.

Д. Упражнения для удлинения продолжительности речевого выдоха (синхронизация речи с движением при произнесении каждого слога – «встречное дирижирование»)

Рекомендации при выполнении упражнений:

# Обращать внимание на равное распределение выдоха на протяжении всего высказывания.

# Придерживаться умеренного темпа речи с четким договариванием слова в полном его объеме.

# При чтении стихотворений, произнося возрастающее количество строк на одном выдохе, соизмерять расход воздуха с величиной текста.

Упражнение 1. Использование люфт-паузы (воздух добирается после каждой строчки).

Пример: С радости-веселья /

Хмелем кудри вьются, /

С горести-печали /

Русые секутся. //

В дальнейшем произносится возрастающее количество слов на одном выдохе.

Упражнение 2. «Трубач». Сделать вдох. К губам прижать воображаемый мундштук горна или трубы. Без звука одним воздухом нужно «выдышать» мелодию на одном выдохе.

Солнечный круг,

Небо вокруг

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке:

«Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я!»

Упражнение 3. Сделать вдох. На выдохе посчитать. Счет прямой, обратный, порядковый, десятками и т.д. По аналогии: перечисление дней недели, названий месяцев. Следить за проговариванием, равномерностью и длительностью выдоха.

Упражнение 4. Распределение речевого дыхания: чтение стихотворения «Дом, который построил Джек».

Логоритмические упражнения

Коррекционный курс для заикающихся включает в себя работу над темпом и ритмом речи. Большое значение для этого имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, хлопки, притопывания, прыжки). В процессе тренировки темпа и ритма речи необходимо выработать следующие умения:

# двигаться в заданном темпе;

# чередовать движения в различном темпе;

# согласовывать движения с ритмической организацией высказываний и проговариванием в нужном темпе.

Рекомендации к упражнениям

Упражнение необходимо выполнять:

– с четкой артикуляцией;

– с равномерным распределением выдоха;

– соблюдая умеренный темп;

– синхронизируя произнесение и движение (на слог).

Большую помощь заикающимся окажут специальные упражнения, направленные на согласование речи с движением рук в стиле «робота», с хлопками в ладоши, ходьба на месте, по кругу, встречное дирижирование и т.д.

Mo-ем, мо-ем тру-бо-чис-та

Чи-сто, чи-сто, чи-сто, чи-сто.

Бу-дет, бу-дет тру-бо-чист

Чист, чист, чист, чист.

Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи

Гласный в начале предложения необходимо произносить с придыханием, в сопровождении дирижирования (на слог).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector