Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками

Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками

Проблему заикания можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. В литературе прошлого встречались весьма разнообразные толкования механизмов заикания. Это объясняется и уровнем развития науки, и позициями, с которых разные авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

Заикание — один из наиболее тяжёлых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и ещё в конце xix в. наш отечественный психиатр И.А. Сикорский впервые установил, что в большинстве случаев это происходит в возрасте от 2 до 5 лет.

Но, по мнению большинства учёных, заикание — это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей. Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному, но, тем не менее, одно тесно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного неизбежно усугубляет другое. Руководствуясь павловским учением о высшей нервной деятельности человека, заикание называют заболеванием центральной нервной системы в целом.

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу. Но необходимо воздействовать на речь заикающегося, но и на его личность и моторику в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране название комплексного метода преодоления заикания.

Логопедическая работа с дошкольниками с заиканием представлена в методических рекомендациях Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay ("Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками". — М., 1959), С.А. Мироновой ("Обучение и воспитание заикающихся дошкольных учреждений". — М., 1983), Г.А. Волковой ("Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников". — М., 1983).

В основу системы преодоления заикания, предложенной С.А. Мироновой, положена деятельность ребенка, организуемая по разделам: "Ознакомление с окружающей природой", "Развитие речи", "Развитие элементарных математических представлений", "Рисование, лепка, аппликация, конструирование".

Перед логопедом поставлены программные и коррекционные задачи, которые решаются в течение четырех этапов последовательно усложняемой работы.

В методике Г.А. Волковой представлена система комплексной работы с заикающимися детьми, которая состоит из разделов: методика игровой деятельности, логоритмические занятия, воспитательные занятия, воздействие на микросоциальную среду детей.

Н.А. Власова и Е.Ф. Pay предлагают работать над речью ребенка, переходя от простых ее форм к сложным: от сопряженной речи, через отраженную и вопросно-ответную речь, к описанию знакомых картинок, пересказу прослушанного текста, к спонтанной и эмоциональной речи.

Выбор методики преодоления заикания у дошкольников зависит от типа учреждения, в котором пребывают дети (логопедическая группа детского сада или условия стационара). Однако все авторы указывают, что преодоление заикания у дошкольников возможно лишь при комплексном воздействии, одной из составляющих которого является логопедическая ритмика.

Тема моей курсовой работы "Методика логопедической работы с заикающимися дошкольниками". Данная тема очень актуальна, поскольку нарушения речи многообразны, и многообразны также методы их коррекции.

Цель данной курсовой работы — изучить методику логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции заикания.

Основными задачами, я считаю — это рассмотрение основных этапов, направлений, изучение методик логопедической работы по коррекции симптомов заикания у детей старшего дошкольного возраста.

Глава 1. Теоретические аспекты заикания

1.1 Сущность заикания

Заикание — мучительное, тяжелое расстройство речи. Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошкольника в детский коллектив 1 .

Вот почему воспитателю следует серьезно задуматься над средствами устранения у своих воспитанников этого недостатка. Надо понять природу заикания, изучить личность заикающегося и овладеть доступными специальными педагогическими методами. При таких условиях воспитатель может помочь ребенку нередко даже в большей степени, чем специалист-логопед, в силу более интимного и длительного контакта со своим воспитанником и его семьей.

Заикание — функциональное нарушение речи, внешне выражается в судорогах мышц тех или иных органов речи в момент звукопроизношения (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц). Речь прерывается вследствие задержки на некоторых звуках и словах (Приложение 1).

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

На рубеже XVII — XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твердом нёбе, через которое якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. Вутцер объяснял это ненормальным углублением в нижней челюсти, в которой прячется кончик языка при своем движении. Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); спазматическое сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах); несогласованность процессов мышления и речи (Блюме); несовершенство воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель) и т.д.

Читайте так же:
Медикаментозное лечение энуреза у подростков

Часть исследователей связывала заикание с нарушениями в протекании психических процессов. Например, Блюме считал, что заикание возникает от того, что человек или мыслит быстро, так что речевые органы не поспевают и потому спотыкаются, или же, наоборот, речевые движения "опережают процесс мышления". И тогда из-за напряженного стремления выровнять это несоответствие мышцы речевого аппарата приходят в "судорогоподобное состояние".

К началу XX в. все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:

1) Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координации). Это было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И.А. Куссмауля, а затем в работах И.А. Сикорского, который писал: "Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого". Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание — это судорогоподобные спазмы.

2) Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либманн, Г.Д. Неткачев, Ю.А. Флоренская. Психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.

3) Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шнейдер, которые считали, что в заикании, с одной стороны, проявляется желание индивида избежать всякой возможности соприкосновения с окружающими, а с другой — возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного страдания.

К 30-м годам и в последующие 50-60-е годы XX в. механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю.А. Флоренская, Ю.А. Поворинский и др.), другие как особую его форму (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, И. II . Тяпугин, М.С. Лебединский, С.С. Ляпидевский, А.И. Поварнин, Н.И. Жинкин, В.С. Кочергина и др.). Но в обоих случаях эти сложные и многообразные механизмы развития заикания идентичны механизмам развития неврозов вообще. Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлекса. Заикание — это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В.С. Кочергина, 1962). В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе заикания указывал еще В.А. Гиляровский. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности — речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры извращается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функций. Эти взгляды отражают понимание механизма невротического заикания как своеобразного нарушения корково-подкорковых отношений (М. Зееман, Н.И. Жинкин, С.С. Ляпидевский, Р. Лухзингер и Г. Арнольд, Э. Рихтер и мн. др.).

У детей раннего возраста, по мнению некоторых авторов, механизм заикания целесообразно объяснить с позиций реактивного невроза и невроза развития (В.Н. Мясищев, 1960). Реактивный невроз развития понимается как острое нарушение высшей нервной деятельности. Заикание возникает в раннем возрасте на фоне задержанного физиологического косноязычия при переходе к сложным формам речи, к речи фразами. Иногда оно является результатом речевого недоразвития разного генеза (Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, Б. Мезони). Так, Р.М. Боскис называет заикание заболеванием, в "основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы". Речевые затруднения могут вызываться задержками развития речи, переходом на другой язык случаями патологического развития личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль и пр.

Шилова Е.А., Замотаева С.А. Как работать с заикающимися дошкольниками. Календарный план и конспекты занятий в логопедической группе детского сада — файл n1.doc

Ш 5 9 Как работать с заикающимися дошкольниками. Календар-ный план и конспекты занятий в логопедической группе дет­ского сада. — М.: Изд-во «Гном и Д»,2004 — 128 с.

Читайте так же:
Школы для родственников при деменции

В книге представлена система коррекционно-развива-ющей работы с заикающимися дошкольниками, позволя­ющая сформировать у детей навык плавной речи в течение первого года обучения. Предлагаемый методический мате­риал соответствует современным требованиям к организа­ции и содержанию процесса обучения и воспитания в лого­педических группах для детей с заиканием. Практический материал, представленный в пособии, отражает реализацию основных этапов методики С.А. Мироновой по преодолению заикания у дошкольников.

Структура данного пособия позволяет практическим ра­ботникам гибко использовать предлагаемые методические разработки как при решении задач конкретного занятия, так и при работе с заикающимися детьми разных возраст­ных групп.

Рецензенты: к.п.н., доцент каф. логопедии и медицинских основ дефектологии МГПИ им. М.Е. Евсевьева Федосеева Е.Г., логопед детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи Видякина Н.В.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НОРМАЛИЗАЦИИ

РЕЧИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 7

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

ДЛЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 12

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) 12

  1. период (март, апрель) 74
  2. период (май, июнь) 99

© Е.А. Шилова, С.А. Замотаева 2004 © Оформление «Издательство «Гном иД», 2004

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее социально значимая функция речи — коммуни­кативная. При заикании — одном из распространенных и вместе с тем сложных дефектов речи — эта функция нару­шается. Возникший дефект не только изменяет деятель­ность ребенка по отношению к окружающему миру, но и вы­зывает разрыв, смещение тех систем, которые определяют общественное поведение человека.

В общей проблеме заикания особое место занимает дош­кольный возраст (от 2 до 5 лет), на который приходится пре­обладающее число случаев возникновения дефекта. Причем в большей степени заикание проявляется в период овладе­ния фразовой обобщенной речью. В возрасте 2-5 лет ребе­нок переходит от ситуативной речи к контекстной и наряду с интенсивным усвоением средств языка ему приходится осу­ществлять выбор стратегии речи. Возрастные особенности нервных процессов ребенка усиливаются типологическими чертами, а иногда отклонениями от нормы, что является бла­гоприятной почвой для возникновения заикания.

Работа по устранению заикания у детей бывает наиболее эффективной, если начата сразу, как только возникает де­фект.

Помощь заикающимся детям оказывается в условиях ло­гопедического пункта при детских поликлиниках, в лого­педических группах для заикающихся детей при массовых детских садах, а также в специальных дошкольных учреж­дениях — детских садах для детей с нарушениями речи.

В специальных детских учреждениях заикающиеся дети обучаются в отдельных группах, при этом учитывается их возраст. Цель специального обучения в таких группах — ус­транение заикания и сопутствующих нарушений речи.

Организация процесса коррекционно-логопедической ра­боты с заикающимися детьми в дошкольных учреждениях обеспечивает их общественно-социальное воспитание, по­ложительно воздействует на становление личности ребен­ка, учитывая его возрастные и индивидуальные психофи­зиологические особенности.

Подходы к устранению заикания и существующие мето­ды логопедической работы с заикающимися детьми различ­ны. Достаточно распространенный метод преодоления заи­кания — упражнение детей в сопряженной, отраженной, воп­росно-ответной формах речи, пересказе, рассказе и спонтан­ной эмоциональной речи. Подобный метод работы всесто­ронне освещен в исследованиях Н.А.Власовой (1959), Г.А.­Волковой (1983, 1985), В.И.Селиверстова (1978, 1994) и ус­пешно используется в коррекционном процессе.

Наряду с этим подходом в логопедической работе с заи­кающимися дошкольниками активно применяется методи­ка, разработанная под руководством профессора Р.Е.Леви­ной. Исследования, проведенные Р.Е. Левиной и ее учени­ками, показали, что заикание у детей значительно ослабе­вает в условиях конкретной, наглядной ситуации. Это зна­чительно облегчает формулирование мысли, называние производимых действий, ребенок может наряду со словом воспользоваться местоимением («эта», «этот», «такое» и др.) или жестом, указывающим на тот или другой предмет. Та­кую речь в психологии принято называть ситуационной или ситуативной. В отличие от этого обобщенная речь, связан­ная с событиями прошедшими, иногда очень давними, с предметами, которые ребенок не может наблюдать непос­редственно в момент речи, с будущими его действиями, с самостоятельными рассуждениями и выводами, более труд­на. Такую речь принято называть контекстной. Сложность этой речи заключается в том, что ребенку приходится стро­ить свое сообщение без конкретного показа, опираясь лишь на языковые средства. Основная линия развития речи ре­бенка заключается в постепенном переходе от ситуативной речи, носящей в большинстве случаев диалогический харак­тер, к развернутым, связным высказываниям, т.е. к речи контекстной.

Стратегия развития свободной от заикания речи с наибо­лее элементарной, доступной заикающимся формы (ситуа­тивной), с постепенным подведением детей к умению пользо­ваться контекстной формой речи лежит в основе логопеди­ческих методик Н.А.Чевелевой (1965, 2001) и С.А.Мироно-

вой (1975,1991). В методике, предлагаемой Н.А.Чевелевой, реализуется принцип последовательного усложнения рече­вых упражнений в процессе ручной деятельности ребенка.

С.А.Миронова разработала систему преодоления заика­ния у дошкольников в процессе прохождения в целом про­граммы средней, старшей и подготовительной групп детс­кого сада. Коррекционное воздействие на заикающихся де­тей, по мнению автора, должно осуществляться на заняти­ях по разделам (ознакомление с окружающей жизнью и при­родой, развитие речи, овладение элементарными матема­тическими представлениями, изобразительная деятель­ность и конструирование), составляющих основу обучения. На каждом занятии логопед и воспитатель должны решать две задачи: программную и коррекционную.

Программными (образовательными) задачами, как и в массовом детском саду, предусмотрено расширение и углуб­ление знаний детей об окружающей жизни и природе, раз­витие элементарных математических представлений, а так­же обучение навыкам изображения простых и более слож­ных предметов и передачи сюжетов на занятиях рисования, лепки, аппликации, конструирования. Коррекционными задачами предусмотрено формирование навыка общего и речевого поведения детей, умения пользоваться самостоя­тельной речью без заикания.

Читайте так же:
Как правильно лечить ургентный энурез у мужчин старческого возраста

Методика работы С.А.Мироновой легла в основу про­граммы для специальных дошкольных учреждений «Обу­чение и воспитание заикающихся дошкольников», рекомен­дованной Управлением по дошкольному воспитанию Мини­стерства просвещения РФ и нашла широкое применение в специальных дошкольных учреждениях. Многие логопеды, строя свою работу с заикающимися дошкольниками разных возрастных групп, пользуются теоретическими положени­ями данной программы.

Методические рекомендации С.А. Мироновой были уч­тены и нами при подготовке данной книги.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО НОРМАЛИЗАЦИИ РЕЧИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В среднюю группу для заикающихся при общеобразова­тельных и специальных дошкольных учреждениях прини­маются дети в возрасте 4-4,5 лет.

В соответствии с программой «Обучение и воспитание заикающихся дошкольников» (С.А. Миронова, 1983) нор­мализация речи детей осуществляется в процессе четырех периодов работы.

В первый период дошкольников учат пользоваться про­стейшей самостоятельной ситуативной речью: внима­тельно слушать образцы речи логопеда и воспитателей и точно выполнять словесные задания; отвечать на конкрет­ные вопросы логопеда одним словом (словосочетанием — в конце периода обучения) при наличии наглядного материа­ла. На занятиях, связанных с разными видами продуктив­ной деятельности (рисование, лепка, аппликация, констру­ирование), дети, пользуясь накопленными речевыми моде­лями, отвечают на вопросы логопеда в момент объяснения задания, а также в процессе подготовки, раздачи материа­ла, подведения итога работы.

На протяжении всего этого периода придается большое значение ограничению речи детей. Для этого используются индивидуальные спокойные игры в первой и второй поло-пине дня. Ограничение речи («режим молчания») обязате­лен для всех детей. Далее ограничение речи применяется по отношению к отдельным детям (с тяжелой степенью заика­ния). С целью предупреждения рецидивов заикания в фев­рале-марте «режим молчания» вводится на две-три неде­ли. В этот период по мере необходимости невропатолог на­значает лечебные мероприятия.

Во второй период дошкольников упражняют в самосто­ятельной ситуативной речи. Заикающиеся внимательно слушают ответы товарищей и более сложные речевые моде­ли логопеда: развернутую фразу, варианты фраз, короткий

рассказ. Детей учат отвечать без заикания на вопросы лого­педа словосочетаниями, короткими фразами при наблюде­нии за живыми объектами, рассматривании предметных и сюжетных картинок, предметов и игрушек.

В третий период заикающиеся овладевают развернутой ситуативной речью. Они учатся отвечать на вопросы лого­педа распространенными предложениями; составлять рас­сказы по предметной и сюжетной картинке, о выполненной работе; пересказывать по вопросам логопеда содержание ко­роткого рассказа или знакомой сказки.

В четвертый период дошкольники упражняются в дос­тупной контекстной речи. Они отвечают на вопросы лого­педа распространенными предложениями, составляют рас­сказы по картинке, описывают предмет и пересказывают короткие рассказы по вопросам. Дошкольники составляют короткий рассказ о проделанной или предстоящей деятель­ности по вопросам, как с опорой, так и без опоры на нагляд­ность, по представлению. Дети учатся продолжать рассказ, начатый товарищем, задавать конкретные вопросы к име­ющемуся наглядному материалу.

В каждый последующий период заикающиеся дошколь­ники не только осваивают новый уровень самостоятельной речи, но и закрепляют речевые умения и навыки, предыду­щего периода обучения.

Выделенные коррекционные задачи каждого периода ре­шаются одновременно с общеобразовательными в процессе проведения системы занятий логопеда (фронтальных, под-групповых, индивидуальных), воспитателя, музыкального руководителя (табл. 1). Количество и продолжительность занятий должны соответствовать Закону Российской Феде­рации «Об образовании», где установлен «максимальный объем учебной нагрузки обучающихся» (ст. 7, п.1.). В сред­ней группе в первой половине дня максимально допустимое количество учебных занятий не должно превышать двух. Продолжительность занятий — не более 10-15 минут. В се­редине занятия необходимо проводить физкультминутку. Перерыв между занятиями не менее 10 минут. В середине учебного года (январь) организуются недельные каникулы.

Перечень и количество недельных занятий в средней

На основании предварительной подготовки, проведенной воспитателем, логопед на своих занятиях формирует общее и речевое поведение детей, умение говорить без заикания, а также закрепляет знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях воспитателя; музыкально-ритмические занятия проводятся утром как перед логопедическими, так и после них (табл. 2).

Заикающимся детям средней группы свойственно исполь­зовать краткие ответы, поэтому они достаточно длительное время должны отвечать однословно.

Заикающиеся дети средней группы не могут заниматься одновременно двумя видами деятельности: слушать речь взрослых и рисовать, лепить и т.д., что связанно с объемом, распределением и переключением их внимания. В связи с этим необходимо больше времени отводить организованно­му разговору в другие моменты занятия: при объяснении задания и после выполнения работы. Следует активно уп­ражнять детей в ответах на вопросы, когда деятельность за­кончена, используя в качестве наглядной опоры выполнен­ные работы.

У заикающихся детей средней группы отмечается возра­стная несформированность речи — нарушения в произноше­нии звуков. Многие испытывают трудности в овладении зву­ками, обусловленные возрастными психологическими осо­бенностями: дети еще не осознают необходимости устране­ния неправильного произношения, с трудом выполняют подготовительные упражнения. Поэтому работу по форми­рованию правильного звукопроизношения целесообразно II роводить не в начале учебного года, а несколько позже (при­мерно со II периода) и не со всеми детьми, а лишь с теми, кто способен осознано относиться к этому виду деятельности. Постепенно в течение года в работу включаются и осталь­ные дети.

Читайте так же:
Дыхательные упражнения от заикания у подростков

10

11

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

  • вслушиваться в речь окружающих;
  • слушать речь логопеда в процессе лепки, рисования, на-­
    клеивания, конструирования и т.д.;
  • выполнять словесные инструкции типа: Дай . Положи
    . Отнеси. и т.д.;
  • запоминать и точно выполнять задания по месту распо­
    ложения предметов на бумаге, по использованию цвета, фор­
    мы, по чередованию предметов;
  • отвечать без заикания на вопросы одним словом при на­
    личии наглядной опоры;
  • отвечать на вопросы логопеда словосочетаниями типа:
    карандаш красный, огурец зеленый и т.д., нераспространен­
    ными фразами: Машина едет, Корова мычит (в конце тре­
    тьего месяца обучения);
  • отвечать на вопросы логопеда одним словом, словосо­
    четанием в момент объяснения практического задания, а
    также в процессе подготовки и раздачи материала, подведе­
    ния итога работы.

Процесс обучения и воспитания в I период распределя­ется следующим образом:

Сентябрь:

׀-׀׀ недели — обследование детей; заполнение речевых карт.

׀׀׀-׀V недели — режим ограничения речи детей. Проведе­ние дидактических игр по обучению шепотной речи.

Октябрь:

׀-׀׀ недели — проведение логопедических занятий по теме «Овощи»;

׀׀׀-׀У недели — проведение логопедических занятий по

теме «Фрукты». Ноябрь:

I неделя — проведение логопедических занятий по теме
«Осень»;

  1. неделя — проведение логопедических занятий по теме
    «Деревья»;
  2. неделя — проведение логопедических занятий по теме
    «Транспорт».

На каждом занятии логопедом и воспитателем реали­зуются конкретные коррекционно-развивающие задачи (табл. 3).

Коррекция заикания у младших школьников: диагностика, планирование, конспекты занятий

Коррекция заикания у младших школьников: диагностика, планирование, конспекты занятий — интернет-магазин УчМаг

Одним из речевых нарушений у дошкольников и школьников является заикание.

Заикание – это нарушение темпа и плавности речи судорожного характера. При заикании страдает коммуникативная функция речи.

Причины заикания могут быть внешними и внутренними, они связаны между собой. Существуют 3 основные причины возникновения заикания:

1. Гипоксия (вследствие угрозы прерывания беременности, стремительные роды).

2. Наследственность (биологический фактор).

3. Стрессовые воздействия:

– длительная высокая температура.

Ведущей причиной является воздействие стрессогенных факторов, которые наиболее опасны для мальчиков, поэтому заикающихся мальчиков значительно больше, чем девочек.

Неврологическая симптоматика характеризуется состоянием стволовых отделов ЦНС, дисфункцией высших центров вегетативной регуляции на уровне диэнцефальных отделов головного мозга.

В зависимости от причины возникновения заикание бывает функциональным и органическим .

Бльшее количество случаев функционального заикания обусловлено логоневрозом.

У меньшего количества заикающихся обнаруживается органическая неврологическая симптоматика. В этих случаях заикание – лишь один из симптомов другого органического речевого нарушения (дизартрии, моторной алалии и т. д.).

Причины неврозов (по Павлову И. П.):

1) перенапряжение раздражительного процесса;

2) перенапряжение тормозного процесса;

3) перенапряжение подвижности нервных процессов (возбуждения и торможения).

В коре мозга появляются изолированные «больные» очаги вследствие перенапряжения, ослабляется регулирующее воздействие коры на подкорковые образования.

Нарушение корково-подкорковых отношений вызывает возникновение судорожной речи.

Наследственный фактор имеет место в возникновении заикания – но по наследству передается не заикание, а предрасположенность к судорожным реакциям (невропатический фон) с возможной слабостью 2-й сигнальной системы.

При функциональном заикании причиной ухудшения речи может стать физическое или психическое переутомление.

Функциональное заикание связано с речевым развитием. Период активного формирования речи у детей приходится на возраст 2–5 лет. Идет активное формирование фразовой речи – это большая нагрузка на ЦНС, которая может привести к срыву. Особенно опасны перегрузки для детей заданиями. Родители порой разучивают с детьми целые поэмы, а не детские стихи, читают детям книги, не соответствующие их возрасту.

Кроме того, в 2–2,5 года ребенок начинает осознавать себя как личность, проявлять свое «я». Родители не всегда это понимают, давят на ребенка, кричат, наказывают его. Все это создает дополнительную стрессовую ситуацию, которая может привести к срыву и, как следствие, к заиканию.

Если подобные ситуации повторяются, то заикание закрепляется, если нет – проходит.

Дети активно воспринимают обращенную к ним речь взрослых, поэтому так велика роль речевого окружения ребенка.

Речевое общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне.

При неблагоприятном окружении :

1) ребенок необщителен;

2) у него формируются отрицательные эмоции;

3) сверхшумное окружение провоцирует нервозность.

Если учесть повышенную возбудимость ребенка при относительной слабости тормозных процессов и склонности к судорожным реакциям, можно понять легкость срыва нервной деятельности. При этом страдает наиболее уязвимая область ВНД – речь, вызывая функциональные нарушения деятельности речедвигательной системы, координирующей речевые движения.

У некоторых детей заикание начинается с полной невозможности говорить вследствие сильного испуга. Это состояние длится несколько дней, затем ребенок начинает заикаться.

У других заикание сначала бывает незначительным и нестойким, но со временем усиливается и приобретает постоянный характер.

Дети часто пугаются, но, к счастью, не у всех появляется заикание, а только у детей с ослабленной нервной системой.

Слабость нервной системы может иметь постоянный характер (неблагоприятные условия внутриутробного периода, природовые осложнения и т. д.).

Чаще наблюдается временное истощение нервной системы (физическая ослабленность после тяжелых инфекционных заболеваний и неблагоприятная среда).

Задержка речевого развития также влияет на возникновение заикания (количественные и качественные перегрузки неокрепшей речи).

Читайте так же:
Детский энурез причины и лечение 4 года

Конспект организованной образовательной деятельности по логоритмике в группе для детей с логоневрозом «Деревья»

Онлайн-книги

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Конспект

организованной образовательной деятельности

по логоритмике

в группе для детей

с логоневрозом

Учитель – логопед высшей квалификационной категории

Анфилова Элеонора Валерьевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Короткова Светлана Станиславовна

Музыкально – логоритмическое занятие в группе для детей с логоневрозом (заиканием)

Цель: формирование навыка плавных ритмичных движений через закрепление знаний детей о деревьях в процессе речевых игр и музыкальных игр.

развитие навыков длительного речевого выдоха , мягкого голосоначала , координации речи с движением , ритмичности движений и речи

развитие мелкой моторики

развитие общей моторики

развитие внимания, памяти, мышления, произвольного поведения

активизация словаря по теме «Деревья»

развитие слухового внимания и фонематического слуха

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением леса, предметные картинки по теме «Деревья», осенние листья (настоящие или пластиковые), коробка или корзина, аудиозапись «Ветер дует» (Е. Железнова).

Музыкальный материал:

Вход – аудиозапись «Ворона и птички»

А. Спадовеккиа «Добрый жук»

Аудиозапись классическая музыка Баха в обработке для детей

П. И. Чайковский «Грустная песенка»

А. К. Лядов «Музыкальная табакерка»

«Листик жёлтый» Музыка и слова Г. Вихарёвой.

П. И. Чайковский «Октябрь»

«Ветер дует» (автор — Екатерина Железнова)

Ритмическая разминка — вход в зал под музыку (аудиозапись «Ворона и птички» Буренина А. А.)

Сообщение темы занятия. Мы с вами отправимся сегодня на прогулку в лес. На чём можно это сделать? (ответы детей). Мы пойдём пешком.

Упражнение на развитие внимания.

Пока звучит музыка – мы идём, когда музыка остановится, мы тоже остановимся.

Дети идут под музыку, на паузу – останавливаются, музыка звучит – идут дальше.

(А. Спадовеккиа «Добрый жук»)

Мы с вами пришли на опушку леса. Давайте подышим осенним воздухом.

Под музыку – вдох – руки вверх, выдох – руки вниз.

Аудиозапись классическая музыка Баха в обработке для детей

Почему в лесу такой чистый воздух? (много деревьев, они очищают воздух, выделяют кислород). Какие деревья вы узнаёте на картинках? (ответы детей) Надо прохлопать название дерева.

Игра «Угадай дерево по хлопкам» — педагог прохлопывает слоговой состав слов, дети угадывают.

А под деревьями нас ожидает коробка с подарками – в коробке осенние листья.

С листьями осенними будем мы играть,

С листьями осенними будем танцевать.

Под музыку – движения рук – дирижирование с листьями на 4/4

Лёгкий танец — импровизация с листьями. Затем положить листья в коробку.

(П. И. Чайковский Грустная песенка)

Ритмическая игра «Листопад» (по картинке). Давайте покажем, как падают листья на землю.

Большой лист – [П] – одновременное движение кистей обеих рук вверх — вниз

Маленькие листья – [п’][п’][п’][п’][п’][п’] – движения кистей рук по очереди

Игра «Передай под музыку»

Давайте поиграем с кленовым листочком – полетит наш листочек по кругу под музыку – дети передают лист ритмично под музыку (Лядов Музыкальная табакерка)

Дыхательная гимнастика (дети «тянут ниточку», пропевая звуки)

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осенние листочки спели нам песню, давайте мы тоже подарим им песню. Песня «Листик жёлтый» Музыка и слова Г. Вихарёвой.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. (хлопать в ладоши)

Игра под музыку «Ветер дует» (автор — Екатерина Железнова)

(Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает…)

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.

Давайте перед возвращением в детский сад подышим осенним воздухом.

Под музыку – вдох – руки вверх, выдох – руки вниз.

Музыка на «вдох — выдох» (2/4)

Итог занятия под музыку П. И. Чайковского «Октябрь» дети выходят из зала.

Список литературы

Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. СПб. 2003

Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М. 1993

Левина Р.Е. Преодоление заикания у дошкольников М. 2009

Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб. 2003, 2013

Смирнова Л. Н. “Логопедия при заикании” М. 2006

Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М. 2004

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector