Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Взаимосвязь самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Взаимосвязь самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Тревожность. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста……………………..

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………

Влияние тревожности на самооценку ребенка………………..………………

Глава II. Эксперементальное исследование влияния уровня тревожности на самооценку детей старшего дошкольного возраста.

2.1 Организация и итоги проведения диагностики……………………………………………………..

2.2 Организация коррекционной работы ………………………………………………….

2.3 Психологические рекомендации………………………………………………………

В настоящее время увеличилось случаев подверженности детей массового состояния тревожности, отличается повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Для современного положения в обществе характерна социальная депрекция т.е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребенка.

Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надежных отношений в семье, эмоциональной привязанности.

В отечественной психолого- педагогической литературе можно выделить несколько подходов к пониманию тревожности. Некоторые исследователи тассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние,возникающих в трудных, угрожающих, необходимых условиях.

В.С. Мерлин и его ученики рассматривают тревожность как свойство темперамента. В их исследованиях получены статически достоверные коллеряции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы ( слабостю, инертностью)

Ряд ученых рассматривают тревожность как социально- обусловленное свойство личности. Так Н. В. Именадзе называет тревожность « Специфическое социализированная эмоция»

Тревожность надежно каррелирует с самооценкой у детей старшего дошкольного возраста. Это выведено на основании работ многих исследователей.

В. Р. Кисловская делает вывод о том, что « тревожность в очень значительной мере является функцией самосознания. По снижению тревожности и ее уровня работали многие психологи. А.М. Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожными детьми. Е. Савина и Н. Шишина разработали рекомендации воспитателю детского сада и родителям, воспитывающего такого ребенка. М. И. Чистякова разработала этюды на релаксакцию, которую описала в своей книге « Психогимнастика»

Целью нашего исследования является определение влияния уровня тревожности у дошкольников старшего возраста на их самооценку.

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

Раскрыть особенности тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Рассмотреть особенности самооценки у детей старших дошкольников

Показать как самооценка влияет на тревожность детей.

Провести психолого- педагогическое исследование по выявлению уровня влияния тревожности на самооценку детей

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс влияния тревожности на самооценку старших дошкольников.

Гипотеза исследования: Предпологается, что существует взаимосвязь между уровнем самооценки и уровнем тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Место где проводиться исследование: ДОУ№1622

Количество детей: 15 человек.

ГлаваI . Эмоциональная тревожность. Ее влияние на самооцненку ребенка.

Тревожность. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявленя у детей старшего дошкольного возраста

Тревожность-это склонность человека к переживанию тревоги.

В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия. По определению Немова тревожность-постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, и испытывать страх и тревогу, в специфических социальных ситуациях

А.М. Прихожан указывает что тревожность- это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, и предчувствием грозящей опасности. Под тревожностью К. Хорм понимала эмоциональную реакцию на скрытую и субъективную опасность, сопровождающюся определенными физическими ощущениями( дрожь, учащение дыхания). Приверженец теории дефференцированных эмоций К. Е. Шард определяет тревожность как комплекс фундаментальных эмоций, включающий страх и такие эмоции как горе, гнев, стыд, и иногда интерес-возбуждение. Может включать потребностные состояния и биохимические факторы. Н.Ю. Синягина под тревожностью понимала сравнительную мягкую форму эмоционального неблагополучия, которая выражается в волнении, поваышенном беспокойстве в различных ситуациях, в ожидании плохого отношения со стороны окружающих. А. И. Захаров считает тревожность- это склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и эмоций.

i По определению А.В. Петровского: “Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности”

Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность — это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами.

Большое число авторов считают, что тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения — “стресса”.

Отечественные психологи, изучавшие состояние стресса, внесли в его определение различные толкования.

Читайте так же:
Я уже устала от заикания

Так, В.В. Суворова изучала стресс, полученный в лабораторных условиях. Она определяет стресс как состояние, возникающее в экстремальных условиях, очень трудных и неприятных для человека.

В.С. Мерлин определяет стресс, как психологическое, а не нервное напряжение, возникающее в “крайне трудной ситуации”.

При всех различиях в толковании понимания “стресса”, все авторы сходятся в том, что стресс — это чрезмерное напряжение нервной системы, возникающее в весьма трудных ситуациях. Ясно потому, что стресс никак нельзя отождествлять с тревожностью, хотя бы потому, что стресс всегда обусловлен реальными трудностями, в то время как тревожность может проявляться в их отсутствии. И по силе стресс и тревожность — состояния разные. Если стресс — это чрезмерное напряжение нервной системы, то для тревожности такая сила напряжения не характерна.

Можно полагать, что наличие тревоги в состоянии стресса связано именно с ожиданием опасности или неприятности, с предчувствием его. Потому тревога может возникнуть не прямо в ситуации стресса, а до наступления этих состояний, опережать их. Тревожность, как состояние, и есть ожидание неблагополучия. Однако тревога может быть различной в зависимости от того, от кого субъект ожидает неприятности: от себя (своей несостоятельности), от объективных обстоятельств или от других людей.

Важный факт: во-первых, как при стрессе, так и при фрустрации, авторы отмечают у субъекта эмоциональное неблагополучие, которое выражается в тревоге, беспокойстве, растерянности, страхе, неуверенности. Но эта тревога всегда обоснованная, связанная с реальными трудностями. Так И.В. Имедадзе прямо связывает состояние тревоги с предчувствием фрустрации. По ее мнению, тревога возникает при антиципации ситуации, содержащей опасность фрустрации актуализированной потребности.

Таким образом, стресс и фрустрация при любом их понимании включают в себя тревогу.

Подход к объяснению склонности к тревоге с точки зрения физиологических особенностей свойств нервной системы мы находим у отечественных психологов. Так, в лаборатории И.П. Павлова, было обнаружено, что, скорее всего нервный срыв под действием внешних раздражителей происходит у слабого типа, затем у возбудимого типа и меньше всего подвержены срывам животные с сильным уравновешенным типом с хорошей подвижностью.

Данные Б.М. Теплова также указывают на связь состояния тревоги с силой нервной системы. Высказанные им предположения об обратной корреляции силы и чувствительности нервной системы, нашло экспериментальное подтверждение в исследованиях В. Д. Небылицина (Б.М. Теплов, 1957).

Он делает предположение о более высоком уровне тревожности со слабым типом нервной системы.

Наконец, следует остановиться на работе В.С. Мерлина, изучавшего вопрос симптомокомплекса тревожности. Испытание тревожности В.В. Белоус проводил двумя путями — физиологическим и психологическим.

Особый интерес представляет исследование В.А. Бакеева, проведенное под руководством А.В. Петровского, где тревожность рассматривалась в связи с изучением психологических механизмов внушаемости (Бакеев, 1970). Уровень тревожности у испытуемых измерялся теми же методиками, которыми пользовался В.В. Белоус.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональное переживание, неспокойствие, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как проявление тревожности.

Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.

Основатель психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений — инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. З. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность 1 . Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако в новых формах они наталкиваются на запреты цивилизации, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения Фрейд видит в сублимировании “либидиозной энергии”, то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности. (З. Фрейд, 1989)

Чувство неполноценности может возникнуть от субъективного ощущения физической слабости или каких-либо недостатков организма, либо от тех психических свойств и качеств личности, которые мешают удовлетворить потребность в общении. Потребность в общении — это есть в то же время потребность принадлежать к группе. Чувство неполноценности, неспособности к чему-либо доставляет человеку определенные страдания, и он пытается избавиться от него либо путем компенсации, либо капитуляцией, отказом от желаний. В первом случае индивид направляет всю энергию на преодоление своей неполноценности. Те, которые своих трудностей не поняли и у кого энергия была направлена на себя, терпят неудачи.

Влияние эмоционального интеллекта на уровень тревожности и агрессивности дошкольников

Полищук, В. А. Влияние эмоционального интеллекта на уровень тревожности и агрессивности дошкольников / В. А. Полищук. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 25-30. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/400/16675/ (дата обращения: 25.10.2021).

Читайте так же:
Старческая деменция и рак

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, детская агрессивность, детская тревожность, эмотивная лексика дошкольников, эмоции детей.

In recent decades, there has been a surge of interest in the problem of emotional intelligence of preschool children. Since this age is the formation of mental functions, formations, and qualitative changes in the development of psychological processes take place: cooperation, orientation to the world of people, interpersonal communication, and moral representation [1]. Emotional intelligence is the ability of a person to understand and manage their own emotional experience, as well as the ability to understand the emotions of other people and be adequate in an emotional situation. Emotional intelligence includes self-regulation, control of impulsivity, confidence, self-motivation, optimism, communication skills, and the ability to effectively build relationships with other people [3]. The lack of emotional intelligence is dictated by modern realities: the lack of communication between children and their parents, the lack of emotionally rich contacts, the peculiarities of mental development, and the emotional-volitional sphere of older preschool children. If a child does not understand his emotions, cannot feel them and express them (both verbally and non-verbally), as well as accurately use them in his own speech, this leads to a decrease in emotional intelligence (communicative-speech and mental activity), which in turn leads to the manifestation of inadequate behaviors.

Keywords: emotional intelligence, early child development, early childhood, mental health, emotional development of infants, child anxiety, child aggression.

В последние десятилетия отмечается всплеск интереса к проблеме эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Это объясняется тем, что именно в это время происходит становление психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психологических процессов: сотрудничество, ориентация на мир людей, межличностное общение и нравственное представление [1].

Эмоциональный интеллект — способность человека понимать собственное эмоциональное переживание и управлять им, а также умение понимать эмоции других людей и быть адекватным в эмоциональной ситуации. Эмоциональный интеллект включает в себя саморегуляцию, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми [3].

Понятие эмоционального интеллекта возникло в 1960-х годах. Впервые оно обозначилось в труде Майкла Белдока «Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication» (чувствительность к выражению эмоционального интеллекта в трех режимах общения) в 1964 году [16], а в 1966 году Б. Лойнер выпустил свою работу «Emotional intelligence and emancipation» (эмоциональный интеллект и эмансипация) [5].

В конце восьмидесятых годов ХХ века Рувен Бар-Он сформулировал определение эмоционального коэффициента EQ (англ.Emotional Quotient, по аналогии с англ. Intelligence Quotient, IQ) [13], а Уэйн Пэйн выпустил книгу по развитию эмоционального интеллекта «A Study of Emotion: Developing Emotional Intelligence» [16].

В начале девяностых годов ХХ века Питер Сэловей и Джон Майер выпустили публикацию «Эмоциональный интеллект» (англ. Emotional Intelligence), которая чётко определила сегодняшнее представление эмоционального интеллекта [17].

В начале двадцать первого века исследование концепции эмоционального интеллекта продолжалось. Публикации по данной теме выпускали Говард Гарднер [11], Джон Майер [17], Константин Васили Петридис [9], Питер Сэловей [13].

В настоящее время в мире наибольшую популярность имеют три модели эмоционального интеллекта:

1. Модель способностей Джона Майера [17] и Питера Сэловея [13] , где ученые выделяют четыре звена эмоционального интеллекта:

  1. Восприятие эмоций
  2. Использование эмоций для стимулирования мышления
  3. Понимание эмоций
  4. Управление эмоциями

2. Смешанная модель Дэниэля Гоулмана [17], предполагающая 5 компонентов эмоционального интеллекта:

  1. Самопознание
  2. Саморегуляция
  3. Социальные навыки
  4. Эмпатия
  5. Мотивация

3 Модель эмоционального интеллекта (ESI) Рувена Бар-Она , состоящая состоит из 15 способностей, которые схожи с вышеперечисленными компонентами эмоционального интеллекта [13] .

Проанализировав данные модели, можно прийти к выводу, что базовыми способностями в эмоциональном интеллекте у детей старшего дошкольного возраста — являются идентификация собственных эмоциональных реакций, способность к распознанию эмоциональных состояний окружающих, способность к самоконтролю эмоций [12].

Зачастую, вышеперечисленными способностями обладают далеко не все дошкольники, а некоторые и вовсе таких не имеют. В результате чего эмоциональный интеллект детей старшего дошкольного возраста не развивается в должной мере, а агрессивность и тревожность детей начинает прогрессировать (повышаться) [18].

Именно поэтому, повышая эмоциональный интеллект, возможно, снизить уровень тревожности и агрессивность у дошкольников.

Цель нашего исследования заключалась в изучении влияния эмоционального интеллекта на уровень тревожности и агрессивности у дошкольников.

В ходе исследования решались следующие задачи:

  1. Теоретические и методологические подходы к анализу влияния эмоционального интеллекта на уровень тревожности и агрессивности
  2. Исследование эмоционального интеллекта;
  3. Оценка уровня тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста;
  4. Анализ влияния эмоционального интеллекта на тревожность и агрессивность;
  5. Создание проекта формирующего эксперимента.
Читайте так же:
Просодика речи при невротической форме заикания может быть при

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе ГБДОУ детский сад № 38 общеразвивающего вида Московского района Санкт-Петербурга, работающего по типовой ᡃпрограмме «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой. В исследовании приняли участие 57 человек детей: 27 девочек и 30 мальчиков, в возрасте 5–6 лет (средний возраст 5,5 лет). По результатам исследования дети разделены на 4 группы: — дети со средним и низким показателем тревожности и агрессивности; — дети с высоким уровнем тревожности; — дети с высоким уровнем агрессивности; — дети с высоким уровнем тревожности и агрессивности.

На первом этапе изучалась доступная медико-психолого-педагогическая документация на детей; проводились беседы с медицинским персоналом, воспитателями с целью уточнения психологической характеристики детей.

На втором этапе проводилось исследование дошкольников для определения уровня эмоционального интеллекта, а также тревожности и агрессивности.

Для реализации цели и задач констатирующего эксперимента были использованы следующие методики:

1. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта (М. Нуген) [9].

Данная диагностика состоит из трёх методик и одного опросника:

  1. Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»;
  2. Проективная методика «Три желания»;
  3. Методика «Что — почему — как»
  4. Опросник для родителей

2. «Кинетический рисунок семьи» (Р.Бэкс, С. Кауфман) [2].

3. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) [3].

4. Тест руки (Hand Test) Э.Вагнера [4].

На основании данных исследования был использован качественный анализ с получением среднего и стандартного отклонения показателей в каждой методике. Обработка проводилась с помощью пакета программ Microsoft Office 2010, данные вводились в таблицу этой программы.

Результаты и их обсуждение . Анализ результатов констатирующего эксперимента показал распределение дошкольников по уровню эмоционального интеллекта, которое представлено на рисунке 1.

Распределение детей по уровню эмоционального интеллекта в процентах

Рис. 1. Распределение детей по уровню эмоционального интеллекта в процентах

Рисунок 1 наглядно показывает неоднородное распределение дошкольников по уровню эмоционального интеллекта. Высоким уровнем обладает лишь 14 % испытуемых, 33 %, характеризуются средним уровнем развития эмоционального интеллекта, а большая часть детей — 53 % обладают низким уровнем развития эмоционального интеллекта.

На рисунке 2 мы можем увидеть распределение детей по уровню тревожности.

Распределение детей по уровню тревожности

Рис. 2. Распределение детей по уровню тревожности

Из представленной диаграммы следует, что у 16 % дошкольников был выявлен низкий уровень тревожности, 54 % составили дошкольники со средним уровнем тревожности, и 30 % от всей выборки занимают дети с высоким уровнем тревожности.

В изучаемой выборке распределение старших дошкольников по уровню агрессивности представлено на рисунке 3.

Распределение детей по уровню агрессивности

Рис. 3. Распределение детей по уровню агрессивности

Из рисунка 3 видно, что 65 % детей из выборки имеют низкий уровень агрессивности и 35 % высокий уровень.

Обобщая вышеизложенное, была создана таблица 1, в которой показано распределение детей по группам.

Распределение детей по группам (в процентах)

Норма (дети с низким уровнем тревожности и агрессивности)

Тревожные дети

Агрессивные дети

Тревожные и агрессивные дети

В результате анализа по методикам было получено, что дети, имеющий низкий уровень тревожности и агрессивности составляют 38 %. Группа тревожных детей, чуть меньше — 30 %; агрессивных детей 35 %. Группа детей, имеющих и тревожность? и агрессивность, составила 17,5 %.

На основе анализа результатов и сравнения показателей эмоционального интеллекта детей в разных группах была создана таблица 2.

Уровень эмоционального интеллекта у детей с разными уровнями тревожности и агрессивности (в баллах)

Норма (дети с низким уровнем тревожности и агрессивности)

Тревожные дети

Агрессивные дети

Тревожные и агрессивные дети

Примечание: ⃰ — отличие с уровнем значимости р≤0,05 (критерий Фишера)

В данной таблице видно, что прослеживается связь между уровнем эмоционального интеллекта, тревожностью и агрессивностью: высокий уровень эмоционального интеллекта связан с низкими уровнями тревожности и агрессивности у дошкольников.

На рисунке 4 представлены результаты анализа полученных данных по методике «Кинетический рисунок семьи».

Распределение групп детей по выраженности сипмтомокомплексов

Рис. 4. Распределение групп детей по выраженности сипмтомокомплексов

Анализ процесса рисования детей помог выявить следующие результаты: в группе детей с высокой агрессивностью самая высокая конфликтность в семье; у группы детей с повышенной тревожностью выявлена самая высокая тревожность, которая обусловлена семейной обстановкой. Из рисунка 4 видно, что самая высокая враждебность проявляется у группы детей с высокими уровнями и тревожности, агрессивности. Дети, относящаяся к группе с низкими показателями как агрессивности, так и тревожности, имеет низкие значения конфликтности, враждебности, тревожности и агрессивности в семье.

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОКАЗАТЕЛЬ ТРЕВОЖНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ Комарова С.С.

1 Колесникова Ольга Юрьевна, магистр 2 курса факультета дошкольного, начального и специального образования НИУ «БелГУ», г. Белгород, Россия. Корнеева Светлана Анатольевна, к. психол. н., доц. кафедры психологии факультета дошкольного, начального и специального образования НИУ «БелГУ», г. Белгород, Россия, ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОКАЗАТЕЛЬ ТРЕВОЖНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ Комарова С.С. Аннотация В статье приведены результаты сравнительного анализа эмоционального интеллекта у учителей с различным уровнем тревожности. Сформулированы направления психологической работы с педагогами. Ключевые слова: эмоциональный интеллект, понимание эмоций, управление эмоциями, эмоциональная экспрессия, ситуативная и личностная тревожность Эмоциональная жизнь учителя сегодня претерпевает воздействие факторов, связанных с особенностями современной жизни и спецификой самой педагогической профессии. Учитель включен в профессиональную деятельность, характеризующуюся большими эмоциональными нагрузками. Ее отличает высокий динамизм, необходимость быстрого принятия решений и их реализации, повышенная ответственность за последствия принятого решения, подверженность социальной оценке, постоянная новизна и неопределенность возникающих ситуаций. Одним из распространенных проявлений эмоционального неблагополучия современного учителя является неосознаваемая деструктивная тревожность, которая, встраиваясь в структуру личности, предрасполагает педагога воспринимать практически любую профессиональную и жизненную ситуацию как содержащую угрозу и реагировать на нее повышенным состоянием тревоги и напряжения [4;5]. 133

Читайте так же:
Технологии формирования плавности речи при заикании

2 Проблема эмоционального интеллекта начала разрабатываться в психологии недавно, в последние десятилетия, в результате чего появились известные зарубежные (Д. Гоулмен, Д. Равен, Р. Стернберг, Дж. Мейер, П. Сэловей и др.) и отечественные (И.Н. Андреева, Е.В. Либина, Д.В. Люсин, М.А. Манойлова, Д.В. Ушаков и др.) теории. По мнению большинства авторов, под эмоциональным интеллектом понимается группа способностей чувствовать и понимать свои и чужие эмоции, управлять эмоциональной сферой, чтобы находиться в гармонии с собой, преуспевать в профессиональной деятельности и быть счастливым в личной жизни [1-3]. Целью нашего исследования было изучение влияния эмоционального интеллекта на показатели тревожности у учителей. Оно проводилось на базе нескольких школ г. Балахны Нижегородской области: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 3», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 10», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 14». В исследовании принимали участие 46 учителей школ, из которых 43 женщины и 3 мужчин в возрасте от 22 до 60 лет и стажем педагогической работы от 2 месяцев до 43 лет. Использовались следующие методики: «Шкала тревожности» Ч. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина и «Опросник эмоционального интеллекта» Д.В. Люсина. Для проверки значимости различий использовался ^критерий Стьюдента. Исследование включало в себя несколько этапов. На первом этапе мы изучали показатели тревожности учителей, на основе которых учителя были разделены на две группы: умеренно тревожные и высоко тревожные. На втором этапе мы исследовали особенности эмоционального интеллекта у умеренно тревожных и высоко тревожных учителей. Сначала мы определили уровень ситуативной тревожности. Результаты представлены на рисунке

3 умеренная тревожность высокая тревожность Рис. 1. Показатели ситуативной тревожности у учителей В ходе нашего исследования было установлено, что количество учителей с умеренной ситуативной тревожностью составляет 72%, остальные 28% испытуемых показали высокий уровень тревоги. Ситуативная тревога как первичная реакция и как процесс мобилизации сил является, с одной стороны, полезной и конструктивной. Однако, если она возникает слишком часто и имеет интенсивный характер, то может преобразоваться в тревожность — черту личности, хроническое кризисное состояние. Данные измерения личностной тревожности у учителей представлены на рисунке 2. Результаты свидетельствуют, что 59% учителей имеют умеренный уровень и 41 % высокий уровень личностной тревожности. Педагоги с высокой хронической личностной тревожностью постоянно проявляют сильное беспокойство, волнение в профессиональных ситуациях, они отмечают, что «постоянно раздражаются», что «сильно переживают неприятности и долго не могут о них забыть», что с целью сохранения спокойствия «стараются избегать критических ситуаций и трудностей» и т.п. 135

4 По мнению исследователей, высокая личностная тревожность прямо коррелирует с эмоциональной неустойчивостью, наличием невротического конфликта, с эмоциональными срывами и психосоматическими заболеваниями. Далее мы исследовали уровень эмоционального интеллекта педагогов как фактор саморегуляции тревожности. Для этого мы провели сравнительный анализ показателей эмоционального интеллекта в группах высоко и умеренно тревожных учителей. Результаты представлены на рисунке 3. Согласно содержанию методики в структуре эмоционального интеллекта выделяется межличностный (МЭИ), внутриличностный (ВЭИ) эмоциональный интеллект, способность к пониманию своих (ВП) и чужих (МП) эмоций, способность к управлению своими (ВУ) и чужими (МУ) эмоциями, контроль экспрессии (ВЭ). Результаты показали, что у всех учителей межличностный эмоциональный интеллект развит хуже, чем внутриличностный, показатель которого ниже нормативных значений. Наблюдаются различия в показателях ЭИ у высоко и умеренно тревожных учителей. У умеренно тревожных учителей показатели внутриличностного эмоционального интеллекта выше нормативных показателей и значимо превосходят результаты высоко тревожных педагогов (среднее значение 46,03 и 40,94 при нормативном показателе 42). Это означает, что они лучше понимают и контролируют свои эмоции. Учителям с умеренной тревожностью свойственна 136

Читайте так же:
Заикание у детей логоневроз лечение

5 также способность к контролю своей экспрессии в отличие от высоко тревожных коллег (средние значения 11,37 и 9,94 при нормативном показателе 10,10). Анализируя полученные данные по шкалам понимания и управления эмоциями, можно сделать вывод, что способности к пониманию своих и чужих эмоций в группе учителей с умеренной тревожностью развиты лучше. Этот факт свидетельствует о снижении тревожности при лучшей эмоциональной осведомленности (средние значения у умеренно тревожных педагогов 43,44 и 41,52 у высоко тревожных соответственно) при нормативном показателе 42,9. Способность управлять своими и чужими эмоциями в группе учителей с умеренной тревожностью выше (средний балл 43,51), чем в группе с высокой тревожностью (41,26) при нормативном показателе 42,2. Математическая поверка результатов показала, что существует прямая корреляционная связь между личностной тревожностью и внутриличностным эмоциональным интеллектом с коэффициентом корреляции t = 0,027, при уровне достоверности р < 0,05. Это означает, что чем выше у учителей личностная тревожность, тем ниже внутриличностный эмоциональный интеллект. Таким образом, сравнительный анализ эмоционального интеллекта учителей с высоким и умеренным уровнем тревожности позволяет нам сделать вывод о том, что развитие эмоционального интеллекта оказывает влияние на показатель тревожности у учителей. Результаты нашего исследования показали, что необходима комплексная психологическая работа с учителями по развитию у них эмоционального интеллекта. Способности осознавать свои и чужие чувства и эмоции и управлять ими предполагают развитие эмпатии, коммуникативной толерантности, адекватной Я-концепции, уверенности в себе и своей компетентности. Педагог с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта — это эмоционально зрелая, самоактуализирующаяся личность, склонная к самоанализу и саморегуляции своего жизненного и профессионального пути. Список литературы 1. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии С

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте

// Психологическое здоровье в контексте развития личности : материалы республиканской научно-практической конференции, Брест, 30–31 января 2004 г.; ред. А.В. Северин. – Брест : Изд-во УО «БрГУ им. А.С. Пушкина», 2004. – С. 12–13.

Понятие «психологическая культура» тесно связано с понятием «межличностное взаимодействие», которое понимается как отношение человека к человеку, его представления, связанные с эмоциональным впечатлением, когнитивное представление о другом человеке (Я.Л. Коломинский, 2003).

Исходя из приведённого выше определения, очевидно, что эффективность межличностного взаимодействия зависит от уровня развития эмоционального интеллекта (эмоциональной компетентности, эмоционального мышления) каждого из партнеров. понимается как способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний (Р. Бак, 1991; Е.Л. Яковлева, 1997); способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза (Г.Г. Горскова, 1999); совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность кого-либо эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды (Р. Бар-Он, 2003). Обобщая данные определения, можно отметить, что индивиды с высоким уровнем развития эмоционального мышления обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обусловливает более высокую адаптивность и эффективность в общении.

– свойство личности, устойчивая индивидуальная характеристика, которая отражает предрасположенность субъекта к тревоге; возникает в результате фрустрации значимых потребностей (в первую очередь – социальных); развивается в результате воздействия часто повторяющихся ситуаций тревоги; складывается как базальная тревожность на ранних этапах онтогенеза. В подростковом возрасте личностная тревожность становится целостной эмоциональной характеристикой личности, которая характеризуется многозначностью факторов детерминации, многообразием и неоднозначностью внутренних связей (А.М. Прихожан, 2000; И.Н. Андреева, 2002). Поскольку повышенный уровень тревожности в общении свидетельствует о недостаточной приспособленности ребенка к тем или иным ситуациям взаимодействия, мы предположили, что высокий уровень личностной тревожности является признаком низкой эмоциональной компетентности. В свою очередь, согласно нашей гипотезе, развитие эмоционального интеллекта способствует снижению личностной тревожности у подростков.

В нашем исследовании принимали участие учащиеся 8–9 классов Новополоцкой гимназии (70 подростков, из них – 38 девочек, 32 мальчика). В качестве эмпирического метода был использован метод тестов (методики ШРЛТ Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина, «Эмоциональный интеллект» Е. Ильина). Для обработки данных использовался коэффициент линейной коррекции Пирсона. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Как видно из таблицы, высокий уровень эмоционального интеллекта способствует снижению личностной тревожности у лиц подросткового возраста (на достоверном уровне эта зависимость выявлена по выборке в целом и у девочек). Развитие эмоциональной саморегуляции (компонент эмоционального интеллекта «управления своими эмоциями») также способствует уменьшению показателей личностной тревожности.

Итак, данное исследование на достоверном уровне доказывает, что для коррекции личностной тревожности у подростков необходимо уделять внимание развитию эмоционального интеллекта в целом и, в первую очередь, такого его компонента, как эмоциональная саморегуляция.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector