Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Влияние заикания на личность дошкольника

Влияние заикания на личность дошкольника

  • Вы здесь:  
  • Главная
  • Публикации
  • Дошкольное образование. Разное
  • Проблемы и решения социальной адаптации дошкольников с ТНР заиканием

Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.

Проблемы и решения социальной адаптации дошкольников с ТНР заиканием

  • Печать
  • E-mail

Проблемы и решения социальной адаптации детей с ТНР заиканием

Курехина Юлия Сергеевна,
психолог

Развитие и становление личности происходит в процессе ее взаимодействия с окружающей средой. Адаптация, в широком смысле, направлена на приспособление организма к изменяющимся условиям этой среды.
Адаптация организма ребёнка к условиям среды может носить самый различный характер и затрагивать все стороны жизнедеятельности малыша и его семьи. В связи с этим, следует рассматривать биологические, психологические и социальные аспекты адаптации. Однако процесс адаптации детей дошкольного возраста невозможно чётко разграничить на социальную, психологическую и биологическую составляющую, так как взаимосвязь этих процессов в этом возрасте проявляется ярче. Поэтому в процессе социализации заикающихся детей стоит учитывать все механизмы, влияющие на адаптацию в целом.
Процесс адаптации дошкольников с заиканием отягощается тяжелой патологией речи, которая отражается на формировании личности и приводит к нарушениям в системе отношений и сужению рамок социализации ребенка. Для заикающихся детей характерно наличие вегетативных расстройств, которые негативно влияют на адаптационный процесс и с которыми ребенок не может справляться самостоятельно: неустойчивость настроения, повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке, нарушения аппетита и сна, повышенная склонность к простудным и инфекционным заболеваниям, энурез. Общеоздоровительные мероприятия, под наблюдением медицинских работников (режим, физические упражнения, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение), помогут ребенку справиться с этими неприятными «спутниками» жизни.
Такие биологические факторы, как левшество и генетическая предрасположенность к заиканию способствуют снижению адаптационных возможностей центральной нервной системы ребенка и, как следствие, так же замедляют адаптацию в целом.
Плеяда ученых, воспитанных психологической школой Р.Е. Левиной считает необходимым корректировать не только эмоционально-личностную сферу, но и психическую деятельность (внимание, память, мышление) ребенка с проблемами в речи. Особенности протекания психических процессов таких детей не позволяют адекватно использовать словарный запас и формулировать мысль, что приводит к затруднению в общении.
Многие заикающиеся дети характеризуются такими особенностями поведения, как тревожность, мнительность, боязливость и пр. С возрастом появляется неуверенность в своих силах, а позже развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения. Все эти особенности развития личности приводят к нарушению социальной адаптации. Целью психолого-педагогического воздействия на личность заикающегося ребенка в целом, является умение принять себя и других, адекватная самооценка, правильное отношение к своему речевому дефекту, навыки саморегуляции, оказание помощи заикающемуся ребенку в утверждении своей роли в коллективе, умении согласовывать свои желания с требованиями этого коллектива, воспитание уверенности в своих силах. Формирование той основы, на которой строятся здоровые взаимоотношения с другими людьми и со средой в целом, т.е. социальные взаимоотношения.
Реабилитационные воздействия на заикающегося не могут ограничиваться только работой медиков, психологов и логопедов. Требуется создание особого положительного эмоционального фона окружающей обстановки в дошкольном учреждении и в семье. Обращается особое внимание на нормализацию отношений родителей к ребенку. Должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка: соблюдение режимных моментов, соответствующих возрасту ребенка, правильное питание, избегание психических перегрузок, создание благоприятного эмоционального климата в семье, согласованные единообразные воспитательные воздействия. По мнению В.Н. Мясищева, личность раскрывается как сложная система отношений, она развивается в процессе ее деятельности и общения с другими людьми. Совместными усилиями специалистов и родителей в играх, беседах и собственным примером мы можем помочь детям с нарушение в общении, которое наблюдается при заикании сформироваться личностями, открытыми для нормального личностного взаимодействия и живущими полноценной жизнью.

Читайте так же:
Может ли бабка вылечить заикание

Влияние заикания на личность дошкольника

Нарушение общения, которое возникает при заикании, существенно влияет на формировании личности. Целью «воспитания личности» является развитие у заикающихся социальных взаимоотношений. Для детей дошкольного возраста это направление важно как подготовка к обучению и взаимодействию с учителем и учениками, к активной общественной деятельности в школе. У подростков и взрослых — это воспитание адекватного отношения к себе, окружающим и взаимоотношений с ними.

В воспитании личности активно применяется психотерапия. Для заикающихся дошкольного возраста наибольшее значение имеет общая психотерапия. Этот вид психотерапии предполагает создание доброжелательной и спокойной атмосферы взаимоотношений в детском саду и в семье. Такие условия достигаются за счет предъявления единых требований к поведению ребенка, соблюдения режима дня и речевого поведения в соответствии с этапом коррекционной работы. Речь окружающих должна быть негромкой, спокойной, размеренной. Положительный эмоциональный климат способствует развитию у ребенка чувства уверенности в себе, повышает его самооценку.

Для подростков необходима адаптация к тем социальным условиям, которые имеют для него особое значение (семья, школа, техникум). Важно фиксировать внимание подростка на положительных качествах его личности, учить адекватно строить свое общение со сверстниками и взрослыми и не избегать его, развивать уверенность в себе и в своих возможностях преодолеть заикание.

У взрослых заикающихся психотерапевтическое воздействие направлено на исправление таких особенностей личности как логофобия, неадекватная оценка коммуникативной ситуации и себя как субъекта общения, избегание речевого общения, сужение круга речевых контактов.

Воспитание личности осуществляется психологом. Таким образом, оно позволяет организовать комплексную помощь заикающемуся.

Дайте определение заикания. Основной дифференциальный признак заикания (по типу, локализации и силе выраженности).

Актуальность: знание определения заикания и умение дифференцировать судороги по типу, локализации и силе выраженности поможет логопеду поставить точный диагноз, отграничив заикание от похожих форм нарушения темпо-ритмической стороны речи, а также поспособствует выбрать наиболее эффективные методы коррекции.

Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Читайте так же:
Неврологический статус при деменции

Судороги мышц речевого аппарата в процессе устной речи являются основным симптомом заикания. Речевые судороги возникают только в момент речи или при попытке начать речь и выражаются в непроизвольном сокращении мышц речевого аппарата. Судороги мышц речевого аппарата имеют различную локализацию, тип и силу выраженности.

Типы речевых судорог:

Локализация судорог (судороги мышц речевого аппарата могут проявляться во всех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом и дыхательном. В соответствии с этим принято выделять след. виды судорог:

a. Смыкательная судорога губ

d. Судорога раскрытия ротовой полости

e. Сложная судорога

a. С. кончика языка

b. Судорожный подъем корня языка

c. Изгоняющая судорога

d. Подъязычная судорога

3. Судороги мягкого неба

3. Дрожащий/толчкообразный гортанный спазм

Тяжесть проявления речевых судорог (сила выраженности):

1. Тяжелая степень

2. Средняя степень

3. Легкая степень

Оценка тяжести судорожной активности мышц речевого аппарата может не совпадать с оценкой тяжести заикания, так как это понятие включает множество факторов.

Влияние заикания на личность дошкольника

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Статья

Аннотация: Заикание является широко распространённым речевым нарушением.

Статья:

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее интенсивного формирования их речи и имеет тенденцию к обрастанию стойкими невротическими наслоениями с последующим искажением личностного развития ребёнка.

Система коррекции заикания предполагает использование комплексного воздействия на заикающегося ребёнка, а так же осуществление дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося.

Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Возникнув в раннем детстве на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, игра на протяжении дошкольного периода становится для ребёнка формой активного творческого отражения окружающей его жизни.

Она способствует развитию познавательных и нравственных сил дошкольников, благодаря тому, что ребёнок воспроизводит в действиях и речи жизнь взрослых людей, эмоционально откликается на неё, оперирует знаниями, уточняет и обогащает их.

Через развитие в игре самостоятельности, инициативы, организаторских способностей дети осваивают опыт человеческих отношений.

В игровой деятельности формируется умение управлять своим поведением через освоение в процессе игр правил, выработанных взрослыми.

Следовательно, игровая деятельность становится средством воспитания детей под влиянием целенаправленного, преднамеренного руководства. Именно поэтому в игре наиболее эффективно можно осуществить коррекционное воздействие на речь и личность заикающихся. Именно в игре легче всего отрабатывать лексико-грамматические категории. Например, игру «Магазин одежды» можно использовать для обогащения словаря по теме «Одежда», для усвоения грамматических категорий «несклоняемые существительные (пальто, кашне)», «родительный падеж множественного числа имён существительных (чего много в магазине? Чего нет в магазине?)

Для заикающихся детей 4-7 лет характерна несформированность навыка коллективного общения и отношения к коллективу играющих сверстников. Эти особенности обуславливают недоразвитие общественного поведения заикающихся детей.

Читайте так же:
Высокая тревожность и причины в 5 классах

В результате динамического психолого-педагогического исследования игровой активности заикающихся детей можно определить их принадлежность к одной из следующих групп:

Группа А – дети способны предложить тему игры и принять её от сверстников, распределить роли и согласиться на роль, предложенную товарищами. Они активно участвуют в приготовлении игрового места, вносят предложения по сюжету, согласовывают свои замыслы с действиями сверстников, выполняют правила и требуют выполнения от участников игры.

Группа Б – дети принимают тему игры и умеют предложить её самим, распределить роли, дать указания в ходе подготовки игрового места, иногда конфликтуя при эжтом с детьми. В процессе игры они навязывают играющим свой сюжет, не умеют и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников игры, нарушаюи её правила.

Группа В – дети принимают тему игры и роль от товарищей, активно со всеми вместе готовят игровое место. По ходу игры высказываются редко, свою деятельность согласовывают с замыслом товарищей, выслушивая от них пожелания по поводу исполнения роли. Правила игры выполняют, своих правил не устанавливают и не требуют исполнения правил от играющих товарищей.

Группа Г – дети способны играть, только принимая тему и роль от сверстников или взрослого, игровое место готовят по указанию более активных участников игры или с помощью взрослого; предложения по сюжету высказывают, действия с замыслом играющих согласовывают только по совету более активных детей. Правила игры соблюдают только под контролем взрослого или играющих; отмечается пассивность.

Группа Д – дети редко участвуют в игре сами, затрудняются входить в игру даже после предложения темы и роли товарищем или взрослым. По подсказке других готовят игровое место и в ходе игры выполняют действия и правила, предложенные играющими; выраженная пассивность, полное подчинение решениям товарищей.

К дидактическим играм относятся разнообразные игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, игрыс разнообразными игрушками: матрёшками, пирамидами, домино, лото и т.д.

Дидактические игры развивают слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику, подражательность, произвольную память. Строго упорядоченные правила и действия ставят всех заикающихся детей в равное положение, что способствует у них дисциплинированности и собранности. Дидактические игры, помимо формирования у детей правильной речи, также дают им определённые знания, обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, психические процессы и, прежде всего, познавательные.

Игры с пением очень полезны для заикающихся детей. В таких играх – хороводах и играх-инсценировка используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодичным началом и простой песенно-ритмической основой. Игры с пением положительно воздействуют на речь, так как развивают у детей произвольное поведение, нормализует переключаемость процессов возбуждения и торможения. Кроме того, они воспитывают находчивость, волю и умение планировать ряд последовательных движений, развивают внимание, совершенствуют просодические компоненты речи.

Читайте так же:
Заговоры от энуреза на луну

Подвижные игры формируют общую моторику. Чтобы не нарушать у детей, страдающих заиканием, темпы дыхания и речи, с ними проводят игры средней и малой подвижности.

В играх с простыми движениями с мчом, обручем, лентой, флажками дети передают общий характер движений, координируют движения рук, ног, сочетают движения с речью.

Подвижные игры воспитывают у детей организующее поведение, самостоятельность, выдержку, чувство товарищества.

Творческие игры возможны на высоком уровне самостоятельности и смоорганизации детей в деятельности. Они формируют у заикающихся детей умение выполнять правила поведения в той или иной роли, соблюдать требования партнёрства, разрешать возникающие конфликты.

В коррекционно-воспитательной работе заикающимися детьми все игры используются с учётом ряда принципов:

  1. Принцип деятельности. Необходимо рассматривать игру как деятельность, в которой присутствует выбор темы, распределение ролей, начало, развитие, завершение игры и оценка поведения детей.
  2. Принципы систематичности, последовательности и учёта возраста.
  3. Принципы учёта индивидуальных особенностей заикающихся в нормализации моторики, развитии общительности, игровой активности и т.п.
  4. Принцип учёта дефекта.
  5. Принцип поэтапности в воспитании речи определяют структуру и организацию коррекционной работы.
  6. Принципы доступности речевого материала в играх, последовательности игр от простых, готовыми правилами, к творческим.

Закрепление навыков активного поведения и правильной речи осуществляются во всех видах игр, но преимущественно в дидактических и творческих играх, и готовит детей к разным игровым ситуациям.

Для логопедической практики с заикающимися дошкольниками большое значение имеет основной вид деятельности ребёнка – игра, которая является источником его нравственного и умственного развития, условием формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося, благодаря тому, что игровая деятельность способствует созданию ситуаций, в которых ребёнок чувствует себя раскованно, свободно говорит, легче приобретает мыслительные, речевые и моторные навыки.

В конечном итоге, заикающиеся дети, усвоив навыки правильной речи и знания, определённые программой С.А. Мироновой, далее обучаются и воспитываются в условиях нормально говорящих сверстников и взрослых.

Нарушения фонематических функций у дошкольников с заиканием и пути их коррекции — проект дипломной работы

Актуальность. Одной из основных целей работы с дошкольниками является их подготовка к обучению в школе, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями.

В настоящее время среди детей дошкольного возраста распространенным нарушением речи является заикание. Заикание — одно из самых тяжелых и распространенных нарушений речи. Оно затра¬гивает не только речевую функцию, но и психологическую, физиологическую, социаль¬ную сферы личности. Заикание отрицательно влияет на психику ребенка, препятствует полноценному ре¬чевому общению, осложняет процесс формирования личности, может способствовать из¬менению систем потребностей, целей, мотивов, эмоционально-волевых качеств. В работах таких авторов, как И.Ю. Абелева, Н.Ф.Синицына [1969], Р.Е. Левина [1975], Г.А. Волкова [1976, 1983], Н.М. Асатиани [1983], В.И. Селиверстов [1994], Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова [1998], В.А. Калягин [1998], Г.А. Волкова [2002] и др. говорится о необходимости коррекции не только лично¬сти и речи заикающегося в целом, но и коррекционном воздействии на отдельные речевые функции заикающегося ребенка, в частности, фонетико-фонематические функции.

Читайте так же:
Тревожность и тахикардия как лечить

Одна из главных задач всестороннего развития дошкольника с нарушением речи – это обучение родному языку, развитию речи, всех её сторон: фонетико-фонематической, лексико-грамматической, связной речи. Одно из важнейших направлений работы с дошкольниками – это развитие фонематических процессов. Нарушение развития этих процессов оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.

Как известно, на начальном этапе обучения детей языку первостепенная роль отводится углубленной и разносторонней работе над звуками. Детей учат воспринимать звуки на слух, правильно их произносить, осознавать звуки, как фонемы. Однако, если дошкольник в свое время не сумел овладеть навыками фонематического восприятия, анализа-синтеза и представлений, то в школе он столкнется с большими трудностями, так как время, отведенное школьной программой на усвоение этого материала рассчитано в основном на детей, не имеющих нарушений речи. Следовательно, дошкольники, а тем более с такой сложной патологией речи, как заикание, прежде всего нуждаются в своевременном устранении недостатков произношения, формировании умения правильно и четко произносить звуки, как изолировано, так и в словах, фразах и связной речи, выделять их на слух из речи окружающих и из своей собственной.

Поэтому решение проблемы формирования фонематических функций у дошкольников с заиканием имеет важное значение для будущего успешного школьного обучения этих детей.

Однако до настоящего времени мы имеем недостаточное количество теоретических и практических научных исследований, в которых раскрывались бы особенности развития фонематических функций у детей, страдающих заиканием, и давались бы подробные рекомендации по их коррекции.

Объект исследования: фонематические функции у заикающихся дошкольников.

Предмет исследования: уровень сформированности фонематических функций у заикающихся детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявление основных особенностей нарушения фонематических функций у дошкольников с заиканием и определение основных направлений коррекционно-логопедической работы по их формированию.

Задачи исследования:

– анализ специальной лингвистической, психолого-педагогической, логопедической и методической литературы, посвященной проблеме дипломного исследования;

– экспериментальное изучение состояния фонематических функций у детей подготовительной к школе группе с заиканием и с нормальным речевым развитием;

– на основании выявленных механизмов нарушений фонематической системы языка у заикающихся детей разработка методических рекомендаций к коррекционно-логопедической работе, направленной на формирование и развитие фонематических функций у дошкольников с речевыми нарушениями.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется следующим:

1) Изучением симптоматики нарушения фонематических функций у заикающихся дошкольников.

2) Сравнением состояния фонематических функций у детей, страдающих заиканием и их сверстников без речевых нарушений.

3) Разработкой основных путей логопедического воздействия, направленного на коррекцию выявленных нарушений и развитие фонематической системы языка у детей с заиканием.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector