Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ваши вопросы | Форум

Ваши вопросы | Форум

Здравствуйте,
Хотелось бы заказать у Вас 2 книги "Школа красивой речи, Автоматизация плавности часть 1" и "Школа красивой речи, формирование плавности". Сколько это будет стоить? Как можно получить книги(живём в Москве)?

Заикание

Здравствуйте, Марианна Вадимовна!

Прошу Вашей помощи. Мы живем в г.Томске. У моего сына (сейчас 3 года 9 мес) наблюдается заикание примерно год. Возникло оно не резко, на тот момент только иногда, на первых слогах первого слова в предложении. Были моменты, когда сын вообще не заикался. Обращались прошлой осенью к логопеду и психологу, сказали, что ничего серьезного не видят. Сказали петь песенки, пить магне б6, говорить с ним четко и спокойно. На тот момент, играя сам с собой, сын не заикался. Примерно с декабря прошлого года ситуация ухудшилась. Стал заикаться чаще и чаще. Обращались к неврологу и психиатру, пропили курс фенибута и магне б6, стало еще хуже. А может просто так совпало. Сначала стал тянуть гласные. Раньше заикался только на согласных. При разговоре стал "вываливаться" наружу язык, обильное слюнотечение. Логопед сказала, что это дизартрия. Сейчас сын запинается в каждом слове и может по 2 раза в одном слове. Плюс- постоянно в разговоре "вываливается" язык, как- будто он ему мешает. На консультации логопед сказала нам искать раздражающий фактор. Не могу его найти, какой именно. Как понять, что это именно этот фактор провоцирует заикание? Бывает, что дома разговариваем на повышенных тонах, не все гладко в семье, живем с дедушкой и бабушкой. Но ведь не возможно же постоянно шептать.. Я бы смогла, но остальные члены семьи не могут. Еще был момент, когда лежали в 2 года в стационаре с пиелонефритом. Может быть там испугался. Но заикание возникло почти на полгода позже.. Или еще читала, что может травма головы какая -то. Падал конечно, как все дети. Серьезных травм не было. Из родственников никто не заикается. Еще папа ребенка живет отдельно, отношения у нас плохие, но при ребенке стараюсь не упоминать свое негативное отношение. Что делать, подскажите пожалуйста? К какому специалисту обращаться? Психологу, логопеду или психиатру? У нас в городе с заиканием почти не работают, специалистов нет. Так ли важно найти этот раздражающий фактор? И почему становится все хуже и хуже? Может быть нужно мозг проверить? Я в панике. Помогите пожалуйста! Сейчас еще половина учреждений у нас закрыта из-за вируса, уже четыре месяца как. А время уходит.. Извините, что много написала.

Консультация невролога.

Добрый день, Марианна Вадимовна!у моей дочки 3г.2.м началось заикание меньше месяца назад!прочитала Ваши рекомендации о срочном обращении к врачу неврологу.центр патологии речи не работает до 20 июля минимум.очень боюсь потерять драгоценное время и прошу Вас по возможности дать Контакты специализирующегося на этой проблеме невролога, с которым можно договориться лично о встрече в ближайшие дни.Спасибо!

Продолжить занятия.

Марианна Вадимовна, добрый день.
Мы несколько лет назад ходили в ваш центр, занимались в группе. Бабушка водила ребенка. Были на мой взгляд хорошие результаты, но к сожалению, курс короткий. После нам рекомендовали пройти курс нейропсихологии в центре "Добрые руки". Мы весь курс прошли.
Теперь пошли в первый класс.
Хотели поговорить о возможности продолжить заниматься. Проблема сохраняется.

Крик души.

Марианна Вадимовна, здравствуйте.
У меня крик души просто, мой сынок начал полторы недели назад заикаться, сначала немного, а потом всё сильнее и сейчас даже слова не может сказать. дома никаких происшествий и стрессов не было, разве что в целом обстановка такая напряженная, нервная, на работе нервы и домой прихожу как выжатый лимон. В садике тоже ничего такого не происходило, по крайней мере воспитатели так говорят. Сыну 4 года, очень хорошо разговаривал и очень много говорил, сразу понял, что не может говорить и очень страдает((.Два дня назад ездили к неврологу, она прописала раствор магне В6 и мидокалм, петь песни, дуть мыльные пузыри, губная гармошка, говорить слова на выдохе. Но ему за эти два дня ещё хуже, я уже очень сильно паникую, от знакомых слышала, что фенибут назначают при заикании, нам же не назначили. Посоветуйте, что нам делать? Мы далековато от Вас живем, в Ивановской области, но можем приехать, но к сожалению, только примерно через месяц. Порекомендуйте нам что-нибудь, пожалуйста.
Заранее спасибо.

Занятие в Центре

Добрый день.мой сын начал заикаться 4месяца назад.Обращались к неврологу.сдавали анализы.узи шейного отдела.эгэ головы.могу скинуть результаты.пили лекарства.занимались с остеопатом.ходим на вокал.и консулттировались с логопедом.в ибне было улучшение.заикался очень мало.сейчас стал опять хуже говорить.хотелось бв с Вами проконсультироваться.мв из другого города.Сколько длится по времени лечение в центре?какая цена?очень жду ответа.

Стажировка.

Марианна Вадимовна, здравствуйте!! Я логопед из Новосибирска. Сейчас в нашем многопрофильном центре формируеться направление работы с детьми имеющими разные формы Заикания. Подскажите пожалуйста, можно приехать к вам на стажировку, есть у вас такая флрма работы? И можно узнать от вас, где на период 2020-2021гг планируеться конференция, мастер класс, или другие мероприятия, где темой звучит Заикание!! За ранее благодарю вас за информацию.

Заикание не проходит.

Здравствуйте Марианна Вадимовна! Мы ходили в ваш центр в марте пока не закрыли на карантин. Пока ходили было улучшение в речи, заикание проявлялось редко. Но потом опять, все как было. Что делать?
Уже нет сил, нам не один логопед не может помочь.

Читайте так же:
Эпилептические приступы при деменции

На прием.

Добрый вечер, подскажите пожалуйста, возможно ли попасть к вам на приём с ребёнком 5 лет,
Спасибо.

Консультация.

Здравствуйте, Марианна Вадимовна! Мы к Вам по рекомендации наших друзей из Нью-Йорка. Очень бы хотелось попасть к Вам на консультацию для сына . Живем в Атланте (США). Есть разные затруднения с речью при наличии стресса.
Дистанционно нас очень устраивает. У сына очень сильная застенчивость — когда стесняется не говорит совсем. Я сама такая была — настолько стесняешься, что есть ощущение что уши хуже слышат и совсем не можешь говорить. В прошлом году когда ушли на удаленное обучение, я записывала ответы на вопросы и отсылала учительнице. Ее комментарий был что она впервые слышит что мой ребёнок может хорошо говорить (после того что он был у неё в классе 8 месяцев). Очень бы хотелось чтобы Вы с ним поработали если есть такая возможность. Знаю что проблема не такая явная как заикание, но она есть.

Если ребенок заикается

Инклюзивное образование в дошкольных образовательных организациях (ДОО) все активнее внедряется в практику. В группы дошкольной образовательной организации зачисляются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К этой категории относятся и дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

После обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) оформляется заключение и рекомендации по организации образовательного маршрута для ребенка. В заключении психолого-медико-педагогической комиссии формулируются выводы: нуждается ли этот ребенок в создании специальных образовательных условий в дошкольной образовательной организации (ДОО) или специальных образовательных условий не требуется.

В зависимости от сложности нарушения и потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ в рекомендации ПМПК указывается вид адаптированной программы для такого ребенок, которая в ДОО для него должна быть составлена и по которой он должен получать образование в ДОО. Возможны варианты рекомендаций по адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ. Коррекционно-развивающая работа для детей с ОВЗ должна быть реализована в группах ДОО компенсирующей или комбинированной направленности.

В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (АООП ДО). Вся группа детей с ОВЗ будет осваивать разработанную для них одну адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования.

В группах же комбинированной направленности должны реализовываться две программы. Общая основная образовательная программа ДОО предназначается для основного состава детей комбинированной группы. Для каждого же ребенка с ОВЗ, включенного в комбинированную группу на основе инклюзивного образования, на базе общей основной образовательной программы дошкольного образования должна в ДОО разрабатываться и реализовываться адаптированная образовательная программа (АОП ДО). Это и будет инклюзивное образование детей с ОВЗ в комбинированной группе.

К группе детей с ОВЗ относятся следующие категории: глухие, позднооглохшие и слабослышащие; слепые и слабовидящие; дети с тяжелыми нарушениями речи; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью; с расстройствами аутистического спектра (ранее это называлось РДА – ранний детский аутизм); со сложными дефектами.

Заикание относится к тяжелым нарушениям речи

В учебниках по логопедии приводится следующее определение этого речевого дефекта. Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

К органам речевого аппарата относятся: дыхательный отдел и его основная мышца – диафрагма; голосовой отдел и его основная мышца – голосовые складки; артикуляционный отдел, к которому относятся губы, язык, мягкое небо и другие органы.

Заикание возникает из-за судорог в мышцах речевого аппарата. Судороги могут локализоваться у одних детей с заиканием в артикуляционном отделе, у других в голосовом или в дыхательном отделе. По типу судорог, периодически возникающих в процессе речевого общения в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три формы (или вида) заикания: клоническая, тоническая, смешанная форма заикания.

Наиболее ранняя и легкая форма заикания — клоническая, при которой возникают запинки в речи – повторяются звуки или слоги. На этой стадии своевременная и адекватная психолого-педагогическая помощь ребенку может остановить дальнейшее развитие заикания. Комплексная психолого-педагогическая помощь ребенку должна оказываться не только специалистом, но и родителями и педагогами ДОО (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальный педагог, воспитатель). Выполнение всеми участниками определенного «речевого режима», «правил речи» и соблюдение коррекционных рекомендаций в отношении психо-эмоциональных нагрузок будет способствовать снижению частоты и активности судорог, провоцирующих запинки в речи.

Если ребенок с клонической формой заикания не получил комплексной психолого-педагогической помощи, то запинки закрепляются и формируется стойкий патологический стереотип речи с запинками. И тогда со временем клоническая форма заикания переходит в более тяжелую форму — тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки и паузы в начале или середине слова. Эта стадия говорит о том, что у ребенка заикание возникло давно, и он не получал специальной психолого-педагогической помощи, направленной на профилактику заикания. У ребенка уже сложился стойкий патологический стереотип речи с запинками. Для устранения такого заикания требуется уже комплексный медико-психолого-педагогический подход и лечение на протяжении длительного времени. Поэтому у специалистов в этой области есть положение: заикание легче предупредить, чем устранить.

Встречается и смешанный вид заикания: клоно-тонический или тоно-клонический (по преобладающему характеру судорог). Этот вид заикания свидетельствует о наличии двух видов судорог и о том, что заикание переходит в более серьезную стадию и закрепляется. Это говорится о прогрессировании этого тяжелого нарушения речи.

Читайте так же:
Этапы работы при заикании у детей

Заикание является очень сложным нарушением речи, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов и пауз в середине слова. Может проявляться в виде частых остановок или в нерешительности начать говорить. В результате нарушается ее ритмичное течение и плавность. Заикание препятствует ребенку в полноценном речевом общении с окружающими.

Кроме разнообразных речевых судорог у заикающихся детей встречается и другая патологическая симптоматика: нарушение темпо-ритмической организации в общей моторики. Могут быть сопутствующие или даже насильственные движения в скелетной мускулатуре, уловки, помогающие ребенку скрыть запинки и ритмизировать речь. Например, если ребенок делает запинки на первом звуке «п» в слове папа, то он ищет другое слово без звука «п» и заменяет на другое слово – отец. Постепенно появляется психологическая фиксированность на своем дефекте. С этого момента может появиться страх перед говорением – логофобии, что может появиться уже к концу дошкольного возраста.

Заикание может появиться в любом возрасте у детей и взрослых. Наиболее часто у детей заикание возникает в период от 2 до 5 лет. У некоторых детей с бурным развитием фразовой речи заикание может появиться в возрасте 2-3 лет. У детей с поздним общим развитием речи заикание может возникнуть после 4-5 лет. В любом случае заикание появляется у некоторых детей в период формирования фразовой речи, когда речь становится средством общения.

Течение заикания у детей может быть различным, например, может быть постоянный тип течения заикания. При этом типе заикания, ребенок проявляет запинки в речи во всех речевых ситуациях.

При волнообразном типе течения заикания у ребенка бывают периоды, когда запинки в речи не проявляются. И появляется ложное предположение, что заикание исчезло. Чаще всего заикание вновь «неожиданно» возвращается и, как правило, в более сильной степени.

При рецидивирующем типе течения возникают обострения заикания, что чаще всего бывает в осенне-весенний период. Каждое обострение сопровождается усилением степени заикания и усилением других сопутствующих патологических симптомов.

Поэтому для определения путей профилактики или способов избавления от заикания, необходимо выяснить причины, которые привели к нарушению речи – заиканию. Для этого специалисты проводят комплексное обследование, чтобы выявить причины, вызвавшие запинки, клонические судороги или тонические судороги, которые провоцируют прерывание речи необоснованными паузами. При обследовании можно выявить наследственную предрасположенность к заиканию, неправильное воспитание ребенка, психотравмирующие ситуации и другие значимые факторы. После получения результатов обследования логопед составляет индивидуальную программу коррекционных логопедических занятия с ребенком.

Кроме занятий специалистов важно, чтобы и в детском саду и дома поддерживался коррекционный речевой режим: соблюдались «правила речи» и коррекционные рекомендаций в отношении психо-эмоциональных нагрузок. К таким рекомендациям, которые определяет специалист, занимающийся с заикающимся ребенком, относится: «режим молчания», «режим ограничения речи», «щадящий речевой режим», «специальный охранительный режим» и многие другие.

Для воспитателей и родителей можно сформулировать следующие рекомендации, касающиеся создания коррекционного режима для заикающегося ребенка, находящегося в ДОО. Эти же рекомендации следует выполнять и в домашних условиях. Соблюдение рекомендаций, как родителями, так и педагогами ДОО будет способствовать устранению заикания и выработке навыка правильной плавной речи.

Правила речи для заикающихся детей

Воспитатели, педагоги и родители должны овладеть этими правилами речи и демонстрировать заикающемуся ребенку правильные образцы речи. Вот эти правила.

Говорить следует в замедленном темпе и спокойно, четко проговаривать все гласные звуки. При произнесении гласных надо четко их артикулировать и открывать рот. Не следует говорить через стиснутые зубы. Все гласные звуки должны произноситься с четкой и активной работой губ. Например, для звука «и» губы растянуты в стороны и в улыбку, для звука «у» губы складываются в трубочку, для звука «о» губы собираются в хоботок.

Во время речи следует опираться на гласные звуки и произносить их не редуцированно (сокращенно), а с акцентом и четко, а вот согласные звуки наоборот следует произносить легко, поверхностно и без акцента на них.

Согласные звуки произносятся на выдохе.

Перед высказыванием следует продумать, что хотелось бы сказать, какой задать вопрос, какую подать реплику. Рекомендуется смотреть в глаза собеседнику, человеку, к которому обращаешься. При ответе на вопрос также следует сначала увидеть глаза того, кто задал вопрос, не торопится с ответом, подумать и не торопясь дать ответ.

Надо выбирать оптимальную громкость голоса во время речи. Не следует говорить тихо и очень громко.

Во время речи необходимо следить за осанкой тела, положением головы и конечностей. Если говорить приходится стоя, то необходимо стоять ровно, ноги должны быть расставлены на ширину плеч. Если говорить приходится сидя, то ноги не должны быть перекрещены под столом, а также должны находиться расставленными в положении на ширину плеч. Сидеть также надо с прямой спиной, с опорой на спинку стула, плечи при этом должны быть опущены. Кисти рук не должны быть сжаты в кулаки. Не рекомендуется запрокидывать голову назад к спине и опускать подбородок на грудь во время речи.

Во время речи подбородок относительно шеи должен быть под прямым углом. Начинать говорить надо на выдохе. Не рекомендуется говорить высоким голосом, а по возможности тон голоса понижать. Если первое слово предложения начинается с гласного звука, то начинать надо тихо и несколько пониженным тоном голоса. Длинную фразу следует делить на смысловые отрезки. Каждый такой отрезок произносить нужно как короткую фразу. Между отрезками фразы рекомендуется соблюдать паузы. Чтобы речь была спокойной и уверенной нужно растягивать произношение первых гласные в предложении и связывать все слова предложения между собой.

Читайте так же:
Болезнь альцгеймера и деменция с тельцами леви

Очень важным средством выразительности речи является использование интонационных средств: пауз, логического ударения, выразительных интонаций, модуляций голоса по высоте и силе, четкой дикции, неторопливого темпа речи и мягкого тембра голоса. Очень большая роль в речевой коммуникации отводится кинесике. Это разнообразные выразительные жесты, мимические движения, улыбка и другие. Заикающимся, у которых нарушается речевая коммуникация, очень важно дать дополнительные средства выразительности речи в виде кинесики и средств просодии.

Чтобы успешнее проводилась коррекционная работа с заикающимся ребенком по выработке у него новых правильных навыков плавной и выразительной речи, нужно соблюдать следующие условия.

Советы для педагогов и родителей

Если ребенок заикается, то ему нельзя делать замечания со словами говори хорошо, говори медленно, расслабься, вдохни перед началом речи и другие замечания, касающиеся его речи. При ребенке не следует произносить, что он «Заикается». Если заикающийся ребенок посещает группу в ДОО, то воспитатели не должны при других детях обращать внимание на сбивчивую речь заикающегося ребенка, не произносить за него слова, которые он не может договорить из-за заикания. Если сам воспитатель не обратит своего внимания на запинки в речи ребенка, то другие дети не заметят проблемы в речи заикающегося.

Воспитатель должен предупреждать и не допускать, чтобы дети дразнили ребенка, обзывали, исключали из общих игр. Во время разговора надо давать заикающемуся ребенку почувствовать, что внимательно и спокойно слушают то, о чем он говорит. При этом совсем не обращают внимания на то, как ребенок говорит. Надо дать возможность договорить ребенку, не перебивать и не торопить его речь. Надо поддерживать постоянный зрительный контакт с ребенком и терпеливо ждать пока заикающийся закончит свое высказывание. Не рекомендуется задавать много вопросов ребенку. Речь воспитателя и родителей с ребенком при заикании должна быть неспешной («ленивой»). Заикающегося ребенка нужно поощрять и хвалить как можно чаще и как можно естественней, даже если у него что-то не получается. При этом не рекомендуется гладить ребенка по голове и вообще трогать его голову. При занятиях с заикающимся ребенком надо учитывать его интересы и поддерживать его инициативу в игре. Не следует требовать от ребенка того, что он не может выполнить в силу своих особенностей. Надо принимать и любить ребенка таким, какой он есть.

Лечебно-педагогический комплекс по преодолению заикания состоит из двух блоков. Первый блок направлен на лечебно-оздоровительные мероприятия. Эти мероприятия организует врач, который проводит лечение специальными медикаментами, назначает лечебные процедуры, лечебную физкультуру и другие.

Второй блок посвящен коррекционно-педагогическому воздействию. В этом воздействии принимают участи все участники педагогического коррекционного процесса в ДОО, а также родители заикающегося ребенка. Основную коррекционную работу проводят логопеды и психологи. Обязательными и регулярными должны быть логоритмические занятия. Все другие педагоги ДОО осуществляют психолого-педагогические коррекционные мероприятия по рекомендациям логопеда, психолога и врачей.

Так как заикание является одним из самых стойких тяжелых нарушений речи, затрагивающим не только речь, но и другие сферы жизнедеятельности ребенка – соматическую, неврологическую, психологическую, моторную, личностную и другие, то можно сделать вывод, что заикание легче предупредить, чем его исправить.

Поэтому раннее выявление заикания и профилактическая психолого-педагогическая помощь педагогов и врачей может остановить дальнейшее прогрессирование заикания.

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

Заикание у детей – причины и лечение лучшими методами

Заикание у детей – причины и лечение лучшими методами

Заикание у детей, причины и лечение которого являются актуальными проблемами многих семей, зачастую начинает возникать в возрасте 2-5 лет, когда активно формируется речь. Этот дефект проявляется в нарушении правильного речевого ритма, темпа, непроизвольных паузах в ходе высказывания мыслей, повторах отдельных звуков, слогов или букв.

Заикание у детей – причины

При наличии речевых расстройств очень важно выяснить, почему ребенок заикается, хотя это во многих случаях нелегко. Прежде всего, стоит понимать, что такое отклонение обуславливается не патологией самого речевого аппарата, а нарушением в центральной нервной системе. Установлено, что к дефекту склонны, в основном, мальчики, а около 1 % взрослых людей страдают от постоянного заикания, развившегося в детском возрасте.

Выделяют две основные формы заикания у детей, причины и лечение которых несколько различны:

  • органическая – постоянное заикание, связанное с возникающими артикуляционными судорогами;
  • функциональная – рецидивирующее или волнообразное заикание, при котором происходят судороги дыхательных, реже – голосовых мышц.

Если ребенок начал заикаться, спровоцировать это могли следующие факторы:

  • родовые травмы;
  • воздействие токсических веществ в период беременности (курение, профессиональные вредности, отравление ядовитыми газами и т.д.);
  • внутриутробные инфекции; ;
  • преждевременные роды;
  • инфекционные заболевания мозга (энцефалит, менингит и т.д.);
  • травмы головы;
  • внезапный сильный испуг (вследствие нападения собаки, неадекватного поведения родителей, просмотра фильма ужасов и пр.);
  • чрезмерная загруженность обучающим материалом с раннего возраста;
  • насильственное переучивание леворукости;
  • задержка речевого развития вследствие недостатка общения, дефицита внимания;
  • резкая смена привычной обстановки при чрезмерной впечатлительности ребенка (переезд, переход в другое учебное заведение, развод родителей и т.п.)
  • генетическая предрасположенность.

Ребенок начал заикаться – что делать?

Во многих ситуациях проблема исчезает сама по себе по мере взросления малыша, но не стоит полагаться на удачу и упускать драгоценное время, т.к. на раннем этапе дефекты речи легче поддаются корректировке. Особенно это касается ситуаций, когда ребенок сильно заикается, этому сопутствует усиленная жестикуляция, появляются проблемы при обучении, общении, отражающиеся на полноценном развитии.

Читайте так же:
Как лечить энурез у мужчин таблетками

Ребенок заикается – к какому врачу обратиться?

Обследование заикающихся детей проводится врачами нескольких специальностей:

  • неврологом – поможет установить форму заболевания, назначит необходимые исследования для оценки состояния головного мозга и центральной нервной системы крохи (реоэнцефалография, электроэнцефалография, МРТ мозга и пр.);
  • психологом – выявит возможные эмоционально-психологические, стрессовые травмирующие факторы, послужившие причиной дефекта;
  • логопедом – посредством специальных тестов определит характер и степень речевых нарушений, обследует речевой аппарат;
  • педиатром – установит уровень физического и психически-эмоционального развития ребенка, а также соответствие данных характеристик возрастным нормам.

Каждый специалист изучает анамнез, выясняет, когда и при каких обстоятельствах возникло заикание. Маленький пациент должен пройти тестирование слуха, обследование лексико-грамматической части речи. Выявляются сопутствующие нарушения, для чего может потребоваться комплексная диагностика организма. Помимо того, требуется узнать, как сам ребенок относится к имеющемуся у него отклонению.

Можно ли вылечить заикание у ребенка?

Обнаружив, что ребенок заикается, нельзя откладывать решение проблемы, следует начать лечение, пока дефект не укрепился. Не стоит применять самолечение, т.к. без определения типа речевого расстройства и провоцирующих факторов можно лишь усугубить ситуацию. Родителям, у которых ребенок стал заикаться, требуется сформировать собственные правила общения с ним, подкорректировать образ жизни, свое поведение, чтобы создать для малыша максимально комфортные для излечения условия. Вот основные рекомендации:

  • соблюдение распорядка дня, режима питания, сна и отдыха;
  • поддержание спокойного климата в семье;
  • ограждение ребенка от сильных физических нагрузок, стрессовых факторов;
  • исключение компьютерных игр, частого просмотра телевизора;
  • нельзя ругать малыша за неправильное произношение, подгонять его речь, смеяться и т.п.;
  • разговаривая с ребенком, нужно следить за собственной речью, которая должна быть не быстрой, четкой, спокойной;
  • кроха должен как можно чаще пребывать в детском коллективе.

Лечение заикания у детей

Как лечить заикание у детей и посредством каких способов, определяется индивидуально в каждом конкретном случае. Зачастую заикание у детей, причины и лечение которого разные, требует комплексного подхода с применением медикаментозных методик, физиотерапевтических процедур, логопедических упражнений, психотерапевтических практик, специальных компьютерных программ и т.д.

Дыхательная гимнастика при заикании у детей – упражнения

Когда ребенок заикается, что делать, подскажет лечащий врач после установления причин и сопутствующих патологий. Нередко спутниками речевых судорог выступают слабость диафрагмальной мышцы и неправильное дыхание, для налаживания которых применяются специальные дыхательные упражнения при заикании у детей. Выполняемый комплекс помогает поставить дыхание, улучшить кровоснабжение мозга.

Рассмотрим еще несколько упражнений:

  1. Стоя с опущенными вниз руками, нагнуться вперед, сделав спину круглой и опустив голову. В конце наклона сделать шумный вдох, приподняться и сделать выдох.
  2. Стоя прямо, согнуть руки в локтях и опустить их вниз, а раскрытые ладошки направить вверх. На вдохе сжать ладони в кулачки, разжать на бесшумном выдохе.
  3. Стоя прямо, ноги на ширине плеч. Наклонять голову то влево, то вправо, прижимая ухо к плечу и делая при этом вдох. Смотреть прямо.

Занятия для заикающихся детей

Заикание у детей хорошо поддается корректировке посредством логоритмических методик, включающих:

  • мышечную релаксацию;
  • артикуляционные упражнения;
  • пение;
  • игру на простых музыкальных инструментах.

Кроме этого, полезно заучивание стишков с четким ритмом, скороговорок, составление рассказов по серии картинок. Все занятия проходят в игровой форме, в доверительной доброжелательной обстановке. Методики избавления от заикания предусматривают регулярность занятий, постепенное усложнение задач.

заикание у детей

Массаж при заикании у детей

При решении данной проблемы врачи рекомендуют проводить массаж плечевого пояса и воротниковой области для расслабления, устранения спазмов. Сеансы проводятся четырежды в год, курсами по 10-12 процедур. Проведя первый курс массажа у специалиста и освоив основные массажные приемы, далее возможно проводить лечение заикания у детей в домашних условиях. Пользу приносит и точечный массаж с воздействием на активные точки в зоне лица и спины.

Медикаментозное лечение заикания у детей

Определяя, как вылечить заикание у ребенка на фоне тяжелой патологии мозга или серьезных психических нарушений, врачи назначают прием медикаментозных средств. Это могут быть препараты следующих групп:

Заикание, виды заикания, основные рекомендации родителям заикающихся детей
методическая разработка по теме

В статье дается характеристика данного нарушения речи, раскрываются причины возникновения заикания, описываются виды заикания и советы родителям, что нужно делать при том или ином виде этого нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultaciya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Заикание – нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата. Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что заикание – внешнее проявление невротических, эмоциональных, речевых нарушений. Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого у большинства детей отмечаются запинки. Они называются физиологическими. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Заиканием страдает примерно 3% детей. Его распространенность зависит от такой особенности языка, как темп речи. У французов заикается 5-7%, у немцев – 2%, американские индейцы не заикаются вообще. Заикание у мальчиков отмечается в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.

Причины возникновения заикания:

— истощение или переутомление нервной системы в результате заболеваний корью, рахитом, коклюшем;

— болезни носа, глотки и гортани;

— задержка развития речи, неправильное произношение звуков в течение длительного времени;

— испуг, обострение эмоционального напряжения как следствие острой обиды, ревности;

— неправильные методы воспитания (наказания, унижающие достоинства ребенка, несогласованность требований со стороны близких);

— перегрузка способных, но нервных детей речевым материалом (в частности, ранее, в 3 года, обучение чтению, иностранному языку);

— переучивание леворукости и т.д.

Вероятность возникновения заикания увеличивается:

— если заикается кто-то из родственников;

— при частых респираторных заболеваниях;

— при нарушении внимания.

— ребенок начинает повторять отдельные звуки в начале или середине слова, протяжно произносить гласные – это клонические судороги;

— задерживается на согласных звуках с последующим спазмом и внезапным его прерыванием – это тонические судороги.

Возможно так же сочетание судорог различного вида – клоно-тонические или тоно-клонические, в зависимости от преобладания тех или других. Судороги могут локализоваться в дыхательном, голосовом, артикуляционном отделах периферического речевого аппарата.

— нарушается речевое дыхание: он делает дополнительные вдохи не только перед каждым словом, но и в середине слова;

— голос прерывается или появляются выкрики на высоких тонах;

— усиливаются судороги на смычных звуках П, Б, Т, Д, К, Г и в сочетании со звуком Р (ПР, БР, ТР, ДР, КР, ГР).

Состояние речи заикающихся детей может меняться, волнообразность характерна для течения заикания. Даже когда лечение успешно, бывают периоды ухудшения. Меры, принимаемые для восстановления плавности речи, определяются тем, когда возникло заикание.

Инициальное – заикание отмечается не более двух месяцев.

Закрепившееся – более двух месяцев.

Советы родителям по предупреждению возникновения заикания:

1. Не прерывайте игру ребенка необоснованными вопросами.

2. Удерживайте ребенка от речи, когда он на грани истерики или плачет.

3. Не делайте замечаний, употребляет эмболы, т.е. говорит какое-то лишнее слово (а, ну, вот, значит).

4. Неразумно заставлять малыша пересиливать свои страхи.

5. Не наказывайте за употребление непристойных слов, займите его чем-то интересным.

6. Организуйте жизнь ребенка так, чтобы его не надо было подгонять.

7. Дневной отдых обязателен.

8. Не просите ребенка читать вслух стихи перед посторонними, пока он сам не захочет.

9. Попытайтесь конструктивно решать все возникающие проблемы, спокойно и без эмоций.

Рекомендации родителям при инициальном заикании:

1. При остро возникшем заикании надо устранить ситуацию, травмирующую психику. Если это произошло в детском саду, то его посещение противопоказано.

2. Нужно обеспечить домашний режим минимум на два месяца. Полезно составить список ситуаций, в которых речь ребенка ухудшается, а также перечень людей, которые влияют на его эмоциональное состояние. Иногда благотворна полная смена обстановки.

3. Избегайте ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают, радуют или смущают ребенка. Отмените посещение зрелищных мероприятий, не ходите в гости, и не принимайте гостей у себя, избегайте контактов с другими детьми.

4. Перед сном неплохо ритуализировать занятия, то есть изо дня в день после ужина в одном и том же порядке совершать одни и те же действия: убирать игрушки, купаться, рассказывать сказку и т.д. Это успокаивает нервную систему, облегчает засыпание.

5. Некоторое время ребенку лучше совсем не смотреть телевизор.

6. Измените свою речь: постарайтесь говорить медленно, короткими простыми предложениями без излишней эмоциональности.

7. Приучите ребенка к настольным играм: это успокаивает и развивает мелкую моторику.

8. Полезно петь, двигаться под музыку, играть с водой и песком.

9. Нужно как можно раньше обратиться к врачу – психиатру, неврологу, ведь однозначной схемы лечения не существует. Медицинские препараты подбираются строго индивидуально. Врач назначает успокаивающие и общеукрепляющие средства: малые дозы брома, корень валерианы, пустырник, глюконат кальция, поливитамины, пивные дрожжи, рыбий жир, холосас, гематоген, препараты, содержащие большое количество сахара, глюкозы, липоцеребрин, фитин и т.п.

Проявления закрепившегося заикания:

— повышенная возбудимость или заторможенность, быстрая истощаемость нервной системы;

— отрицательные или несвойственные ему ранее личностные качества: боязливость, подчиняемость, замкнутость, конфликтность, безразличие к родным, хвастливость, эгоизм;

— доходящая до назойливости общительность, повышенная нежность, чрезмерная впечатлительность, боязнь одному оставаться в помещении;

— постоянное желание быть с матерью и др;

— несовершенство в двигательной сфере (недостаточная переключаемость движений, повышенный тонус мышц);

— несовершенство в сенсорной области (повышенная отвлекаемость, рассеянность внимании, несвоевременная реакция на звуковые и речевые сигналы);

— в эмоционально-волевой сфере наблюдаются раздражительность, капризы, плач или безудержное веселье, крики, визг;

— слова и словосочетания произносятся с судорожными повторениями или с мучительной остановкой на том или ином звуке.

Рекомендации родителям при закрепившемся заикании:

1. Основная установка – ведите обычный образ жизни. Единственное ограничение – не следует посещать зрелищные мероприятия до 6 лет.

2. Ребенок продолжает находиться под наблюдением врача-психиатра.

3. С трех лет многие дети могут начать занятия с логопедом.

4. Если кроме нарушения плавности, отмечаются задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, то начинать нужно с них.

5. В моменты усиления заикания необходимо ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые вызывают это усиление.

6. В период улучшения нужно как можно больше читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки.

7. Организуйте домашний театр, можно кукольный.

При всей необходимости использовать приемы, улучшающие речь, нет ничего важнее благоприятной атмосферы в доме, дружественных усилий всех членов семьи.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector