Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возрастные особенности влияния тревожности на статусное положение личности в группе

Возрастные особенности влияния тревожности на статусное положение личности в группе

Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется через склонность человека часто испытывать безосновательную тревогу. В психологии данная категория рассматривается как личностное образование.

Проблема тревожности

Проблема тревожности — это одна из наиболее изучаемых в психологической науке. В теории впервые вопрос тревожности рассматривал З. Фрейд. Определенные свойства взрослой личности, включая тревожность, боязливость и невротизм, Фрейдом рассматривались как проявления детских страхов (например, боязнь темноты, животных, смерти, потери близкого и др.).

Фрейд считал, что становясь взрослым, индивид в критических ситуациях испытывает состояния, которые похожи на детские. Ученик Фрейда, А. Адлер, определил природу тревожности в формировании личности ребенка. В соответствии с его воззрениями высокий уровень тревожности характерен для детей, которые родились с физическими недостатками. Также он относил сюда детей родителей-невротиков, и детей, которые не получили необходимого количества родительской любви. Таким образом, в концепции автора важнейшее значение в формировании такого свойства личности как тревожность сыграло социальное окружение.

К. Хорни проводила исследование проблемы невротической тревоги. Основной вклад в изучении проблемы тревожности был представлен определением отличительных особенностей тревожности в нормативном состоянии и в патологии (в состоянии невроза). В качестве основной причины повышенной тревожности у человека Хорни выделяла взаимоотношения с матерью в соответствии с тем, как они складывались: негативно или позитивно.

В 70-е годы прошлого века наблюдался повышенный интерес к анализу проблемы тревожности в психологических кругах. Именно тогда были сформулированы опросники определения уровня тревожности (Спилбергера и Тейлора), был окончательно сформирован взгляд на причины высокой тревожности.

М. Тейлором было выдвинуто предположения о том, что степень тревожности (высокая или низкая) формируется у личности в ходе научения в процессе наблюдения поведенческих реакций на соответствующие стрессовые факторы со стороны близкого социального окружения в период раннего детства.

П. Тиллих первым рассматривал вопрос тревожности в качестве отдельно стоящего в ряду связанных состояний. Он сформулировал психологическое определение тревожности, выделяя критерии ее определения. По мнению ученого страх проявляется у человека по причине боязни обстоятельств, которые известны ему.

Готовые работы на аналогичную тему

Тревожность — это диффузное чувство. Его причины чаще всего человек не способен определить. Пребывание в таком состоянии в течение длительного времени способствует возникновению личностных расстройств.

Таким образом, в рамках психологии создалась некоторая система взглядов на проблему тревожности. Она рассматривалась как свойство личности, ее индивидуальные реакции на стрессовые факторы. Все это сопровождается высоким уровнем страха и неуверенности.

Влияние тревожности на личность в группе

Тревожность представляет собой страх индивида утратить свою самость в группе под влиянием страха или стресса. Оригинальность подхода, который был предложен Л. И. Божович, заключается в выделении двух видов тревожности — адекватной (отражает объективное отсутствие условий для удовлетворения определенных потребностей) и неадекватной (при наличии соответствующих условий). Только в последней ситуации можно наблюдать тревожность в качестве устойчивой функциональной структуры эмоциональной сферы, устойчивого личностного образования.

Тревожность и ее влияние на статус личности в группе рассматривалась исследователями в процессе изучения «элементарных», приспособительных эмоций и зависящих от этого устойчивых функциональных структур. На данном этапе работы, этот процесс не связывался с линией исследования высших чувств. Это было обусловлено тем, что к последним ученые относили только чувства, которые сами были способны выступать в качестве предмета потребности. Это не могло касаться тревожности, которая представлялась как отрицательное, тяжелое для человека переживание, от которого он стремился избавиться.

Возрастные особенности тревожности при ее рассмотрении в процессе влияния на статусное положение в группе характеризуются индивидуальной психологической особенностью. Она проявляется через склонность человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге возникновения такого состояния.

Понимание тревоги необходимо определять с помощью нескольких положений:

  • Ситуации, которые представляют для человека некоторую угрозу или имеют личностное значение. Они переживаются в качестве неприятного эмоционального состояния различной интенсивности.
  • Интенсивность переживания тревожного состояние пропорциональна степени угрозы или значению причины переживаний, от чего зависит длительность переживания состояния тревоги.
  • Восприятие ситуаций или обстоятельств, которые потенциально включают возможность неудач или угрозы;
  • Ситуация тревоги связана с изменениями в поведении, она мобилизует защитные механизмы личности.

Отдельно стоит рассмотреть влияние тревоги на уровень притязаний (его занижение или завышение), что порождает ее в качестве проявления дефектов в структуре личности. Прежде всего, в этом процессе происходит нарушение механизмов саморегуляции, что проявляется через переживание незащищенности и снижение чувства безопасности.

В работах Ф. Б.Березина оценивается роль тревоги в процессе психической адаптации человека и становлении его статусного положения в группе. Тревога способна менять характер поведения, приводя к усилению поведенческой активности и побуждая к более интенсивным и целенаправленным усилиям. В группе она призвана выполнять тем самым адаптивную функцию.

В ситуации, если интенсивность и длительность тревоги не представляют адекватность, это создает препятствия формированию адаптивного поведения. Все это способствует появлению нарушений поведенческой интеграции, а иногда и клинически выраженным нарушениям психики и поведения человека в группе.

Возрастные особенности тревожности

А. М. Прихожан были исследованы формы тревожности. Это происходило в процессе индивидуальной и групповой работы с детьми и подростками. Форма тревожности представляет собой особенное сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в пределах соответствующих характеристик поведения, общения и деятельности.

Форма тревожности в рамках группы может проявляться через стихийно складывающиеся способы ее преодоления и компенсации, а также через отношение человека к данному переживанию. Работа, проведенная автором, подтвердила существование 2 базовых типов тревожности:

Открытая тревожность (переживается и проявляется сознательно в поведении и деятельности как состояние тревоги);

Скрытая тревожность (не осознается в разной степени, проявляется либо через чрезмерное спокойствие, нечувствительность к реальному неблагополучию и даже через отрицание).

Женская консультация №1

(3822) 43-22-03

Дежурный администратор

с 8:00 — 16:00 в
рабочие дни

8-913-870-9008

Женская консультация №2

Проспект Ленина, 177а,

пн.-пт.: 8:00 — 20:00
сб.: 8:00 — 14:00
вс.: выходной

(3822) 46-83-43

(3822) 40-74-94

Дежурный администратор

с 8:00 — 16:00 в
рабочие дни

8-913-870-9012

Акушерское отделение №1

(3822) 52-82-33

Акушерское отделение №2

(3822) 53-10-08

Голосование

Посещение лекций в «Школе для будущих мам и пап»

помогает мне узнать много интересной и полезной информации — 214 (55%)

мне не интересно, потому что всю нужную информацию я узнаю от родственников и знакомых — 64 (17%)

без необходимости, так как я узнаю всю необходимую мне информацию в интернете — 108 (28%)

Контролирующие органы

Роспотребнадзор

Росздравнадзор

Департамент здравохранения Томской области

Территориальный Фонд ОМС Томской области

Медицинская акционерная страховая компания «МАКС-М»

Страховая компания «СОГАЗ-Мед»

НП "Медицинская Палата Томской области"

Психологические особенности женщины в период беременности и родов

Скажи, чего ты боишься… Тревоги и страхи будущих мам

В нашем сложном и далеко не однозначном мире каждому известно чувство тревоги, а объектом страха может стать любой предмет или явление. Вряд ли можно считать случайным, что от 30 до 40% людей хотя бы раз в жизни испытывали сильное беспокойство, а кто-то даже, панику. Давайте попробуем разобраться почему так происходит.

Читайте так же:
Страхи и тревожность у детей с зпр

Почему мы боимся ?

Чувство тревоги является сигналом неожиданных изменений происходящих в окружающем мире или в собственном организме и помогает вовремя среагировать на опасность. Однако если тревога выражена чрезмерно, то, напротив мешает нормальной жизнедеятельности.

Во время беременности весь организм женщины претерпевает значительные изменения, что само по себе, способствует развитию тревоги. Физиологическая перестройка в центральной нервной системе приводят к тому, что переутомление, ослабленное физическое состояние вполне может привести к беспокойству . То есть, будущая мама изначально, по физиологическим показателям, предрасположена к тревожности.

Кроме того, в период ожидания ребенка, у женщины преобладают интересы связаны с рождением и здоровьем будущего ребенка, все другое отходит на второй план. При этом женщина может не чувствовать себя готовой заботиться о малыше. Ответственность за ребенка порождает повышенные требования к себе – справлюсь ли, получится ли у меня это? Завышенные требования к себе, стремление достичь идеала и стать образцовой мамой также ведет к тревоге.

Еще один важный момент: развитию тревоги способствует оторванность будущей мамы от активной жизни – особенно когда она не работает и сидит дома, — отсутствие новых впечатлений и положительных эмоций, а также негативный чужой опыт (предположим, что уже родившая подруга живописала вам в деталях ужасы своих родов и весьма хлопотливую жизнь молодой мамы), то появление тревоги в этот период вполне предсказуемо (по наблюдениям врачей одна треть всех женщин испытывает нечто подобное в период беременности). Если вы всегда стремились придать своему образу жизни некую стабильность и уравновешенность, если вы не любите неожиданностей и сюрпризов, вполне вероятно, что такое событие, как рождение ребенка, вызовет у вас мысль: «Как все сложится?». Неизбежные перемены, которые произойдут в вашей семье после рождения малыша, также являются источником тревог.

Тревога — это неопределенный страх, проецируемый в будущее. Вроде все хорошо, но человек находится в постоянном ожидании, что вот-вот случится что-то нехорошее с ним или с его близкими. Это тягостное переживание надвигающейся беды, когда не знаешь где и когда случится несчастье, но уверен, что оно произойдет.

Если тревога становится столь сильной и частой, что лишает человека способности к нормальной жизнедеятельности, то это является признаком тревожного расстройства. Для него характерно напряжение доходящем до дрожи, выраженный дискомфорт, когда из-за беспокойства трудно усидеть на месте, сердце учащенно бьется, «не хватает воздуха», усиливается потоотделение, может быть слабость, дурнота, головокружение, чувство «комка в горле». Такое состояние нуждается в лечении.

Чего мы боимся ?

Переносить состояние тревоги крайне тяжело, кажется, что опасность исходит отовсюду. Гораздо легче знать чего именно следует бояться. Благо жизнь предоставляет множество ситуаций для «опредмечивания» тревоги. Как только появляется конкретный страх, так сразу становиться легче, спокойнее. Мы знаем как с ним бороться, что делать чтобы себя обезопасить. Таким образом, нахождение конкретного страха помогает облегчить состояние.

Предмет для страха может быть извлечен из раннего негативного детского опыта. Он может быть позаимствован у своих родителей или в огромном культурном наследии всего человечества. Более того, существуют предположения, что человек способен помнить свои внутриутробные переживания и там находить пугающие ситуации.

Теперь давайте спроецируем эти обстоятельства на то психологическое состояние, которое характерно для женщины в период беременности и выстроим в хронологической последовательности факторы, пугающие будущих мам.

  • Незапланированная спонтанная беременность: увидев положительные результаты теста, женщина начинает судорожно вспоминать, какие алкогольные напитки она пила, сколько сигарет выкуривала и какие лекарства принимала. Если результаты подсчетов неутешительные, начинается паника.
  • Возможные осложнения во время беременности, которые могут повлиять на здоровье будущего ребенка. Спектр волнений здесь весьма объемен: от считающейся вредной для здоровья работы за компьютером до несделанных некогда прививок и опасения заболеть гриппом или краснухой.
  • Боязнь родов: ожидание боли, ощущение беспомощности, отсутствие власти над собственным телом.
  • Генетические страхи: рождения неполноценного ребенка вследствие необратимых природных причин.
  • Эстетические страхи: боязнь тех изменений, которые происходят с лицом и фигурой – вернется ли прежняя форма?
  • Один из самых распространенных страхов – страх о здоровье будущего ребенка.
  • Страх стать плохой матерью: сомнение в собственной способности правильно ухаживать за ребенком.
  • Боязнь ответственности за судьбу ребенка: никто в такой мере не отвечает за жизнь и здоровье другого человека, как мать за дитя.
  • Страх будущего: различных перемен в семье, связанных с появлением ребенка – от материальных и жилищных сложностей до изменения отношений с мужем и крушения профессиональной карьеры.

То, что появился конкретный страх это неплохо. Сработала психологическая защита, пошел процесс адаптации к новым жизненным условиям. Найдя то, что следует бояться в ситуации беременности и родов психика женщины сделала первый шаг к совладению с тревогой. Следующий шаг – расширение представлений об опасности и действия по ее устранению или минимизации.

Хуже когда развивается патологический или навязчивый страх, называемый фобий. При фобии человек понимает нелепость своих опасений, но не в состоянии противостоять им. Единственный выход, который видится больному – это избегание пугающей ситуации. Если в таких обстоятельствах вовремя не принять меры, то может развиться чувство безвыходности и последующая депрессия.

Как победить страх

Если тревожность мешает вам радоваться жизни в ожидании приятных будущих изменений, необходимо начать действовать. Ни в коем случае не стоит впадать в панику: просто нужно не эмоционально, а рационально подойти к этому вопросу. Начать следует с квалифицированного медицинского обследования.

При заранее запланированной беременности, поводов для волнений будет гораздо меньше. Супруги имеют возможность пройти полное обследование, чтобы предотвратить возможные проблемы.

Спонтанная беременность требует более пристального наблюдения врачей. Первые двенадцать недель, особенно с 5-й по 10-ю, действительно наиболее опасны во всех отношениях, идет ли речь о курении, инфекционном заболевании или стрессовой ситуации. По мнению специалистов, если отрицательные факторы сработали на самых ранних сроках, то беременность развиваться не будет. Если же она проходит нормально, волноваться не стоит. Просто за такой беременной необходимо наблюдать более пристально.

Боязнь родов легко преодолима, если посещать курсы подготовки к родам. В настоящее время существуют различные методики, цель которых – формирование готовности женщины к родам. Выбирая те или иные курсы, имейте в виду, что занятия с будущими мамами должны включать четыре основных компонента:

  1. Психопрофилактичекая подготовка – это могут быть индивидуальные беседы и лекции, которые направлены на устранение отрицательных эмоций, связанных с родами и страхом перед ними. Основная цель психофизиологической подготовки беременных к родам заключатся в следующем: выработать у женщины сознательное отношение к беременности, научить воспринимать роды как физиологический процесс, а также создать хороший эмоциональный фон и уверенность в благоприятном течении беременности и завершении родов.
  2. Страх боли во время родов преодолевается не только с помощью знания естественного для женщины механизма родов, но и во многом помогает присутствие близкого человека, которому женщина доверяет, это может быть не только муж, но и врач, акушерка, с который у роженицы сложились доверительные отношения.
  3. Групповые занятия специальной гимнастикой обычно направлены на тренировку дыхания и группы мышц, которым предстоит особо напряженная работа во время родов: брюшной пресс, мышцы тазового дна.
  4. Знание особенностей физиологии новорожденных также избавляют маму от многочисленных переживаний по поводу его здоровья, а занятия, обучающие уходу за ребенком реально способны облегчить хлопотливое будущее молодой мамы.
Читайте так же:
Что такое энурез в психологии

Обычно подобные занятий проводятся в группах по 6-8 человек, это важно опять-таки в психологическом плане – возможность пообщаться с другими женщинами, обменяться впечатлениями и поговорить о волнующих будущих мам проблемах создает ощущение включенности в активную жизнь, помогает понять, что ваши страхи разделяют многие женщины.

Так что доверие к современной медицине, знание физиологических процессов и психологическая подготовка помогут развеять многие страхи будущих мам. Мы боимся того, что не знаем. Так давайте попробуем вовремя все узнать! Достоверная информация способна кардинально изменить ситуацию – единственным условием становится ваше желание этого изменения.

Вам поможет психотерапия

Если страхи, связанные с вашим здоровье и здоровьем малыша, не смогли развеять врачи общей практики (убеждая вас, что все в порядке), то на помощь придут врачи -психотерапевты и медицинские психологи. Уже давно существуют проверенные тренинги и методики, хорошо зарекомендовавшие себя на практике.

Обычно самое сложное – это осознать наличие проблемы. Грядущие перемены действительно очень волнуют. Они не могут не волновать, но проблема в неадекватном восприятии ситуации, которое приводит к негативным эмоциям, к той же тревоге и страху. А те, в свою очередь, подталкивают к неадекватным поступкам, ведущим к возникновению различных стрессовых ситуаций (проблемы в семье, на работе, значимые потери и т.д.). При этом в центральной нервной системе возникают стойкие очаги возбуждения, что может привести к осложнениям беременности.

Наиболее эффективным методом преодоления тревожности считается когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Этот метод основан на том, что именно мышление человека – его способ восприятия себя, мира и других людей – определяет его поведение, его чувства и его проблемы. Перестроив свое неадекватное мышление и развив способность мыслить более реалистично и конструктивно, человек уже совсем иначе начинает смотреть на мир и свое место в нем – учится жить, подстраиваясь под обстоятельства, которые не в силах изменить.

Никто не говорит, что беременность и роды это легко, но вы хорошо знаете, что организм женщины специально для этого предназначен, и взрослая женщина без вреда для своего здоровья может выносить и родить здорового ребенка. Важно заранее позаботиться о квалифицированной медицинской помощи, стоит рационально решить материальные или жилищные проблемы – где и на что жить – вполне возможно, предварительно обсудив это с мужем и другими родственниками.

Когда же вы покинете стены роддома вместе с малышом, вам придется приспосабливаться к новому распорядку жизни. А пока вы никак не можете повлиять на ситуацию и не должны ее контролировать — в вашем нынешнем положении остается только ждать и извлекать максимум положительных эмоций от того, что происходит в данный момент.

Ваша неуверенность в своих силах, отсутствие опыта, вовсе не означает, что вы действительно не справитесь. Вы можете думать, что не способны на мягкость, терпение и понимание по отношению к будущему малышу. Возможно, в вашей прежней жизни подобные чувства оказывались под запретом или не встречали ответной нежности и теплоты. Поэтому теперь вы не знаете, способны ли на них. Не забывайте, что в своем стремлении к совершенству, вы можете отвлечься от главного – осознания счастья материнства. Помните, что природа уже дала вам все, что необходимо для успешного материнства.

Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Маркова Наталья Владимировна

Изучение психологических особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
_osobennosti_proyavleniya_strahov_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.»

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

Цель нашего исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: Для дошкольников характерны проявления таких видов страхов как страх темноты и смерти. Общий уровень тревожности повышен.

Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: страхи детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:

· Обобщить теоретический материал по проблеме возникновения страха у детей старшего дошкольного возраста.

· Выявить психолого-педагогические аспекты проявления страха.

· Подобрать мониторинг исследования детских страхов.

Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. Диагностика и коррекция детских страхов отражена в исследованиях К.С.Лебединской, А.В.Суворовцевой, И.В.Дубровиной, А.И.Захарова, Рейнгольд, Робинсон, Г.Эберлейн.

1.Анализ справочной психолого-педагогической литературы.

2. Констатирующий эксперимент , направленный на выявление страхов у детей старшего дошкольного возраста

3.Количественная и качественная обработка результатов.

Р.Ф.Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия

И.П.Павлов считает страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделением желудочного сока

По мнению Захарова в страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Апофеоз страха и тревоги – ужас. Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Чаще тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями.

Наиболее полной можно считать классификацию страхов А.Захарова

1. По характеру – природные, социальные, ситуативные, личностные.

2. По степени реальности – реальные и воображаемые.

3. По степени интенсивности – острые и хронические.

Наличие страхов у детей дошкольного возраста не является патологией, а носит возрастной, переходящий характер, и сигнализирует об определенном неблагополучии в эмоционально личностной сфере ребенка.

Особенности проявления страхов у детей 6-7 лет.

В каждом возрасте страхи имеют разное количество и качество. Максимальное количество страхов наблюдается у детей в 6-7 лет. По сравнению с предыдущими возрастными периодами, резко уменьшается интенсивность связей между страхами, но при этом каждый конкретный страх больше психологически мотивирован и несет в себе сильный познавательный заряд. У детей старшего дошкольного возраста тревожность , как следствие появления и проявления страхов , еще не является неизменной чертой характера и относительно устранима при организации соответствующей психолого-педагогической работы. Многие страхи ребенка 6-7 лет формируются под влиянием взрослых людей. Например, в старшем дошкольном возрасте на возникновение страхов могут повлиять неоправданная строгость, физические наказания, излишняя жестокость родителей, игнорирование чувства собственного достоинства малыша. В этом случае у дошкольника может возникнуть страх смерти — основной для данного этапа развития. Данный страх имеет тесное взаимодействие со страхами нападения, войны, темноты, сказочных персонажей (появляющихся еще в 3-5 лет), смерти родителей (6-7 лет), стихии, огня, пожара и других . Последние виды страхов наиболее характерны для старшего дошкольного возраста. Они несут максимальную угрозу для жизни человека в прямом или косвенном виде.

Анализируя страхи старших дошкольников по половой принадлежности, можно сделать вывод, что у девочек страхов значительно больше, чем у мальчиков, при этом страхи очень тесно связаны между собой. Также они продолжают серьезно влиять друг на друга, не только в дошкольном, но и уже в школьном возрасте. То есть, страхи у девочек прочно объединены с формирующейся структурой личности, особенно с эмоциональной сферой.

Страхи старшего дошкольника напрямую зависят от отношений, которые складываются в семье, то есть от типа детско-родительских отношений. Очень важно чтобы родители и педагоги вовремя смогли заметить изменения, происходящие с ребенком, и смогли помочь ребенку справиться с эмоциями. От этого будет зависеть эмоциональное, психическое и физическое состояние ребенка и его благополучие в целом.

Если анализировать общие причины появления стойких страхов в детском возрасте, то выясняется, что все они сводятся к психической травме, которую пережил ребенок. Это может быть разовая шоковая травма, например внезапный сильный испуг, или затяжная психотравмирующая ситуация – длительная разлука с матерью, болезнь, тяжелые напряжение отношения в семье, неудачная адаптация в детском саду.

Причинами детских страхов могут быть конфликты, алкоголизм в семье, жестокость, строгость, ограничивают ребенка правилами, принципами. Родители борются с упрямством ребенка. Тревожность и мнительность мамы, трудно протекаемые роды. Эмоциональный стресс, перенесенный мамой во время беременности.

Все это приводит к длительному перенапряжению нервной системы ребенка, которое ослабляет ее создавая благоприятную почву для появление страхов.

Эти страхи проявляются в первую очередь во сне, в странных сновидениях, от которых ребенок нередко с криком присыпается среди ночи

Выделим факторы, участвующие в возникновении страхов

— наличие страхов у родителей, главным образом у матери;

— тревожность в отношении с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения его со сверстниками;

— большое количество запретов со стороны родителя, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;

— отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков,

— конфликтные отношения между родителями в семье;

— психические травмы типа испуга,

— психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Чаще боятся чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети.

В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции страхов разной этиологии. В целом, все предлагаемые способы условно разделены на три группы:

1. игра со страхом;

2. рисование страха;

3. вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории).

На основе этих данных можно составить комплекс коррекционных методик, который будет включать в себя:

1. Методики, основанные на использовании игрового метода: «Игра с темнотой», «Чехарда», «Прогулка в слепую», «Отгадай, кого я боюсь» (по первой и последней букве).

2. Методики, основанные на использовании изотерапии: «Расправься с нарисованным страхом», «Мне не страшно».

3. Методики, основанные на использовании сказкотерапии: «Сказка про страх».

В конце работы дети начинают понимать, что сказочные персонажи – это вымысел и их можно сделать такими, какими ты сам хочешь, тот есть добрыми, смешными, весёлыми

При проведении констатирующего эксперимента мы использовали методики выявления страхов у детей с помощью рисунков.

Такая методика проводится с целью понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира ребёнка .

Детям предлагалось рисовать на темы: «В д/с », «Семья», «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее» .

Анализ полученных результатов показал позитивные и негативные тенденции в эмоциональной сфере. Выявил скрытые детские страхи.

Применялась методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.).

Экспериментальный материал -14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни старшего дошкольника ситуацию.

Таким образом: из 15 человек, которые принимали участие в тестировании, выявлено, 4 человека с высоким уровнем тревожности, 6 человек со средним уровнем тревожности, 5 человек с низким уровнем тревожности. Следовательно, в старшем дошкольном возрасте перед поступлением в школу возрастает уровень тревожности.

Диагностика количества страхов (тест: «Страхи в домиках». методика М.А. Панфиловой.)

Проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребёнок сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, врачей, крови.

Исходя из исследования страхов, которым подвержены дети, выявилось, что дети больше всего подвержены страху темноты, менее подвержены страху крови, меньше всего дети подвержены всем остальным страхам.

Необходимо выделить следующие основные параметры в работе с детскими страхами:

— Чтобы существенно снизить тревожность ребенка перед поступлением в школу необходимо педагогам и родителям обеспечить реальный успех ребенка, в какой либо деятельности. Необходим щадящий режим в той области, в которой успехи невелики.

— Педагогам и родителям решившим помочь детям избавиться от страха, можно использовать программу коррекционной работы, коррекционные игры и задания, которые должны подбираться на основе проведённых диагностических методик.

— С целью предупреждения появления неврозов у детей, необходимы позитивные перемены в жизни самого ребенка и семьи.

Проведенное исследование доказывает, что дети старшего дошкольного возраста подвержены большому количеству страхов, особенно ярко из которых проявляется страх темноты , сказочных персонажей, крови, животных. То есть дети боятся того, что угрожает их жизни, значит можно сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста больше всего подвержены страху смерти.

Многие страхи в подростковом возрасте являются развитием раннее предшествующих страхов и тревог. Поэтому чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в подростковом возрасте. Если психологическая, родительская и медицинская помощь будет оказана в дошкольном возрасте, можно рассчитывать на эффект предупреждения развития психастенических черт характера и невроза в подростковом возрасте.

1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Сост. и научный ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 624 с.

2. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие под. ред. Дубровиной И.В. – М.: «Академия», 1998.

Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2003. — №1. – С.20-27.

3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия – «Психология ребёнка». – СПБ: 2000. – 448 с.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология — М.: Т.Ц. «Сфера», 1996. — 337 с.

5. Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 1989. – 296 с.

6. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД., 1997. – 250 с.

7. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю.Лукоянова. – М.: Знание, 1981. – 192 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей и способы их коррекции

Страх преследует человека с незапамятных времен. Он также был у первобытного человека, находившегося постоянно под угрозой. Но его страх был инстинктивный и возникал в непосредственной опасности для ж.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Особенности проявления агрессии у детей младшего дошкольного возраста

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙОсобенности проявления агрессии у детей младшего дошкольного возраста.

Проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста

Теоретический анализ проблемы. Понятие страх в психолого-педагогической литературе. Характеристика страхов у детей дошкольного возраста. Технология профилактики и коррекции детских страхов .Анализ сос.

Статья «Материнское отношение как фактор проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста»

Статья "Материнское отношение как фактор проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста&quot.

Особенности проявления эмоций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

В статье рассматриваются особенности проявления эмоций у детей с задержкой психического развития.

Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение — первый уровень непрерывного образования, создающий.

Возрастные особенности тревожности и страха

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Статья

Аннотация: Все, что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям.

Статья:

В.В. Гафаров определяет детство как период наибольшей чувствительности к различным неблагоприятным факторам вследствие прочности первичных впечатлений и низкой сопротивляемости нервной системы ребенка. Ф.Б. Березин отмечает, что воздействие этих факторов на организм человека и его последствия в значительной степени опосредуется тревожными переживаниями. Особый интерес в связи с этим вызывают научные исследования, посвященные изучению проблемы тревожности в качестве устойчивого свойства личности к восприятию широкого круга обстоятельств, как содержащих угрозу и реагированию на них состоянием тревоги, интенсивность которой не соответствует объективной опасности.

Все, что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в школе, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей – не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Они отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится.

Так как тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают.

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например, рисования, в которой испытывают затруднения.

У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.

Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, занимаются онанизмом). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

Распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких.

У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле такой ребенок сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих.

Итак, поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.

Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.

Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.

Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами.

Детская тревожность может быть следствием и симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она «привязывает» к себе, предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.

В тех случаях, когда воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так, как нужно, нередко родители культируют «правильность» поведения: отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В этих случаях тревожность ребенка может порождаться страхом отступление от норм и правил, устанавливаемых взрослыми («Если я буду делать не так, как сказала мама, она не будет меня любить», «Если поступаю не так, как надо, меня накажут»).

Тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком, превалированием авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок. И в первом и во втором случаях ребенок находится в постоянном напряжении из-за страха не выполнить требования взрослых, не «угодить» им, приступить жесткие рамки.

Говоря о жестких рамках, мы имеем в виду ограничения, установленные педагогом. К ним относятся ограничения спонтанной активности в играх (в частности, в подвижных) в деятельности, на прогулках и т. д.; ограничение детской непосредственности на занятиях, например, отрывание детей («Нина Петровна, а у меня … Тихо! Я все вижу! Сама ко всем подойду!»); пресечение детской инициативы («положи сейчас же, я не говорила брать листочки в руки!», «Немедленно замолчи, я говорю!»). К ограничениям можно также отнести и прерывание эмоциональных проявлений детей. Так, если в процессе деятельности у ребенка возникают эмоции, их необходимо выплеснуть, чему может препятствовать авторитарный педагог («это кому там смешно, Петров?! Это я буду смеяться, когда на твои рисунки посмотрю», «А ты чего рыдаешь? Замучила всех своими слезами!»).

Жесткие рамки, устанавливаемые авторитарным педагогом, нередко подразумевают и высокий темп занятия, что держит ребенка в постоянном напряжении в течение длительного времени и порождает страх не успеть или сделать неправильно.

Дисциплинарные меры, применяемые таким педагогом, чаще всего сводятся к порицаниям, окрикам, отрицательным оценкам, наказаниям.

Непоследовательный воспитатель вызывает тревожность ребенка тем, что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином случае.

Воспитателю также необходимо знать ситуации, которые могут вызвать детскую тревожность, прежде всего ситуацию непринятия со стороны сверстников; ребенок считает: в том, что его не любят, есть его вина, он плохой («любят хороших») заслужить любовь, ребенок будет стремиться с помощью положительных результатов, успехов в деятельности. Если это стремление не оправдается, то тревожность ребенка увеличивается.

Следующая ситуация – ситуация соперничества, конкуренции, особенно сильную тревожность она будет вызывать у детей, воспитание которых проходит в условиях гиперсоциализации. В этом случае дети, попадая в ситуацию соперничества, будут стремиться быть первым, любой ценой достигнуть самых высоких результатов.

Еще одна ситуация – ситуация повешенной ответственности. Когда тревожный ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежду, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым.

В подобных ситуациях тревожные дети отличаются, как правило, неадекватной реакцией. В случае их предвидения, ожидания или частых повторов одной и той же ситуации, вызывающих тревогу, у ребенка вырабатывается стереотип поведения, некий шаблон, позволяющий избежать тревоги или максимально ее снизить. К таким шаблонам можно отнести систематический страх от участия в тех видах деятельности, которые вызывают беспокойство, а так же молчание ребенка вместо ответов на вопросы незнакомых взрослых или тех, к кому ребенок относится негативно.

В целом тревожность является проявлением неблагополучия личности. В ряде случаев она буквально взращивается в тревожно – мнительной психологической атмосфере семьи, в которой родители сами склонны к постоянным опасениям и беспокойству. Ребенок заражается их настроениями и перенимает нездоровую форму реагирования на внешний мир. В этом случае старый призыв к воспитателю воспитать прежде всего себя звучит чрезвычайно уместно. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок напоминал настороженного и пугливого зверька, взгляните честно на самих себя: не у вас ли он перенял такую манеру.

Однако такая неприятная индивидуальная особенность проявляется порой и у детей, чьи родители не подвержены мнительности и настроены в целом оптимистично. Такие родители, как правило, хорошо знают, чего они хотят добиться от своих детей. Особое внимание они уделяют дисциплине и познавательным достижениям ребенка. Поэтому перед ним постоянно ставится разнообразные задачи, которые они должны решать, чтобы оправдать высокие ожидания родителей. Справится со всеми задачами ребенку не всегда по силам, а это и вызывает недовольство старших. В результате ребенок оказывается в ситуации постоянного напряженного ожидания: сумел ли он угодить родителям или допустил какое-то упущение, за которое последует неодобрение и порицании. Ситуация может усугубляться непоследовательностью родительских требований. Если ребенок не знает наверняка, как будет оценен тот или иной его шаг, но в принципе предвидит возможное недовольство, то все его существование окрашивается напряженной настороженностью и тревогой.

Также к возникновению и развитию тревожности и страха способны интенсивно воздействовать на развивающееся воображение детей сказочного образца. В 2 года это Волк – зубами щелк, способный причинить боль, загрызть, съесть, как красную шапочку. На рубеже 2-3 лет дети боятся Бармалея. В 3 года у мальчиков и в 4 года у девочек «монополия на страх» принадлежит образам Бабы Яги и Кащея Бессмертного. Все эти персонажи могут как раз познакомить детей с отрицательными, негативными сторонами взаимоотношений людей, с жестокостью и коварством, бездушием и жадностью, как и опасностью вообще. Вместе с тем жизнеутверждающий настрой сказок, в которых добро одерживает победу над злом, жизнь над смертью, дает возможность показать ребенку, как можно преодолеть возникающие трудности и опасности.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления и запрете.

Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Эти «возрастные тревожности» являются следствием наиболее значимых социальных потребностей. У детей раннего возраста тревожность порождается разлукой с матерью. В возрасте 6-7 лет главную роль играет адаптация к школе.

Таким образом, причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Наиболее частыми причинами такого внутреннего конфликта являются: ссоры между людьми, равно близкими ребенку, когда он вынужден принимать сторону одного из них против другого; несовместимость разных систем требований, предъявляемых ребенку; противоречия между завышенными притязаниями, нередко внушенными родителями, с одной стороны, и реальными возможностями ребенка, с другой, неудовлетворение основных потребностей, таких, как потребность в любви и самостоятельности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector