Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Школьная тревожность: причины, признаки, последствия

В начале учебного года ребенку особенно важна эмоциональная установка на будущее, считает Эльзира Набиуллина, педагог-психолог средней школы № 3 города Покочи Тюменской области

– Эльзира Рафаэлевна, какие признаки должны насторожить учителей и родителей?

– Повышенное беспокойство в учебных ситуациях, ожидание отрицательной оценки педагогов, постоянная неуверенность в себе – все это признаки школьной тревожности.
Повышенной тревожности более подвержены девочки, чем мальчики. Она чаще диагностируется у отличников и двоечников, нежели у крепких середнячков, которые отличаются большей эмоциональной устойчивостью.
Высокий уровень успеваемости, чрезмерные притязания и неоправданно завышенные родительские требования нередко сопровождаются повышенной тревожностью.
Типична она и для тех учеников, кто испытывает выраженный неуспех в какой-либо учебной деятельности. Например, в начальных классах негативная эмоциональная установка по отношению к школе часто бывает вызвана серьезными трудностями с письмом.
Но и полное отсутствие беспокойства у ребенка – малоприятный сигнал для учителя и школьного психолога. Не тревожатся о своих учебных делах беспечные, инфантильные дети, у которых отсутствует школьная мотивация. Такая бестревожная наивная беззаботность особенно опасна за пределами школы. Ребенок должен знать, что такое осторожность и разумные опасения.
Тревожность имеет выраженную возрастную специфику и связана с ведущей потребностью каждого возраста.
Мы провели исследование в нашей школе и выявили, что высокой тревожностью страдают 22% первоклассников, повышенной – 41%, а пониженной (то есть не менее опасной) – 5%. И только у 32% малышей оказался нормальный уровень тревожности.
Во втором классе после коррекционной работы дети адаптируются: высокая тревожность выявляется уже только у 8%, повышенная – у 33%, нормальная – у 54%, а вот пониженная, как ни странно, все у тех же 5%.

– Что нужно предпринять для снятия тревожности у ребенка?

– Снятие тревожности – это слишком категорично. Куда правильнее говорить о коррекции немотивированных страхов.
В работе над школьной тревожностью выделяются несколько последовательных этапов. Сначала необходимо определить, насколько она высока. В неявных ситуациях помогут рисунки. Например на тему: «Я иду в школу». Девочка-отличница, скрывавшая свои проблемы, нарисовала черную фигуру с лицом, скрытым за черной занавеской.
Обратите внимание: при тревожности у детей всегда есть выраженные мышечные зажимы – напряжены шея, плечи, живот. Это тоже можно заметить на рисунках детей, если дать им простое задание: «Рисуем человека». Обычно там, где мышечные зажимы, рисунок густо-густо заштрихован, карандаш буквально рвет бумагу. Рисунок «Я счастлив, я доволен» тревожным детям не дается. Бедняжка рисует-рисует, а потом говорит: «Нет, не получилось». Если есть основания предполагать у ребенка высокую или повышенную тревожность, пора проводить углубленную индивидуальную диагностику, а также консультации с родителями, чтобы выявить причины, вызывающие тревожность ученика. Их может быть несколько или всего-навсего одна – неблагоприятные отношения с педагогом. К счастью, в моей практике такая причина встречается редко.
Определились с причиной? Начинаем индивидуальную или групповую коррекционно-развивающую работу с детьми. А по ее итогам – новая диагностика.

– Как строится коррекционно-развивающая работа?

– Опираясь на программу снижения психоэмоционального напряжения, разработанную психологом Надеждой Княжевой, я разработала собственную программу.
Программа комплексная. Включает в себя куклотерапию и сказкотерапию, которые особенно эффективны в период адаптации первоклассников к школе, а также занятия на тренажерах, что очень нравится детям, снимает мышечное напряжение. Без элементов психогимнастики тоже не обойтись. Нужно же научить ребенка расслабляться и, наоборот, концентрироваться. Еще сюда входят арт-терапевтические техники – преобразование клякс дорисовыванием, рисование пальчиками, лепка. Занятия проводятся и коллективно, и индивидуально в зависимости от конкретной ситуации.

– Если в классе есть дети с повышенной тревожностью, как учителю лучше выстроить свои отношения с ними?

– Таким детям нужно помочь преодолеть неуверенность в себе, особенно в начале учебного года, чтобы не дать негативную эмоциональную установку на будущее. Тут отлично помогает искренняя, конкретная похвала. Ребенок должен знать, за что его похвалили. А уж за что похвалить даже самого слабого ученика, всегда найдется. Одобрение педагога буквально окрылит ребенка.
Тревожных детей не рекомендуется спрашивать в самом начале или в самом конце урока. Не следует их и подгонять или торопить. Если все же необходимо строго поговорить с каким-то нерадивым учеником, никогда не делайте это в присутствии тревожного ребенка. На него жесткое замечание, пусть и сделанное другому, произведет даже более тяжкое впечатление, чем обращенное к нему самому.

– Что учитель может посоветовать родителям для корректировки тревожного состояния у детей?

– Очень важно не превратить родительское собрание в публичное консультирование. Необходим только индивидуальный подход. Тревожность ребенка, которому упорно не даются какие-то навыки – письмо, чтение вслух или устный счет, вызвана совсем другими причинами и требует иной работы, чем тревожность ребенка, боящегося выполнить контрольную не на «пять» с плюсом, а на «пять» с минусом.
И все же общие рекомендации существуют. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых.
Не пугайте ребенка паническими, гневными реакциями на его учебные неудачи. Плохая оценка – это не конец света.
Никогда не сравнивайте его с другими детьми: «Как тебе не стыдно, вот Маша прекрасно справляется, а ты вечно ничего не можешь!»
Ведите отсчет от его собственных неудач и достижений.
Корректируя деятельность ребенка, опирайтесь на позитивные моменты: «Ты молодец, ты хорошо постарался, сегодня у тебя получилось, но смотри, здесь можно было бы сделать лучше, правда?»
Шаг за шагом поддерживайте маленькие успехи ребенка.
Уважительно выслушивайте ребенка, рассказывайте о своих собственных прошлых учебных проблемах, делитесь опытом.
Сделайте семейной традицией доброжелательный откровенный разговор о школьных делах. Чтобы ребенок понял: посоветоваться о трудностях – это нормально, родители не будут ругать, а помогут.
Помогите младшекласснику составить и поддерживать распорядок дня: обязательно структурированный и последовательный.
Не подгоняйте такого ребенка. Без спешки выполненное задание поможет ему справиться с беспокойством, получится оно или нет.
А еще я рекомендую родителям своих учеников почаще играть с ребенком в «дурацкие» игры. Не компьютерные, не состязательные, не интеллектуальные и не на ловкость или скорость. А в такие, чтобы посмеяться, покричать, посуматошиться, подержаться за руки, обняться. В «жмурки», например. Такие игры снимают мышечные зажимы, что крайне необходимо тревожному ребенку.
Помните, какую замечательную игру придумал для своей семьи Лев Толстой? Все его домочадцы были в восторге от «нумидийской конницы». Выстраивались друг за другом, левую руку положив на плечо стоящего впереди, а правую высоко подняв. И кавалькадой, с криком и смехом – вперед по комнатам, лихо размахивая свободной рукой!

Читайте так же:
Доктор комаровский о ночном энурезе детей 5 лет

Литература по теме:

Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 2000.

Солдатова Г., Шайгерова Л., Шарова О. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М., 2001.

Кривцова С. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе. М., 2003.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

Социально-ситуативная тревожность учащихся в период перехода из начальных классов в средние

Смена образовательных сред практически всегда для ребенка связана с трудностями адаптационного периода. Принимающая образовательная среда задает отличную от предыдущей систему требований, другую меру интеллектуальной и личностной самостоятельности, инициативы и ответственности, предполагает перестройку межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.п.

Г.А. Цукерман отмечает, что переход с одной ступени образования на другую «не должен с необходимостью носить кризисный характер, сопровождаться резким разрывом между предыдущим и последующим образом жизни» [6, с.20]. Однако в большинстве случаев переход учащихся в возрасте 10-11-ти лет из начальной школы в среднюю – это субъективно сложный период, но в то же время и очень важный этап, на котором закладывается потенциал дальнейшего развития личности.

Успешность адаптации к новым условиям обучения на данном этапе тесно взаимосвязана с решением задач развития: ребенку необходимо суметь интегрировать разнообразные переживания, часто противоречивые требования, критерии успешности, оценочные суждения педагогов, приспособиться к разным стилям деятельности и общения учителей. В обучении и общении школьника должен произойти переход от ориентации на заданный учителем образец к выбору собственных образцов действий. Этот процесс должен регулироваться самооценкой, формируемой в общении со сверстниками, в котором подросток активно осваивает нормы, цели и средства социального поведения и вырабатывает критерии оценки себя и других.

Препятствием на пути полноценного личностного развития ученика в период перехода от младшего школьного возраста к подростковому может стать школьная дезадаптация. Речь идет не о наличии или отсутствии знаний, умений и навыков, необходимых для обучения на средней ступени школьного образования, а об особенностях развития личности ребенка и тех трудностях, которые возникают в процессе взаимодействия мотивационно-смысловых структур личности с новой социальной ситуацией развития.

Индикатором субъективных трудностей и нарушений процесса адаптации к новой образовательной среде можно считать высокую степень проявления тревоги. Ч.Спилбергер различал два аспекта тревоги: 1) состояние – тревога, которую человек чувствует в конкретной, вызывающей беспокойство ситуации, и 2) отличительную черту – тенденцию чувствовать беспокойство в целом ряде различных ситуаций [5]. Единичный конфликт, каким бы он острым ни был, не делает ребенка тревожным. Состояние тревожности становится устойчивым, если проявляется довольно часто в различных ситуациях, когда не реализуются важнейшие потребности ребенка: в независимости, самостоятельности, самореализации, в принятии. Состояние тревоги у учащихся в период перехода от младшего школьного возраста к подростковому возникает не только в экстремальных, но и в привычных ситуациях, предъявляющих более высокие требования к умению управлять своим поведением [3, с.1]. Тревожность в подростковом возрасте может стать устойчивым личностным образованием, опосредуясь особенностями «Я-концепции», отношения к себе [4, с.11]. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует сохранению и увеличению тревожности.

В зарубежной психологии хорошо изучены такие явления, как страх перед школой, школьная тревожность, избегание школы (Clyne, Phillips, Fransis, Svingen). Как отмечает Т.В. Гормоза, «школьная тревожность является сравнительно мягкой формой проявления эмоционального неблагополучия» [2, с.46]. Причиной возникновения школьной тревожности являются не сам по себе неуспех ребенка в учебной деятельности и даже не низкая оценка достижений со стороны значимых других, а переживания школьника по поводу этого неуспеха. Тревожность выражается в волнении, в ожидании неудачи, плохого отношения к себе педагогов и сверстников [1, с.62]. Опираясь на материалы аналитического обзора Hembree, включающего результаты 562 исследований, Б.У. Такман отмечает, что тревога обычно мешает или оказывает ослабляющий эффект на результаты учебы, особенно у учащихся со средними способностями. Наиболее явно это неблагоприятное влияние проявляется при выполнении трудных заданий и тестов [5, с.448].

Читайте так же:
Массаж при заикании у детей в домашних условиях

Как показывают результаты нашего исследования, проведенного на большой выборке учащихся средних школ и гимназий г. Минска (более 1000 человек) с помощью методики «Шкала социально-ситуативной тревожности» Кондаша, модифицированной Т.В. Гормозой, пик проявления данного психического состояния приходится на первую учебную четверть пятого класса: максимума по сравнению со всеми возрастными нормами для всего периода обучения в школе достигают средние значения школьной, самооценочной и межличностной тревожности. Значимо по сравнению с последней четвертью выпускного класса начальной школы возрастают значения всех составляющих социально-ситуативной тревожности, что статистически подтверждается с помощью t-критерия Стьюдента: для школьной тревожности вероятность ошибки p=0,01; для самооценочной тревожности p=0,001; для межличностной p=0,001.

Важным, на наш взгляд, является тот факт, что выборочные средние значения тревожности значимо не различаются в пятых классах, в которые приходят учащиеся из классов развивающего обучения (системы Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова и системы Л.В. Занкова) и классов модифицированного традиционного обучения. Несмотря на то, что для учащихся систем развивающего обучения принимающая среда модифицированного традиционного обучения содержит гораздо больше новых компонентов, их социально-ситуативная тревожность отмечена теми же уровнями и динамикой, что и у учащихся системы традиционного обучения. Выборки учащихся гимназий и средних школ по уровню социально-ситуативной тревожности в этот период также значимо не различаются между собой и могут быть объединены в одну большую выборку.

Таким образом, переход в пятые классы оказывается субъективно трудным для большинства учащихся, о чем и сигнализирует рост тревожности. Кроме того, можно предположить, что возрастание школьной, самооценочной и межличностной тревожности у учащихся в период перехода из начальной школы в среднюю – это реакция на изменение социальной ситуации развития в целом, а не на какие-то отдельные ее элементы. Полученные данные свидетельствуют также в пользу того, что переход в новую образовательную среду не является для учащихся классов развивающего обучения ни субъективно более трудным, ни более простым, чем для учащихся классов с модифицированными традиционными программами.

Без специального вмешательства психолога уровень школьной и самооценочной тревожность у учащихся разных систем обучения значимо снизился только к концу пятого класса, а вот межличностная тревожность оставалась на протяжении всего учебного года более высокой, чем у четвероклассников. Этот факт свидетельствует и о приоритетности сферы межличностного взаимодействия для младших подростков, и о сложностях в выстраивании межличностных отношений со сверстниками и взрослыми именно в этот период. И только во второй учебной четверти в шестом классе выборочные средние по всем шкалам социально-ситуативной тревожности статистически не отличались от тех же данных в четвертом классе.

Таким образом, в течение целого учебного года обучение и развитие большинства детей, пришедших в пятые классы из разных образовательных сред, происходит на эмоционально неблагополучном фоне, отмеченном высокой школьной, самооценочной и межличностной социально-ситуативной тревожностью. При этом максимально длительно психическое напряжение сохраняется у младших подростков в сфере межличностного взаимодействия.

Как показывают результаты научных исследований и практической работы с учениками, наиболее эффективными являются превентивные меры по отношению к значительному росту социально-ситуативной тревожности при переходе из начальных классов в средние. Эти меры могут быть приняты в двух основных направлениях: во-первых, путем сближения, согласования требований к детям учителей начальной и средней школы посредством специального совместного психолого-педагогического тренинга; во-вторых, через обучение выпускников начальной школы конструктивным способам овладения субъективно трудными ситуациями. Дополнительную пользу может принести и работа с родителями по разъяснению сути переходного периода и облегчению взаимопонимания с собственными детьми. Еще более эффективным является комплексный подход, который позволяет значительно снизить социально-ситуативную тревожность учащихся в период адаптации к средним классам школы.

В случае, если профилактические мероприятия не проводятся или оказываются недостаточно эффективными, необходима коррекционно-развивающая работа школьного психолога в период перехода учащихся к обучению в средних классах школы.

Школьная тревожность у детей

У этого переживания есть польза — ее задача сделать человека более восприимчивым, осторожным и внимательным в период опасности. Но иногда это чувство приклеивается к нам, как тень: когда все хорошо, а на душе скребут кошки, и нам некомфортно и беспокойно. От постоянного напряжения психика истощается из-за чрезмерной мобилизации. Тогда тревожность из полезной и функциональной становится патологичной, дезадаптирующей, мешающей ориентироваться.

Поведенческие проявления тревоги: рассеянность, плаксивость, замкнутость, вспышки агрессивности, дезориентация, возбуждение. Внешними признаками являются суетливость, двигательное беспокойство, напряженная мимика.

Какие процессы в жизни ребенка вызывают тревогу?

1) Адаптация к школе: ребенок тратит много сил, чтобы ориентироваться в новой для него среде, все новое пугает и усиливает беспокойство.

2) Отсутствие поддержки в школе. Можно вспомнить известное выражение из мультфильма: «давай бояться вместе», бояться с кем-то вместе — легче, чем в одиночку. Если же ребенку не удалось в школе найти себе товарища, и не на кого опереться — напряжение у ребенка растет.

Читайте так же:
Определение уровня и характера школьной тревожности

3) Хаос, непоследовательность взрослых, неясные правила в школьной жизни, внезапные перемены увеличивают беспокойство у детей. Когда есть порядок, когда жизнь предсказуема — мы можем расслабиться. Когда все на своих местах, когда понятны границы дозволенного — ребенку спокойно. В хаосе и внезапных переменах у любого человека обостряется страх и растет потребность в безопасности.

4) Чрезмерные требования к ребенку от взрослых рождают страхи и неуверенность, так же ребенок может сам от себя ожидать больше, чем он реально может. Страх оценки, страх быть пристыженным, страх опозориться, страх не справиться — вся это спутники тревоги.

5) Конфликты в школе, буллинг, агрессия со стороны окружающих сильно влияют на качество жизни школьника. Будем ли мы чувствовать себя в безопасности, когда нас окружают недоброжелательные или агрессивные люди? Нет. Так и дети, они очень чувствительны к атмосфере в школе, и если в классе есть конфликты, если кто-то ведет себя агрессивно, если происходит травля — все это усиливает беспокойство.

6) Потери близких людей, внезапные перемены в жизни ребенка, переезды, конфликты дома — все это без сомнения сильно влияет на детей. Мир ребенка в кризисных событиях теряет стабильность.

Тревожный невроз

В результате высокого беспокойства происходит закрепление страха, застревание в стрессе, закрепление мыслей о том, что мир опасен, и я с этим не справлюсь. Невроз вызывает искажения мышления и сниженную самооценку. Мысли ребенка в этом состоянии цикличны: он много думает о катастрофах, которые ждут его впереди. Это могут быть плохие оценки, заваленные экзамены, разрушенные отношения с классом, вызов родителей к директору и прочие неприятности. Если у ребенка тревожный невроз — это становится проблемой для родителей и педагога: ребенок чрезмерно беспокоится, сжимается, растерян. Это происходит тогда, когда уровень тревоги перестал быть рабочим, а стал чрезмерным и способствовать дезадаптации ребенка в школе. Это состояние вызывает эмоциональное неблагополучие ребенка и необходима психологическая помощь.

Влияние тревожности на успеваемость ребенка в школе

Как тревожное напряжение влияет на успеваемость ребенка в школе? Рабочий уровень тревоги помогает ребенку собраться, заставить себя заниматься, готовиться к занятиям, и способствует увеличению успеваемости. Если же уровень беспокойства чрезмерный — то ребенку наоборот трудно собраться с мыслями. Он рассеян, испуган, действия его хаотичны и малоэффективны, мышление спутанное. Тревожное напряжение есть у всех людей — это нормальное функциональное состояние, невозможно и бессмысленно пытаться совсем избавиться от тревожности. Но некоторые люди хорошо переносят напряжение, а другие, наоборот, тяжело переносят, сильно пугаются, трудно успокаиваются. Почему так?

Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь № 1.

Факторы, способствующие высокой тревожности:

1) Возбудимость, подвижность нервной системы, незрелость коры головного мозга (низкая произвольность, вспышки аффектов).

2) Высокочувствительная нервная система: дети трудно переносят новое, медленно приспосабливаются к людям, острее чувствуют беспокойство.

3) Конфликтные отношения с родителями или в семье в целом.

4) Слишком высокие ожидания от успеваемости ребенка.

5) Неудачный предшествующий опыт адаптации к школе или коллективу (обижали в детском саду, психологические травмы и т.д.).

Факторы, помогающие хорошо переносить тревожные состояния:

Жизнестойкость, устойчивость нервной системы, адекватная самооценка, вера в себя, поддерживающие отношения со значимыми взрослыми, стабильность жизни.

Что может вызывать тревожное беспокойство у детей?

Тревогу вызывают нестабильность окружающей среды и непоследовательность взрослых, когда непонятно на кого и на что можно опереться, когда нет ясности, когда от ребенка большие ожидания, и мало поддержки. Высокое тревожное напряжение означает, что нет баланса поддержки и нагрузки в жизни ребенка. Сильный ветер не может сломать крепкие ветки, а вот нежные и хрупкие деревья — сломает. Так и с психикой ребенка, если ребенок впечатлительный, чувствительный, возбудимый — от взрослых требуется большой запас поддержки и терпения, а так же последовательность. А если такой ребенок лишен поддержки близких, или мало поддержан — то он становится особенно уязвим для беспокойства.

Тревожное напряжение связано с границами ребенка: насколько ясно он понимает правила школы, дома, насколько ясно он понимает свои возможности и свои ограничения. Если вокруг ребенка — хаос, непоследовательность, если окружающие его люди непоследовательны: то предоставляют ребенку полную свободу, то накидываются с требованиями — ответом на эту неразбериху будет усиление тревоги.

Помимо границ и отсутствия ясности, ребенок в школе может тревожиться просто в виду того, что ему никак не удается разобраться в школьной жизни, адаптироваться. Ориентировка — важная задача, ситуации в школе могут оказываться сложными и новыми для ребенка. Тревожное напряжение появляется для того, чтобы ребенок был настороже, был включен, был внимателен. Этап адаптации к школе напрямую провоцирует повышенное нервное напряжение у детей. Но со временем тревожное беспокойство должно снижаться в процессе адаптации к школе. Чем лучше ребенок ориентируется, чем выше его жизнестойкость и устойчивость — тем ниже будет уровень школьной тревожности. Если уровень беспокойства зашкаливает — это сильно затрудняет адаптацию, ребенок плохо ориентируется, чувствует себя потерянным.

Читайте так же:
Сиделка к пожилому человеку с деменцией

Читайте также:

Какие симптомы указывают на то, что уровень тревожности чрезмерен?

Вы можете заметить, что ребенок будто снова вернулся назад в прошлое, и ведет себя как более маленький. То есть от напряжения в школе ребенок регрессирует: плачет, сильно пугается, липнет к взрослому, просит защиты, хотя незадолго до этого всех этих признаков могло и не быть. Взрослые могут так же заметить, что вернулись старые страхи или внезапно появились новые.

Что делать, чтобы поддержать ребенка с высокой тревожностью?

Помощь ребенку с высоким тревожным напряжением может включать в себя: отношение педагога, общение с родителями, а так же психологическую помощь.

  • Как может помочь ребенку с тревожностью педагог?

Предложить помощь: спросить есть ли какие-то затруднения в предметах или ребенок чего-то не понимает в устройстве школы, есть трудности с одноклассниками. Можно предложить при сохранении конфиденциальности поговорить о затруднениях, которые испытывает школьник.

  • Как родители могут помочь?

Родители могут помочь, укрепляя у ребенка веру в себя, предлагая различные способы вместе провести время, придумывать и предлагать ребенку занятия, которые могут наполнять его силами и уверенностью.

  • Помощь психолога:

Если у семьи есть возможность — то при высокой тревожности стоит обратиться за помощью к детскому психологу. Многие направления психологической помощи эффективны при работе с детскими страхами и беспокойством: психодрама, песочная терапия, игровая психотерапия, детский психоанализ.

Иногда, чтобы успокоиться помогают простые занятия — это может быть любой спорт, в котором ребенок успешен, творческие занятия: рисование, конструирование, моделирование или же просто прогулки с собакой, которые нравятся ребенку.

Изобразительное искусство. 2 класс. Рабочая тетрадь

Как можно ухудшить ситуацию при высоком напряжении у ребенка?

Видеть, что ребенок неуспешен и не справляется — испытание для родителей. Иногда это пугает и заставляет родителя почувствовать стыд, и сомнения: что он как родитель сделал не так? Важно помнить, что тревожность ребенка — это не конец света, часто это временные трудности, который ребенок сможет со временем преодолеть. Чего не стоит делать? Давить на ребенка и стыдить за то, что он не справляется, что он боится и беспокоится. От этого напряжение ребенка будет только расти, и к этому еще добавиться грусть ребенка про то, что он подвел своих родителей.

Раньше бытовало мнение: чтобы научить ребенка плавать, нужно забросить его в глубину, и пусть сам выплывет. С тревогой такой подход малоэффективен. Если мы будем лишать ребенка поддержки и надежного тыла, и будем кидать его в гущу пугающих событий — мы можем получить на выходе либо тревожный невроз, либо нарушения привязанности к взрослым. Ребенок может сделать вывод, что его «тыл» ненадежен, что на родителей нельзя опереться, нельзя им доверять, и что опираться можно только на себя. В таком случае ребенок замыкается и создается ощущение, что ребенок справляется с тревожным напряжением теперь лучше. А на самом деле ситуация может не измениться. Ребенок может так же продолжать пугаться и беспокоиться, но теперь он не будет обращаться за помощью и защитой к взрослым, так как потерял к ним доверие.

Профилактика и коррекция тревожности у ребенка:

1) Важно не создавать вокруг ребенка проблемную историю, не относиться к тревоге как к постоянной и неотъемлемой черте характера ребенка: «Он у нас нервный», «он пугливый». Вместо этого можно использовать уважительные прилагательные, описывающие суть проблемы, например: нашему ребенку необходимо много сил на адаптацию к школе, ему трудно справляться с потоком изменений, с новизной.

2) Трудности ребенка и его беспокойство — сигнал о том, что сейчас как никогда актуально сохранять и укреплять контакт с ребенком, увеличивать доверие, проводить вместе время.

3) Помимо этого родители могут создавать альтернативную историю: замечать даже самые незначительные эпизоды, когда ребенок справился с тревожным состоянием, совладал с беспокойством. Хорошо замечать это и фиксировать: можно записывать, фотографировать, создавать память этих эпизодов, можно попробовать вместе рисовать комиксы этих событий или создавать грамоты для ребенка и сертификаты. Когда мы замечаем, что ребенок справляется со своим беспокойством — мы поддерживаем его самоуважение, подкрепляем его веру в себя и свои силы.

4) Можно вместе придумать программу тренировок навыка совладения с тревожным состоянием, для этого есть специальное приложение в телефоне «kids’skills».

Школьная тревожность — распространенное явление. Стресс или внезапные изменения в школьной жизни — плодотворная почва для беспокойства. С одной стороны, тревожное напряжение помогает детям быть в учебе собранными и старательными. Но когда уровень беспокойства чрезмерен — неминуемо истощение нервной системы, и эффективность обучения от этого будет падать. Важно, чтобы у детей в школе были источники поддержки: хорошие отношения с кем-то в классе, с учителем, интересные занятия и приятные воспоминания, связанные со школой. Ясность и забота хорошо помогают детям справляться со своей тревогой —для этого важно, чтобы детям объясняли порядки школьной жизни, школьные правила. Особенно тревожные дети заметны, они легко расстраиваются и пугаются, и иногда эта их черта становится предметом насмешек окружающих. Взрослым людям важно транслировать, что беспокойство и тревожность — это не страшно, что все люди часто беспокоятся, даже взрослые и уверенные в себе. Любой человек имеет право с чем-то не справляться, чего-то пугаться. Наша тревога не делает нас плохими людьми, и избавиться от нее полностью невозможно. Важно транслировать ценности уважения к чужим слабостям и предложение помощи и заботы тем, кто в этом нуждается.

Читайте так же:
Конспект индивидуального занятия заикание дошкольники

Что такое синдром отличника и как с ним бороться

Школьник приносит сплошные пятёрки с плюсом, кубки, грамоты и медали, вызывается на любые проекты и инициативы, первый ученик в классе, гордость учительницы и звезда коллектива. Узнали своего ребёнка? Рассказываем, почему идиллическая картина может обернуться тревожным звоночком.

Что такое синдром отличника

Пожалуй, синдром отличника у ребёнка — не самый популярный психологический комплекс. Родителей чаще волнует другое — как вытянуть школьника на четвёрки, заполнить пробелы, научить учиться. Отличников ставят в пример, а мамам и папам отличников завидуют — вон какой у вас ребёнок, просто загляденье. И кажется, что бороться здесь попросту не с чем.

Но синдром отличника — частый спутник амбиций и успеха. По сути, это нездоровая зависимость от одобрения окружающих. Это стремление достигать успеха и похвалы во всём, не позволять себе проигрывать. Это навязчивая зацикленность на оценках без наслаждения процессом учёбы.

Почему возникает синдром отличника

Как правило, причины синдрома отличника — следующие:

  • нехватка внимания, любви и заботы со стороны близких людей,
  • завышенные требования родителей,
  • отсутствие похвалы и поощрений,
  • психологическое давление родителей,
  • наказания (физические и нефизические) за плохие оценки.

Почему возникает синдром отличника

Как определить синдром отличника у ребёнка

Вот три частых симптома синдрома отличника, помимо «чрезмерно хорошей учёбы».

  1. Зависимость от чужого мнения

Если самооценка ребёнка чрезмерно зависит от того, что говорят окружающие, — стоит обратить внимание. Ребята с синдромом легко теряют уверенность в себе, услышав критику, и, напротив, преисполняются самоуверенностью от похвалы. Мы все в той или иной степени зависим от того, что думают окружающие. Но это не должно переходить границы допустимого.

  1. Пятёрка любой ценой

Синдром отличника у подростка вовсе не гарантирует, что высокие отметки достигаются честными способами. Бывает, что ребёнок превосходно учится в начальной школе, завоёвывает титул первого ученика, переходит в средние классы и успеваемость падает. А престиж нужно поддерживать — вокруг создаётся давление. Чтобы оправдать ожидания, приходится идти на любые способы.

  1. Страх ошибиться

Жуткие кошмары любого отличника — двойка за работу, незнание ответа на вопрос, неготовность к ответу на уроке. Вместо того чтобы учиться на ошибках, ребята с синдромом отличника воспринимают каждую как конец света. Достаточно четвёрки вместо ожидаемой пятёрки — и ребёнок уже рисует себе картины последующих пожизненных неудач и провалов.

Как определить синдром отличника у ребёнка

Как бороться с синдромом отличника

Итак, вы поняли, что у вашего ребёнка синдром отличника. Что же делать? Вот несколько тактик. Примените их в общении с ребёнком — и ситуация улучшится.

Проявляйте любовь

То, что вы любите ребёнка, может быть ему неочевидно. Демонстрируйте чувства поступками, не стесняйтесь ласки и проявления эмоций. Ребёнок должен знать, что его любят не потому, что он отличник, а просто потому, что он есть. И неважно, какие оценки, — любить будут всегда.

Поддерживайте

Другой способ, как бороться с синдромом отличника, — показать, на чьей вы стороне. Ребёнок должен чувствовать поддержку, а не обвинения родителей, которые вторят учителям: «Контрольная написана плохо! Тему не доучил! Сочинение слабое!».

Не объединяйтесь с чужими, а вставайте на защиту ребёнка. И даже если сочинение действительно слабое — не нужно накидываться на ребёнка с претензиями. Обнимите и скажите, что ошибки — это нормально.

Чаще хвалите

Поощряйте ребёнка и говорите, что он умница и молодец. Не в связи с оценками, а просто так. К синдрому отличника нередко приводит именно недостаток одобрения и признания от родителей. Поэтому важно демонстрировать, что цените ребёнка и признаёте его заслуги.

Проработайте нереализованные амбиции

Часто мы перекладываем на ребёнка то, что не воплотили в жизнь сами. Например, вы всегда хотели стать врачом, но пошли в юристы. А ребёнка подталкиваете к медицинской карьере, возлагаете на него завышенные ожидания и требуете великолепных академических достижений по биологии и химии.

Уберите важность

Уроки — не главное! Оценки — не главное! Главное — это быть счастливым и любимым. И конечно же, за ошибки в учёбе нельзя наказывать. Сместите фокус внимания важности с учёбы на простые радости и удовольствия жизни.

Учиться — нужно и полезно, но необязательно всегда быть первым. Бывает так, что лучше сбавить темп — и прийти вторым или третьим. Зато остаться счастливым.

<<Форма бесплатного курса>>

Резюме

Чтобы избавиться от синдрома отличника, пожалуй, главный совет — транслировать ребёнку здоровое и позитивное отношение к учёбе. Вовсе не нужно убиваться и получать ежедневные пятёрки с плюсом. Объясните ребёнку, что ошибки — не смертный приговор, а часть обучения. А если чувствуете, что требуется тщательная и комплексная проработка страхов и комплексов ребёнка, — обратитесь к квалифицированному психологу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector