Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выявление уровня тревожности у льтация (6 класс) по теме

Выявление уровня тревожности у подростков.
консультация (6 класс) по теме

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.
С этой целью можно использовать методику — «Шкала тревожности», разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Особого внимания требуют, прежде всего учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Последние случаи представляются очень существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей и родителей. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.

Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т.п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае — на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.

Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, недостаточно. Приемы редукции тревожности в значительной мере общие, вне зависимости от реальных ее причин.

Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно нате случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы ни допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.

Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим.

Читайте так же:
Эмоциональная сфера и школьная тревожность

Шкала не полностью обеспечивает выявление тревожности учащихся, прежде всего вследствие большого числа всевозможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.

Методика «Выявление уровня тревожности у подростков»

Методика разработана на основе «Шкалы социально-ситуационной тревоги» О. Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить ее в группе. На первой странице бланка указываются фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования.

Инструкция. На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могли быть для вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.

– Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите цифру 0.

– Если она немного волнует, беспокоит вас, обведите цифру 1.

– Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2.

– Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3.

– Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4.

Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызывать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.

Опросник:

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены как школьная, самооценочная и межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. 2.

Таблица 2. Виды тревожности.

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – как общий уровень тревожности.

B табл. 3 представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы для сельских школьников.

Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определялся исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала взято среднее квадратическое отклонение от результатов группы.

4.Выявление уровня тревожности у подростков (в Рогове)

С этой целью можно использовать методику — «Шкала тревожности», разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Читайте так же:
Эмоциональная сфера младшего школьника тревожность

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить ее в группе. На первой странице бланка указывается фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования.

«На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0.

Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2.

Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3.

Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4.

Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу или страх».

Пример: Перейти в новую школу

1. Отвечать у доски

2. Пойти в дом к незнакомым людям

3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах,

4. Разговаривать с директором школы

5. Думать о своем будущем

6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить

7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают

8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

9. Пишешь контрольную работу

10. После контрольной учитель называет отметки

11. На тебя не обращают внимания

12. У тебя что-то не получается

13. Ждешь родителей с родительского собрания

14. Тебе грозит неуспех, провал

15. Слышишь за своей спиной смех

16. Сдаешь экзамены в школе

17. На тебя сердятся (непонятно почему)

18. Выступать перед большой аудиторией

19. Предстоит важное, решающее дело

0 1234 0 12 34 0 1234

0 12 34 0 1234 0 1234 0 1 234 0 1234

0 1234 0 1234 0 12 3 4 0 12 34 0 12 34 0 1234 0 12 34 0 12 34 0 12 34 0 12 34 0 12 34

20. Не понимаешь объяснений учителя

21. С тобой не согласны, противоречат тебе

22. Сравниваешь себя с другими

23. Проверяются твои способности

24. На тебя смотрят как на маленького

25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)

27. Оценивается твоя работа

28. Думаешь о своих делах

29. Тебе надо принять для себя решение

30. Не можешь справиться с домашним заданием

0 12 34 0 12 3 4 0 12 3 4 0 1234 0 1234 0 1234

0 1234 0 1234 0 1234 0 1234 0 1234

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. .

Виды тревожности

Номер пункта шкалы

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — как общий уровень тревожности.

В табл. представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы для сельских школьников.

Уровень тревожности

Уровень различных видов тревожности, баллы

30-62 17-54 17-54 10-48 35-62 23-47

Читайте так же:
Упражнения для коррекции заикания у школьника

7-19 4-17 2-14 1-13 5-17 5-14

11-21 4-18 6-19 1-17 12-23 8-17

7-20 5-17 4-19 3-17 5-20 5-14

2. Несколько повышенный

63-78 55-73 55-72 49-67 63-76 48-60

20-25 18-23 15-20 14-19 18-23 15-19

22-26 19-25 20-26 18-26 24-29 18-22

21-27 18-24 20-26 18—25 21-28 15-19

79-94 74-91 73-90 68-86 77-90 61-72

26-31 24-30 21-26 20-25 24—30 20-24

27-31 26-32 27-32 27-34 30-34 23-27

28-33 25-30 27—33 26—32 29-36 20-23

4. Очень высокий

Более 94 Более 91 Более 90 Более 86 Более 90 Более 72

Более 31 Более 30 Более 26 Более 25 Более 30 Более 24

Более 31 Более 32 Более 32 Более 34 Более 34 Более 27

Более 33 Более 30 Более 33 Более 32 Более 36 Более 23

5. «Чрезмерное спокойствие»

Менее 30 Менее 17 Менее 17 Менее 10 Менее 39 Менее 23

Менее 7 Менее 4 Менее 2

Менее 5 Менее 5

Менее 11 Менее 4 Менее 6

Менее 12 Менее 8

Менее 7 Менее 5 Менее 4 Менее 3 Менее 5 Менее 5

Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определялся исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала взято среднее квадра-тическое отклонение от результатов группы.

Особого внимания требуют прежде всего учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным не-

благополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самоценки и т.п.

Необходимость исследования тревожности у подростков.

В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и как следствие, переживание эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Тревожность — это склонность человека к переживанию состояния тревоги. Чаще всего тревожность человека связана с ожиданием социальных последствий его успеха или неудачи. Тревога и тревожность тесно связаны со стрессом. С одной стороны, эмоции тревожного ряда являются симптомами стресса. С другой стороны, исходный уровень тревожности определяет индивидуальную чувствительность к стрессу.

В других случая, когда тревога является неестественной, патологической, неадекватной, вредной. Она становится хронической, постоянной и начинает появляться не только в стрессовых ситуациях, но и без видимых причин. Тогда тревога не только не помогает человеку, но, наоборот, начинает мешать ему в его повседневной деятельности. То есть в первую очередь, помогать преодолевать паническую тревогу.

Тревожность, становясь своеобразным психологическим барьером на пути достижения успеха и субъективного его восприятия, углубляет и усиливает этот конфликт. На потребностном уровне он приобретает характер противоречия между аффективно заряженным стремлении к удовлетворяющему отношению к себе, успеху, достижению цели, с одной стороны, и боязнью изменить привычное отношение к себе — с другой. Возникающие в результате такого конфликта затруднения в восприятии успеха и сомнения даже в реальных достижениях еще более увеличивают отрицательный эмоциональный опыт. Поэтому тревожность все более закрепляется, приобретает стабильные формы реализации в поведении, регуляции, компенсации или способов защиты и становится устойчивым личностным свойством, имеющим собственную побудительную силу. Именно на этой основе может возникнуть тревожность в подростковом и юношеском возрастах.

Привет студент

Цель эмпирического исследования: выявление специфики проявления личностной и ситуативной тревожности у подростков с умственной отсталостью и с задержкой психического развития.

1. экспериментально установить, каков уровень личностной и ситуативной тревожности у подростков с умственной отсталостью;

2. выявить качественные особенности проявления ситуативной и личностной тревожности подростков с умственной отсталостью, в отличие от их сверстников с ЗПР.

3. проанализировать результаты диагностики, соотнести результаты с теоретическими данными, полученными ранее.

Объект: подростки с умственной отсталостью

Предмет: личностная и ситуативная тревожность у подростков с умственной отсталостью.

Читайте так же:
Тревожность и сердцебиение по утрам

Рабочиегипотезы:

1. Уровень личностной и ситуативной тревожности у подростков с умственной отсталостью выше, чем у подростков с ЗПР.

2. Повышенный уровень личностной тревожности у подростков с умственной отсталостью детерминирует повышенный уровень их ситуативной тревожности.

Базаисследования: Специальная (коррекционная) школа №20. г. Оренбург, «Санаторная школа-интернат №4» г. Оренбурга.

Времяпроведения: 30.10.2012 – 19.11.2012.

Описаниевыборки: экспериментальная группа – 10 подростков с легкой степенью умственной отсталости (учащиеся 7 класса специальной (коррекционной) школы №20. г. Оренбург), контрольная группа – 10 подростков с ЗПР (учащиеся «Санаторной школы-интерната №4» г. Оренбурга).

Этапы эмпирического исследования

Формулирование рабочих гипотез

Выбор объекта и методов исследования

Определение методических принципов

Планирование методов исследования (тестирование, методов обработки данных

Определение экспериментальной базы

Планирование сроков эксперимента

Планирование процедуры эксперимента

Организация выборки испытуемых (Эг и Кг)

Отбор диагностического инструментария

Психодиагностический эксперимент: сбор и систематизация данных об изучаемом феномене с помощью тестирования

Сопоставление данных тестирования Эг и Кг

Количественный анализ данных: описательная статистика

Качественный анализ: содержательное описание и интерпретация выявленных фактов

Проверка гипотез, формулировка выводов по эксперименту

Процедура тестирования отвечала следующим условиям:

1. Диагностика проводилась в индивидуальной форме.

2. Перед проведением диагностики устанавливался контакт с испытуемым: представление, ознакомление с целями предстоящей деятельности.

3. В ходе диагностики поддерживался положительный настрой испытуемых на контакт, использовалось поощрение за старание в выполнении задания.

Обоснование выбора методов и методик.

При проведении диагностики нами учитывались конкретно-методические принципы эмпирического исследования:

1. Принцип качественно-количественного подхода к анализу и оценке эмпирических данных. Нами изучались не только количественные показатели, основанные на балльных оценках методик, но и высказывания испытуемых, дополняющие и обогащающие диагностические данные.

2. Принцип учета возрастных особенностей респондентов реализован в отборе методик и предъявлении их инструкций.

3. Принцип индивидуального подхода учитывался при организации позитивной направленности испытуемых к диагностике в предоставлении помощи каждому, кто в ней нуждался.

В ходе исследования использовались психодиагностические методы.

Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан)

Автор методик: Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша.

Цель методики: измерить дифференцировано тревожность и как личностное свойство, и как состояние.

Цель в исследовании: понять, действительно ли у подростков с умственной отсталостью наблюдается повышенный уровень тревожности.

Процедура исследования: Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики [Приложение 1].

Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет, Форма Б – для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова. Состоит из 20 вопросов с 4 вариантами ответов.

Интерпретация результатов:Ключ является общим для обеих форм.

Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34

Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39

Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38

Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40

Обработка и интерпретация результатов теста

Выделение субшкал во многом условно. Например, предложенные в ней ситуации общения можно рассматривать с позиции актуализации представлений о себе, некоторые школьные ситуации – как ситуации общения со взрослыми и т. п. Однако представленный вариант, как показывает практика, продуктивен с точки зрения задачи преодоления тревожности: он позволяет локализовать зону наибольшего напряжения и построить индивидуализированную программу работы.

При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.

Читайте так же:
Деменция ходит под себя

Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельнымсубшкалам – отдельных видов тревожности.

Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера

Автор методик: шкала создана Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Цель методики: выявление уровня личностной и ситуативной тревожности у подростков.

Цель в исследовании: понять, действительно ли у подростков с умственной отсталостью наблюдается повышенный уровень тревожности.

Процедура исследования: Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики [Приложение 2].

2 бланка состоят из 20 вопросов с 4 вариантами ответов.

Интерпретация результатов: 1) Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.

2) На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.

3) Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 – 44 балла — умеренная; 45 и более высокая.

По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко и низкотревожные.

Принципы проведения психодиагностики

Принцип соблюдения тайны психодиагностики предполагает неразглашение ее результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика. Если речь идет о несовершеннолетних, например о подростках до старшего школьного возраста, то на разглашение результатов их психодиагностики обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответственность за подростков. Так как наши методики применялись для работы с детьми-сиротами, то право на разглашение мы получили от воспитателей коррекционного учреждения. Однако имена и фамилии подростков вымышлены.

Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым вполне можно доверять. В нашем случае, методики подбирались в соответствии с возрастом испытуемого и его неблагополучным социальным положением. Так, методы групповой беседы непосредственно с подростками и родителями не мог быть использован.

Принцип не нанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается психодиагностике. При работе детьми мы старались не задеть чувства подростков.

Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, не обязательно будет точно так же проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрица­тельного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение ребенка.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector