Ваш психолог. Работа психолога в школе
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
На главную Документация школьного психолога
Информация школьному психологу
Мониторинг и диагностика "Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов" — Эмоциональный компонент
Мониторинг и диагностика "Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов" — Эмоциональный компонент |
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу | |||||||||||||
4. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Цель : Выявить доминирующие психическое состояние, восприятие различных учебных ситуаций. 4.2. Теоретическое сопровождение диагностики и мониторинга Источник: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529 с. Высокие баллы по отдельным видам тревожности или в целом свидетельствуют о реальном неблагополучии ребенка, которая может существовать даже вопреки объективному благополучному положению (особенно с точки зрения взрослых), являясь следствием определенных личностных конфликтов или нарушений в развитии самооценки у данного ребенка.
Главное менюПоискВсе права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок: Круглый стол « Школьная тревожность». Цели: Познакомить с методиками выявления уровня тревожности учащихся. Рассмотреть результаты исследования и обсудить. — презентацияПрезентация на тему: » Круглый стол « Школьная тревожность». Цели: Познакомить с методиками выявления уровня тревожности учащихся. Рассмотреть результаты исследования и обсудить.» — Транскрипт:1 Круглый стол « Школьная тревожность» 2 Цели: Познакомить с методиками выявления уровня тревожности учащихся. Рассмотреть результаты исследования и обсудить. Разработать в совместной деятельности советы профилактики школьной тревожности 3 Тревожность — психологическое состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения человека. 4 Выпускные классы начальной школы 5 63% имеют нормальный уровень тревожности, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности. 32% имеют несколько повышенную тревожность, которая часто связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни. 5% имеют высокую тревожность. Группа риска. 7 54% имеют нормальный уровень тревожности, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности. 54% имеют нормальный уровень тревожности, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности. 23% имеют несколько повышенную тревожность, которая часто связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни. 21% имеют высокую тревожность. Группа риска. 10 Общая тревожность в школе- общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Страх ситуации проверки знаний- негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих- ориентация на других в своих поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок. Проблемы и страхи в отношениях с учителями- общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка 11 Общая тревожность 47% — нормальный уровень 31%- несколько повышенный 16%- высокий и 3%- очень высокий — — может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки 12 Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий. Ситуативная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. 15 Результат диагностики Боязнь неудач в учебе Чувство неполноценности Страх перед предстоящими контрольными, зачетами, экзаменами. Выступления на большую аудиторию Недостаточное усвоение материала, т.к. сформировались эпизодические основные учебные знания, умения, навыки. 16 Признаки проявления тревожности Склонность к перепадам настроения Болезненная реакция: а) на замечания преподавателя б) насмешки одноклассников Астено-невротические реакции: а)головная боль б)неспокойный сон в)рассеянность г)сердцебиение д)раздражительность Неуверенность в своих учебных способностях Высокий уровень тревожности может провоцировать различные функциональные нарушения невротического характера 17 СОВЕТЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ профилактики школьной тревожности В литературе можно выделить два основных подхода к преодолению тревожности. В одном упор делается на формирование у ребенка конструктивных способов поведения в трудных ситуациях, а также на овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой. В другом занимает работа по укреплению уверенности в себе, развитие позитивной самооценке и представления о себе. Наибольший эффект будет если сочетать оба подхода. Необходимо завоевать доверие, установить и укрепить потребность в общении (учителя редко общаются и разговаривают с ребятами в неформальной обстановке Проще сделать это через игры (в кабинете подборка) 18 Упражнения на снятие мышечного напряжения (физминутки), любое наше состояние каким-либо образом проявляется на телесном уровне, психогимнастика (начальное и среднее звено, старшее). Эти упражнения позволяют изучить, понять свое состояние в тот или иной момент, но и учат овладевать этим состоянием и изменять его по своему желанию. Индивидуальная работа (начальное звено) оригами – исследования доказывают, что данные упражнения помогают стабилизировать на высоком уровне психическое и эмоциональное состояние, снизить тревожность. Групповая работа. Во время групповой работы происходит осознание своего места в окружающем мире и выработка навыков группового взаимодействия. Следить и контролировать свое состояние (учителя ругают, кричат, и как следствие поднимается тревожность у детей). Данная работа может осуществляться учителями на уроках, классными руководителями. Выявление уровня тревожности у учениковСтатья посвящена проблеме проявления тревожности у учащихся начальных классов, рассматриваются причины тревожности. Выявление уровня тревожности у детей младшего школьного возраста. Для тревоги (и для многих форм страха) в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: человек находит в своём прошлом или из окружающей жизни примеры неблагоприятных или опасных событий, а затем переносит этот опыт в своё будущее. Зигмунд Фрейд выделял три основных вида тревожности: 1) Реальный страх — тревожность, связанная с опасностью во внешнем мире. 2) Невротическая тревожность — тревожность, связанная с неизвестной и не определяемой опасностью. 3) Моральная тревожность — так называемая «тревожность совести», связанная с опасностью, идущей от Супер-Эго. Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение её уровня, многообразны и могут лежать практически в любой сфере жизнедеятельности человека. В связи с этим, некоторые исследователи пытаются привести причины возникновения тревожности в определённую систему. Например, А.М. Прихожан [3] выделяет внешние и внутренние причины, рассматривая среди них неблагоприятный эмоциональный опыт детей, особенности семейного воспитания, межличностных взаимоотношений в школе, школьную неуспешность, посттравматический стресс, внутриличностные конфликты. Еще одна важная причина повышения тревожности младших школьников недостаточный уровень физиологической и интеллектуальной зрелости, который наблюдается у многих детей и в определенном смысле является закономерным. Поступление в школу совпадает с возрастным кризисом, из которого разные дети выходят в разное время и с разными приобретениями. Кто-то активен и сообразителен, другой удручает медлительностью и тупоумием, третий раздражает упрямством и агрессивностью. Со временем шероховатости сгладятся, способности детей более или менее уравняются — если они не утратят веру в себя и не почувствуют отвращения к учебе и школе.
Не всегда последствия тревоги губительны. Беззаботная жизнь скучна и быстро надоедает; жизнь без волнений не приводит к желаемым результатам, в спокойном и размеренном существовании нет ничего привлекательного. Умеренная тревожность (не ярко выраженная) стимулирует людей и делает жизнь интереснее. И хорошо, если человеку удается контролировать стимулы, порождающие тревогу. Возможно, именно поэтому некоторые люди, не жалея времени, выстаивают длинные очереди на фильмы ужасов или посещают парковые аттракционы типа «американских горок». Таким образом, в психологической литературе можно встретить разные определения понятия тревожность, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику. С целью выявления тревожного ребёнка выбран опросник Лаврентьева Г.П. и Титаренко Т.М. «Тревожность». Опросник выявляет уровень детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребёнка и воспитателей, а также позволяет изучить уровень тревожности и беспокойства у детей младшего школьного возраста. Процедура проведения данного опросника заключается в наблюдении в группе за детьми во время непосредственной образовательной, совместной и самостоятельной деятельности. Опросник включает в себя 20 вопросов. Способ фиксации осуществляется следующим образом, заполняется бланк протокола, при наличии соответствующего признака ставиться «+». Далее суммируется количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности: высокая тревожность — 15-20 баллов; средняя — 7-14 баллов; низкая — 1-6 баллов. В опроснике приняли участие всего 20 учащихся 3 класса Вилюйской МБОУ ВСОШ №2 им. Г.С. Донского. Результаты исследования. Апробировав результаты нашего исследования, было получено следующее распределение показателей по всей выборке в процентном соотношении (таб.1): Показатели уровней тревожности Рис. 1. Показатели уровней тревожности В результате проведённого исследования, мы пришли к выводу, что в 3 классе МБОУ ВСОШ №2 им. Г.С. Донского среди 20 учащихся у 15 – низкая тревожность, у 3- средняя и у 2 – высокая степень тревожности. Таким образом, мы можем утверждать, что в данном классе у большинства детей – низкая степень тревожности, что является хорошим показателем. Как правило, такие дети открыто сообщают о своих проблемах, не скрывают их от родителей и педагогов. В заключении, следует отметить, что от условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семьях, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи, от чего ребёнок чувствует, что он не соответствует требованиям и ожиданиям родителей.
Картотека методик диагностики младших школьниковDownload Картотека методик диагностики младших школьников. DescriptionКАРТОТЕКА МЕТОДИК ДИАГНОСТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ: -Тест Керна-Йерасека – методика для диагностики уровня готовности к школьному обучению. Существенным преимуществом теста является его разносторонность (использование словесных, графических способов исследования, ориентация на широкий социальный круг факторов, влияющих на ребенка). -Тест «Способность к обучению в школе» Г.Вицлака (1972) предназначен для диагностики психологической готовности к школе детей 5-7 лет. -Методика Н.И. Гуткиной «Домик» предназначена для диагностики сформированности мелкой моторики у детей. -Методики А.Л. Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков» предназначены для диагностики сформированности мелкой моторики у детей. -Методика «Езда по дорожке» предназначена для выявления уровня развития психомоторики ребенка. -Методика «Образец и правило» (разработана А.Л.Венгером) направлена на выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения также отражают уровень развития наглядно-образного мышления. -Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. -Методика «Вежливость» предназначена для диагностики произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе. -Методика «Лабиринт» предназначена для выявления уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, условными изображениями при ориентировке в ситуациях). -Методика «Объяснение сюжетных картин» предназначена для диагностики мышления. -Методика «Последовательность событий» предназначена для диагностики мышления. -Методика интерпретации пословиц предложенный Б.В. Зейгарник предназначена для диагностики мышления. -Методика «Найди звук» служит для изучения развития речевой сферы (проверка фонематического слуха). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ: -Методика «Узнавание фигур» предназначена для диагностики особенностей восприятия. -Методика определения кратковременной памяти. -Методика «Оперативная память». -Методика «Образная память». -Методика А.Р.Лурии «Заучивание 10 слов» предназначена для определения состояния памяти, внимания, утомляемости. -Методика «Воспроизведение рассказа» предназначена для определения уровня смысловой памяти, ее объема, а также способности к запоминанию текстов. -Методика «Опосредствованное запоминание» (предложена Л.С.Выготским и А.Р.Лурия, разработана А.Н.Леонтьевым) предназначена для определения особенностей опосредствованного запоминания, мышления. -Методика «Пиктограмма» предназначена для исследования особенностей опосредствованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления. -Методика «Корректурная проба» (тест Бурдона) предназначена для изучения степени концентрации и устойчивости внимания. -Методика «Таблицы Шульте» предназначена для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности. -Методика Горбова «Красно-черная таблица» призвана оценить переключение и распределение внимания. -Методика изучения уровня внимания (предложена П.Я.Гальпериным и С.Л.Кабылицкой) направлена на изучения уровня внимания и самоконтроля школьников 3-5 классов. -Методика «Интеллектуальная лабильность» предназначена для диагностики переключения внимания. -Методика «Толкование пословиц» предназначения для исследования уровня мышления. -Методика «Простые аналогии» позволяет выявить характер логических связей и отношений между понятиями у детей старше 10 лет. -Методика «Сложные аналогии» предназначена для диагностики мышления. -Методика «Сравнение понятий» направлена на исследование операций сравнения, анализа и синтеза в детском и подростковом возрасте. -Методика «Выделение существенных признаков» позволяет выявить особенности мышления. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: -Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф.Замбицявичене. -Вербальный тест Г.Айзенка предназначен для оценки интеллектуальных способностей лиц в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего. -Тест Д. Векслера предназначен для исследования умственного развития. В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов. Считается, что тест может быть использован для диагностики готовности к школе и оценки причин неуспеваемости. В нашей стране тест Векслера был адаптирован А. Ю. Панасюком (1973) и позднее опубликован в обновленной редакции в Санкт-Петербурге (Ю.И. Филимоненко, В. И. Тимофеев, 1992). -Тест Дж. Равена предназначен для исследования умственного развития. «Прогрессивные матрицы Равена» — это невербальный тест, разработанный Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году в цветном. Черно-белый вариант теста предназначен для обследования детей, начиная с 8 лет и взрослых до 65 лет. Тест состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. -Культурно-свободный тест на интеллект Р.Кеттелла предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей социальной среды. -Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ванды. Тест переведен и адаптирован для выборки российских школьников в ЛПИ (М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др., 1993). Предназначен для диагностики умственного развития учащихся 3—6-х классов. Тест выявляет, насколько испытуемый к моменту обследования овладел предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия — все это характеризует уровень умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения школьного курса. ГИТ содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы. -Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР) разработан коллективом К.М.Гуревича для диагностики умственного развития учащихся 7—9-х классов. В задания ШТУР включены понятия, подлежащие обязательному усвоению, в учебных предметах трех циклов: математического, гуманитарного и естественно-научного. -Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.). Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Тест содержит 9 субтестов: осведомленность, классификации, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды, пространственные представления (2 субтеста), запоминание вербального материала. -АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). Тест включает 8 субтестов: 1. Осведомленность. 2. Двойные аналогии. 3. Лабильность. 4. Классификации. 5. Обобщение. 6. Логические схемы. 7. Числовые ряды. 8. Геометрические фигуры. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ: -Цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния. Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности). -Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга предназначен для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. -Методика оценки психологической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (по Н.А. Курганскому и Т.А. Немчину) предназначена для диагностики состояний психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности. -Тест тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина. Этот тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент – реактивная тревожность и личностной тревожности как устойчивой характеристики человека. -Методика измерения уровня тревожности Тейлора. -Тест школьной тревожности Филлипса позволяет выявить характер и уровень тревожности у школьников. -Методика эмоционально-цветовой аналогии (цветописи) А.Н.Лутошкина предназначена для изучения особенностей эмоционального состояния испытуемого. -Методика диагностики невротизма (опросник Т.Ташева) предназначена для определения наличия и степени невротического расстройства личности и его вида. -Методика измерения выраженности состояния нервно-психического напряжения» (по Т.А.Немчину) позволяет выявить уровень нервно-психического напряжения. -Рисуночный тест Дж.Бука «Дом. Дерево.Человек» позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности. -Тест «Сказка». Данная методика представляет собой разновидность проективного теста. Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение. В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые вызывают данные переживания. -САН – методика, позволяющая уточнить особенности самочувствия, активности, настроения. -Цветовой тест отношений (А.Эткинд). Это невербальный компактный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. Методической основой данного метода является цветоассоциативный эксперимент. В ходе эксперимента испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру. -Методика «Кактус» М.А.Панфиловой предназначена для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ: -Социометрическая игра «Секрет» (Т.А. Репина) выявляет систему существующих между детьми избирательных предпочтений. -Методика «Капитан корабля» предназначена для диагностики статуса дошкольников и младших школьников в коллективе сверстников. -Методика «Мозаика» — естественный эксперимент, в котором изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу». -Методика Рене Жиля позволяет исследовать социальную приспособленность ребенка, сферу его межличностных отношений и ее особенности, восприятие ребенком семейных отношений. -Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы. -Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, о своем идеальном Я, отношения к самому себе. -Методика изучения взаимных отношений «ученик-преподаватель» (по ХанинуСтамбулову). -Методика «Изучение сплоченности коллектива» (показатели ценностноориентационного единства) Р.С.Немова позволяет выявить уровень сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива посредством определения частоты распространения положительных положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления -Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Эйдемиллера, В.Юстицкого предназначена для диагностики особенностей взаимоотношений родителей с ребенком, степени удовлетворения его потребностей, уровня и адекватности применяемых требований -Рисуночный тест «Рисунок семьи» (Т. Г. Хоментаускас) позволяет выявить особенности внутрисемейного общения. Adblock detector |