Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ваш психолог. Работа психолога в школе

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Мониторинг и диагностика "Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов" — Эмоциональный компонент

Мониторинг и диагностика "Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов" — Эмоциональный компонент
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу
Индекс материала
Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов»
Примерный план этапов проведения исследования классного коллектива
Примерный план проведения мониторинга и диагностики на учебный год
Часть 1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Интеллектуальный компонент
Эмоциональный компонент
Личностный компонент
Часть 2. Психологические особенности личности в подростковом возрасте
Психофизиологический компонент
Профессиональное самоопределение
Приложения
Все страницы

4. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
4.1. «ШКАЛА ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА»
Источники: Кудрина Г.Я. «Методы изучения личности младшего школьника» //Методическая разработка ИГПУ. Иркутск,1999.

Цель : Выявить доминирующие психическое состояние, восприятие различных учебных ситуаций.
В этой методике оцениваются ситуации, области действительности, являющиеся для ребенка, с его точки зрения, основными причинами тревожности, страхов.
Инструкция: «Я буду говорить о разных случаях, которые бывают в жизни. Некоторые из них могут быть неприятными для Вас, вызывают у Вас страх, беспокойство. Если этот случай, эта ситуация в Вашей жизни, о которой я говорю, очень неприятная для Вас, Вы ставите «++»; если это только немножко неприятно для Вас, Вы ставите один «+»; если этот случай не страшен в Вашей жизни не страшен Вам — то «0».
Психолог (учитель) зачитывает вопросы:
1. Отвечаешь у доски на уроке.
2. Тебя ругает мама или папа.
3. Встречаешься с ребятами из школы.
4. Пойдешь, а гости к незнакомым людям.
5. Ты дома остаешься один.
6. Сам подходишь, разговариваешь с учителем.
7. Не можешь справиться с заданием на уроке.
8. Сравниваешь себя с другими ребятами.
9. Думаешь о своих делах.
10. На тебя смотрят как на маленького.
11. Ты часто плачешь.
12. Учитель тебе неожиданно задает вопрос на уроке.
13. Никто не обращает на тебя внимания на уроке, когда ты хорошо, красиво выполнил работу.
14. С тобой не согласны, спорят с тобой.
15. Встречаешься со старшими ребятами во дворе в подъезде.
16. На тебя не обращают внимания, когда ты что-то делаешь, играешь.
17. Тебе снятся страшные сны.
18. Учитель дает трудное задание.
19. Выбираешь в игре главные роли.
20. Оценивают твою работу дома или ребята.
21. Не понимаешь объяснения учителя.
22. Ребята смеются, когда отвечаешь на уроке.
23. Смотришь ужасы по телевизору, рассказывают тебе «страшные» истории.
24. Думаешь о том, что будет, когда ты вырастешь большим.
25. На тебя сердятся (непонятно почему) взрослые (мама, папа, учитель).
26. Учитель оценивает твою работу, которую ты выполнил на уроке.
27. На тебя смотрят (наблюдают за тобой), когда ты что-то делаешь.
28. У тебя что-то не получается.
29. Ребята с тобой не играют (не беру никогда в игру), не дружат с тобой.
30. Учитель делает замечание на уроке.
Методика включает в себя ситуации трех типов, которые определяют виды тревожности:
1. ситуации связанные с процессом обучения, общения с учителем;
2. ситуации, анализирующие представления о себе;
3. ситуации общения.
Интерпретация : ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов: «++» — 3 балла; «+» — 2 балла; «0» — 0 баллов. Подсчитывается общая сумма балов по каждому разделу (показывает уровень тревожности по соответствующей деятельности) и общая сумма по всем разделам (показатель по всей шкале — общий уровень тревожности). Кроме того, анализ ответов детей по каждой ситуации поможет психологу определить проблемы ребенка, причины его тревожности, его страхов.
Особого внимания требуют дети с высокой тревожностью (более 20 баллов по каждому разделу или более 60 суммарный уровень) и «очень спокойные», особенно те случаи, когда по каждому разделу не превышают 5 баллов или приближаются к 0)
Нормальный уровень тревожности, который присущ всем детям, колеблется в рамках от 10 — 15 баллов до 20.

4.2. Теоретическое сопровождение диагностики и мониторинга
«Особенности школьной тревожности»

Источник: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529 с.

Высокие баллы по отдельным видам тревожности или в целом свидетельствуют о реальном неблагополучии ребенка, которая может существовать даже вопреки объективному благополучному положению (особенно с точки зрения взрослых), являясь следствием определенных личностных конфликтов или нарушений в развитии самооценки у данного ребенка.
Последние случаи представляются наиболее существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей и родителей. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер. Следствием всего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.
Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т.п., выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволяют преодолеть эту неуспешность, то во втором — на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой.
Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности. А это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, недостаточно. Приемы редукции тревожности достаточно общие, вне зависимости от реальных ее причин.
Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом слу­чае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.
Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим. Школа не полностью обеспечивает выявление тревожности учащихся, прежде всего, вследствие большого числа все­возможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.

  • Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
  • Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения
  • Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся
  • Взаимодействие педагога-психолога школы со специалистами ЦКРОиРа по вопросам психолого-педагогического сопровождения школьников, имеющих особенности психофизического развития
  • Психолого-педагогическое и социальное сопровождение и обеспечение учебно-воспитательного процесса – определяющие условия развития личности учащихся

Главное меню

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Круглый стол « Школьная тревожность». Цели: Познакомить с методиками выявления уровня тревожности учащихся. Рассмотреть результаты исследования и обсудить. — презентация

Презентация на тему: » Круглый стол « Школьная тревожность». Цели: Познакомить с методиками выявления уровня тревожности учащихся. Рассмотреть результаты исследования и обсудить.» — Транскрипт:

1 Круглый стол « Школьная тревожность»

2 Цели: Познакомить с методиками выявления уровня тревожности учащихся. Рассмотреть результаты исследования и обсудить. Разработать в совместной деятельности советы профилактики школьной тревожности

3 Тревожность — психологическое состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения человека.

4 Выпускные классы начальной школы

5 63% имеют нормальный уровень тревожности, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности. 32% имеют несколько повышенную тревожность, которая часто связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни. 5% имеют высокую тревожность. Группа риска.

7 54% имеют нормальный уровень тревожности, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности. 54% имеют нормальный уровень тревожности, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности. 23% имеют несколько повышенную тревожность, которая часто связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни. 21% имеют высокую тревожность. Группа риска.

10 Общая тревожность в школе- общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Страх ситуации проверки знаний- негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих- ориентация на других в своих поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок. Проблемы и страхи в отношениях с учителями- общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка

11 Общая тревожность 47% — нормальный уровень 31%- несколько повышенный 16%- высокий и 3%- очень высокий — — может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки

12 Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий. Ситуативная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью.

15 Результат диагностики Боязнь неудач в учебе Чувство неполноценности Страх перед предстоящими контрольными, зачетами, экзаменами. Выступления на большую аудиторию Недостаточное усвоение материала, т.к. сформировались эпизодические основные учебные знания, умения, навыки.

16 Признаки проявления тревожности Склонность к перепадам настроения Болезненная реакция: а) на замечания преподавателя б) насмешки одноклассников Астено-невротические реакции: а)головная боль б)неспокойный сон в)рассеянность г)сердцебиение д)раздражительность Неуверенность в своих учебных способностях Высокий уровень тревожности может провоцировать различные функциональные нарушения невротического характера

17 СОВЕТЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ профилактики школьной тревожности В литературе можно выделить два основных подхода к преодолению тревожности. В одном упор делается на формирование у ребенка конструктивных способов поведения в трудных ситуациях, а также на овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой. В другом занимает работа по укреплению уверенности в себе, развитие позитивной самооценке и представления о себе. Наибольший эффект будет если сочетать оба подхода. Необходимо завоевать доверие, установить и укрепить потребность в общении (учителя редко общаются и разговаривают с ребятами в неформальной обстановке Проще сделать это через игры (в кабинете подборка)

18 Упражнения на снятие мышечного напряжения (физминутки), любое наше состояние каким-либо образом проявляется на телесном уровне, психогимнастика (начальное и среднее звено, старшее). Эти упражнения позволяют изучить, понять свое состояние в тот или иной момент, но и учат овладевать этим состоянием и изменять его по своему желанию. Индивидуальная работа (начальное звено) оригами – исследования доказывают, что данные упражнения помогают стабилизировать на высоком уровне психическое и эмоциональное состояние, снизить тревожность. Групповая работа. Во время групповой работы происходит осознание своего места в окружающем мире и выработка навыков группового взаимодействия. Следить и контролировать свое состояние (учителя ругают, кричат, и как следствие поднимается тревожность у детей). Данная работа может осуществляться учителями на уроках, классными руководителями.

Выявление уровня тревожности у учеников

Статья посвящена проблеме проявления тревожности у учащихся начальных классов, рассматриваются причины тревожности. Выявление уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.

Для тревоги (и для многих форм страха) в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: человек находит в своём прошлом или из окружающей жизни примеры неблагоприятных или опасных событий, а затем переносит этот опыт в своё будущее.

Зигмунд Фрейд выделял три основных вида тревожности: 1) Реальный страх — тревожность, связанная с опасностью во внешнем мире. 2) Невротическая тревожность — тревожность, связанная с неизвестной и не определяемой опасностью. 3) Моральная тревожность — так называемая «тревожность совести», связанная с опасностью, идущей от Супер-Эго.

Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение её уровня, многообразны и могут лежать практически в любой сфере жизнедеятельности человека. В связи с этим, некоторые исследователи пытаются привести причины возникновения тревожности в определённую систему. Например, А.М. Прихожан [3] выделяет внешние и внутренние причины, рассматривая среди них неблагоприятный эмоциональный опыт детей, особенности семейного воспитания, межличностных взаимоотношений в школе, школьную неуспешность, посттравматический стресс, внутриличностные конфликты.

Еще одна важная причина повышения тревожности младших школьников недостаточный уровень физиологической и интеллектуальной зрелости, который наблюдается у многих детей и в определенном смысле является закономерным. Поступление в школу совпадает с возрастным кризисом, из которого разные дети выходят в разное время и с разными приобретениями. Кто-то активен и сообразителен, другой удручает медлительностью и тупоумием, третий раздражает упрямством и агрессивностью. Со временем шероховатости сгладятся, способности детей более или менее уравняются — если они не утратят веру в себя и не почувствуют отвращения к учебе и школе.

  1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом).
  2. Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными).
  3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Не всегда последствия тревоги губительны. Беззаботная жизнь скучна и быстро надоедает; жизнь без волнений не приводит к желаемым результатам, в спокойном и размеренном существовании нет ничего привлекательного. Умеренная тревожность (не ярко выраженная) стимулирует людей и делает жизнь интереснее. И хорошо, если человеку удается контролировать стимулы, порождающие тревогу. Возможно, именно поэтому некоторые люди, не жалея времени, выстаивают длинные очереди на фильмы ужасов или посещают парковые аттракционы типа «американских горок».

Таким образом, в психологической литературе можно встретить разные определения понятия тревожность, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

С целью выявления тревожного ребёнка выбран опросник Лаврентьева Г.П. и Титаренко Т.М. «Тревожность». Опросник выявляет уровень детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребёнка и воспитателей, а также позволяет изучить уровень тревожности и беспокойства у детей младшего школьного возраста. Процедура проведения данного опросника заключается в наблюдении в группе за детьми во время непосредственной образовательной, совместной и самостоятельной деятельности. Опросник включает в себя 20 вопросов. Способ фиксации осуществляется следующим образом, заполняется бланк протокола, при наличии соответствующего признака ставиться «+». Далее суммируется количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности: высокая тревожность — 15-20 баллов; средняя — 7-14 баллов; низкая — 1-6 баллов.

В опроснике приняли участие всего 20 учащихся 3 класса Вилюйской МБОУ ВСОШ №2 им. Г.С. Донского.

Результаты исследования. Апробировав результаты нашего исследования, было получено следующее распределение показателей по всей выборке в процентном соотношении (таб.1):

Показатели уровней тревожности

Рис. 1. Показатели уровней тревожности

В результате проведённого исследования, мы пришли к выводу, что в 3 классе МБОУ ВСОШ №2 им. Г.С. Донского среди 20 учащихся у 15 – низкая тревожность, у 3- средняя и у 2 – высокая степень тревожности.

Таким образом, мы можем утверждать, что в данном классе у большинства детей – низкая степень тревожности, что является хорошим показателем. Как правило, такие дети открыто сообщают о своих проблемах, не скрывают их от родителей и педагогов.

В заключении, следует отметить, что от условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семьях, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи, от чего ребёнок чувствует, что он не соответствует требованиям и ожиданиям родителей.

  1. Матвеева Е.А., Неустроева Е.Н. Агрессивность в младшем школьном возрасте и пути ее коррекции // Научный электронный журнал Меридиан, 2017. — № 4 (7). — С. 179-182.
  2. Тревожность: Словарь / под ред. Н. Д. Твороговой // Клиническая психология. – М.: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.
  3. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с.
  4. Габдрева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5.

journalmeridian@gmail.com

Профиль в elibrary

Картотека методик диагностики младших школьников

Download Картотека методик диагностики младших школьников.

Description

КАРТОТЕКА МЕТОДИК ДИАГНОСТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ: -Тест Керна-Йерасека – методика для диагностики уровня готовности к школьному обучению. Существенным преимуществом теста является его разносторонность (использование словесных, графических способов исследования, ориентация на широкий социальный круг факторов, влияющих на ребенка). -Тест «Способность к обучению в школе» Г.Вицлака (1972) предназначен для диагностики психологической готовности к школе детей 5-7 лет. -Методика Н.И. Гуткиной «Домик» предназначена для диагностики сформированности мелкой моторики у детей. -Методики А.Л. Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков» предназначены для диагностики сформированности мелкой моторики у детей. -Методика «Езда по дорожке» предназначена для выявления уровня развития психомоторики ребенка. -Методика «Образец и правило» (разработана А.Л.Венгером) направлена на выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения также отражают уровень развития наглядно-образного мышления. -Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. -Методика «Вежливость» предназначена для диагностики произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе. -Методика «Лабиринт» предназначена для выявления уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, условными изображениями при ориентировке в ситуациях). -Методика «Объяснение сюжетных картин» предназначена для диагностики мышления. -Методика «Последовательность событий» предназначена для диагностики мышления. -Методика интерпретации пословиц предложенный Б.В. Зейгарник предназначена для диагностики мышления. -Методика «Найди звук» служит для изучения развития речевой сферы (проверка фонематического слуха). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ: -Методика «Узнавание фигур» предназначена для диагностики особенностей восприятия. -Методика определения кратковременной памяти. -Методика «Оперативная память». -Методика «Образная память». -Методика А.Р.Лурии «Заучивание 10 слов» предназначена для определения состояния памяти, внимания, утомляемости. -Методика «Воспроизведение рассказа» предназначена для определения уровня смысловой памяти, ее объема, а также способности к запоминанию текстов. -Методика «Опосредствованное запоминание» (предложена Л.С.Выготским и А.Р.Лурия, разработана А.Н.Леонтьевым) предназначена для определения особенностей опосредствованного запоминания, мышления.

-Методика «Пиктограмма» предназначена для исследования особенностей опосредствованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления. -Методика «Корректурная проба» (тест Бурдона) предназначена для изучения степени концентрации и устойчивости внимания. -Методика «Таблицы Шульте» предназначена для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности. -Методика Горбова «Красно-черная таблица» призвана оценить переключение и распределение внимания. -Методика изучения уровня внимания (предложена П.Я.Гальпериным и С.Л.Кабылицкой) направлена на изучения уровня внимания и самоконтроля школьников 3-5 классов. -Методика «Интеллектуальная лабильность» предназначена для диагностики переключения внимания. -Методика «Толкование пословиц» предназначения для исследования уровня мышления. -Методика «Простые аналогии» позволяет выявить характер логических связей и отношений между понятиями у детей старше 10 лет. -Методика «Сложные аналогии» предназначена для диагностики мышления. -Методика «Сравнение понятий» направлена на исследование операций сравнения, анализа и синтеза в детском и подростковом возрасте. -Методика «Выделение существенных признаков» позволяет выявить особенности мышления. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: -Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф.Замбицявичене. -Вербальный тест Г.Айзенка предназначен для оценки интеллектуальных способностей лиц в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего. -Тест Д. Векслера предназначен для исследования умственного развития. В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов. Считается, что тест может быть использован для диагностики готовности к школе и оценки причин неуспеваемости. В нашей стране тест Векслера был адаптирован А. Ю. Панасюком (1973) и позднее опубликован в обновленной редакции в Санкт-Петербурге (Ю.И. Филимоненко, В. И. Тимофеев, 1992). -Тест Дж. Равена предназначен для исследования умственного развития. «Прогрессивные матрицы Равена» — это невербальный тест, разработанный Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году в цветном. Черно-белый вариант теста предназначен для обследования детей, начиная с 8 лет и взрослых до 65 лет. Тест состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. -Культурно-свободный тест на интеллект Р.Кеттелла предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей социальной среды. -Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ванды. Тест переведен и адаптирован для выборки российских школьников в ЛПИ (М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др., 1993). Предназначен для диагностики умственного развития учащихся 3—6-х классов. Тест выявляет, насколько испытуемый к моменту обследования овладел предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия — все это характеризует уровень умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения школьного курса. ГИТ содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы.

-Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР) разработан коллективом К.М.Гуревича для диагностики умственного развития учащихся 7—9-х классов. В задания ШТУР включены понятия, подлежащие обязательному усвоению, в учебных предметах трех циклов: математического, гуманитарного и естественно-научного. -Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.). Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Тест содержит 9 субтестов: осведомленность, классификации, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды, пространственные представления (2 субтеста), запоминание вербального материала. -АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). Тест включает 8 субтестов: 1. Осведомленность. 2. Двойные аналогии. 3. Лабильность. 4. Классификации. 5. Обобщение. 6. Логические схемы. 7. Числовые ряды. 8. Геометрические фигуры. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ: -Цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния. Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности). -Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга предназначен для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. -Методика оценки психологической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (по Н.А. Курганскому и Т.А. Немчину) предназначена для диагностики состояний психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности. -Тест тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина. Этот тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент – реактивная тревожность и личностной тревожности как устойчивой характеристики человека. -Методика измерения уровня тревожности Тейлора. -Тест школьной тревожности Филлипса позволяет выявить характер и уровень тревожности у школьников. -Методика эмоционально-цветовой аналогии (цветописи) А.Н.Лутошкина предназначена для изучения особенностей эмоционального состояния испытуемого. -Методика диагностики невротизма (опросник Т.Ташева) предназначена для определения наличия и степени невротического расстройства личности и его вида. -Методика измерения выраженности состояния нервно-психического напряжения» (по Т.А.Немчину) позволяет выявить уровень нервно-психического напряжения. -Рисуночный тест Дж.Бука «Дом. Дерево.Человек» позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности. -Тест «Сказка». Данная методика представляет собой разновидность проективного теста. Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение. В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые вызывают данные переживания. -САН – методика, позволяющая уточнить особенности самочувствия, активности, настроения. -Цветовой тест отношений (А.Эткинд). Это невербальный компактный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. Методической основой данного метода

является цветоассоциативный эксперимент. В ходе эксперимента испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру. -Методика «Кактус» М.А.Панфиловой предназначена для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ: -Социометрическая игра «Секрет» (Т.А. Репина) выявляет систему существующих между детьми избирательных предпочтений. -Методика «Капитан корабля» предназначена для диагностики статуса дошкольников и младших школьников в коллективе сверстников. -Методика «Мозаика» — естественный эксперимент, в котором изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу». -Методика Рене Жиля позволяет исследовать социальную приспособленность ребенка, сферу его межличностных отношений и ее особенности, восприятие ребенком семейных отношений. -Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы. -Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, о своем идеальном Я, отношения к самому себе. -Методика изучения взаимных отношений «ученик-преподаватель» (по ХанинуСтамбулову). -Методика «Изучение сплоченности коллектива» (показатели ценностноориентационного единства) Р.С.Немова позволяет выявить уровень сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива посредством определения частоты распространения положительных положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления -Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Эйдемиллера, В.Юстицкого предназначена для диагностики особенностей взаимоотношений родителей с ребенком, степени удовлетворения его потребностей, уровня и адекватности применяемых требований -Рисуночный тест «Рисунок семьи» (Т. Г. Хоментаускас) позволяет выявить особенности внутрисемейного общения.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Коррекционная работа при невротической форме заикания
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector