Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К. К. Яхин, Д. М. Менделевич)

Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич)

Применяется для выявления и оценки невротических состояний.

Инструкция: испытуемому предлагается оценить свое текущее состояние по пя­тибалльной системе: 5 баллов — никогда не было, 4 балла — редко, 3 балла — иногда, 2 балла — часто, 1 балл — постоянно или всегда.

1. Ваш сон поверхностный и неспокойный?

2. Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, нет прежней энергичности?

3. После сна Вы чувствуете себя усталым и «разбитым» (неотдохнувшим)?

4. У Вас плохой аппетит?

5. У Вас бывают ощущения сдавливания в груди и чувство нехватки воздуха при волнениях или расстройствах?

6. Вам трудно бывает заснуть, если Вас что-либо тревожит?

7. Чувствуете ли Вы себя подавленным и угнетенным?

8. Чувствуете ли Вы у себя повышенную утомляемость, усталость?

9. Замечаете ли Вы, что прежняя работа дается Вам труднее и требует больших усилий?

10. Ваш сон поверхностный и неспокойный?

11. Замечаете ли Вы, что стали более рассеянным и невнимательным: забываете, куда положили какую-нибудь вещь, или не можете вспомнить, что только собирались делать?

12. Вас беспокоят навязчивые воспоминания?

13. Бывает ли у Вас ощущение какого-то беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин и нет?

14. У Вас возникает страх заболеть тяжелым заболеванием (рак, инфаркт, психиче­ское заболевание и т.д.)?

15. Вы не можете сдерживать слезы и плачете?

16. Замечаете ли Вы, что потребность в интимной жизни для Вас стала меньше или даже стала Вас тяготить?

17. Вы стали более раздражительны и вспыльчивы?

18. Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья?

19. Замечаете ли Вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?

20. Проверяете ли Вы многократно выполненные действия: выключен ли газ, вода, электричество, заперта ли дверь и т.п.?

21. Беспокоят ли Вас боли или неприятные ощущения в области сердца?

23. Бывает ли у Вас звон в ушах или рябь в глазах?

24. Бывают ли у Вас приступы учащенного сердцебиения?

25. Вы так чувствительны, что громкие звуки, яркий свет и резкие краски раздра­жают Вас?

26. Испытываете ли Вы в пальцах рук и ног или в теле покалывание, ползание му­рашек, онемение или другие неприятные ощущения?

27. У Вас бывают периоды такого беспокойства, что Вы даже не можете усидеть на месте?

28. Вы к концу работы так сильно устаете, что Вам необходимо отдохнуть, прежде чем приняться за что-либо?

29. Ожидание Вас тревожит и нервирует?

30. У Вас кружится голова и темнеет в глазах, если Вы резко встанете или накло­нитесь?

31. При резком изменении погоды у Вас ухудшается самочувствие?

32. Вы замечали, как у Вас непроизвольно подергиваются голова и плечи, или ве­ки, скулы, особенно, когда Вы волнуетесь?

33. У Вас бывают кошмарные сновидения?

34. Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или за что-нибудь?

35. Ощущаете ли Вы комок в горле при волнении?

36. Бывает ли у Вас чувство, что к Вам относятся безразлично, никто не стремится Вас понять и посочувствовать, и Вы ощущаете себя одиноким?

37. Испытываете ли Вы затруднения при глотании пищи, особенно когда Вы вол­нуетесь?

38. Вы обращали внимание на то, что руки или ноги у Вас находятся в беспокой­ном движении?

39. Беспокоит ли Вас, что Вы не можете освободиться от постоянно возвращаю­щихся навязчивых мыслей (мелодия, стихотворение, сомнения)?

40. Вы легко потеете при волнениях?

41. Бывает ли у Вас страх оставаться в одиночестве в пустой квартире?

42. Чувствуете ли Вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?

43. У Вас бывают головокружения или тошнота к концу рабочего дня?

44. Вы плохо переносите транспорт (Вас «укачивает» и Вам становится дурно)?

45. Даже в теплую погоду ноги и руки у вас холодные (зябнут)?

47. У Вас бывают навязчивые сомнения в правильности Ваших поступков или ре­шений?

48. Не считаете ли Вы, что Ваш труд на работе или лома недостаточно оценивается окружающими?

49. Вам часто хочется побыть одному?

50. Вы замечаете, что Ваши близкие относятся к Вам равнодушно или даже непри­язненно?

51. Вы чувствуете себя скованно или неуверенно в обществе?

52. Бывают ли у Вас головные боли?

53. Замечаете ли Вы, как стучит или пульсирует кровь в сосудах, особенно если вы волнуетесь?

54. Совершаете ли Вы машинально ненужные действия (потираете руки, поправля­ете одежду; приглаживаете волосы и т.п.)?

55. Вы легко краснеете или бледнеете?

56. Покрывается ли Ваше лицо, шея или грудь красными пятнами при волнениях?

57. Приходят ли Вам на работе мысли, что с Вами может неожиданно что-то слу­читься и Вам не успеют оказать помощь?

Читайте так же:
Я вышел с глубочайшего невроза

58. Возникают ли у Вас боли или неприятные ощущения в области желудка, когда Вы расстраиваетесь?

59. Приходят ли Вам мысли, что Ваши подруги (друзья) или близкие более счаст­ливы, чем Вы?

60. Бывают ли у Вас запоры или поносы?

61. Когда Вы расстраиваетесь, у Вас бывает отрыжка или тошнота?

62. Прежде чем принять решение, Вы долго колеблетесь?

63. Легко ли меняется Ваше настроение?

64. При расстройствах у Вас появляется зуд кожи или сыпь?

65. После сильного расстройства Вы теряли голос или у Вас отнимались руки или ноги?

66. У Вас повышенное слюноотделение?

67. Бывает ли, что Вы не можете один перейти улицу, открытую площадь?

68. Бывает ли, что Вы испытываете сильное чувство голода, а едва начав есть, бы­стро насыщаетесь?

69. У Вас возникает чувство, что во многих неприятностях виноваты Вы сами?

Методические основы прогноза исследования суицидального риска у подростков

В основе прогноза лежит интегральная оценка суицидального риска, включая суицидогенные и антисуицидальные факторы, что оправдано в диагностике и профилактике суицидального поведения, как на групповом, так и на индивидуальном уровнях. Диагностика суицидогенных факторов включает в себя выявление: индивидуальных личностных факторов (непосредственных суицидальных тенденций, ближайших суицидоопасных состояний и позиций личности, предиспозиционных суицидогенных личностных характеристик, форм и уровней дезадаптации); личностно-ситуационных факторов (конфликтов и суицидальных мотивов); групповых факторов риска (социально-демографических и прочих средовых).

В настоящее время опросники и анкеты являются одними из наиболее распространенных диагностических инструментов, используемых при оценке суицидального риска. Специализированные опросники, предназначенные для оценки суицидального риска, делят на две группы: 1 — методики, включающие относительно прямые вопросы о наличии суицидальных мыслей и переживаний; 2 — опросники выявляющие индивидуальные личностные факторы, наиболее тесно связанные с высокой вероятностью совершения суицида. Кроме того, широкое распространение получили клинические опросники: опросник для выявления и оценки невротического состояния В.Д.Менделевича и К.К.Яхина. Опросник создан на основе клинических симптомов неврозов и состоит из 68 вопросов, расположенных в порядке убывания их информативности (К.К.Яхин, Д.М. Менделевич, 1978). Среди симптомов, характеризующих невротические состояния, выбраны болезненные признаки, встречающиеся с большей частотой среди лиц, страдающих неврозами. Опросник имеет 6 шкал: тревоги, невротической депрессии, астении, истерического реагирования, обсессивно-фобических нарушений, вегетативных нарушений, что позволяет оценить качественное своеобразие невротической симптоматики, дает возможность определить среди множества симптомов ведущие и их сочетания.

На базе утверждений MMPI в институте им. В М. Бехтерева были созданы новые дифференциально диагностические шкалы, в частности, шкалы для определения уровня невротизации и психопатизации. Методика определения уровня невротизации и психопатизации — (УНП) представлена в методических рекомендациях (Л: изд. института им. Бехтерева, 1980; Е. Ф. Бажин с соавт., 1976) и предназначена для экспресс-диагностики в практической и исследовательской работе в области психологической психопрофилактики заболеваний, связанных с определенной спецификой условий жизни и некоторыми особенностями труда. Эта методика, будучи при достаточной простоте обоснованным и чувствительным инструментом, оказалась удобной для обследования крупных контингентов с целью выявления «группы риска» при профессиональном отборе и профессиональном осмотре лиц, работающих в особо сложных условиях.

Одним из важных факторов суицидального поведения является депрессия: ипохондрия, злоупотребление алкоголем, наркомания, снижение успеваемости в школе, склонность к правонарушениям, тяжелые конфликты в семье. Распространенность депрессии у подростков составляет 4-6%, девушки страдают несколько чаще. Диагностические критерии депрессии у подростков такие же, как и у взрослых, и включают изменение настроения и отношений с окружающими, умственной работоспособности и физического состояния. В связи с этим некоторые методы оценки депрессии используются при прогнозировании суицидальных реакций: опросник депрессии Бека (Beck Depression Inventory, BDI) (Beck A.T. et al., 1961), позволяющий дифференцировано оценить различные компоненты депрессивного состояния. Опросник включает 21 категорию симптомов, каждая оценивается по 3- балльной шкале в соответствии с нарастающей тяжестью симптома.

Для решения задач оценки суицидального риска иногда применяются традиционные личностные опросники: методики диагностики степени эмоциональной стабильности и нестабильности личности Айзенка (1965), личностный опросник Айзенка, адаптированный для обследования детей, начиная с 7-летнего возраста, содержит 60 вопросов, интерпретируемых по шкале экстра- и интроверсии, нейротизма и лжи. Г.Айзенк (1964) связывает экстра- и интроверсию со степенью возбуждения и торможения в центральной нервной системе, рассматривая этот фактор, являющийся в значительной мере врожденным, как результат баланса процессов возбуждения и торможения. Фактор нейротизма (или нейротицизма) свидетельствует, по Айзенку, об эмоционально-психологической устойчивости или неустойчивости, стабильности — нестабильности и рассматривается в связи с врожденной лабильностью вегетативной нервной системы, что отражает предрасположение, предиспозицию к неврозу. При выраженном нейротизме, по Г.Айзенку, достаточно незначительного стресса, и, наоборот, при невысоком показателе нейротизма для возникновения невроза требуется сильный стресс, чтобы развился невроз (Блейхер В.М., Крук К.В., Боков С.Н.,.1996).

Лица, совершившие суицидальную попытку, имеют более высокие баллы по шкале нейротизма и психотизма, замечена связь между повторными суицидальными попытками и нейротизмом (Lolas F. et al., 1991).

Читайте так же:
Я схожу с ума от невроза

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение человека. Опросник Дж. Тейлора (Teulor J., 1953) позволяет определить уровень врожденной личностно-конституциональной тревоги. Опросник был модифицирован Норакидзе В.Г., дополнен шкалой лжи. Состоит из 60 утверждений.

По данным Агазаде (1989) высокий показатель по уровню тревожности уже является предрасполагающим фактором к формированию суицидального поведения (Агазаде Н.В., 1989).

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) позволяет измерить степень эмоционально-личностных нарушений человека в текущий момент и спрогнозировать тенденцию изменения характера человека при переходе этих нарушений в хроническую стадию, т.е. спрогнозировать патологии характера (тенденции в развитии личности, которые происходят при перерастании временной дезадаптации в хроническую).

Объективная шкала позволяет выявить следующие акцентуации у подростков (относительно незначительные отклонения от нормы); гипертимный тип (преобладание возбужденности, активности, «счастливый счастливчик», суицидальное поведение гипертимным подросткам практически не свойственно); циклоидный тип (фазы гипертимности и депрессии сменяют друг друга, в субдепрессивный период возможно суицидальное поведение); лабильный тип (настроение сменяется слишком резко от незначительных причин, вероятны суицидальные попытки в состоянии аффекта); астеноневротический тип (повышенная утомляемость, раздражительность сменяется раскаянием и слезами); сензитивный тип (повышенная впечатлительность, чувство собственной неполноценности, вероятно суицидальное поведение, суицидальные попытки носят характер истинного покушения.); психастенический тип (нерешительность, тревожность, мнительность, страхи за будущее); шизоидный тип (закрытый внутренний мир; живет фантазиями, отстраненность от людей, оригинальность суждений, отрыв от реального мира, суицидальное поведение шизоидам не свойственно); эпилептоидный тип (злобно-тоскливое настроение с накипающим раздражением, мелочная аккуратность, стремление к власти, истинные суицидные действия у эпилептоидных подростков крайне редки, чаще демонстративное суицидальное поведение, нередко носящее характер явного суицидального шантажа.); истероидный тип (жажда внимания, быть в центре внимания любой ценой, склонность к позерству, демонстративным сценам, свойственны суицидальные демонстрации); неустойчивый тип (отказ от выполнения долга и обязанностей, от учебы, стремление лишь к развлечениям и удовольствиям, суицидальное поведение неустойчивым подросткам не свойственно); конформный тип (полная зависимость от окружающих). Эти типы в чистом виде встречаются редко, чаще проявляются как смешанные.

Оценка суицидального риска может проводиться измерением склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (Орел А.Н., 1999) является стандартизированным тест-опросником. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение склонности к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Методика включает следующие наборы шкал: 1) шкала установки на социально-желательные ответы; 2) шкала склонности к преодолению норм и правил; 3) шкала склонности к аддиктивному поведению; 4) шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению;5) шкала склонности к агрессии и насилию; 6) шкала волевого контроля эмоциональных реакций;7) шкала склонности к деликвентному поведению.

Наиболее тесную корреляцию с суицидальным поведением имеют шкалы: 3 (шкала склонности к аддиктивному поведению), 4 (шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению), 6 (шкала волевого контроля эмоциональных реакций). Шкала склонности к аддиктивному поведению предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение. Высокие результаты по данной шкале свидетельствуют о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению предназначена для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения. Объект измерения очевидно частично пересекается с психологическими свойствами, измеряемыми шкалой № 3. Высокие результаты по шкале №4 свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садомазохистских тенденциях. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Низкие показатели свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о5 склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.

В серии исследований заметили, что риск суицидального поведения существенно возрастает, когда в анамнезе у детей и подростков отмечались импульсивность или отсутствие страха перед опасностью (M.Shafii и S.L. Shafii, 1982).

В качестве антисуицидальных выступают факторы представлений и деятельности личности, препятствующие реализации суицидальных намерений (Тихоненко В.А., 1980).

С целью выявления и анализа мотивационных аспектов суицидального поведения используют методику противосуицидальной мотивации (Ю.Р.Вагин, 1998), позволяющую оценить сформированность противосуицидальной защиты. В тесте представлены девять основных противосуицидальных мотивационных комплексов: 1) провитальная мотивация (страх смерти); 2) религиозная мотивация; 3) этическая мотивация (чувство долга перед близкими людьми); 4) моральная мотивация (личное негативное отношение к суицидальной модели поведения); 5) эстетическая мотивация; 6) нарциссическая мотивация (любовь к себе); 7) мотивация когнитивной надежды (надежда как-то разрешить ситуацию, найти выход); 8) мотивация временной инфляции (ожидание, что со временем что-то может измениться к лучшему); 9) мотивация финальной неопределенности (неуверенность, что удастся умереть).

Читайте так же:
Как успокоить нервы при неврозе

В суицидологии прогнозирование индивидуального суицидального поведения является весьма условным и применительно только к ближайшему периоду времени в силу многообразия и изменчивости психопатологических расстройств, играющих сложную и неоднозначную роль в мотивации аутоагрессивного поведения. Выявленные прогностические оценки изменчивы в силу факторов участвующих в генезе суицида.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний

Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич, 1978) предназначен для диагностики уровня выраженности невротических симптомов, к которым авторы относят тревожность, склонность к депрессии, астенические состояния и истеричность, а также фобии, навязчивые состояния и некоторые соматические нарушения [ Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний: метод. рекомендации для интернов и врачей / сост. Д.М. Менделевич, К.К. Яхин. – Казань, 1978. – 23 с.].
Опросник включает 68 вопросов. Испытуемый оценивает свое состояние, отвечая на каждый вопрос по пятибалльной шкале. Варианты ответов: 5 баллов – никогда не было, 4 балла – редко, 3 балла – иногда, 2 балла – часто, 1 балл – постоянно или всегда. Результаты методики обрабатываются по ключам, в которых представлены коэффициенты ответов по шести шкалам: тревоги, невротической депрессии, астении, истерического типа реагирования, обсессивно-фобических нарушений, вегетативных нарушений. По результатам выстраивают график выраженности невротических состояний испытуемого, где показатель больше +1,28 свидетельствует о здоровье, меньше – 1,28 – о болезненном характере выявляемых расстройств. Значимых данных по процедуре разработки и стандартизации методики не представлено.

Инструкция: Отвечая на вопросы, оцените свое текущее состояние по пятибалльной системе: 5 баллов – никогда не было, 4 балла – редко, 3 балла – иногда, 2 балла – часто, 1 балл – постоянно или всегда.

1. Ваш сон поверхностный и неспокойный?
2. Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, нет прежней
энергичности?
3. После сна Вы чувствуете себя усталым и «разбитым» (неотдохнувшим)?
4. У Вас плохой аппетит?
5. У Вас бывают ощущения сдавливания в груди и чувство нехватки воздуха при волнениях или расстройствах?
6. Вам трудно бывает заснуть, если Вас что-либо тревожит?
7. Чувствуете ли Вы себя подавленным и угнетенным?
8. Чувствуете ли Вы у себя повышенную утомляемость, усталость?
9. Замечаете ли Вы, что прежняя работа дается Вам труднее и требует больших усилий?
10. Замечаете ли Вы, что стали более рассеянным и невнимательным, забываете, куда положили какую-нибудь вещь или не можете вспомнить, что только что собирались делать?
11. Вас беспокоят навязчивые воспоминания?
12. Бывает ли у Вас ощущение какого-то беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин и нет?
13. У Вас возникает страх заболеть тяжелым заболеванием (рак, инфаркт, психическое заболевание и т. д.)?
14. Вы не можете сдерживать слезы и плачете?
15. Замечаете ли Вы, что потребность в интимной жизни для Вас стала меньше или даже стала Вас тяготить?
16. Вы стали более раздражительны и вспыльчивы?
17. Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья?
18. Замечаете ли Вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?
19. Проверяете ли Вы многократно выполненные действия: выключен ли газ, вода, электричество, заперта ли дверь и т. д.?
20. Беспокоят ли Вас боли или неприятные ощущения в области сердца?
21. Когда Вы расстраиваетесь, у Вас бывает так плохо с сердцем, что Вам приходится принимать лекарства или даже вызывать «скорую помощь»?
22. Бывает ли у Вас звон в ушах или рябь в глазах?
23. Бывают ли у Вас приступы учащенного сердцебиения?
24. Вы так чувствительны, что громкие звуки, яркий свет и резкие краски раздражают Вас?
25. Испытываете ли Вы в пальцах рук и ног, или в теле покалывание, ползание мурашек, онемение или другие неприятные ощущения?
26. У Вас бывают периоды такого беспокойства, что Вы даже не можете усидеть на месте?
27. Вы к концу работы так сильно устаете, что Вам необходимо отдохнуть, прежде чем приняться за что-либо?
28. Ожидание Вас тревожит и нервирует?
29. У Вас кружится голова и темнеет в глазах, если Вы резко встанете или наклонитесь?
30. При резком изменении погоды у Вас ухудшается самочувствие?
31. Вы замечали, как у Вас непроизвольно подергиваются голова и плечи, или веки, скулы, особенно, когда Вы волнуетесь?
32. У Вас бывают кошмарные сновидения?
33 Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или за что-нибудь?
34. Ощущаете ли Вы комок в горле при волнении?
35. Бывает ли у Вас чувство, что к Вам относятся безразлично, никто не стремится Вас понять и посочувствовать, и Вы ощущаете себя одиноким?
36. Испытываете ли Вы затруднения при глотании пищи, особенно когда Вы волнуетесь?
37. Вы обращали внимание на то, что руки или ноги у Вас находятся в беспокойном движении?
38. Беспокоит ли Вас, что Вы не можете освободиться от постоянно
возвращающихся навязчивых мыслей (мелодия, стихотворение, сомнения)?
39. Вы легко потеете при волнениях?
40. Бывает ли у Вас страх оставаться в одиночестве в пустой квартире?
41. Чувствуете ли Вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?
42. У Вас бывают головокружения или тошнота к концу рабочего дня?
43. Вы плохо переносите транспорт (Вас «укачивает» и Вам становится дурно)?
44. Даже в теплую погоду ноги и руки у Вас холодные (зябнут)?
45. Легко ли Вы обижаетесь?
46. У Вас бывают навязчивые сомнения в правильности Ваших поступков или решений?
47. Не считаете ли Вы, что Ваш труд на работе или дома недостаточно
оценивается окружающими?
48. Вам часто хочется побыть одному?
49. Вы замечаете, что Ваши близкие относятся к Вам равнодушно или даже неприязненно?
50. Вы чувствуете себя скованно или неуверенно в обществе?
51. Бывают ли у Вас головные боли?
52. Замечаете ли Вы, как стучит или пульсирует кровь в сосудах, особенно если Вы волнуетесь?
53. Совершаете ли Вы машинально ненужные действия (потираете руки,
поправляете одежду, приглаживаете волосы и т. д.)?
54. Вы легко краснеете или бледнеете?
55. Покрывается ли Ваше лицо, шея или грудь красными пятнами при волнениях?
56. Приходят ли Вам на работе мысли, что с Вами может неожиданно что-то случиться и Вам не успеют оказать помощь?
57. Возникают ли у Вас боли или неприятные ощущения в области желудка, когда Вы расстраиваетесь?
58. Приходят ли Вам мысли, что Ваши подруги (друзья) или близкие более счастливы, чем Вы?
59. Бывают ли у Вас запоры или поносы?
60. Когда Вы расстраиваетесь, у Вас бывает отрыжка или тошнота?
61. Прежде чем принять решение, Вы долго колеблетесь?
62. Легко ли меняется Ваше настроение?
63. При расстройствах у Вас появляется зуд кожи или сыпь?
64. После сильного расстройства Вы теряли голос или у Вас отнимались руки или ноги?
65. У Вас повышенное слюноотделение?
66. Бывает ли, что Вы не можете один перейти улицу, открытую площадь?
67. Бывает ли, что Вы испытываете сильное чувство голода, а, едва начав есть, быстро насыщаетесь?
68. У Вас возникает чувство, что во многих неприятностях виноваты Вы сами?

Обработка и интерпретация результатов
При обработке результатов используются таблицы значений диагностических коэффициентов по шести шкалам: тревоги, невротической депрессии, астении, истерического типа реагирования, обсессивно-фобических нарушений, вегетативных нарушений.
В итоге суммируют диагностические коэффициенты по шести шкалам и выстраивают график. Показатель больше +1,28 указывает на уровень здоровья, меньше – 1,28 – на болезненный характер выявляемых расстройств.

ЗАНЯТИЕ №11

Тема: Неврозы. Методика: Александрович. Менделевич.

Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний

1. Назовите основные критерии психического здоровья.

2. Как влияют индивидуально-психологические особенности переживаний эмоций и чувств на возникновение невротических расстройств?

3. Дайте определение понятию «акцентуации характера». Какие виды акцентуаций вы знаете?

4. Как вы думаете, влияет ли наличие акцентуаций характера на вероятность возникновения невроза?

5. В чем заключается связь невротических расстройств с психосоматическими заболеваниями?

6. Какие факторы могут вызвать возникновение неврозов?

7. Каким образом переживание стрессовой ситуации может повлиять на возникновение неврозов?

8. Как вы считаете, какие факторы могут повлиять на возникновение невротических расстройств у студентов в образовательной среде?

9. Поддаются ли неврозы лечению?

2.Целевые задачи:

Студент должен знать:

1. Понятие «невроз».

2. Основные факторы и механизмы формирования неврозов и неврозоподобных состояний.

3. Критерии невроза по К. Ясперсу.

4. Факторы, определяющие характер и природу невроза.

5. Основные научные направления проблематики неврозов и неврозоподобных состояний.

6. Классификацию неврозов и неврозоподобных состояний.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 880 с.: илл.

2. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2002.

3. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М.:МЕД-пресс, 1998.

4. Марилов В.В. Частная психопатология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.

Студент должен уметь:

1.Определить наличие либо отсутствие невротического расстройства у пациента.

2. Пользоваться методиками: Симптоматический опросник Александровича; Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К. К. Яхин, Д. М. Менделевич).

Дополнительная литература:

1. Обухов С.Г. Психиатрия/ Под ред. Ю.А. Александровского – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 352 с.

2. Мягков И.Ф., Боков С.Н., Чаева С.И. Медицинская психология: пропедевтический курс. Учебник для вузов. Изд. второе, перераб. и доп. – М.: Логос, 2003. – 320 с.: ил.

3. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник. – М.: Медицина, 2002. – 544 с.

4. Психиатрия. Под. Ред. Р. Шейдера. Пер. с англ. – М., Практика, 1998. – 485 с.

5. Рустанович А.В., Шамрей В.К. Клиническая психиатрия в схемах, таблицах и рисунках. Издание 3-е дополненное и переработанное. – СПб.: «ЭЛБИ-СПб», 2006. – 216 с.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Тема занятия №11. Неврозы. Методика Александрович. Менделевич

Цели занятия:изучить понятие «невроз». Разобрать основные факторы и механизмы формирования неврозов и неврозоподобных состояний. Разобрать основные научные направления проблематики неврозов и неврозоподобных состояний. Ознакомить с классификацией неврозов и неврозоподобных состояний.

Студент должен знать:

2.Основные факторы и механизмы формирования неврозов и неврозоподобных состояний.

3.Критерии невроза по К. Ясперсу.

4.Факторы, определяющие характер и природу невроза.

5.Основные научные направления проблематики неврозов и неврозоподобных состояний.

6.Классификацию неврозов и неврозоподобных состояний.

Студент должен уметь:

1.Определить наличие либо отсутствие невротического расстройства у пациента.

2. Пользоваться методиками: Симптоматический опросник Александровича; Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К. К. Яхин, Д. М. Менделевич).

Темы проектов, рефератов:

8. Неврозы – болезнь будущего.

9. Особенности личности и возникновение невротических расстройств.

10. Коррекция и психопрофилактика неврозов и неврозоподобных состояний.

11. Истерический невроз.

12. Ипохондрический невроз.

13. Невроз навязчивых состояний.

14. Невроз страха. Фобии.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

9. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 880 с.: илл.

10. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2002.

11. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М.:МЕД-пресс, 1998.

12. Марилов В.В. Частная психопатология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.

Дополнительная литература:

1. Обухов С.Г. Психиатрия/ Под ред. Ю.А. Александровского – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 352 с.

2. Мягков И.Ф., Боков С.Н., Чаева С.И. Медицинская психология: пропедевтический курс. Учебник для вузов. Изд. второе, перераб. и доп. – М.: Логос, 2003. – 320 с.: ил.

3. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник. – М.: Медицина, 2002. – 544 с.

4. Психиатрия. Под. Ред. Р. Шейдера. Пер. с англ. – М., Практика, 1998. – 485 с.

5. Рустанович А.В., Шамрей В.К. Клиническая психиатрия в схемах, таблицах и рисунках. Издание 3-е дополненное и переработанное. – СПб.: «ЭЛБИ-СПб», 2006. – 216 с.

Исходный контроль уровня знаний:

1. Назовите основные критерии психического здоровья.

2. Как влияют индивидуально-психологические особенности переживаний эмоций и чувств на возникновение невротических расстройств?

3. Дайте определение понятию «акцентуации характера». Какие виды акцентуаций вы знаете?

4. Как вы думаете, влияет ли наличие акцентуаций характера на вероятность возникновения невроза?

5. В чем заключается связь невротических расстройств с психосоматическими заболеваниями?

6. Какие факторы могут вызвать возникновение неврозов?

7. Каким образом переживание стрессовой ситуации может повлиять на возникновение неврозов?

8. Как вы считаете, какие факторы могут повлиять на возникновение невротических расстройств у студентов в образовательной среде?

9. Поддаются ли неврозы лечению?

Основные вопросы темы:

1. Определение понятия «невроз». Этиологические факторы и механизмы формирования неврозов.

2. Основные научные направления проблематики неврозов и неврозоподобных состояний.

3. Классификация неврозов и неврозоподобных состояний.

Итоговый контроль уровня знаний:

1. Дайте определение понятию «невроз».

2. Назовите основные критерии неврозов по К. Ясперсу.

3. Назовите факторы, которыми определяются характер и форма неврозов.

4. Чем определяется этиология и патогенез невротических расстройств?

5. Назовите основные научные направления проблематики неврозов и неврозоподобных состояний.

6. Назовите основные виды психических травм по Г.К.Ушакову.

7. Перечислите основные клинические формы неврозов.

8. Функциональное, обратимое рас­стройство, проявляющееся спектром самой разнообразной психогенно обусловленной симптоматики, возникающее при нали­чии особой личностной структуры, называется _________________________ .

9. Дайте определение неврозу навязчивых состояний и назовите его основные виды.

10. Какие виды нарушений существуют при истерическом неврозе?

11. _______________________________________ возника­ет на фоне длительной психотравмирующей ситуации у лиц тре­вожно-мнительных или астеничных, отличающихся повышенным беспокойством за свое здоровье.

12. Основу этого патологического состояния составляет вне­запно возникающий и ни с чем не связанный диффузный страх или сильная немотивированная тревога. Какое расстройство имеется ввиду?

13. В клинической картине этого заболевания ведущее место зани­мает астенический синдром. Больные обычно жалуются на общее плохое самочувствие, упадок физических сил, отсутствие бодро­сти, разбитость, слабость, непереносимость обычных для них фи­зических и психических нагрузок, выраженное снижение работо­способности. О каком заболевании идет речь?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector