Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности переживания состояния одиночества

Особенности переживания состояния одиночества

Корягина, К. А. Особенности переживания состояния одиночества / К. А. Корягина, Н. А. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 224-227. — URL: https://moluch.ru/archive/188/47788/ (дата обращения: 25.10.2021).

В данной работе рассмотрены отдельные аспекты переживания состояния одиночества, а именно его частота, длительность, влияние, причины и способы выхода из данного состояния.

Ключевые слова: состояние одиночества, частота одиночества, длительность одиночества, влияние одиночества, причины одиночества, способы выходы из состояния одиночества.

В психологической литературе множество авторов по-своему представляют определение одиночества. Большинство исследователей одиночества связывают его с резко негативными эмоциональными переживаниями, которые разрушающе действуют на личность. Рассмотрим некоторые варианты авторов объяснить данное явление.

Андрусенко В. А. предлагает: «душевное одиночество — важный этап в определении возможностей своего «Я», как свободного самоопределения и самоутверждения в мире». Также он утверждает, что «важно признавать существование позитивной, развивающей роли одиночества, это позволяет исследовать новые перспективы в изучении и понимании этого феномена» [1].

Следующее определение предложил Миюскович Б.: «Одиночество — это и чувство, и понятие. Это такой психологический мотив, наличие которого не зависит от физиологических и средовых факторов» [3].

Янг Д. утверждал, что «одиночество — это отсутствие или воображаемое отсутствие удовлетворительных социальных отношений, которое может сопровождаться психическим расстройством, связанным с действительным или воображаемым отсутствием такового» [5].

Пытаясь составить портрет одинокого человека, были выявлены следующие черты: повышенная самокритичноть, заниженная самооценка, чувствуют себя никчемными, некомпетентными, нелюбимыми, чрезмерно чувствительны к критике, мало доверяют другим людям, повышенно осторожны, скрывают свое мнение, нередко лицемерны, а также одинокие люди внушаемы или чрезмерно упрямы в контактах [3].

У состояния одиночества также есть свои собственные отличительные свойства.

Литвак М. Е. рассматривает в качестве свойства и особенности одиночества тот факт, что человек — это единственное в мире существо, осознающее, что оно не по своей воли появилось на свет, а также не по своей воли умрет. Именно из-за этого появляется страх смерти осознанный или неосознанный. Он может быть спутником человека всю его жизнь. Именно из страха смерти отрицательные эмоции человека черпают свою энергию, в том числе и чувство одиночества [4].

Казанская Н. М., выделяла такие свойства одиночества как объективность и субъективность. Она говорила: «Человек может субъективно считать себя одиноким, хотя внешних показаний к этому нет, и наоборот» Интересно заметить, что некоторые подростки считают себя одинокими, хотя объективных показаний к этому нет абсолютно никаких [2]. Говоря другими словами, объективные и субъективные факторы не совпадают.

В ходе данной работы, нами был произведен сбор теоретической информации. Было изучена определенная литература, необходимая для дальнейшего исследования.

В исследовании приняли участие 30 женщин и 25 мужчин в возрасте от 18 лет до 71 года. Для исследования одиночества мы воспользовались авторской анкетой, состоящей из 5 вопросов.

В начале нашего исследования мы хотели бы остановиться на рассмотрении специфики переживания одиночества. Начнём с анализа того, в каких ситуациях люди чаще всего отмечают у себя возникновения данного состояния (таблица 1).

Частота возникновения одиночества вразличных ситуациях

Психологическое консультирование по проблемам одиночества

Целью исследования является изучение особенностей построения и проведение консультационной работы по проблемам одиночества.
Задачи исследования:
1. определение феномена одиночества в психологии;
2. изучение причин одиночества;
изучение специфики психологического консультирования по вопросам одиночества.

Читайте так же:
Я не понимаю что такое депрессия
Содержание

Введение 3
1.1. Определение феномена одиночества 5
2.1. Причины и последствия одиночества 8
1.3. Построение консультирования по вопросам одиночества 12
Заключение 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

одиночество консультации.doc

Таким образом, одиночество – сложное эмоциональное переживание, которое имеет многоуровневый и противоречивый характер. Эта противоречивость возникает из самой сущности человеческого бытия. С одной стороны, субъект, испытывает потребность в автономии и индивидуализации, с другой — он существо общественное, испытывающее потребность в единении с другими людьми. Поэтому потеря продуктивных контактов с людьми и одиночество представляет для него серьезную проблему.

1.3. Построение консультирования по вопросам одиночества

Жалобы на одиночество – одни из наиболее частых в кабинете психолога, что в современном обществе совершенно не удивительно. Однако в случае обращения с проблемой одиночества к специалисту корректнее говорить не столько о факте, сколько о чувстве одиночества. Потому что часто бывает, что человек, живя один, совершенно не ощущает себя одиноким. Некоторые люди чувствуют себя нормально только в одиночестве, некоторые даже рассматривают отшельничество как важное условие своего духовного роста. А бывает и наоборот – многие ощущают то, что называется «одиночеством в толпе».

Одиночество — это неполноценность, которая заключается в нехватке близких взаимоотношений общения, взаимопонимания любви, заботы и т.п. Это своего рода изоляция (духовная, физическая, моральная). Одиночество — это та проблема, к решению которой человек меньше всего подготовлен и ответственность за которую так легко переложить на других. Однако человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимых для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении.

В ранних работах исследователи-клиницисты, например Фромм-Рейхман и Салливан, первоначально намеревались дать терапевтам почувствовать, что одиночество — серьезная клиническая проблема, которой они напрасно пренебрегают. Эти авторы предлагали терапевтам проявить здесь инициативу и признать одиночество своих клиентов. Они также побуждали терапевтов внимательно проследить за своим собственным одиночеством. После публикации первых работ по данной теме появились новые книги и статьи, в которых анализировалась психодинамическая структура одиночества [3;539].

На сегодняшний день наиболее разработанными являются программы когнитивно-бихевиоральной терапии, в основе которых лежит убеждение, что психические трудности и связанные с ними аффективные состояния и их продолжительность в основном определены когнитивными процессами. В рамках этого подхода Янг и Примаков разработали детальную программу терапии одиночества в рамках своей работы с хронически одинокими людьми.

При консультировании одиноких клиентов рекомендуется соблюдать осторожность. Несмотря на то, что одинокие люди, вероятнее всего, скажут, что им нужен «один-единственный человек» или «романтический партнер», они вряд ли представляют себе психологическое значение целей консультирования. Даже Р. Вейс, который считает, что единственным способом облегчения одиночества служит установление новых связей, тем не менее предупреждает, что «борьба за предмет привязанности» трудна и связана с риском, в том числе с риском испытать социальные затруднения или поторопиться с приносящим беспокойство выбором партнера. Кроме того, обладание подобными связями не обязательно защитит человека от чувства одиночества, особенно в том случае, если они не обеспечивают серьезных социальных обменов. Например, некоторые одинокие люди не могут найти время, чтобы спланировать удовлетворяющую их деятельность совместно с их друзьями или партнерами [7;567].

Читайте так же:
Как расположить к себе человека если он в депрессии

Успешное вступление в новую систему отношений может быть затруднено недостаточностью социальных навыков, социальной обеспокоенностью, ощущением своего поражения. Для некоторых людей нехватка социальных навыков представляет серьезную проблему. К наиболее уместным в данном случае навыкам можно отнести умение поставить себя (это относится и к внешности, и к поведению), социальную уверенность в себе (преодоление застенчивости, взятие инициативы на себя), умение войти в ту или иную роль (как это предписывается в различных сообществах и возрастных группах) и навыки общения. Поэтому, одной из главных задач консультирования одиноких людей является развитие социальных навыков.

Другая проблема может возникнуть из-за того, что одинокие люди часто испытывают тревогу. Некоторых людей тревога может заставить избегать социальных взаимодействий. Но, по-видимому, одинокие люди гораздо чаще пытаются общаться, несмотря на все свои страхи. В подобных случаях тревога может совмещаться с эффективным выполнением социальных функций. Поэтому, следующая задача состоит в том, чтобы изменить неадаптивное поведение и эмоции клиента.

Наконец, большое значение имеют когнитивные факторы. У людей могут быть совершенно нереальные стандарты возможного выбора «своих» партнеров, искаженные представления о самом себе и своих взаимодействиях с другими, может отсутствовать самоуважение. Поэтому еще одна важная задача консультирования – формирование адекватных самооценки и уровня притязаний.

Что касается стиля бесед терапевта и клиента, то большую часть времени терапевт задает вопросы, а не прибегает к дидактическим утверждениям. При помощи вопросов терапевт показывает клиенту, как применять научный метод: «Какими доказательствами я располагаю?», «Достаточно ли этого, чтобы подтвердить мой вывод?», «Существуют ли альтернативные объяснения?» [7;572]. Таким образом, клиенты «открывают» несообразность своих автоматических мыслей и перестают обращать на них внимание. Подобный процесс стимулируемого открытия при помощи индуктивной системы вопросов широко распространен в практике преподавания и служит существенным элементом когнитивной терапии.

Заключение

В современном обществе одиночество — всеобъемлющее явление. Кризисное одиночество — главная проблема при решении общих задач психологического благополучия личности и ее социального здоровья.

Одиночество — это болезненное чувство: оно ранит, проникая глубоко в сердце. Иногда человеку хочется кому-то сказать о своём одиночестве, но он боится даже заговорить об этом: «А что, если люди не поймут меня? Мне от этого станет ещё больнее, и ещё более одиноко». Именно по этой причине, человек приходит на прием к психологу-консультанту, задача, которого разъяснить клиенту природу его проблемы, указать на возможные причины и последствия. С помощь квалифицированного подхода попытаться наметить алгоритм решения проблемы и совместными усилиями добиться результата.

Наиболее разработанными являются программы когнитивно-бихевиоральной терапии, в основе которых лежит убеждение, что психические трудности и связанные с ними аффективные состояния и их продолжительность в основном определены когнитивными процессами.

Важнейшими задачами консультирования являются развитие социальных навыков, изменить неадаптивное поведение и эмоции клиента, а также формирование адекватных самооценки и уровня притязаний.

Крайне важно выяснить, что думают одинокие клиенты о самих себе и своих отношениях с другими. Только в этом случае можно понять, почему они действуют и чувствуют так, а не иначе. Как только мы это поймем, мы сможем применить когнитивно-бихевиоральные методики, чтобы помочь людям преодолеть свое одиночество.

ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: ПОЛОВЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Статья посвящена изучению проблемы одиночества в подростковом возрасте. Одиночество – одно их самых значимых переживаемых человеком состояний, проявляющееся по-разному на протяжении всей жизни. Подростковый возраст – возраст, когда впервые состояние одиночества осознается наиболее остро, поскольку происходит расширение и актуализация социальных потребностей: установление значимых межличностных отношений, накопление собственного социального опыта, расширение дружеских контактов, стремление быть признанным и причастным. Чувство одиночества в подростковом возрасте – сложный социально-психологический феномен, включающий различные типы переживаний. Негативные переживания, испытываемые подростками, могут существенно повлиять на ход социализации и формирования личности, причинно обуславливая социальную дезадаптацию. В связи с этим актуальным является раннее выявление причин одиночества, их диагностика и сравнительный анализ. Автором организовано и проведено эмпирическое исследование особенностей переживания одиночества в подростковом возрасте. В качестве диагностического инструментария использовались методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела, М. Фергюсона и «Опросник одиночества» Дж. Янга. В исследовании приняли участие учащиеся 9-х и 11-х классов. В сравнении с юношеским возрастом у подростков выявлен и статистически доказан более высокий уровень субъективного переживания одиночества, определена степень интенсивности переживания преходящего, ситуативного и хронического одиночества. Анализ половых различий в субъективном переживании ощущения одиночества у мальчиков и девочек в группе подростков показал достоверность различий. Таким образом, результаты исследования продемонстрировали своеобразие переживания одиночества подростками, подтвердили наличие возрастных и половых различий.

Читайте так же:
У меня нет детей и мужа депрессия

Биография автора

Ирина Фаритовна Шиляева, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

кандидат философских наук, заведующий кафедрой прикладной психологии и девиантологии

Библиографические ссылки

Вербицкая С.Л. От описания особенностей восприятия одиночества к его определению // Прикладная психология. 2001. № 5. С. 1–9.

Долгинова О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена // Практическая психология. 2000. № 4. С. 28–36.

Вейс Р.С. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. С. 114–128.

Покровский Н.Е., Иванченко Г.В. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки. М.: Логос, 2008. 424 с.

Пузанова Ж.В. Проблема одиночества: социологический аспект измерения. М.: РУДН, 2008. 189 с.

Юрченко М.А. Ценностные характеристики одиночества в контексте идей экзистенциализма ХХ века // Гуманитарные и социальные науки. 2007. № 6. С. 29–33.

Рубинстайн К., Шейвер Ф. Опыт одиночества // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. С. 275–300.

Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. СПб.: Питер, 2017. 336 с.

Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2017. 288 с.

Афушевич А.Р. Особенности переживания одиночества лицами пожилого возраста // Смальта. 2016. № 4. С. 9–11.

Рогова Е.Е. Взаимосвязь одиночества и карьерных ориентаций у старшеклассников // European Social Science Journal. 2016. № 12-2. С. 287–294.

Салахова А.Р. Взаимосвязь переживания одиночества и чувства вины у детей подросткового возраста // Теория и практика современной науки. 2017. № 5. С. 711–714.

Парамонова Ю.А., Лукашенко Т.А. Переживание одиночества подростками с разными характеристиками самоотношения // Синергия наук. 2017. № 13. С. 415–425.

Горбунова Е.С., Яничева Т.Г. Особенности переживания чувства одиночества у жителей мегаполиса // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. 2017. Т. 5. С. 5–12.

Дубровина С.В., Климонтова Т.А., Чепурко Ю.В. Специфика переживания состояния субъективного одиночества у интеллектуально одаренных подростков // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 1. № 1. С. 186–189.

Читайте так же:
Как выйти из депрессии при онкологии

Голубь О.В., Тукузова А.А. Влияние переживания одиночества на социальные страхи у подростков // Поиск (Волгоград). 2018. № 1. С. 87–91.

Мишина М.М., Григорьева С.И., Губанова А.В. Интернет-зависимость и переживание одиночества современным молодым человеком // Гуманитарное пространство. 2018. Т. 7. № 3. С. 504–514.

Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 190 с.

Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Мир психологии. 2010. № 2. С. 206–216.

Практическая психодиагностика. Методики и тесты / под ред. Д.Я. Райгородского. М.: БахраХ-М, 2017. 672 с.

Духновский С.В. Одиночество в межличностных отношениях: диагностика и преодоление. Курган: КГУ, 2007. 180 с.

Янг Д.И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. С. 552–594.

Петрова И.Ф. Культура общения личности (социально-философские аспекты) : автореф. дис. … канд. филос. наук. Уфа, 2003. 19 с.

Шиляева И.Ф. Интернет и культура общения личности // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 5. С. 263–273.

Тюменцева Г.А. «Интерактивное» одиночество // Научный альманах. 2014. № 2. С. 271–276.

Тема 13. Социальная работа с одинокими людьми

Вейс, Р. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества. — М.: Прогресс, 1989. — С.98-113.

Гайдис, В.А., Рапопорт, СС. Турейкина, Д.П. Брачные объявления: некоторые результаты эксперимента журнала “Шейма” / В.А. Гайдис, С.С. Рапопорт, Д.П. Турейкина // Социологические исследования. — 1985. — №4. — С.66-75.

Гурко, Т.А., Мацковский, М.С. Одинокий мужчина в большом городе (Постановка проблемы) // Становление брачно-семейных отношений / Ред. кол. М.С. Мацковский и др. — М., 1989. — С.7-25.

Жуховицкий, Л. Помоги своей судьбе / Л. Жуховицкий. – М.: Изд-во политической литературы, 1989. – 350 с.

Перлман, Д., Пепло, Л.Э. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества… — С.152-168.

Раадшелдерс, Дж., Гирвельд, Д. Типы одиночества // Лабиринты одиночества… — С.301-319.

Рук, К.С., Пепло, Л.Э. Перспективы помощи одиноким // Лабиринты одиночества…- С.512-551.

Фромм, Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Э. Фромм. — М.: Педагогика, 1990. – 160 с.

Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: Прогресс, 1990. – 269с.

Швалб, Ю., Данчева, Н. Одиночество: социально-психологические проблемы. / Ю. Швалб, Н. Данчева. – Киев: Украiна, 1991. – 270 с.

Янг, Д.И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение // Лабиринты одиночества…- С.552-593.

I . Одиночество одно из наименее разработанных социальных понятий, хотя ученые и провели немало исследований, в частности, экспериментов по влиянию изоляции, обособленности от внешних раздражителей на поведение людей. Хотя эти эксперименты значительно отличаются от реальных жизненных ситуаций, где их длительность и результаты неизвестны, поражает тот факт, насколько быстро у объектов эксперимента помрачается сознание и, в конечном счете, начинаются галлюцинации. Сильная тяга к внешним раздражителям дает о себе знать очень скоро, и человек легче поддается внушению, становится более подавленным, у него уменьшается способность ясно мыслить по сравнению с нормальным состоянием. Эксперименты показали, что даже изолированная шимпанзе — неполноценная шимпанзе. Видимо, индивидуальное сознание является продуктом психик, находящихся во взаимодействии.

В современной науке сложилось немало концепций одиночества, хотя они и не дают полного, систематического описания данного феномена. Остановимся на рассмотрении концепций, наиболее представленных в практике социальной работы[19].

Читайте так же:
Янтарная кислота от депрессии как принимать

Согласно психодинамической концепции (Зилбург), одиночество является отражением характерных черт личности: нарциссизма, мании величия, враждебности. Зилбург (30-е гг. ХХ в.) проследил происхождение одиночества, начиная с детской колыбели. Ребенок узнает радость быть любимым и вызывать восхищение вместе с потрясением, порожденным тем, что он — маленькое слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других. Это и есть зародыш отчужденности, враждебности и бессильной агрессивности. Салливан (50-е гг. ХХ в.) также усматривал корни одиночества взрослого в детстве. Именно в подростковом возрасте потребность в человеческой близости принимает форму потребности в приятеле, друге, с которым можно обменяться самыми сокровенными мыслями. У подростков, испытывающих недостаток социальных навыков вследствие неправильных взаимоотношений с родителями в детстве, как правило, возникают трудности при установлении приятельских отношений со сверстниками. Эта неспособность удовлетворить подростковую потребность в интимности может привести к глубокому одиночеству.

Ф.Фромм-Рейхман признает влияние Салливана на ее понимание проблемы, акцентируя внимание на негативных последствиях “преждевременного отлучения ребенка от материнской ласки”.

Видный представитель феноменологического подхода к проблеме К.Роджерс полагал, что общество вынуждает индивида действовать в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами. Это ведет к противоречию между внутренним (истинным) “Я” и проявлениями “Я” в отношениях с другими людьми. Уверенность в том, что истинное Я индивида отвергнуто другими, “держит людей замкнутыми в своем одиночестве”. В отличие от психодинамической концепции одиночества, К. Роджерс не очень доверял ранним детским влияниям, которые испытывает личность. Согласно его концепции, содержание опыта одиночества составляют текущие влияния, которые испытывает личность.

Р.Вейс утверждает, что одиночество – продукт интерактивного влияния как фактора личности, так и фактора ситуации. Поэтому причины одиночества следует искать во взаимном влиянии личности и ее окружения. Другая причина одиночества связана с социальными отношениями, такими как привязанность, руководство, оценка, и появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, при котором должны удовлетворяться основные социальные запросы личности.

Вейс установил два вида одиночества: эмоциональное, вызванное ”отсутствием привязанности к конкретному человеку” (любовных, супружеских отношений, например), и социальное как результат отсутствия доступного круга общения, т.е. значимых дружеских связей или чувства общности.

К.Боумен, Д.Рисмен и Ф.Слейтер – видные представители социологической трактовки проблемы. Причины одиночества социологами видятся вне индивида, и акцент делается на изучении характера общества. К.Боумен анализирует три фактора, ведущих к одиночеству: ослабление связей в первичной группе; рост семейной и социальной мобильности. В определении причин одиночества акцент делается на значении событий, происходящих в жизни человека в зрелом возрасте.

Согласно системной концепции одиночества (Дж.Фландерс, 80-е гг. ХХ в.), поведение живых организмов отражает переплетение влияний нескольких уровней, действующих одновременно как система. Уровни располагаются от клеточного до межнационального. Система – это совокупность элементов, взаимодействующих между собой, обусловливающих друг друга и образующих единое целое. Иначе говоря, приверженцы системного подхода дают позитивную оценку одиночества, определяя последнее как механизм обратной связи, помогающий индивиду или обществу сохранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов.

Завершая анализ концепций одиночества, выступающих теоретическим основанием организации практики социальной работы с одинокими людьми, как и профилактики данного явления, воспользуемся таблицей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector