Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Независимый сайт о заикании

Независимый сайт о заикании

В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются в основном методические рекомендации, предложенные для работы с детьми дошкольного возраста (для младших школьников) или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н.А.Чевелева в своем пособии предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников 1—4 классов в процессе ручной деятельности. Принципиально она мало отличается от предложенной ранее системы логопедических занятий с заикающимися детьми -дошкольниками. Меняется в основном здесь лишь выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками. Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопедических занятий: 1) сопровождающей речи; 2) завершающей речи, 3) предваряющей речи, 4) закрепления навыков самостоятельной речи.

Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе ручного труда Н.А.Чевелева считает возможным проводить на школьных и поликлинических логопедических пунктах. В специальных школах целесообразно использовать и уроки ручного труда. Автор считает необходимым при исправлении заикания работу с родителями ребенка, его учителем, лечебное воздействие на его нервную систему.

Системы логопедических занятий с заикающимися школьниками в условиях логопедического кабинета поликлиники, специализированного стационара или санатория, предложенная В.И.Селиверстовым , тоже принципиально мало чем отличается от изложенной выше комплексной методики занятий с заикающимися дошкольниками. Изменения в ней связаны лишь с более старшим возрастом детей, возросшим уровнем их развития, что требует от логопеда большей опоры в своей работе на сознательную активность самих детей. Логопедические занятия связываются с программным обучением детей в школе (разные предметы, разные классы и пр.), с особенностями формирования их личности к подростковому периоду.

А.В.Ястребова в результате исследования состояния развития устной и письменной речи заикающихся школьников 1—4 классов массовых школ обнаружила различный уровень общего развития речи. В зависимости от уровня речевого развития автор условно выделила две категории детей. К первой категории автор отнесла заикающихся детей с высоким и нормальным речевым развитием. Эти дети не отличались от школьников с нормальной речью.

Во вторую категорию вошли заикающиеся с элементами общего недоразвития речи, когда у них имело место недостаточное фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое развитие. Изучение особенностей речевого развития у этих детей, таким образом, протекало на фоне общего недоразвития речи, т.е. сопровождалось помимо расстройства темпа речи ограниченным запасом слов, представлений, понятий, недостаточным навыком звукового состава слова, специфическими недостатками произношения, явлениями аграмматизма в устной и письменной речи.

Система логопедических занятий А.В.Ястребовой составлена для заикающихся школьников второй категории. Автор выделяет 3 периода в обучении этих учащихся.

Первый период: уточнение и расширение пассивных знаний детей в области языка, осуществляемое как путем организации целенаправленных наблюдений учащихся над звуковой стороной речи, так и в процессе активных упражнений в упорядочении ее темпа и плавности.

Содержание логопедических занятий первого периода составляют различного рода упражнения, способствующие: 1) упорядочению темпа, ритма и плавности речи; 2) расширению и уточнению словарного состава и запаса представлений и понятий; 3) овладению грамматическим строем речи; 4) развитию и закреплению навыков звукового и морфологического анализа слова.

Во втором периоде занятий активизируются полученные учащимися знания в области языка и закрепляется навык плавной, ритмичной и выразительной речи на более сложном речевом материале, с использованием более сложных видов упражнений. Логопедическая работа строится с целью дальнейшего расширения словарного состава, запаса представлений и понятий в области языка.

Третий, заключительный период занятий ставит задачу закрепить навык правильной, свободной речи. В этот период продолжается работа над звуковой и интонационной стороной языка, выдвигается требование осознанного использования учащимся знаний в области фонетико-фонематического, лексико-грамматического и интонационного состава языка и навыка плавной, выразительной речи в любой жизненной ситуации.

Таким образом, состояние устной и письменной речи заикающихся школьников с элементами общего недоразвития речи позволяют А.В.Ястребовой считать основными направлениями логопедической работы следующие: а) целенаправленное и всестороннее развитие основных взаимодействующих компонентов речи (фонетика, лексика, грамматика) в процессе работы над ее темпом и плавностью, б) тесную взаимосвязь речевого материала логопедических занятий с содержанием программы по русскому языку начальной школы, в) всемерное развитие активности детей.

В.И. Селиверстов «Заикание у детей»

Это интересно:

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Читайте так же:
Особенности симптоматики заикания у взрослого

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Ястребова коррекция заикания у дошкольников

Коррекция заикания у дошкольников
Елена Леонидовна Ворошилова

В пособии представлен практический материал по диагностике и коррекции заикания у детей дошкольного возраста. Помимо описания этапов, содержания, планируемых результатов, практических заданий раскрываются результаты изучения заикающихся детей, приводится схема логопедического обследования.

Предназначено для специалистов, работающих с заикающимися детьми. Простота и доступность изложения, а также практическая направленность пособия делают его привлекательным и для родителей.

Коррекция заикания у дошкольников

© ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2012

© Ворошилова Е. Л., текст, 2012

Ежедневно каждый человек взаимодействует с другими людьми: обращается к ним с вопросами, реагирует на их высказывания, дает пояснения, выступает с сообщениями и т. д. Большинство из нас все это выполняют каждый день, даже не задумываясь о том, что люди, страдающие заиканием, испытывают при этих действиях значительные сложности, а иногда предпочитают и вовсе отказываться от общения, лишь бы не обнаружить перед собеседником своих трудностей. Постепенно помимо судорожной речи у заикающихся возникают различные негативные психологические наслоения (логофобия, фиксированность на дефекте), которые, как правило, значительно ограничивают их социальные контакты.

В данном пособии описана технология коррекции заикания у детей дошкольного возраста. Основу ее составляет разработанный проф. Р. Е. Левиной подход, согласно которому заикание трактуется как расстройство коммуникативной функции речи. Предложенная автором методика помимо коррекции заикания нацелена и на подготовку заикающихся детей к обучению в школе, поскольку наибольшие трудности (рецидивы заикания, установление межличностных контактов и т. д.) возникают у данной категории ребят именно в первые месяцы обучения.

Пособие состоит из трех разделов.

В первом разделе раскрываются особенности заикающихся дошкольников. Приводятся результаты исследования коммуникативной деятельности, рассматриваются особенности поведения детей с заиканием.

Второй раздел посвящен обследованию таких детей. В нем даны рекомендации по проведению всестороннего изучения заикающихся дошкольников. Раздел содержит опросник для обследования речи.

В третьем разделе раскрывается содержание технологии коррекции заикания у детей дошкольного возраста. Приводится подробное описание содержания и этапов коррекционной работы на практических примерах. Некоторые задания, используемые в рамках технологии, представлены в приложениях.

Хотя данное пособие и ориентировано на работу с заикающимися детьми дошкольного возраста, материалы некоторых разделов могут быть использованы в коррекционной работе с детьми, имеющими другие речевые недостатки.

Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников

Заикание – это речевой недостаток, при котором говорящий испытывает специфические трудности при произнесении слов, фраз. Трудности проявляются в непреднамеренных остановках, повторах отдельных звуков, слогов, слов, часто сопровождающихся судорогами мышц лица, шеи, конечностей (А. В. Ястребова). Характерной особенностью заикания является то, что указанные трудности возникают у заикающихся только в процессе речевого общения. Если его нет, нет и пароксизмов заикания.

Это подтверждают работы Р. Е. Левиной и ряда других авторов, определяющих заикание как дефект речевой коммуникации, который носит ситуативный характер, т. е. зависит от ситуации общения, собеседника, роли самого заикающегося в коммуникативном процессе, темы общения и т. д. Так, у одного и того же заикающегося заикание в течение дня может проявляться по-разному – от полной невозможности общения до абсолютно плавной речи в зависимости от того с кем, где и на какую тему он разговаривает.

Как показали многочисленные исследования, заикание возникает преимущественно у детей 2–5 лет в период формирования фразовой речи, и предрасполагающую основу для его возникновения составляет ослабленность нервной системы. Для заикающихся характерны слабость и инертность нервных процессов.

Читайте так же:
Как избавится от энуреза взрослому

Однако наличие ослабленной нервной системы еще не говорит о том, что ребенок обязательно будет заикаться. Для возникновения заикания необходимо действие одного или даже нескольких факторов, которые своим действием приводят к снижению адаптивных возможностей нервной системы и, как следствие, возникновению заикания. Такими факторами являются:

– физическая (соматическая) ослабленность ребенка в результате болезни, чрезмерного утомления;

– ускоренное развитие речи, когда фразовая речь у ребенка появляется в возрасте 1,5–1,7 лет;

– позднее развитие речи, когда система средств языка (звуковых, грамматических, лексических) оказывается длительное время несформированной;

– длительная травмирующая ребенка ситуация (хронические конфликтные переживания), постоянные отрицательные эмоции из-за напряженных отношений с окружающими, дисгармоничной обстановки в семье и т. д.;

– острая травмирующая ситуация (психическая травма), предполагающая непосильное для нервной системы ребенка эмоциональное напряжение (может быть как отрицательным (испуг), так и положительным (например, зрелищность циркового представления));

– неправильное воспитание (чрезмерная избалованность, императивное воспитание (ребенок лишен родительской любви и ласки), неровное воспитание (нет единства требований родителей, бабушек и дедушек), резкий переход от строгости к излишней избалованности, категоричность требований);

– желание родителей воспитать «примерного ребенка», которое в отдельных случаях приводит к неподготовленности малыша к ситуациям неуспеха и, как следствие, к его эмоциональному дискомфорту;

– непосильная речевая нагрузка, возникающая вследствие многократного повторения непонятных, трудных слов при заучивании сложных стихотворений, приводящая к перегрузке нервной системы из-за незрелости механизмов речевой деятельности;

– попытка родителей начать обучение малыша иностранному языку в раннем возрасте (дву- и многоязычие), в результате чего нервная система ребенка испытывает значительное напряжение, а попытка усвоить сразу несколько языков может привести к ее перенапряжению;

– подражание, в тех случаях когда наблюдаемый ребенком образец прерывистой речи закрепляется и фиксируется в сознании самого малыша.

Однако еще раз отметим, что решающую роль в возникновении заикания играет состояние нервной системы малыша. Так, например, действие даже нескольких факторов у детей с сильными и подвижными нервными процессами может не вызвать заикания.

Свойства нервной системы составляют основу для формирования индивидуально-типологических особенностей личности, проявляющихся в общем и речевом поведении человека и влияющих на его речь.

В трудах Р. Е. Левиной, С. А. Игнатьевой, С. А. Мироновой, Н. А. Чевелевой, А. В. Ястребовой и др. имеются многочисленные указания на недостаточное развитие у заикающихся произвольной регуляции. В частности отмечается, что поведение и деятельность заикающихся отличаются импульсивностью, общей неорганизованностью, отвлекаемостью, неумением приложить волевые усилия для преодоления встречающихся трудностей и пр.

Исследования ученых показали, что заикание преимущественно возникает у тех детей, неустойчивость поведения которых отмечалась еще в доречевой период развития. В дальнейшем по мере овладения речью неустойчивость поведения (импульсивность, двигательная расторможенность и т. д.) сказывается и на организованности их речевой деятельности. Нередко они испытывают сложности при подборе адекватных слов для выражения мыслей, с трудом удерживают замысел высказывания. В речи таких детей много логически и синтаксически незавершенных фраз, они допускают грамматические ошибки и часто сами их не исправляют, хотя средства языка ими усвоены.

Проявления неустойчивости деятельности отмечаются в той или иной степени у всех заикающихся детей. Так, А. В. Ястребовой в ходе детального изучения младших школьников с заиканием были выявлены две группы в зависимости от выраженности и причинной обусловленности неустойчивости деятельности. Первую группу составили учащиеся, усваивающие программу на «хорошо» и «отлично». Причиной неустойчивости деятельности у этих детей стала низкая эмоциональная устойчивость к действию раздражителей.

В результате несмотря на внешнюю собранность даже простая деятельность выполнялась заикающимися с ошибками. У детей второй группы неустойчивость деятельности имела более широкий спектр проявлений и значительно большую выраженность. Для них были характерны импульсивность, неорганизованность, отсутствие рациональных приемов работы, неумение проявить волевое усилие для преодоления возникающих трудностей.

Исследование А. В. Ястребовой показало, что признаки неустойчивости деятельности, имея различную выраженность, свойственны всем заикающимся вне зависимости от их успеваемости. Аналогичные данные были получены и нами при изучении детей дошкольного возраста. Так, изучение особенностей произвольной регуляции деятельности и поведения будущих первоклассников позволило разделить их на две группы в зависимости от выявленных особенностей внеречевых процессов.

Первую группу составили дошкольники, которые долго не могли включиться в работу на занятиях, задания выполняли медленно, быстро утомлялись и отказывались от них. В ходе наблюдения обнаружено, что эти дети были невнимательны при восприятии инструкции, не вслушивались в слова экспериментатора и не дослушивали их до конца. В некоторых случаях наблюдалась подмена одного задания другим или соскальзывание с него.

Читайте так же:
Деменция в пожилом возрасте лечение

При выполнении действий дети с трудом сосредотачивались, часто отвлекались (смотрели на часы экспериментатора, роняли карандаш, крутились, обращались с посторонними вопросами к взрослому и т. д.) и почти сразу после начала работы высказывали желание прекратить выполнение экспериментальных заданий, мотивируя это тем, что «мне больше не хочется», «мне надо торопиться, у меня дела» и т. д.

В работах дошкольников данной группы было много ошибок, что проявлялось в пропуске нескольких фигур, строк, зачеркивании подряд всех изображений вместо фигур, указанных на образце. Некоторые из них начинали выполнять задание с середины листа и вычеркивали фигуры вразнобой. На уточняющие замечания о том, что необходимо выполнять задание с начала строки и зачеркивать требуется только указанные фигуры, они не реагировали и продолжали выполнять задание прежним способом. Причем следует отметить, что особенно сильно обозначенные особенности поведения и деятельности проявлялись при выполнении ими различных заданий в коллективе сверстников.

На занятиях с логопедом и воспитателем у этих детей наблюдались большие трудности пускового момента вхождения в работу, медлительность при работе над заданиями, частая отвлекаемость на посторонние предметы (ребята играли со своими руками, предметами, лежащими на столе, смотрели в окно и т. д.). Обращенные непосредственно к ним организующие и поясняющие высказывания педагога о значимости и необходимости выполнения задания отчасти побуждали их к действию, но почти сразу после начала работы они опять суетились, вертелись, двигали руками и ногами, обращались с посторонними вопросами к взрослому и сверстникам, причем по просьбе педагога повторить свои слова сделать это не могли.

Другие дошкольники, также отнесенные нами в эту группу, вели себя спокойно – внешне «удовлетворительно», но тщательное наблюдение обнаружило их неучастие в ходе занятия (они молча смотрели в окно или по сторонам, держали карандаш в руках, но никаких усилий к выполнению задания не предпринимали).

Трудности удержания в памяти определенного объема информации, неумение удерживать в течение продолжительного времени свое внимание над выполнением предлагаемого задания и неумение проявить достаточную устойчивость для сосредоточения на определенной работе приводили к тому, что задания детей этой группы выполнялись небрежно, неаккуратно, с большим количеством ошибок. Допущенных неточностей дошкольники не видели и исправить их, самостоятельно ориентируясь на образец, не могли.

В целом поведение дошкольников данной группы на занятии и при выполнении заданий можно охарактеризовать как пассивное, самостоятельного активного участия в работе на занятиях они не принимали. Для успешного выполнения заданий им требовались внешняя организация и стимуляция деятельности.

Отличительные особенности детей данной группы: общая неорганизованность поведения и деятельности, импульсивность и двигательная расторможенность. Кроме того, для этих ребят характерны быстрая утомляемость, трудности в концентрации и переключении внимания, повышенная отвлекаемость и неумение проявить волевые усилия для продолжения выполнения задания.

Вторую группу составили дошкольники, у которых перечисленные выше трудности проявлялись в определенных ситуациях. В большинстве случаев это связано с эмоциональным отношением этих детей к окружающим обстоятельствам, а именно реакцией на условия выполнения задания, собственные неудачи и достижения сверстников и т. д. В принципе дети, составившие эту группу, справлялись с предъявляемыми заданиями. В отличие от испытуемых предыдущей группы они обладали возможностью организовать более-менее продуктивную деятельность. Свидетельством тому является наличие уточняющих вопросов по поводу предстоящих действий (например, «А другие фигуры надо зачеркивать?», «А кружок тоже надо?»). Вместе с тем организуемая ими деятельность обладала определенным своеобразием. В частности они поначалу не использовали образец как подсказку, а при возникновении трудностей предпочитали сразу же обратиться с вопросом к педагогу.

В некоторых случаях мы наблюдали следующее: дошкольник внимательно слушал инструкцию, но, приступая к выполнению задания, «забывал» зачеркивать одну из названных фигур. Примерно к середине работы он обращал внимание на пропущенную фигуру и спрашивал: «А кружок как зачеркивать?» К самостоятельному получению информации, используя образец, он не стремился. Только получив от экспериментатора информацию о том, что образцом можно и нужно пользоваться как подсказкой, ребенок в дальнейшем активно использовал его в своей работе. Сходную ситуацию мы фиксировали и в процессе занятий: при возникновении трудностей эти дети сразу, не предпринимая самостоятельных усилий, обращались за помощью к взрослому.

Читайте так же:
Диагностика для дошкольников на выявление тревожности

Следует отметить, что в дальнейшем, используя образец и выполняя задание правильно, предыдущие ошибки эти дошкольники не исправляли. У некоторых детей мы фиксировали ошибки в виде пропуска фигур, связаны они были со стремлением как можно быстрее выполнить задание. Так, при восприятии инструкции эти дети торопились и стремились начать работу еще до сигнала – команды педагога, что соответственно приводило к снижению продуктивности работы.

По окончании задания всем детям предлагалось проверить правильность его выполнения, но дошкольники этой группы, не акцентируя своего внимания на тщательной построчной проверке, ограничивались ее кратким просмотром (в течение 7–10 с хаотично просматривали весь листок). Анализ ошибок в работах детей второй группы показал, что неточности в основном наблюдались в первой половине работы над заданием или в самом его конце, что, на наш взгляд, свидетельствует о долгом включении в деятельность и о снижении продуктивности работы по мере утомления. Аналогичную ситуацию мы наблюдали и в процессе повседневных занятий. Так, в начале занятия эти дети не принимали активного участия в работе группы, однако в дальнейшем стремились быть самыми активными. В конце занятия их активность падала, и они начинали отвлекаться (общаться с соседом по парте, демонстрировать ему свои вещи: игрушки, заколки и т. д.).

Ястребова коррекция заикания у дошкольников

В книге представлены разнообразные инсценировки, ролевые и дидактические игры, которые помогут в формировании у заикающихся детей навыков свободной речи.

Для логопедов, воспитателей детских садов, родителей.

В пособии излагаются причины, вызывающие заикание, приводятся описания занятий со школьниками младшего, среднего и старшего возраста.

Может быть полезной родителям и педагогам.

В книге освещен опыт работы специалистов по интегральному лечению заикания у подростков.

Книга адресуется логопедам, педагогам, врачам. Может быть также использована родителями заикающихся подростков.

В монографии обобщен опыт работы логопедов, психиатров, физиологов и психологов, что позволило выработать определенное воззрение на клинику, патогенез и терапию заикания.

Для педиатров, педагогов-логопедов, психиатров и психологов.

Эта книга написана ведущими специалистами в области логопедии и психотерапии. Какие логопедические упражнения лучше всего подходят для ребенка? Как противостоять психологическим травмам, связанным с заиканием?

Представляет интерес, прежде всего для родителей, чьи дети заикаются.

В пособии отражены традиционное и современное научно-методическое исследование по проблемам заикания.

Книга представляет собой сборник упражнений, практических заданий и рекомендаций по тренировке фонационного дыхания, произношения, дикции, речевого голоса, нормализации мышечного тонуса, предназначенных для коррекции заикания.

Пособие адресовано подросткам и взрослым, страдающим заиканием, а также широкому кругу специалистов, родителям, психологам, педагогам, дефектологам.

Особое место в системе комплексного метода лечения заикания занимает логопедическая ритмика.

Данные методические рекомендации адресованы врачам, психологам и педагогам медико-воспитательных учреждений.

Содержание книги составляют преимущественно сведения о проявлениях, преодолении и предупреждении заикания у детей.

Книга предназначена для родителей, воспитателей детских садов, учителей и логопедов.

В книге раскрывается методика устранения заикания у младших школьников в условиях специальных речевых школ, приводятся примерные логопедические уроки.

Пособие адресовано логопедам.

В пособии рассматриваются особенности речевого общения и деятельности заикающихся школьников младших классов.

Данная книга предназначается учителям-логопедам, которые работают на логопедических пунктах.

МЕТОДИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Меняется тип ведущей деятельности главной является учебная деятельность, хотя элементы игровой деятельности сосуществуют с учебой.

2. Игровая форма занятий заменяется уроком.

3. Если у дошкольников вся работа ведется через семью воспитателей, то в школьном возрасте логопедическое воздействие осуществляет логопед в содружестве с учителем.

4. В дошкольном возрасте все элементы речи воспитываются на основе подражания логопеду в процессе игровой деятельности, в школьном возрасте большее значение приобретает установка на сознательное преодоление дефекта, на самостоятельные упражнения над речью.

Заикание устраняется в процессе прохождения всех предметов в школе.

5. Наряду с косвенной психотерапией шире используются виды рациональной психотерапии.

6. Речевой материал и виды логопедических занятий сближаются со школьной практикой.

В устранении заикания велика роль учителя школы: он создает в классе атмосферу бережного отношения к заикающемуся, постепенно подводит его к самостоятельным ответам у доски. Учитель поддерживает тесный контакт с логопедом и семьей заикающегося. В моменты подавленного настроения заикающегося он должен ободрить его, переключить его внимание на положительные стороны личности, на интересующую его деятельность. Учитель вовлекает заикающегося в общественную жизнь класса, а затем школы, в кружки. Именно учитель младших классов вызывает основной интерес заикающегося и способствует его развитию. Коррекционная работа над речью не должна ограничиваться только формальными упражнениями. Необходимо говорить не только о системе речевых занятий (коррекции), но и о реабилитационном воспитании заикающегося школьника.

Читайте так же:
Школьная тревожность младших школьников диплом

В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются методические рекомендации, предложенные для работы или с детьми дошкольного возраста (для младших школьников), или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н. А. Чевелева предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников I—IV классов в процессе ручной деятельности. Принципиально эта методика мало отличается от предложенной ранее системы логопедических занятий с заикающимися детьми-дошкольниками. Меняется в основном выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками. Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопедических занятий: 1) сопровождающей речи; 2) завершающей речи; 3) предваряющей речи; 4) закрепления навыков самостоятельной речи.

Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе ручного труда Н. А. Чевелева считает возможным проводить на школьных и поликлинических логопедических пунктах, в специальных школах.

Система логопедических занятий с заикающимися школьниками в условиях логопедического кабинета поликлиники, специализированного стационара или санатория, предложенная В. И. Селиверстовым, тоже принципиально не отличается от изложенной выше комплексной методики занятий с дошкольниками. Изменения в ней связаны лишь с более старшим возрастом детей, возросшим уровнем их развития, что требует от логопеда большей опоры на сознательную активность самих детей.

В системе логопедических занятий А. В. Ястребовой выделяется три периода в обучении учащихся.

В первом периоде заикающиеся школьники уточняют и расширяют свои знания в области языка как путем целенаправленных наблюдений над звуковой стороной речи, так и в процессе активных упражнений по упорядочению ее темпа и плавности.

Содержание логопедических занятий первого периода способствует: 1) упорядочению темпа, ритма и плавности речи; 2) расширению и уточнению словарного состава, запаса представлений и понятий; 3) овладению грамматическим строем речи; 4) развитию и закреплению навыков звукового и морфологического анализа слова.

Во втором периоде занятий активизируются полученные учащимися знания в области языка и закрепляется навык плавной, ритмичной и выразительной речи на более сложном речевом материале с целью дальнейшего расширения словарного состава, языковых представлений и понятий.

В третьем, заключительном периоде занятий продолжается работа над звуковой и интонационной стороной речи, реализуется требование осознанного использования учащимися знаний в области фонетико-фонематического, лексико-грамматического и интонационного состава языка и навыка плавной, выразительной речи в любой жизненной ситуации.

Таким образом, состояние устной и письменной речи заикающихся школьников с элементами общего недоразвития речи обусловливает следующие основные направления логопедической работы: а) целенаправленное и всестороннее развитие основных взаимодействующих компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики) в процессе работы над ее темпом и плавностью; б) тесную взаимосвязь речевого материала логопедических занятий с содержанием программы по русскому языку начальной школы; в) развитие речевой активности детей.

В нашей стране организованы сезонные (летние) логопедические санатории и лагеря санаторного типа для заикающихся детей. Коррекционно-педагогическая и лечебно-оздоровительная работа с заикающимися школьниками проводится в их свободное от учебы в школе время и совмещена с отдыхом. При этом широко используются климатические и природные факторы.

Перед персоналом ЛОУ (летних оздоровительных учреждений) стоят задачи общего оздоровления детей, укрепления их нервной системы, предупреждения и устранения у них легких форм заикания и его рецидивов.

Показанием для направления в сезонные специализированные санатории служит наличие у детей заикания различной степени, вплоть до самой тяжелой, а также заикания в совокупности с другими дефектами речи. В лагеря направляются дети: после проведенного курса лечения заикания; с легкими формами заикания; с другими формами расстройств плавности и темпа речи (брадилалия, тахилалия).

Сезонный санаторий и оздоровительный лагерь для заикающихся детей дополняют друг друга.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector