Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рабочая программа по коррекции заиканиярабочая программа по логопедии (1, 2 класс) на тему

Рабочая программа по коррекции заикания
рабочая программа по логопедии (1, 2 класс) на тему

Валитова Люция Анваровна

Учебный предмет «Логопедические занятия по коррекции заикания».

Количество часов: 3часа

Составитель (и): Валитова Л.А., учитель -логопед

  1. Пояснительная записка 2стр.
  2. Содержание учебного курса 4стр.
  • Организационно – содержательные аспекты коррекционного курса 5стр
  • Результаты освоения коррекционного курса 7стр.
  1. Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому
  1. Тематический план программы 21стр.
  2. Календарно-тематическое планирование 24стр.

Рабочая программа по коррекции заикания составлена на основе обязательного минимума содержания начального образования и нормативных документов:

1. Данная программа разработана в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.

2. Законом Российской Федерации «Об образовании» — Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. №124-ФЗ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196, Проектом типового положения о логопедическом пункте при общеобразовательном учреждении (Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 12.04.1995 г.), Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

3.Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В. Ястребова, Т.Б.Бессонова, М.:КОГИТО-ЦЕНТР,1991 г.

Заикание представляет собой одно из наиболее распространенных и сложных речевых расстройств, трудно поддающееся коррекции. Расстройства речи у заикающихся имеют длительное течение, которое нарушает полноценный процесс коммуникации, приводят к определенным психологическим изменениям, вызывающим дезадаптацию этих лиц в обществе. Среди обучающихся в общеобразовательных школах особую группу составляют заикающиеся дети, которые нуждаются в логопедической помощи уже с первых дней обучения. Без неё они испытывают затруднения в процессе общения и обучения. Своевременная и систематическая помощь позволит преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Устная речь обучающихся этой группы характеризует следующее:

1. У детей имеет место определённое несоответствие между уровнем развития языковых средств и способностью адекватно пользоваться ими в процессе устного общения.

2. Указанное своеобразие, типичным выражением которого является наличие специфических коммуникативных затруднений в процессе устного общения, составляет суть рассматриваемого дефекта.

3. Интенсивность коммуникативных затруднений тесно связана с рядом ситуативных факторов: условия, в которых осуществляется деятельность общения; содержание (суть) общения; роль (позиция) в процессе коммуникации.

Усиление заикания наблюдается в период школьного обучения (первая волна обострения), особенно в первый год, а затем в подростковом возрасте (вторая волна обострения). Для коррекции заикания у детей разработана специальная рабочая программа. Система логопсихотерапевтических занятий с заикающимися построена на основе общепринятых принципов в детской логопедии, но с учетом возрастных особенностей обучающихся. Логопедическая работа включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия и работу с родителями, рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта. Большое значение программа имеет и в своевременной информированности взрослых о возможностях и методах коррекционной педагогики, а также в повышении культуры родителей в области воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах .

Роль и место учебного курса в образовательной процессе.

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции заикания у детей с ОВЗ.

Заикание — это дискоординационное расстройство речи. Внешне оно проявляется в судорожных нарушениях речевого ритма, связанных с предшествующими и одновременными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в эмоционально-волевой сфере.

Условно различают три степени заикания:

1. легкая степень — заикание возникает в возбужденном состоянии и при стремлении к быстрому высказыванию;

2. умеренная (средняя) степень — в спокойном состоянии и в привычной обстановке заикание, как правило, проявляется мало, в эмоциональном состоянии — усиливается;

3. высокая (тяжелая) степень — заикание отмечается в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

Многофакторная обусловленность заболевания, изменения в коммуникативной сфере определяют сложность этой проблемы и требуют комплексного психолого-педагогического подхода к ее анализу и решению. Клинические проявления заикания не исчерпываются «нарушениями плавности и слитности речи». Существенную роль в их формировании играет возникающий у пациента страх речи — логофобия, а также невротическая переработка дефекта.

Основные цели: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной речи, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся; восстановление социальной активности. Для достижения этих целей используется комплексный психолого-педагогический подход .

Увеличение числа учащихся с заиканием, предъявление более высоких требований к работе логопеда, очень незначительное количество специальной литературы, отсутствие чёткого планирования вызвало необходимость создания специальной логопедической программы для учащихся, страдающих заиканием.

Концептуальностъ программы: следует отметить, что эта программа написана с основными принципами логопедии как науки и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.

Программа опирается на следующие принципы:

общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

В процессе логопедической работы по коррекции заикания наиболее значимыми являются следующие принципы:

Принцип комплексности – логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо).

Патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения и письма. Принцип максимальной опоры на различные анализаторы.

Принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции.

Принцип поэтапного формирования умственных действий – свёртывание, автоматизация внешних операций, перевод их во внутренний план.

Читайте так же:
Этапы коррекции заикания у дошкольников

Принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.

Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала – логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением.

Принцип системности – методика работы представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание определённой функциональной системы. Использование каждого метода определяется основной целью и его местом в общей системе работы.

Принцип деятельностного подхода – воздействие на все этапы процесса как многоуровневой деятельности (ориентировочный, операциональный и этап контроля).

Онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности формирования функций, обеспечивающих процессы.

Общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Содержание учебного курса

Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.

Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся одного класса.

На занятие с группой обучающихся отводится, как правило, 40 минут , на индивидуальное занятие – 20 минут на каждого ребёнка.

Занятия проводятся: 3 раза в неделю.

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта

обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).

Программа состоит из следующих разделов:

— этап формирования техники нормативной речи;

— этап активных речевых тренировок;

— этап закрепления навыков организованной речи;

В структуру занятия могут входить :

— дыхательные, релаксационные и голосовые упражнения;

— упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

— упражнения по сопряженному и отраженному произнесению предложений, чистоговорок и считалок;

— упражнения на расчленение предложения на связные отрезки (синтагмы), работа над паузацией;

— работа над пересказом;

— работа над спонтанной речью;

Организационно-содержательные аспекты коррекционного курса

Работа по компенсации нарушенного речевого развития строится в несколько этапов.

школьников – коррекционно-развивающая программа

Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Процент заикающихся в нашей стране колеблется от 1,5 до 2,2%. Во всём мире признаётся, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Среди обучающихся в общеобразовательных школах особую группу составляют заикающиеся дети, которые нуждаются в логопедической помощи уже с первых дней обучения. Без неё они испытывают затруднения в процессе общения и обучения. Своевременная и систематическая помощь позволит преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Устная речь обучающихся этой группы характеризует следующее:

1. У детей имеет место определённое несоответствие между уровнем развития языковых средств и способностью адекватно пользоваться ими в процессе устного общения.

2. Указанное своеобразие, типичным выражением которого является наличие специфических коммуникативных затруднений в процессе устного общения, составляет суть рассматриваемого дефекта.

3. Интенсивность коммуникативных затруднений тесно связана с рядом ситуативных факторов: условия, в которых осуществляется деятельность общения; содержание (суть) общения; роль (позиция) в процессе коммуникации.

Усиление заикания наблюдается в период школьного обучения (первая волна обострения), особенно в первый год, а затем в подростковом возрасте (вторая волна обострения).

Своевременная логопедическая помощь позволяет преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Цель программы: вооружить учителей-логопедов общеобразовательных и коррекционных школ системой работы по устранению заикания у младших школьников.

В ходе реализации этой цели будут решаться следующие задачи:

устранение заикания у младших школьников через:

организацию фонационного дыхания;

формирование навыков чёткой артикуляции и произнесения;

стабилизацию темпа и ритма речи;

развитие и совершенствование связной речи;

повышение коммуникативных навыков.

В конце обучения по данной программе учащиеся будут знать :

правила речевого дыхания;

приёмы снятия мышечного напряжения с органов артикуляционного аппарата;

После завершения курса занятий по данной программе учащиеся будут уметь :

дифференцировать речевой и дыхательный ритм;

применять приёмы снятия мышечного напряжения с органов артикуляционного аппарата;

чётко произносить все звуки;

интонировать выразительность речи;

Основными направлениями в коррекции заикания являются:

нормализация темпа, плавности речи, силы голоса;

формирование правильного речевого дыхания;

развитие подвижности и укрепление мышц артикуляционного аппарата;

нормализация общей, мелкой и речевой моторики;

снятие судорожных задержек;

выработка навыка самоконтроля дыхания, артикуляции, речевых темпа и ритма повседневной речи;

развития фонематического восприятия, анализа и синтеза, артикуляционных и фонематических представлений.

совершенствование и развитие связной речи.

Вся коррекционная работа проходит в несколько этапов:

подготовительный – построен на основе щадящего режима – обучающиеся учатся образцам правильной речи в условиях ограничения собственной речи;

тренировочный – активное освоение сложных форм речи ребёнком, овладение речевым поведением в различных ситуациях;

заключительный – активная демонстрация обучающимися освоенных навыков и умений.

Выделяется несколько типов речи:

Наряду с коррекцией речи необходимо взаимодействие с педагогом-психологом, врачами психотерапевтом, невропатологом.

На подготовительном этапе занятия планируется проводить под музыкальное сопровождение.

Коррекция речи осуществляется в форме групповых и индивидуальных занятий 3 раза в неделю в течение года, во второй половине дня. Всего 96 занятия. Количество занятий примерное. Может быть изменено при возникновении осложняющих факторов.

Читайте так же:
Методики диагностики тревожности в подростковом возрасте

Тематический план программы

“ Устранение заикания у младших школьников”

I. этап Подготовительный

Цели:

Знакомство с детьми, исследование речевой патологией ребёнка,

заполнение речевых карт, изучение данных невропатолога.

Установочная беседа с родителями и проведение общего и речевого охранительного режима (два первых занятия).

I I. этап Охранительный

Цели:

Соблюдение охранительного режима. Ограничение спонтанной речи.

Объяснить значение артикуляции и правильного дыхания в акте речи, знакомство с артикуляционной гимнастикой.

Обучение детей нижнедиафрагмальному дыханию.

Расслабление мышц по контрасту с напряжением.

Устранение психоэмоционального напряжения, вселение в ученика уверенности в свои силы.

Знакомство с органами артикуляции.

Уяснение знания артикуляции и дыхания в акте речи.

Упражнения для челюсти.

Упражнения для губ.

Речь, предложение, слово.

Деференциация понятий «предложение» — «слово».

Гласные и согласные звуки.

Признаки гласных и согласных звуков.

Знакомство с артикуляцией гласных звуков.

Дыхательные и голосовые упражнения.

Артикуляция гласных звуков.

Правила речевого внимания.

Правила речевого дыхания.

Релаксация: «Кулачки», «Олени», «Штанга», «Ноги загорают». Расслабляющий массаж лица и шеи.

Правила речевого дыхания:

Во время разговора вдох через лёгкую улыбку.

При вдохе стенка живота немного поднята, при выдохе – опускается.

Грудь и плечи неподвижны.

Обучение нижнедиафрагмальному дыханию насеет 2-8 (сначала лежа, затем сидя).

Упражнения на релаксацию «Дрема», «Песенка», «Ветер-ветерок», «Жарко-холодно».

Обучение самомассажу лица и шеи.

Повторение правил речевого дыхания.

Воспитание нижнедиафрагмального дыхания сидя, затем стоя.

Артикуляционные и дыхательные упражнения.

Артикуляция гласных звуков.

Релаксация: «Парус», «Камень-бумага», «Жарко-холодно», «Душистый цветок».

Самомммассаж лица и шеи.

Гласные 1 и 2 ряда. Их артикуляция.

I I I. этап Режим ограничения речи.

Цели:

Закрепление навыков правильного речевого дыхания.

Развитие голоса и четкой артикуляции.

Снятия мышц органов артикуляции и тела.

Воспитание навыков замедленной, плавной, слитной речи.

Развитие коммуникативных способностей.

Работа над голосом.

Упражнения на релаксацию «Дрема», «Песенка», «Ветер-ветерок», «Жарко-холодно».

Упражнения «Песенка», «Музыкант». «Эхо».

Артикуляционные и дыхательные упражнения.

Упражнения артикуляционные, дыхательные, голосовые.

Релаксация: «Шарик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Лягушки», «»Горка».

Артикуляционные и дыхательные упражнения.

Произнесение на одном выдохе ряда гласных.

Правило об ударении.

Интонация утвердительная, вопросительная, восклицательная.

Релаксация: «Шалтай-болтай», «Сердитая кошка», «Пружинки», «Душистый цветок».

Правило: «В каждом слове выделяй ударный звук (звук – командир)».

Произнесение слов с ударением в начале слова сопряжено, затем отражено.

Произнесение слов с разной интонацией (вопросительно, утвердительно, радостно, с сожалением).

Правило о правилах.

Релаксация: «Жук», «Комарик», «Ворона», «Гуси».

Дыхательные и голосовые упражнения.

Правило: «В речи соблюдай паузу».

Пауза – остановка, во время которой делается вдох.

Заключение четверостишья сопряжено, затем отражено с соблюдением изученных правил речи.

Релаксация: «Волшебный сон».

Краткие ответы на вопросы по сюжетной картинке с соблюдение изученных правил речи. Сначала сопряжено, затем отраженно. Игры «Посмотри и ответь», «Посмотри и запомни».

Автоматизированная речь: перечисление дней недели, месяцев. Определение в этих словах звуков-комаров.

Сопряженно-отраженное чтение стихов.

Правила о произнесении коротких фраз.

Релаксация «Волшебный сон».

Закрепление правила речи: «Короткая фраза произносится на одном дыхании».

Упражнения в кратких ответах. «Закончи предложение».

Игра «Любопытны», «Угадай и добавь».

Автоматизированная речь: порядковый счет.

Релаксация с музыкальным сопровождением «Море на рассвете».

Закрепление изученных правил речи.

Отраженное чтение стихов. Решение арифметических приемов. Игра «Любопытный».

Отраженное чтение стихов.

Стихотворная речь под хлопки, на шаги.

Релаксация с музыкальным сопровождением «Морские просторы».

Закрепление правил речи.

Отраженное чтение стихов.

— игра «Я знаю пять…..»

— счет предметов с определениями.

4 этап Развитие и закрепление навыков свободной речи.

Закрепление согласованности дыхания, голоса, артикуляции.

Закрепление навыков плавного длительного выдоха.

Обучение плавному и слитному произношению фраз, состоящих из 1-3 смысловых отрезков.

Тренировка самостоятельной речи в условиях логопедического кабинета и вне его.

Работа по воспитанию находчивости, наблюдательности, быстроты формирования фразы.

Закрепление коммуникативных способностей.

Произнесение кратких фраз.

Релаксация под музыку «Морской прибой».

Правило о произнесении коротких раз:

«Короткие предложения говори на одном выдохе».

Тренировка в произнесении фраз с различной интонацией.

Самостоятельное произнесение коротких фраз.

Релаксация под «Шум волн».

Повторение правил речи.

Самостоятельное произнесение коротких фраз со сменой логического ударения.

Автоматизированная речь (счет по порядку и обратно, таблица умножения).

Произнесение длительных фраз.

Релаксация под музыку «Водная стихия».

Правила о произнесения длинных фраз: « Длинное предложение дели на части. После каждой части делай паузу и вдох».

Выразительная речь. Паузы. Интонация.

Повышение и понижение голоса.

Самостоятельное произнесение длинны фраз с различной интонацией.

Полные ответы. Решение занимательных задач.

Самостоятельное произнесение длительных фраз.

Релаксация под музыку «Дыхание леса».

Повторение правил речи.

Соблюдение пазу на знаках препинания.

Произнесение предложений с соблюдением пауз и с различной интонацией.

Игра «Придумай загадку», «Веселый счет».

Тренировка свободной речи.

Релаксация под музыку «Пение птиц».

Закрепление на практике правил речи.

Произнесение длительных предложений с паузами (читаем и рассказываем сказку).

Игра «Для чего это нужно».

Составляем рассказ – описание (игрушка, животные, птицы).

Описывает кого-то или что-то.

К тексту можно поставить вопрос «какой, какая».

Заяц (где живет, какие у него лапы, какой по цвету заяц летом и зимой, чем питается заяц летом и зимой, кто опасен зайцу).

Тренировка свободной речи.

Релаксация под музыку «Дыхание леса».

Закрепление на практике правил речи

Расставляем картинки в последовательности рассказа

Выяснение причинно – следственных связей

Устанавливаем последовательность действий в рассказе

Восстановление текста с опорой на последовательность глаголов

Пересказ текста по предмета картинкам, расположенным последовательно

Пересказ без опоры на картинки

Тренировка свободной речи.

Релаксация под музыку «Пение птиц».

Закрепление на практике правил речи.

Составление плана рассказа и рассказывание по плану

План – это основное, о чем говорится в рассказе.

Читайте так же:
Эмоциональные проявления и тревожность дошкольника

План большой книги – оглавление.

В плане показываем последовательность действий.

Составление плана рассказа и рассказывание по плану:

Чтение рассказа логопеда

Ответ на вопрос

Деление рассказа на части

О чем (о ком) будет рассказывать в каждой части

Пересказ рассказа по частям

Пересказ рассказа целиком

Тренировка свободной речи.

Релаксация под музыку «Звуки живой природы».

Составьте конец рассказа по его началу

Составьте начало рассказа по его концу

Придумайте начало и конец по середине рассказа

Тренировка свободной речи.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Релаксация под музыку «Звуки живой природы».

Составление рассказа по серии сюжетных картинок :

Назовите последовательность происходящих действий

Расскажите, соблюдая последовательность

Тренировка свободной речи.

Релаксация под музыку «Звуки океана».

Ответьте на вопросы полным предложением.

Перескажите получившийся текст.

Прослушайте слова и придумайте по ним рассказ.

Рассмотрите картинки. Составьте рассказы, используя данные картинки. Дайте названия рассказам

Тренировка свободной речи.

Создание обыгрывание бытовых ситуаций.

Релаксация под музыку «Звуки живой природы».

Дети распределяют роли и обыгрывают предложенные ситуации по данному логопедом образцу.

Примерные ситуации: «На почте», «В магазине игрушек», «Продуктовый магазин», «Парикмахерская», «День рождения».

Закрепление навыков свободной речи в естественных условиях.

Дети вместе с логопедом посещают общественные места (Библиотека и т.д.) и, используя полученные навыки.

Литература

1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Москва. Сфера. 2005.

2. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. Москва. Сфера. 2005.

3. Заикание у подростков. Москва. 1989.

4. Заикание. Москва. 1983.

5. Калягин В.А., Степанова Г.М. Если ваш ребёнок заикается. В помощь родителям. Санкт-Петербург.1993.

6. Одинцова Т.С. Заикание у детей. Ростов -на- Дону. Феникс. 2000.

7. Пелленгер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. Москва. Просвещение. 1995.

8. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. Санкт-Петербург. Союз. 2001.

9. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. Под редакцией Ланцова А.А. и Кузьмина Ю.И. Санкт-Петербург. 1994.

10. Соловьёва Е.Н. Путь к преодолению заикания. Санкт-Петербург. Детство-пресс.2002.

11. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. Москва. Аркти,

Ястребова коррекция заикания у младших школьников

Известно, что овладение речью складывается из двух параллельно протекающих процессов: усвоения ребенком языковых средств (произношения звуков, словарного запаса, грамматического строя речи) и формирования способности пользоваться ими в условиях устного общения.

Специальными исследованиями устной и письменной речи заикающихся детей установлено, что в большинстве случаев (около 75%) у них достаточный уровень развития языковых средств, примерно такой же, как и у нормально говорящих детей. И только у части заикающихся (около 25%) обнаруживается то или иное отставание в фонетическом и лексико-грамматическом развитии. Таким образом, большинство заикающихся детей, обучающихся в общеобразовательной школе, располагают достаточным словарным фондом для обозначения предметов, их действий и качеств, владеют навыками конструирования основных типов предложений. Эти дети совершенно полноценны в интеллектуальном отношении, способны успешно усваивать учебную программу. Единственное, что отличает их от сверстников, — это заикание, которое фиксируется как на уроках, так и при общении в других условиях. Наблюдения за речью заикающихся учащихся в классе показывают, что, несмотря на значительный запас слов и различных моделей синтаксических конструкций, они испытывают специфические затруднения в выборе языковых средств и свободной их комбинации. Их ответам свойственны поспешность, неподготовленность, в результате чего происходит «застреваемость» на отдельных словах, «выпадение» отдельных слов и даже частей предложения. Это особенно наглядно проявляется в развернутых высказываниях, связанных с необходимостью обобщать, делать выводы, планировать собственную деятельность. Из-за характерного для ряда заикающихся многословия они иногда теряют логическую нить рассуждения; стремление же скорее выговориться мешает мысленно подготовить все высказываемое, отобрать необходимые для его реализации языковые средства. Именно в такой ситуации и возникает, как правило, усиление заикания. Оно усиливается также, если устное общение проходит в условиях, отличающихся от привычных: изменяется форма опроса; учащимся предлагается внезапный вопрос, к ответу на который они не успели подготовиться; в ходе урока имеет место длительное ожидание вызова к доске, а также при недостаточно корректном отношении учителя к заикающимся. У заикающихся школьников, имеющих отклонения в фонетическом и лексико-грамматическом развитии, подобные трудности усугубляются несформированностью языковых средств.

Учителям хорошо известно, что некоторые погрешности присущи связным высказываниям и нормально говорящих детей младшего школьного возраста. Это закономерное явление, сопровождающее процесс овладения связной речью. В ходе учебной деятельности, ориентируясь на речь учителя, школьники преодолевают отмеченные трудности и учатся правильно строить собственные высказывания, а также контролировать ход их развертывания.

Затруднения в продуцировании связных высказываний, фиксируемые у заикающихся учащихся, имеют специфические особенности. Они резче выражены, носят более стойкий характер и обнаруживают большую зависимость от условий общения, вида содержания учебной деятельности. В связи с этим у части заикающихся отмечаются своеобразные трудности в усвоении (на уровне реализации знаний) учебного материала, таких разделов программы, как «Связная речь» и «Чтение», т.е. тех, где учащиеся должны проявлять умение подробно или сжато передать содержание прочитанного текста, картины и т.п.

Исследования последних лет дали возможность определить, чем именно вызвана типичная для заикающихся детей низкая способность использования собственных языковых средств, вскрыли связь между особенностями речевых затруднений заикающихся детей и особенностями их поведения (общего и речевого) и деятельности. Так, профессор Р. Е. Левина отмечает, что речевое общение требует не только умственных, но и эмоциональных усилий. Его успешное осуществление предусматривает овладение произвольным вниманием, гибкостью переключения, наблюдательностью и пр.

В чем же заключаются особенности этих двух процессов у заикающихся детей младшего школьного возраста?

Читайте так же:
Школьная тревожность диагностика для первоклассников

Поскольку ведущим видом деятельности для школьников является учебная, изучение ее особенностей проводилось в ходе выполнения детьми различных специальных заданий, осуществляемых на программном материале, а также путем наблюдения за детьми на уроках. При этом выяснялось, умеют ли заикающиеся дети самостоятельно организовать свою работу (отмечалось время, нужное для включения в нее), доводят ли ее до конца и как используют помощь, оказываемую им учителем.

В результате изучения удалось установить, что одной из самых характерных особенностей учебной деятельности заикающихся детей младшего школьного возраста является ее неустойчивость. И хотя данная особенность проявляется весьма индивидуально, в самых разных формах, именно она является наиболее типичной для большинства заикающихся школьников. Причем наблюдается зависимость качества учебной работы от условий, в которых она протекает. Так, при четкой организации учебной работы заикающиеся дети могут проявить достаточную сосредоточенность. Изменение же привычных условий вызывает у большинства из них неустойчивость деятельности, что выражается в повышенной отвлекаемости, рассеивании внимания. Это наблюдается иногда даже у детей, хорошо усваивающих учебную программу.

Большие затруднения испытывают также заикающиеся учащиеся при выполнении заданий, связанных с переключением с одного вида деятельности на другой. Так, при требовании учителя назвать два слова, отвечающих на вопрос что делать?, некоторые дети приводят предложение Мальчик делает уроки. У части детей при выполнении заданий, требующих интеллектуального и волевого усилия, наблюдается переход с заданного вида работы на более привычный, освоенный ранее. Так, при выполнении письменных заданий отдельные учащиеся вместо распределения читаемых учителем слов мужского, женского и среднего рода в три соответствующих столбика заполняют только два из них.

Следствием низкой способности к переключению внимания можно считать также возникающие у заикающихся детей трудности в осмыслении вопросов, заданных в иной формулировке, например: «Какое число больше 20 в 3 раза?», «В каком числе содержится 3 раза по 20?», «Чему равно произведение 20×3?»

Трудность переключения с одного вида работы на другой выражается также в том, что в процессе урока дети не всегда улавливают смену заданий. Например, учитель при проверке домашнего задания дает указание — прочитать слова, с которыми нужно было составить предложение. В ответ некоторые дети начинают читать составленные с этими словами предложения. В то же время, когда учитель просит читать предложения, часть учеников читают слова.

У некоторых заикающихся школьников (особенно у тех, кто имеет отклонения в речевом развитии) наблюдается неумение самостоятельно проконтролировать результаты как собственной, так и чужой работы. Они с трудом анализируют образец, с трудом находят и сопоставляют ошибки при списывании текста. Эти дети испытывают также определенные трудности в процессе оценки только что выполненных устных упражнений, когда нужно, обдумывая собственный ответ и приготовив соответствующие примеры, следить за ответами своих товарищей, помогать им в случае затруднений, исправлять неправильные ответы. В этой ситуации нередко бывает так: заикающиеся учащиеся либо правильно фиксируют ошибки в ответах товарищей и исправляют их, но при этом теряют свои примеры, либо вовсе не могут их уловить.

В процессе чтения они не замечают собственных ошибок, ошибок своих товарищей, при чтении «по ролям» диалогов произносят слова «своего» действующего лица либо позже, либо раньше положенного, иногда читают слова других действующих лиц.

Характерные для заикающихся учащихся младшего школьного возраста неустойчивость деятельности, слабость переключения, пониженный самоконтроль не могут не отразиться на их общей организованности. И действительно, наблюдения показывают, что большинство заикающихся детей даже на третьем году обучения испытывают определенные трудности при организации собственной деятельности. У некоторых из них отмечается, например, трудность "вхождения" в работу. Такие учащиеся производят в начале работы много лишних, ненужных манипуляций, отодвигающих начало деятельности (поиск карандашей, тетрадей, перекладывание их с места на место и т.п.). При выполнении сложных заданий, требующих большого интеллектуального и волевого напряжения, такие дети «пасуют» перед возникающими трудностями, не проявляют эмоционально-волевых усилий для их преодоления. Подтверждение изложенного находим в характеристиках учителей. Так, в характеристике Веры С. читаем: » Вера не хочет заставить себя думать и потому обращается за помощью к учителю, которая чаще всего ей не нужна».

Из бесед с родителями выясняется, что неустойчивость деятельности проявляется у заикающихся школьников и при выполнении самостоятельных заданий дома. Они не сразу садятся за уроки, без учета времени играют или читают перед тем, как начать выполнять задания. Во время приготовления уроков часто отвлекаются. Поэтому некоторые из них тратят на приготовление уроков очень много времени. Большинство нуждается в контро¬ле со стороны взрослых.

Отмечается также нестойкость интересов. Дети охотно включаются в любые занятия, но малейшие затруднения охлаждают их интерес.

Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на известные различия в состоянии деятельности заикающихся детей, большую роль в ее продуктивности играет ситуация, в которой эта деятельность осуществляется. Учителя и родители отмечают, что качество выполнения письменных заданий у некоторых заикающихся детей заметно улучшается не только благодаря активному руководству их деятельностью, но даже и в тех случаях, когда взрослый находится рядом и не вмешивается в производимые ребенком действия.

Родители отмечают большую разницу в поведении собственных детей в школе и дома. Если в классе поведение, а порой и речь детей отвечают необходимым требованиям, то дома они позволяют себе «расслабиться», разбрасывают где попало вещи, капризничают, слезами реагируют на справедливые требования, вполне корректные замечания, не следят за речью. При этом многие родители вспоминают, что до школы они чрезмерно опекали своих детей, старательно оберегали их от самостоятельных действий и поступков, потакали капризам.

Читайте так же:
Энцефалограмма головного мозга при заикании

Учебный материал усваивается отдельными заикающимися учащимися непрочно, поверхностно. Неустойчивость, неорганизованность учебной работы вырабатывают у них механические приемы выполнения заданий. Поэтому в ходе подготовки к урокам такие дети предпочитают заучить, а не осмыслить прочитанное.

Из изложенного выше вытекает практический вывод о том, что преодоление указанных трудностей должно предусматривать два направления коррекционного воздействия: организацию устных высказываний и нормализацию произвольной деятельности детей.

Исследованиями последних лет, проведенными в секторе логопедии НИИ дефектологии АПН, доказано, что наиболее эффективно дефект заикания у детей младшего школьного возраста исправляется в условиях обучения их в специальных школах. Здесь в целях коррекции дефекта используется весь учебный процесс, содержащий большие возможности как для воздействия на речевые средства, так и для преодоления отклонений в учебной деятельности. Однако посильную помощь заикающимся учащимся может оказать и учитель общеобразовательной школы.

Особенности развития самооценки у заикающихся детей младшего школьного возраста

Заикание как расстройство деятельности центральной нервной системы: причины, формы и симптомы. Анализ проблемы заикания в отечественной логопедии. Направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся детей младшего школьного возраста.

РубрикаПедагогика
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления05.04.2016
Размер файла50,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

заикание нервный логопедия педагогический

1. Белякова Л.М., Дьякова Е.А. Заикание — М.: 1998. — 304 с.

2. Волкова Г.А. Логопедия. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак пед вузов. — М.: Владос, 1998. — 680с.

3. Гиляровский В.А. К вопросу о генезе заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности и его лечение. — т.1 СПб. 1932.

4. Заикание /Под ред. Н.А. Власовой, К.-П. Беккера. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 2003. — 256 с.

5. Заикание. Предупреждение его появления и усиления. Методические рекомендации в помощь слушателям курсов / Составители: К.Г. Ермилова, Л.А. Зайцева; Под ред. В.А. Янковского. — Мн.: РИУУ, 2007. — 24 с.

6. Жинкин Н.И. Заикание — М.: 1985.

7. Ковшиков В.А. Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах //Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. — СПб.: Питер, 2006. — С. 4-25.

8. Кочергина В.С. Некоторые клинические особенности заикающихся детей дошкольного возраста. — М. 1958.

9. Ковалёв В.В. Заикание — Л.: 2006. — С. 40-46.

10. Левина Р.Е. К проблеме заикания у детей //Дефектология. — 2009. — № 3. — С. 9-17.

11. Леонова Л.В. Психолого-педагогическое изучение и коррекция заикания у учащихся общеобразовательных школ // Логопедия: методические традиции и новаторство М. -Воронеж, 2008, — С. 263 — 270.

12. Логопедия: Заикание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 304 с.

13. Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. — СПб.: ООО «СЛП», 1997. — 144с.

14. Павлова С.И. О психологических особенностях заикающихся детей и подростков // Нарушения речи и голоса у детей. Пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов /Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. — М.: Просвещение, 2005. — С. 65-70.

15. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. — СПб.: Питер, 2004. — 352с.

16. Парамонова Л.Г. Методические указания по работе школьного логопеда с родителями и учителями заикающихся // Методические материалы по лечению расстройств речи / Отв. ред. Н.В. Чепурная. — Л.: Ленинградский НИИ по болезням уха, горла, носа и речи, 2006. — С. 47-51.

17. Рау Е.Ю. Значение стресса и фрустрации в появлении и развитии невротической формы заикания // Заикание, проблемы теории и практики. — М., 2002. — С. 51-63.

18. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. М.: Гном-Пресс, 1998. -36с.

19. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 200 с.

20. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. — 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

21. Синяк В.А. Логопедия: Учебное пособие для студентов-заочников дети с особенностями психофизического развития дефектологических факультетов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 2005. — С. 59-70

22. Терентьева В.И. Формирование полноценной коммуникативной деятельности у заикающихся учащихся младшего школьного возраста // Дети с особенностями психофизического //. Дефектология- 2007. — № 4. — С. 20-23.

23. Тяпугин Н.П. Заикание. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 2006. — 156 с. — С. 68-69.

24. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989.

25. Флоренская Ю.А., Авербух И.С. Повторные больные и трудные случаи заикания. — М. 1982.

26. Хватцев М. Е. Заикание. — М. 1959.

27. Чевелёва Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. — М. 1978.

28. Шкловский В.М. Заикание. М. 1994, 248 с.

29. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов. — М. 1974.

30. Ястребова А. В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы: Пособие для учителей-логопедов — М.: Просвещение, 2000. — 104 с.

31. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е . — М.: АРКТИ, 2007. — 131 с.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector