Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия» М, 2000

Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия» М., 2000

Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия» М., 2000 Захаров С.В., Иванова Е.И. Рождаемость и брачность в России // Социологические исследования. 1997, №7 Калабихина И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии // Теоретический и практический аспект экономического развития. М., 1997 Каменева Т.Н., Степашов Н.С. Дети в неполных семьях как объект социальной помощи // Материалы научно-практической конференции «Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент». Курск, 2001.

Слайд 19 из презентации «Проблемы неполных семей» к урокам обществознания на тему «Проблемы семей»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке обществознания, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Проблемы неполных семей.ppt» можно в zip-архиве размером 62 КБ.

Проблемы семей

«Семейное древо» — Составление семейной родословной. Как составить родословное древо? Были ли в роду участники войны? «Неуважение к предкам – есть первый признак безнравственности». « … Сколько жил каждый из предков? Восходящее семейное древо начинается с потомков и идет к истокам, то есть к предкам. Учебные вопросы. А.С. Пушкин.

«Быт семьи» — В.Гюго. Монтень М. Цель обеда есть питание и цель супружества — семья. Функции семьи. А.Дюма. Типы семьи. Женщина в данной семье – классическая хранительница очага. Цицерон. Брачный союз — первая ступень человеческого общества. Тагор Р. Нет места милее родного дома. Папа. Семья партнерская- Отношения строятся на полном равноправии и взаимном доверии.

«Урок Семья» — Аннотация. Разработанный учебно -методический проект рекомендуется использовать в 3 классе на уроке народоведение. Каковы наши обязанности в семье? Моя родословная. Московский городской педагогический университет Городской информационный ресурсный центр. Баранова Елена Васильевна преподаватель психологии.

«Казачья семья» — Здравствуйте, гости, жданные, Званные и желанные! С добрым словом и любовью, С хлебом-солью, с хлебом-солью! По обычаям кубанским Всем гостям поклон мой низкий! Каравай мы вам подносим, Поклонясь, отведать просим. А вот костюм казачки: кофта, юбка, запон, всё очень расшитое. Подготовила учитель русского языка и литературы Запара Г.В.

«Неполная семья» — Семья—первичная ячейка общества. Социально— педагогический проект. Формы взаимодействия с родителями. В неполной семье». КАНАШ—2007г. Все дети имеют право на счастье… Человечество обязано дать ребенку все лучшее… Проблемные вопросы. ПРЕЖДЕ ВСЕГО МЫ — РОДИТЕЛИ, А ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ ПОТОМ. Аннотация проекта.

«Семейный бюджет» — Доход семьи. Туристическая поездка. Расходы. Лечение. Видеокассеты (диски) 14. Окружающий мир 3 класс Тема "Семейный бюджет" учитель Боровикова Р.Н. Ж. Ю. Доходы. Проценты. Д. Прибыль. Бытовая химия. Мебель. Транспорт. — 10 ш. +. — 50 ш.

А Захаров — Происхождение детских неврозов и психотерапия

fb2 epub txt doc pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Происхождение детских неврозов и психотерапия»

Описание и краткое содержание «Происхождение детских неврозов и психотерапия» читать бесплатно онлайн.

Происхождение детских неврозов и психотерапия

Происхождение детских неврозов и психотерапия

В книгу вошли две основополагающие монографии видного отечественного психолога-практика, ведущего специалиста в области детских и подростковых неврозов Александра Ивановича Захарова.

В работе «Неврозы у детей и подростков» рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.

Читайте так же:
Как лечат невроз лицевого нерва

Монография «Психотерапия неврозов у детей и подростков» — это подробное описание психотерапевтических методов лечения неврозов, работы с детьми и подростками, снабженное теоретическим обзором и иллюстративными примерами из практики автора.

Для психологов, психиатров, невропатологов, студентов указанных специальностей и всех интересующихся данной проблематикой.

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. АНАМНЕЗ, ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ.

Глава 1. ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ

Дата рождения, количество детей в семье и порядок рождения.

Глава 2. СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Антенатальные патогенные факторы.

Перинатальные патогенные факторы.

Постнатальные патогенные факторы.

Резидуальная церебральная органическая недостаточность.

Эмоциональный контакт родителей и детей.

Своеобразие детей до заболевания неврозом.

Глава 3. СТРАХ И ТРЕВОГА В ГЕНЕЗЕ НЕВРОЗОВ.

Определение страха и его разграничение.

Семейная обусловленность страхов.

Страхи при неврозах.

Глава 4. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ.

Методика семейного приема.

Рисование как способ диагностики.

Глава 5. ЛИЧНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

Состав семьи и образование родителей.

Социально-психологическая структура семьи.

Конфликт в семье.

Глава 6. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ.

Глава 7. ПАТОГЕНЕЗ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Преморбидные особенности детей.

Понятие «жизненной ситуации».

Приложение. ШКАЛА НЕВРОТИЗАЦИИ

УКАЗАТЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДИК

ПСИХОТЕРАПИЯ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Глава 1. ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПСИХОТЕРАПИИ НЕВРОЗОВ

Глава 2. СЕМЬЯ КАК ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ ФАКТОР НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Обследование семьи детей с неврозами

Прародительская семья и ее влияние на родительскую семью.

Развитие детей до заболевания неврозом

Отношения в семье.

Патогенез неврозов у детей

Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ НЕВРОЗОВ.

Обзор отечественной литературы.

Обзор зарубежной литературы.

Глава 4. СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Глава 5. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Применение психотерапии изобразительного творчества.

Глава 6. ВНУШЕНИЕ И ГИПНОЗ

Глава 7. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. АНАМНЕЗ, ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ.

Неврозы у детей и подростков — самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего «я», оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом и придерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье. Неврозы — это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений — прародителей, родителей и детей.

Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. К этим факторам относятся причины социально-психологического, социально-культурного и социально-экономического характера.

Из социально-психологических факторов заслуживают внимание наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и, наконец, известная изолированность семьи в сфере внешних контактов.

Читайте так же:
Что такое хронические алкогольные психозы

К социально-культурным факторам относятся проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа современной жизни; недостатком времени; скученностью; некоторой обезли-ченностью и все более сложным характером межличностных отношений; недостаточными условиями для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.

Социально-экономические факторы включают в себя неудовлетворительные жилищно-бытовые условия молодой семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.

Следует подчеркнуть неблагоприятное влияние на воспитание детей тех матерей, которые стремятся освободиться от своих семейных обязанностей, считая их обременительными и не отвечающими, в их представлении, современному «эмансипированному» положению женщины. Эти чрезмерно категоричные, принципиальные и деловые женщины не придают значения нежным и теплым чувствам в отношениях с детьми, считают семью помехой для достижения честолюбивых замыслов и легко решаются на разрыв семейных отношений. В чем-то данный переходный этап оборачивается увеличением психопатических черт в характере таких женщин, часто бывших единственными детьми в семье. Вместе с тем нарастание нервно-психической нагрузки у работающих и занятых семьей женщин сопровождается их большей невротизацией, что также отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Увеличение числа неврозов у взрослых, прежде всего у родителей, сказывается на увеличении числа неврозов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психотерапевтической и психопрофилактической помощи всем его участникам.

Мы видим широкий спектр причинно-следственных факторов, влияющих на возникновение неврозов у детей. Цель написания книги состоит в освещении главным образом малоизученных или нераскрытых сторон проблемы неврозов у детей с использованием клинико-психологического подхода. Представленные в книге данные получены на материалах обследования и лечения 356 детей и подростков с неврозами в возрасте до 15 лет за период 1968-1985 гг. Распределение больных на приеме по диагнозам было следующим: неврастения 50%; невроз страха — 23%; невроз навязчивых состояний (в тексте для краткости — обсессивный невроз) — 15%; истерический невроз — 12%.

Неврозы у детей и их классификация

Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской невропатологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.И.Захарова* к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причины такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но на много глубже.

Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз — излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей просто не обращают на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть — если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (“само пройдет”), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. По мнению школьных педагогов и психологов к средним классам диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. Если учесть, что невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные выводы.

Читайте так же:
Психоз и сахарный диабет 2 типа

Пословицы говорят: “Посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу”, “Привычка — вторая натура”. Народная мудрость тонко подметила связь между образом жизни, который закладывается еще в детстве, и отношениями человека с окружающими его людьми, из которых действительно складывается его судьба. Если ребенку в детстве родители постоянно внушали, что он: « тюфяк, разгильдяй, оболтус”, то рано или поздно в это начинает верить. Но сначала внутри ребенка происходит конфликт, потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под свои мерки. Из этого конфликта “вытекает” нервное напряжение, с которым ребенок под час не может справиться. Возможно два варианта решения ребенком этой проблемы: либо он приспособиться под непомерные требования взрослых, и спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать механизм защиты собственного “Я” доступными для него способами, либо он будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. И то и другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою “воспитательную политику”, то у ребенка возникнет нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь. Напрашивается закономерный вопрос: вырастут ли эти дети полноценными личностями, будут ли они удачливы и счастливы? Напрашивается соответствующий ответ. В книге Вл. Леви “Нестандартный ребенок”* описывается случай, когда родители обратились к психологу по поводу своего ребенка: мальчик перестал убирать свою постель. Сколько лет вашему мальчику? — спросил психолог. 25 — ответили родители — он уже 3 года как женат. Причина оказалась лежала на поверхности — родители воспитывали своего ребенка так, как хотелось им, принудили поступить в институт по их выбору. Вот “ребеночек” и взбунтовался.

Судя по масштабу распространения этой проблемы — в недалеком будущем нам грозит “полная невротизация населения”. Общество, состоящее в большинстве своем из невротиков не сможет гармонично существовать в дальнейшем. Чем может обернуться проблема детских неврозов в дальнейшем, говорить не приходится.

*Вл.Леви “нестандартный ребенок” М., 1989год

Да, проблема важна, очень. Но все больше родителей придает значение здоровью своих детей и своих семей в целом. К сожалению, большинству из них приходится действовать методом проб и ошибок, но самое главное — они хотят вырастить здоровых детей. Задумываются о профилактике детских нервных заболеваний и стараются не допускать их. Никто не спорит — современная жизнь стала сложной, лишенной стабильности и полна стрессов. В данных условиях жить и растить новое поколение будет легче только здоровому человеку и физически, и морально, но в первую очередь психически.

Современная семья “представляет собой не застывшую социальную организацию, а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии. Общеизвестны определенные изменения, происшедшие в структуре семьи: уменьшение размеров семьи и количества детей, уменьшение роли старшего брата и сестры, исчезновение резкой дифференциации между членами семьи в целом” — пишет А.И.Захаров в книге “Неврозы детей”*. Сюда же можно добавить и смешение половых ролей в обществе: становится все более заметна феминизация мужчин и, обратно, мускулюнизация женщин. Мужчины все больше отстраняются от воспитания собственных детей (хотя надо отметить, эта тенденция существовала, и раньше), стараются сложить с себя как можно больше ответственности за этот процесс. Женщины предлагают своим детям стереотип модели поведения (согласно половой дифференциации в обществе), не соответствующий действительности: для мальчиков — образец смеси “прекрасного принца”, не подкрепленный личным примером отца, для девочек до сих пор действует стереотип поведения скромной, домовитой женщины, хотя перед глазами ежедневно пример собственной матери, не соответствующий реальной женщине в современном обществе.

Читайте так же:
Могут ли от невроза выпадать волосы

Причины сложных взаимоотношений между родителями и детьми, а, в свою очередь и в большинстве случаев, причины повышенной нервозности детей, кроются в несостоятельности родителей, не способности выполнять материнские и отцовские обязанности из-за инфантилизма людей, создающих семью. Современные родители по инерции продолжают жить своими проблемами, не задумываясь о судьбе своих детей. Современные родители, по определению Дж.Пирса, “рассоединенные”, они существуют рядом, но не вместе. Каждый из членов семьи занимается своими проблемами, забывая, что ребенок нуждается в постоянном любви, внимании и заботе, понимании своих проблем, которых у него много. Вместо этого современные родители стараются, как можно раньше переложить воспитание собственного ребенка на детские учреждения, занимаясь тем временем собственной карьерой и собственной жизнью. Что в свою очередь не способствует здоровью ребенка во всех отношениях. Предвижу возражения, что современная жизнь заставляет принимать решения, не соответствующие собственным стремлениям. На что могу ответить: компромисс можно найти всегда, было бы желание. Термин “Воссоединение в родительстве”, предложенный, Дж.Пирсом*, на самом деле — актуальное требование к современной семье, реально выполнимое в современных условиях. Оно поможет предотвратить большинство случаев нервных заболеваний детей, что в свою очередь обеспечит психическое здоровье подрастающего поколения.

Дети уносят во взрослую жизнь тот стереотип отношений, который закладывается в детстве. Если малыш часто видит ссоры родителей, то впоследствии принимает их за норму жизни, вырабатывает привычку к подобным отношениям. Став, в свою очередь родителем, подсознательно реализует заложенное в детстве представление в собственной семье.

Неврозы у детей и психотерапия

Проблема неврозов стара, как мир, если понимать под ними неразрешимые переживания и драмы, оставляющие глубокий след в психике и жизни следующих поколений. Мы знаем — неврозы не витают в безвоздушном пространстве и не являются обитателями только души. Они — материализованы, то есть имеют определенную психофизиологическую «подкладку», убедительно доказанную И.П.Павловым и его школой. Вместе с тем неврозы нельзя понять без достижений психологии с ее объединяющим взглядом на невроз как страдание тела и души одновременно. Практическое воплощение это нашло в понимании В.Н.Мясищевым (врачом и психологом) неврозов как психогенных заболеваний личности. В его концепции невроз — болезнь личности, в которой как раз и существует единство психологических и биологических факторов. Само же невротическое расстройство возникает под воздействием индивидуально значимых психотравмирующих жизненных обстоятельств. Что касается детей, то наиболее полно подобная точка зрения представлена в непреходящей по своей ценности статье «Личность ребенка-невротика» (1934 г.).

Мы имели опыт общения с В.Н.Мясищевым с начала 60-х годов, когда присутствовали вместе с Б.Д.Карвасарским, В.К.Мягер, ВА.Ташлыковым и другими выдающимися неврозологами на блестяще проводимых клинических разборах больных неврозами. Безусловно, мы уже знали о достижениях отечественной психоневрологии и психотерапии и были достаточно знакомы с психоанализом, но все это не шло ни в какое сравнение с тем, как Владимир Николаевич обосновывал реальные психологические корни неврозов и строил на их основе свой метод патогенетической психотерапии. В конце 60-х годов и начале 70-х В.Н.Мясищев неоднократно приезжал в Городское отделение по лечению неврозов при 26 детской поликлинике Выборгского района Ленинграда, где автор работал с 1968 по 1988 год, чтобы ознакомиться с основанными на идеях патогенетической психотерапии новыми методами изучения и лечения неврозов у детей и подростков. Мы формально не можем считать себя учеником В.Н.Мясищева, поскольку нашли свое понимание проблемы, но последователем являемся несомненно.

Читайте так же:
Дыхательный невроз у детей лечение

С тех пор прошло много лет. Постоянно совершенствовался наш метод психотерапии, появились новые данные о неврозах, но ведущим остался принцип патогенетической психотерапии, в представлении В.Н.Мясищева. Он состоит в активной перестройке нарушенных отношений при неврозах на основе действенного осознания источников, причин, ведущих к невротизации личности, как в прошлом, так и в настоящем. В детском возрасте, согласно нашему опыту, подобное осознание должно проводиться через родителей, поскольку их собственные невротические расстройства и характерологические особенности вместе с нарушенными отношениями в семье и неправильным воспитанием и являются ведущим семейным фактором происхождения неврозов у детей и подростков. Соответственно, трудно, а подчас и невозможно помочь детям при неврозах без активного участия родителей и изменения их отношения к себе, между собой и с детьми. Именно в этом аспекте и представлено большинство исследований в данной книге. Из них видна сложность проблем семейного воспитания и родительского конфликта при неврозах у детей, но именно через раскрытие этих проблем можно найти более надежный психотерапевтический ключ к лечению невротических расстройств у детей и подростков.

Другой важной частью проведенных исследований является изучение личностных и психических свойств детей и родителей, способствующих появлению неврозов. Здесь также были найдены существенные уточнения и дополнения, позволяющие создать профильный клинико-психологический портрет не только ребенка с риском невротического заболевания, но и его родителей и прародителей в рамках развиваемой нами концепции о неврозах у детей как клинико-психологическом выражении проблем жизненного пути трех поколений.

Построить более оптимально и дифференцирование процесс патогенетической психотерапии лучше всего посредством изучения личностного развития детей с неврозами в сравнении с нормой. Это относится к полоролевой идентификации, страхам, внушаемости и другим, не менее важным характеристикам развития. В связи с этим проведены обширные эпидемиологические исследования, позволяющие более точно определить грань между возрастной нормой и невротическим заболеванием.

Для успешного лечения неврозов нужно знать не только ребенка и его окружение, но и сам механизм действия психотерапевтических методов. Поэтому проведены базисные экспериментальные исследования технологии и алгоритма индивидуальной, групповой и семейной психотерапии, психологических механизмов действия игры, внушения и гипноза.

В итоге формируется целостная панорама причинных факторов, механизмов развития и проявлений невротических расстройств личности у детей и подростков, позволяющая индивидуально-направленно разрабатывать и применять наиболее эффективные, апробированные многолетним опытом методики психотерапии. Вместе взятое, это позволяет говорить о создании отечественной школы патогенетически обоснованной детской и семейной психотерапии неврозов у детей и подростков.


    Издательство «ВЕИП», 2000.
    Л.: Медицина, 1988. — 246 с.
    Спб.: Питер , 2002. – 224с. – (Серия «Психология-классика»).
    Спб.: Издательство «Питер», издание 2-е, 2002 год, 432 стр.
    М.: Медицина . 1982г. 248с.
    Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2000 г., 304 стр.
    Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2000 г., 464 стр.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector