Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы коррекции заикания

Методы коррекции заикания

Методы коррекции заикания – одно из огромных направлений в методах коррекции речи. Все коррекционные воздействия следует начинать только после того, как выставлен диагноз. Симптом – это не болезнь, наличие запинок в речи не сводится к нарушению дыхания. Обычно заикание, как и другая патология речи, определяет область поражения, которую и следует лечить.

Речевые симптомы важно правильно классифицировать. К речевой патологии будут отнесены нарушения устной и письменной речи. Клинические нарушений речи могут быть периферического характера:

  • — дислалия
  • — дисфония
  • — ринофония
  • — ринолалия

Также наблюдаются клинические нарушения центрального характера, когда речевой симптом – только указатель на нарушенные связи в коре головного мозга:

  • — дизартрия
  • — алалия
  • — афазия
  • — эфферентная моторная афазия
  • — дислексия
  • — дисграфия
  • — заикание
  • — брадилалия
  • — тахилалия

Методы коррекции речи будут подбираться согласно месту повреждения, что определяет врач. При некоторых симптомах есть необходимость в объективных методах исследования, что тоже будет определять врач. И только после вышеуказанного стоит определяться с социально-педагогической помощью.

Существующие нарушения речи весьма многообразны и не ограничиваются перечисленными. Многие из них не подлежат вмешательству логопеда, так как по своему происхождению относятся к компетенции других специалистов.

Методики преодоления заикания делятся на устраняющие вторичную симптоматику и на лечение основного заболевания. Одной из причин возникновения запинки является эмоциональная напряженность, которая возникает за секунды в ситуациях споров, отстаивания своих интересов, публичных выступлений или необходимости привлечь к себе внимание. У детей с заиканием таких ситуаций еще нет, но даже радостные события вызывают чрезмерную волну эмоций.

Научно установлено, что главенствующую роль в методах коррекции заикания занимает врач-психотерапевт. Если коррекцию речи начать с непоследовательной работы, она может затянуться на годы. Не стремитесь прибегать к компьютеризированным разработкам, их опасность состоит в невозможности разговаривать в живом общении с людьми, хотя перед экраном монитора все получается! Будьте осторожны при медикаментозном вмешательстве: многие препараты дают быстрый результат, но краткосрочный, и заикание усиливается после окончания курса приема лекарств. Не прибегайте к самолечению, особенно при недостатке знаний об анатомии и физиологии речи! Очень популярны на сегодняшний день форумы и независимые сайты, где можно получить огромное количество рекомендаций по методам лечения заикания. Будьте критичны: то, что подходит одному заикающемуся, может навредить другому. Не теряйте время, обращайтесь к людям с опытом и стажем работы с заикающимися детьми и взрослыми! Самый современный метод лечения заикания: это одномоментная работа двух специалистов – психотерапевта и логопеда.

Бес запинки

Судя по многочисленным поверьям, связанным с заиканием, эта проблема была известна человечеству еще в древности. Именно тогда появилось немало способов борьбы с заиканием, сохранившихся до нашего времени. Например, южноафриканские народы считают, что заикание возникает, если о предстоящих родах не были предупреждены все родственники, или ребенок вымок под дождем (видимо, большая редкость для жителей Африки). Коренные народы Северной и Южной Америк считают, что ребенок станет заикой в трех случаях: если ему разрешают смотреться в зеркало, если его укусила собака, и если малыша слишком много щекочут. Ну и, конечно, в любых поверьях, важную роль отводят проискам дьявола, куда ж без него. Но мы попробуем разобраться в проблеме заикания с точки зрения медицины.

Заикание как медицинский факт

Современные ученые определяют заикание как нарушение речи, характеризующееся судорожными запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. Особенность заикания – в ощущении мышечного напряжения и в возникновении чувства страха и стыда. Особые трудности заикающиеся испытывают в сложных эмоциональных состояниях, при выступлении перед большой аудиторией или когда чрезмерно сосредоточены на себе и своем речевом расстройстве.

— П-п-подскажите, д-д-дя где т-т-тут школа д-д-для з-з-з-заик?

— Зачем тебе школа, мальчик? Ты и так неплохо заикаешься.

Запинки при разговоре часто сопровождаются непроизвольными сокращениями мышц лица и шеи говорящего. Бестактность, а порой и жестокость окружающих, часто становится причиной того, что заики еще больше замыкаются в себе, избегают любых разговоров, усугубляя тем самым свою речевую несостоятельность.

Увы, сегодняшние медицинские взгляды на истоки возникновения заикания, недалеко ушли от древних поверий. К сожалению, даже в наше время точные причины этого речевого расстройства не ясны. Мы попросили рассказать о том, какие существуют точки зрения на этот счет в современной медицине Светлану Коршунову, логопеда-дефектолога:

«Специалистами выдвигалось много теорий, но ни одна из них не нашла широкого применения. Некоторые ученые придерживаются мнения, что речевые нарушения у заик связаны со слуховыми расстройствами — свою речь, дескать, такие пациенты слышат с запозданием на доли секунды. Значительная часть специалистов является сторонниками теории, согласно которой, заикание возникает как реакция на напряжение в речи, отголоски убежденности ребенка в том, что говорить – это трудно. Возможно, в таком детском стереотипе виноваты слишком требовательные взрослые, беспрестанно поправляющие и даже наказывающие ребенка за любые сбои в речи, формируя у него тем самым невротическую боязнь общения. Не случайно, заикание называют еще и логоневрозом».

Читайте так же:
Средний уровень личностной тревожности характеризуется

Даже психоаналитики отличились и выдвинули свою теорию о том, что заикание — желание человека не допустить выражения запретных мыслей и чувств, или бессознательные попытки получить оральное эстетическое удовлетворение. Право слово, после такого версия с дьяволом кажется более симпатичной.

Но лечить все равно будем

Видимо желая взять реванш за так и не выясненные причины заикания, медики создали массу способов его коррекции и лечения. Но при всем разнообразии современных методов им по изобретательности еще далеко до народных средств лечения.

Так, например, древние китайцы считали, что заике надо дать пощечину в облачную погоду. Что это – метод лечения или проявление раздражительности, остается неясным. Некоторые африканцы уверены, что если ударить ребенка по губам кухонным полотенцем, заикание пройдет. Если этот способ кажется вам жестоким, вспомните великолепный отечественный сериал «Противостояние». После нескольких сеансов «лечения» электротоком, в немецкой разведшколе, главный антигерой фильма К-к-кротов, перестал быть заикой. В наше время, методики, к счастью более гуманны. Для удобства мы разделили их на несколько групп.

Способ с таблетками

Придуман давно, но в последнее время применяется редко. Суть этого способа лечения заключается в приеме успокоительных препаратов – транквилизаторов. Эффективность врачи оценивают достаточно высоко, правда с оговоркой, что заикание часто возвращается после прекращения курса терапии.

Порой перестать пить транквилизаторы оказывается на так уж просто – возникает привыкание. Помимо него наблюдаются побочные эффекты: ожирение, тошнота и постоянная сонливость также могут стать спутниками незадачливого пациента. «Уж лучше бы он заикался», — могут подумать друзья такого пациента.

Вариантом «light» способа с таблетками является назначение не транквилизаторов, а успокаивающих травяных настоек, однако эффект от подобного лечения незначительный.

Способы с наушниками

Называя эти способы лечения, сразу вспоминаешь «Трех поросят», поскольку главных героев лингафонных методов коррекции заикания зовут MAF, DAF и FAF.

Маскирование обратной связи (MAF), основано на старой гипотезе, гласящей, что заикающиеся могут говорить плавно, когда они не слышат собственную речь. Специально изобретенные приборы (например, Edinburg Master) глушат в наушниках речь пациента шумами определенной частоты. Половина прошедших лечение шумом, перестает заикаться.

Второй аппаратный способ коррекции называется DAF, что в расшифровке и переводе означает задержка акустической обратной связи. Смысл этой отрывистой, как лай собаки, аббревиатуры в том, что компьютерная программа, выводит в наушники голос пациента с задержкой на доли секунд. Такой способ применяется достаточно часто. На первом этапе, используются длительные задержки звука (до 220 миллисекунд), заикающиеся учат протягивать гласные и понижать скорость речи. Это позволяет устранить даже тяжелое заикание. После исправления речи на долгих задержках устройство настраивается на менее длительные, которые увеличивают скорость речи до тех пор, пока она не станет нормальной. Эффективность методики специалисты оценивают в 60%.

Последним из троицы акустических методик является изменение частоты обратной связи (FAF). Заключается эта методика в сдвиге частоты тона голоса пациента в наушниках по сравнению с его нормальным голосом. Эффективность этого метода оценивается в те же 60%.

Для увеличения эффективности FAF чаще всего сочетают с DAF, что позволяет добиться полного излечения заикания у 80% больных.

Авторские методики

Имя им — легион. Комплексная система реабилитации заикающихся взрослых по Шкловскому, система Асатиани и Власовой, система Некрасовой и много других. Каждый автор, как правило, привносит свой элемент, отличающий метод от других. Однако основаны все авторские методики на комплексной работе с пациентом логопедов и психоневрологов. Лечение почти всегда проводится в стационарах, где применяют и психотерапевтические приемы, включая гипноз, и лекарственные средства. Эффективность таких методик, пожалуй, самая высокая, за счет индивидуального подхода к речевым дефектам каждого конкретного пациента.

В лечении заикания важную роль играет не только выбранный метод или способности логоневролога, но и стремление самого пациента к исцелению. При любом способе, кроме разве что лекарственного, от пациента потребуется значительное приложение собственных сил в борьбе с речевым дефектом. Банальная лень, как ни странно, является частым препятствием к выздоровлению. Что же касается окружающих, то от них требуется свой вклад: терпение и тактичность. Психологи рекомендуют при общении с заикой не концентрировать внимание на проблемах с речью, не торопить собеседника, не пытаться закончить фразу за него. Усугубление речевого невроза гораздо хуже легкой недосказанно…

Читайте так же:
Психический статус при деменции история болезни

Методы и приемы коррекции речи при заикании

В разные исторические периоды вопрос о лечении заикания решался по-разному. В начале первого тысячелетия приоритет­ным было мнение о необходимости хирургического вмешательства.

Считалось, что подсечки мышц, устранение нагноений в полости рта и прочего должны приводить к устранению этого де­фекта речи. Однако хирургический метод впоследствии не оп­равдал себя.

Лидирующими методами стали дидактические. За­икающихся в основном тренировали в приемах правильной ре­чи. Отрабатывалось правильное произнесение звуков, слов, фраз, тренировалась выразительная речь.

В этот период были со­зданы многие ценные методы по отработке речевого дыхания, коррекции голоса и артикуляции, используемые в логопедической практике и до сих пор. Особенно важными здесь являются работы А.И. Сикорского, Г. Гутцман, И.К. Хмелевского и др.

Особый дидактический метод в виде рациональной психотера­пии предложил Е. Фрешельс. Однако через некоторое время ста­ло ясно, что одни логопедические приемы не обеспечивают желаемого терапевтического эффекта.

Дидактическое направление сменилось психологическим, в котором основное значение придавалось учету индивидуальных особенностей личности заикающегося, а также тому, чтобы со­здать вокруг него максимально благоприятную в психологическом плане среду.

Об этом писали Ю.А. Флоренская, В.Н. Мясищев С.С. Ляпидевский, A.M. Свядощ, Г.Е. Сухарева и др.

В каждый из периодов терапии заикания были созданы цен­ные методы и приемы воздействия на пациента. В настоящее время стало очевидным, что все направления, разрабатываемые ранее, необходимо объединить.

Наиболее ощутимый положи­тельный эффект дает только комплексная система лечения за­икания. Его невозможно преодолеть без лечения нервной систе­мы в целом, и речевой в частности. В каждом конкретном случае способ лечения требует учета индивидуальных особенностей за­болевания и характера заикающегося.

Необходимо «привести в порядок» его личность. Прежде всего, усилия здесь должны быть направлены на устранение комплекса неполноценности (если он уже появился), на формирование веры в свои силы, на убежде­ние в том, что заикание — это не крах жизненных планов, а пре­одолимая преграда на пути к их осуществлению.

Особенно тяже­лы эти состояния у подростков, что объясняется целым рядом причин. Следует выработать адекватное отношение заикающе­гося к своему речевому дефекту, чтобы он не «приписывал» окружающим то отношение к себе, которого у них обычно нет.

Необходимо убедить пациента в истинном масштабе помех, ко­торые несет в себе заикание. Обучение «технике» речи является важным, но тем не менее не самостоятельным способом устранения дефекта.

Психотерапевтическое направление реабилитационного комп­лекса, используемого при заикании, в первую очередь актуально для взрослых.

Затем это «запавшее в память» беспокойство дает ростки будущего страха речи, дискомфорта речевого общения. Следовательно, не только взрослый, но и ребенок нуждается в мерах по профилактике ис­кажений личности, предотвращению образования невротиче­ских комплексов.

Кроме того, работа по устранению заикания требует комп­лексного лечения пациента, т.е. от всех болезней, которыми он страдает.

Лечение заикания должно носить комплексный харак­тер. Это положение получило научно обоснованное завершение в работах профессора, академика РАО В.М. Шкловского. Оно является необходимым условием достижения ощутимого успеха.

Исходя из идеи комплексного лечения заикания, в ее воплощении должны участвовать:

  1. Врачи-психоневрологи, которые назначают необходимые лекарства, исходя из состояния нервной системы.
  2. Врачи-психотерапевты, которые используют разные виды психотерапии, включая гипноз, аутотренинг, а также разны приемы экстрасенсорного воздействия.
  3. Иглотерапевты. Они, воздействуя на специальные точки (нервные узлы), снимают нервное напряжение.
  4. Психологи, которые, изучая личность заикающегося, вы­ являют слабые стороны его характера и помогают ему исправить их. Психологи учат заикающегося общаться в разных жизненных ситуациях, а также помогают ему выразить себя творчески — в музыке, живописи, игре на сцене и прочем.
  5. Логопеды учат правильно дышать во время речи, пользоваться голосом, легко артикулировать, говорить плавно и рит­мично. Распространено мнение, что у заикающихся есть особен­но трудные звуки, что они больше заикаются, например, на бук­ве «п», чем на букве «с».Но это неверно. Трудны не сами звуки. Заикающихся подводит ожидание неудачи при произнесении какого-либо звука, что и приводит к появлению запинок. Поэто­му задача логопеда не исправить произношение этих звуков, а доказать, что говорить их так же легко, как и все другие.
  6. Инструкторы по ЛФК. При заикании полезны оздорови­тельные мероприятия, включающие закаливание, массаж, физкультуру. Это, во-первых, укрепляет организм, во-вторых, происходит как бы «сбрасывание» через мышцы отрицательной нервной энергии.
Читайте так же:
Гормоны отвечающие за состояние тревожности

При этом следует подчеркнуть, что хотя каждый специалист вносит важную лепту в лечение заикания, ни один из них не смо­жет устранить его самостоятельно.

Поэтому врачи, или психоло­ги, или логопеды, которые гарантируют, что вылечат заикание, работая в одиночку, как правило, не выполняют своих обеща­ний. Даже комплексный метод, к сожалению, не всегда приво­дит к полному излечению.

Таково положение с терапией заикания не только в нашей стране, но и вообще в мире. Причина — прежде всего в недоста­точной изученности этого недуга. Заикание — рецидивирующее заболевание. Оно часто сопровождается обострениями и внезап­ными возвратами болезни после, казалось бы, ее полного устра­нения.

Они ослабляют организм и могут «сбивать» речевые зоны мозга с режима работы. Так что здоровьем заикающегося надо заниматься со всех сторон.

Для устранения заикания применяются также различные тех­нические устройства. Все они имеют целью изменить патологи­чески закрепленные акустические характеристики речи заикающихся.

В настоящее время известны четыре типа аппаратов, изменяющих акустические характеристики речи путем воздейст­вия на ее разные параметры, а именно на звукопроизношение, силу звука (в сторону звукоусиления), ритмические характерис­тики, а также путем введения «эхо»-эффекта.

Наиболее часто на практике используется последний способ. Существует аппарат «Эхо», основанный на принципе задержанной обратной связи. Ее принцип был в 1952 году сформулирован Б. Ли, в 1959 году Б. Адамчиком предложено само устройство, которое в 1965 году модифицировано Л.Я. Миссуловиным для коррекции речи рус­скоязычных заикающихся.

Суть метода состоит в использовании биологической обратной связи (БОС), которая имеет место при каждом акте живого организма. Она состоит в том, что в мозг обязательно поступают сигналы о результатах его выполнения.

Эффект обратной связи закрепляет как нормативные действия, так и патологические. Изменяя привычные параметры обратной связи можно воздействовать и на сам выполняемый акт, в том числе и речевой.

При использовании аппарата «Эхо» заикаю­щийся слышит через наушники собственную речь в отставлен­ном режиме, т.е. не по ходу говорения, а через некоторое время. Это «сбивает» его с патологического стереотипа речи, и она «вы­равнивается».

Длительность такого эффекта индивидуальна: у одних заикающихся она является стойкой, у других — недолгов­ременной. На идее изменения патологического стереотипа гово­рения основаны и другие технические устройства — «Монолог», «ЗАО Биосвязь» и др.

В лечении заикания, начиная с возраста половой зрелости пациента, используется и гипноз. Гипноз может ввести в такое состояние, когда речь станет нормативной, но лишь на время.

За сеансом гипноза обязательно должна следовать специальная тактика режима молчания и его грамотного «снятия».

Затем не­обходима упорная работа не только по технике речи, но и по введению полученных навыков в жизнь. Это сложная и длительная система тренировок рассчитана на применение полученных на занятиях речевых навыков в разных жизненных ситуациях.

Особенно важно выбрать оптимальное направление логопедической работы при заикании, поскольку именно она наиболее прямо связана с состоянием речи.

Существуют различные школы логопедического воздействия при заикании, по концепции в значительной мере отличающиеся друг от друга. Так, одни специалисты считают, что обязателен «перевод» заикающегося на медленную, плавную речь – речь нараспев.

Они мотивируют это тем, что, когда заикающиеся по­ют, они не заикаются. Только что ребенок или взрослый не мог сказать ни слова, но вот запел — и заикание исчезает.

Объясня­ется это тем, что пение имеет четкий и, главное, повторяющийся (периодичный) ритм, заранее известный поющему, в отличие от речи, которая не имеет таких «подсказок». В ней ритм постоянно меняется, т.к. он сложнее музыкального.

Приближая речь к пению — говоря медленно и нараспев, заикающиеся существенно облегчают себе задачу. Однако они редко используют речь на­распев для жизни.

Очевидно, причиной этого является то, что медленная речь не позволяет выразить себя эмоционально, не позволяет оставаться в речи самим собой, а постоянно «играть роль» очень трудно. Темп речи — одна из важнейших характе­ристик личности.

Большое значение этому приему придается В.М. Шкловским и сотрудниками Московского Центра патологии речи и нейрореабилитации.

Методика коррекции заикания у дошкольников

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [19].

Начало заикания падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции (от 2 до 6 лет). Характеризуя заикающихся детей, он делит их на две группы. К первой группе (таких заикающихся большинство) он относит детей, которые начали заикаться «внезапно и бурно» в результате острой психотравмы. Для этой же группы детей характерны преждевременное развитие речи, обширный, не соответствующий возрасту запас слов, правильное синтаксическое оформление высказываемой мысли. Ко второй группе он отнес детей, начавших заикаться вследствие травмы черепа или инфекционных заболеваний. Они отличаются поздним развитием речи и замедленным постепенным началом заикания [30].

Читайте так же:
Кому помог заговор при заикании

Таким образом, заикание – это сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает в настоящее время многоаспектность воздействия на заикающегося ребенка.

1.2. Поведение заикающихся детей разного возраста в играх

У заикающихся детей разного возраста имеется неоднозначное отношение к коллективу играющих. Подробное исследование данной проблемы представлено в работе Г. А. Волковой «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников» [10].

Заикающиеся дети 4-5 лет предпочитают игры подгруппами из 2-3 человек, но каждый играет по-своему, забывая о товарищах. Им свойственны черты поведения в играх, присущие хорошо говорящим детям младшего возраста.В коллективных играх они выполняют второстепенные роли с однотипными действиями: шофер ведет машину, кассир молча отрывает билет, няня кормит детей. Дети редко вступают в конфликты из-за ролей и сами их не распределяют. Обычно заикающемуся ребенку этого возраста сверстники предлагают роль, с которой он, по их мнению, должен справиться. Играют непродолжительно и не до конца.

Среди заикающихся детей 5-6 лет примерно одна треть может участвовать в коллективной игре, одна треть – в играх подгруппами в один или два человека, и несколько больше одной трети детей любят играть в одиночестве, что свидетельствует о существенном влиянии заикания. Хорошо говорящие дети играют 50-60 минут, игра у них развивается с достаточно сложным сюжетом, в ней принимает участие большое количество детей. Заикающиеся дети могут играть в одну игру от нескольких до 20 минут, в их игре преобладает процессуальная сторона, дети плохо отделяют правила игры от игровых ситуаций.

Отношение к коллективу играющих сверстников у заикающихся детей 6-7 лет определяется накоплением жизненного опыта, появлением новых и относительно устойчивых интересов, развитием воображения и мышления. Их игры более содержательны, разнообразны по сюжету и форме исполнения. В коллективной игре и играх подгруппами участвует большинство детей, но почти пятая часть детей предпочитает играть в одиночестве. Это замкнутые, несколько пассивные дети, они плохо выдерживают длительное пребывание в коллективе и в общих играх, лучше работают в однообразных условиях, быстро усваивая стереотипы движений и речевого сопровождения.

В целом для заикающихся детей 4-7 лет показательна несформированность навыка коллективного общения и отношения к коллективу играющих сверстников. Эти особенности обуславливают недоразвитие общественного поведения заикающихся детей. Известно, что общественное поведение присуще уже детям преддошкольного возраста в так называемых играх рядом. И эта ранняя ступень общественного поведения свойственна заикающимся детям 4-7 лет. Среди них малочисленны объединения по интересам, нехарактерны устойчивые играющие коллективы на основе дружбы и симпатии друг к другу. Заикающиеся дети отличаются бедностью игровых замыслов, диффузностью играющих групп, несформированностью игровых умений.

По мере «стажа» заикания у детей с заиканием появляется своеобразное отношение к своей речи и дефекту. Одни остро чувствуют речевой недостаток, особенно вследствие неблагоприятных воздействий окружающей среды. Другие боятся проявления судорог в речи, им небезразлична оценка их речи и поведения окружающими. Третьи критично относятся к заиканию, переживают после неуспешной речевой попытки или после неудач в любой деятельности. В связи с этим заикание начинает влиять на характер общительности детей. Несмотря на то, что большинство детей 4-5 лет легко вступают в общение со сверстниками и взрослыми, тем не менее выделяются дошкольники с неустойчивыми формами общения, а также имеющие негативное или аутистическое поведение

2.1. Значение игры в развитии дошкольника и ее виды

Игра – ведущий вид детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Проблема обучения игре, формирования ее как деятельности, выделялась и была наиболее отчетливо сформулирована в трудах Д. В. Менжерицкой, А. П. Усовой, А. В. Запорожца и других [20, 22].

В своих работах вышеперечисленные авторы утверждают, что именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К. Д. Ушинский.Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. По мнению Н. К. Крупской, игра является «серьезной формой учения» и выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых. Одновременно игра является основой творческого развития ребёнка, становления у него умения соотнесения игровых навыков и реальной жизни, выражения его основных потребностей. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых; в игре ребенок берет на себя роль взрослого, стремясь подражать тому образу, который сохранились в его опыте. Поэтому игра в силу своих характеристик представляет собой лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения [33].

Читайте так же:
Изучение тревожности в подростковом возрасте

Дидактические игры. Данные игры, несущие скрытую педагогическую цель – сформировать у детей правильную речь и одновременно дать им определенные знания, – обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй, познавательные процессы. Так, в играх с народными дидактическими игрушками развивается восприятие цвета, величины, формы предмета. Целый ряд игр направлен на развитие сообразительности. В играх с картинками дети классифицируют предметы, явления, что развивает связанные с этим умственные действия, операции анализа, синтеза, обобщения. Все это способствует развитию наглядно-образного мышления.

Игры с пением. В играх с пением – хороводах, играх-инсценировках – широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В них у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения. Кроме того, игры с пением совершенствуют просодические компоненты (темп и ритм речи, паузацию, интонационную выразительность, фонетическое и логическое ударение).

Подвижные игры. В играх с простыми движениями – с мячом, обручем, лентой, флажком – дети передают общий характер движения, реагируют на одни сигналы и удерживаются от других, координируют движения рук, ног, сочетают движения с речью. Подвижные игры с сюжетом могут быть с равноправными участниками и с отношениями управления-подчинения; в первом случае каждый ребенок вносит посильную долю в общую игру, во втором – требования к поведению каждого играющего повышаются, выявляя у детей организаторские качества. Подвижные игры спортивно-развлекательного характера (кегли, мячи, шары) проводятся для закрепления активного поведения и речи, способствуют общению детей и вне игровой деятельности.

Игры-драматизации. В играх-драматизациях (стихотворный текст, проза, настольный, пальчиковый театр) слово связано с действиями персонажа, с рисованием, конструированием декораций. Они развивают у детей фантазии, творческую самодеятельность, организаторские, режиссерские способности. Совершенствуется внимание детей, зрительная ориентировочная реакция на собеседника, подражательность как основа самостоятельности. Данные игры готовят детей к развернутому, связному и последовательному изложению мыслей, упорядочивают их речевую деятельность.

Творческие игры. Главным моментом творческой игры является выполнение роли. Ребенок создает образ, подкрепляя его действиями, словами в процессе общения с другими участниками игры. Поэтому данный вид игры формирует у детей умение выполнять правила, соблюдать требования партнерства, разрешать возникающие конфликты. Творческие игры обогащают социальный опыт детей, способствует воспитанию у них активного поведения и самоорганизации в любой деятельности, прежде всего в речевой.

Обобщая теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, можно сказать, что игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью. Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, то есть социальных явлений.

2.2. Методика коррекции заикания у дошкольников

в игре И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. И. Успенской

Методика «Устранение заикания у дошкольников в игре» И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. И. Успенской [11] включает систему игр и расслабляющих упражнений, которые систематизированы по периодам коррекции речи заикающихся детей. Авторы считают, что создание целенаправленных игровых ситуаций формирует у детей навыки самостоятельной речи и помогает им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях.

Коррекционная работа условно разделена на 9 направлений.

Раздел 1. «Расслабляющие упражнения (релаксация)» включает упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения. Заикающимся детям свойственна повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. При затруднениях в речи возникает повышенная мышечная напряженность, как во всех органах артикуляции, так и во всем теле. Система расслабляющих упражнений представлена в игровой форме, сопровождается рифмованными фразами.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector