Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заикание и спотыкание у детей

Логопедия

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Содержание

Историческая справка [ править | править код ]

Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранённом слухе тогда не выделялись в особую проблему). Как самостоятельная научная отрасль логопедия оформилась во второй половине XIX в. До 30-х гг. XX в. в логопедии преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание логопедии. Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии — на первый план стало выдвигаться педагогическое содержание. Современная логопедия, опираясь на общие принципы дефектологии, а также взаимодействуя с другими науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие.

Известные российские и советские логопеды и дефектологи [ править | править код ]

Классификация нарушений речи [ править | править код ]

В настоящее время не существует единой классификации речевых расстройств. Попытки создания таковой (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, Р. А. Белова-Давид, М. Зееман, Р. Е. Левина и др.), предпринимались на протяжении всей истории развития логопедии, как науки и области практической деятельности. Безрезультатность классификации речевых нарушений объясняется довольно просто: у человека нет специфических органов для выполнения речевых функций. Порождение речи и голоса осуществляется приспособленными органами и системами, изначально выполняющими иные, другие физиологические функции. Восприятие и понимание речи также осуществляется системами, изначально использовавшиеся для другого. Отсюда и смежность дисциплин, занимающихся кроме логопедии коррекцией и лечением речевых расстройств. Для практических целей более подходит не «линнеевский принцип» — классификация, а разграничение по типам вариантов речевых расстройств (типология).

Клинико-педагогическая классификация [ править | править код ]

Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Нарушения устной речи

  1. расстройства фонационного оформления высказывания:
    1. Дисфония (афония)

    Нарушения письменной речи

    Психолого-педагогическая классификация [ править | править код ]

    Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.

    Нарушения средств общения

      (ФН) (ФФН) (ОНР)

    Нарушения в применении средств общения

    Нарушения речи: основные варианты [ править | править код ]

    Традиционно выделяют нарушения звукопроизношения, как варианты нарушений экспрессивной стороны речи. Это периферические нарушения звукопроизношения в результате дефектов и функциональных особенностей артикуляционного аппарата дислалия — область преимущественно логопедии. К дислалии примыкает такой дефект речи, как особенность формирования произносительной стороны речи при расщелинах верхней губы и нёба (устар. названия «заячья губа» и «волчья пасть») — ринолалия (смежная область ортопедической стоматологии и логопедии), и расстройство экспрессивной речи центрального характера — дизартрия (смежная область логопедии и неврологии). Совершенно невнятную речь — баттаризм, готтентотизм. Нарушения произношения сложных слоговых структур. Нарушения смягчения, нарушения озвончения согласных фонем.

    Нарушения темпа и ритма речи — брадилалия, тахилалия, полтерн (спотыкание), заикание (последнее расстройство — область логопедии, неврологии и психотерапии).

    Нарушения голоса — афонии, дисфонии, открытая и закрытая формы ринофоний (устар. гнусавость), нарушения просодики и полетности голоса. Последние являются предметом как логопедии, так и фониатрии (Орлова О.С., Лаврова Е.В., Осипенко Е.В., Михалевская И.А., Барабанов Р.Е., Котельникова Н.М. и др.).

    Нарушения импрессивной речи (восприятия и понимания речи) — отдельные варианты афазий.

    Варианты распада речи — афазии (смежная область афазиологии, нейропсихологии и логопедии).

    Варианты общего недоразвития речи и алалии.

    Нарушения письменной речи, в частности, чтения (легастения, дислексия) и письма (аграфия, дисграфия).

    Нарушения речевого развития при олигофрении (смежная область логопедии и олигофренопедагогики).

    Нарушения речевого развития при нарушениях слуха (область преимущественно сурдопедагогики).

    Научные журналы на русском языке [ править | править код ]

    Журнал «Дефектология»

    Научно-методический журнал, орган Российской академия образования, издаётся в Москве с 1969 г. Периодичность — 6 раз в год.

    Освещает проблемы теории и практики обучения и воспитания (дошкольного и школьного) детей с нарушениями умственного и физического развития, общего и профессионального обучения взрослых глухих и слепых, дефектологического образования и т. п. Популяризирует передовой опыт специальных школ и дошкольных учреждений. Публикует материалы о новых технических средствах и пособиях для обучения аномальных детей, советы и консультации.

    Научно-методический журнал, издаётся в Москве с 2004 г.

    Адресован логопедам, работающим с детьми дошкольного и школьного возраста, специалистам органов управления образованием, преподавателям и студентам дефектологических факультетов вузов. В журнале публикуются методические рекомендации для практикующих логопедов, конспекты логопедических занятий и упражнения, официальные документы, статьи по актуальным проблемам логопедии.

    Со второго полугодия 2006 г. выпускается приложение к журналу «Логопед», — «Конфетка». Приложение представляет собой иллюстрированную книжку для занятий с ребёнком. Каждый номер приложения посвящён одному отдельно взятому аспекту логопедической работы.

    Сетевое издание о коррекционной педагогике и специальной психологии: научно-методический журнал. Данное издание это — методическая и информационная поддержка специалистов, родителей и общественных организаций. Выходит онлайн с 2000 года.

    Рекламный Дзержинск

    Заикание — проблема, о которой не принято говорить. Чаще всего оно «родом» из детства. Что может привести к такой проблеме и можно ли застраховать от этого своего ребёнка?

    ВОЗНИКАЕТ В ВОЗРАСТЕ

    2-6 ЛЕТ

    -На фоне развития речи, с задержкой или в норме, в возрасте 2-6 лет иногда может возникнуть заикание, — рассказала rebenok . by Ирина Певнева, учитель-логопед, член Международной Ассоциации миофункциональных терапевтов.

    Как оно может проявляться?

    -Ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь);

    -ребенок «хватает» воздух перед тем, как что-то сказать;

    -ребенок открывает рот и перед высказыванием замирает, а потом с силой пытается произнести слова, испытывает затруднения перед началом разговора;

    -отдельными словами говорит много лишних звуков (а, и);

    -повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

    -вынужденно останавливается в середине слова, фразы.

    Заикание очень часто путают с так называемыми «запинками» речи. Это явление часто встречается в речи детей 2-5 лет и возникает в случае, когда развитие мышления малыша опережает его речевые возможности. Велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных. Ребенок повторяет слоги и слова в ходе высказывания, но при этом у него не напрягаются мышцы речевого аппарата — вот в чем главное отличие.

    Заикание в отличие от запинок вызывают судорожные спазмы мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные. И это уже совершенно другая проблема, которая требует других методов коррекции.

    ЗАИКАНИЕ – ПРОБЛЕМА

    НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ

    Как только вам послышались в речи малыша «спотыкания», попробуйте определить, заикание это или запинки. Как мы уже говорили, при запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи в отличие от заикания.

    Обратите внимание на то, как реагирует ребенок на просьбы говорить медленнее, более плавно. Если у малыша заикание, то его речь после этой просьбы будет лишь хуже, а у малыша с запинками — лучше. Детям с заиканием свойственна болезненная фиксация на своей проблеме, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.

    Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи у ребенка. Корни проблемы малыша с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза.

    Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а дети с запинками начинают повторять первые слоги или слова.

    Заикание же — это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки. Считается, что заикание всегда наследственного происхождения (заикаться мог прадедушка, и его правнуку передалась предрасположенность к заиканию).

    ПОСЕТИТЕ ПСИХОНЕВРОЛОГА

    И ЛОГОПЕДА

    В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. То есть основная причина — это ослабленность центральной нервной системы.

    Также к факторам, которые могут стать причиной «срыва» речи, относят:

    -реакция на какой-то сильный раздражитель извне, эмоциональное потрясение;

    -различные инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия, коклюш и пр.), как следствие локализации напряжения в области горла и дыхательной системы;

    -чрезмерная речевая нагрузка (несоответствие между пока еще недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью произнесения сложных фраз, психическая сторона речи в этот период опережает возможности);

    -общее недоразвитии речи или задержка речевого развития;

    -длительное стрессовое состояние, вызванное психическим угнетением центральной нервной системы;

    Если своеобразие речи не исчезает на протяжении двух-трех недель и даже имеет тенденцию к ухудшению, пора принимать меры. Посетите психоневрологa, логопеда. Психоневролог поможет вам с диагностикой, то есть выявит заикание (иногда его называют логоневрозом), пропишет лекарства, которые имеет смысл принимать, если у малыша, действительно, заикание средней или тяжелой степени. Логопед поможет выстроить систему тренировок дыхания, голоса речи, объяснит как организовать правильный режим речи.

    «ДЕНЬ СУРКА», ЛЕПКА

    И АУДИОСКАЗКИ

    Если ребенок начал запинаться или «застревать» при произношении отдельных звуков, родителям важно правильно себя соблюдать некоторые правила.

    1.Режим дня . Проснувшись утром, ребенок должен знать, что он не проспал и спешить некуда, что он сейчас позавтракает, после почистит зубы, потом пойдет в детский сад или гулять. Не нужно организовывать развивающие занятия с ребенком позднее 21.00 часов вечера. Это опасно нарушением сна.

    Любая деятельность с ребенком (и игровая) запрещена позднее 20.00 часов вечера. Это время для отдыха, разговоров. Заикающемуся ребенку в возрасте до 7 лет не стоит ложиться спать позднее 21:30. Не нагружайте различными секциями, кружками, лучше выбрать что-то одно, явно интересное для ребенка.

    2.Режим речи . Вы говорите медленно, спокойно, тихим голосом, слова растягиваются, как будто распеваются. Вы задаете ритм речи, которому ребенок подражает.

    Некоторым детям советуют режим молчания. Артикуляционным мышцам нужен отдых, а памяти нужно освободиться от воспоминаний о судорогах. Режим молчания длится в среднем 3-10 дней и уместен он в самом начале возникновения заикания. ⠀

    Организовать режим молчания одновременно и просто, и сложно. Надо постоянно находиться вместе с ним, лепить, рисовать, делать аппликации. При этом самому родителю не надо молчать, а нужно грамотно и неспеша излагать мысли. С ребенком можно общаться также жестами, рисунками, знаками — в игровой форме.

    3.Поведение родителей . Вы всегда должны слушать ребенка до конца. Нельзя договаривать за него слова/фразы и указывать на то, что ребенок стал заикаться. Не просите его говорить правильно и плавно. Это лишь фиксирует внимание ребенка на заикании.

    4.Атмосфера вокруг . Временно откажитесь от учебных заведений. Полностью исключите шумные компании, походы в развлекательные центры. Стабилизируйте эмоциональный фон в семье. Выяснения отношений, крики, споры внутри семьи усугубляют положение дел. Не обсуждайте заикание малыша с другими членами семьи при ребенке, не ругайте и не поправляйте его.

    Ваш день должен быть таким же, как предыдущий (день сурка). Без эмоциональных всплесков, как положительных, так и отрицательных. Ведь любая радостная эмоция может усложнить состояние ребенка. Больше читайте вместе, слушайте аудиосказки, занимайтесь творчеством.

    5.Дыхательная гимнастика и расслабляющий массаж . Научите ребенка глубокому вдоху и плавному выдоху. Медитируя, ребенок успокаивается и расслабляется. Массаж можно делать самим перед сном под спокойную музыку.

    Независимый сайт о заикании

    Заикание среди различных речевых расстройств можно рассматривать в ряду нарушений темпа речи.

    Темп речи — это скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающие степень артикуляционной напряженности и слуховой отчетливости. Темп относится к просодической стороне речи. Он может быть быстрый, скороговоркой, где слова выступают в редуцированных формах; медленный, когда наблюдается тягучая, монотонная, полная форма речи; прерывистый, когда речь разделяется на короткие, рубленые или необоснованные по смыслу отрезки (или остановки).

    Темп речи формируется у ребенка с развитием речи на основе биологических (наследственных) и социальных (окружающая среда) факторов.

    Изменения темпа речи наблюдаются при самых различных эмоциональных состояниях человека. В этих случаях они носят временный характер и могут быстро нормализоваться.

    Нарушения темпа речи могут быть также патологически обусловленными, например, при различных очаговых поражениях головного мозга (коры и подкорковых образований). Патологически обусловленные нарушения темпа течи и являются предметом логопедического изучения.
    Для дифференцированного подхода к различным нарушениям темпа речи ниже мы касаемся причин их возникновения, особенностей проявления и направленности коррекционного воздействия.

    Причем при описании прерывистого темпа речи выделяются запинки несудорожного и судорожного характера. Обращаем внимание на сходство и различие в их проявлении и преодолении.

    Прерывистый темп речи

    Запинки, спотыкания, необоснованные паузы в словах и фразах, характеризующие прерывистый темп речи, по форме проявления могут выражаться: а) в повторении отдельных звуков или их сочетаний; б) в прерывании речи необоснованным молчанием (остановки, паузы); в) в трудном, с усилием произнесении одного или нескольких звуков.

    В первом случае ребенок в разговоре вдруг несколько раз повторяет один звук или сочетание звуков, слово или целую фразу. Это повторение может быть произвольным, когда ребенок пытается исправить замеченную неточность. Это может быть и механическое повторение предыдущего слова перед тем, как найти нужное слово или выразить сильно волнующую новость: «Я вчера. мы вчера. я с мамой вчера в кино ходил. — А мы-мы-мы-мы поймали жука! — А-а-а-анна Васильевна, можно мне играть с машиной?— Мне папа в магазине. мне папа в магазине купил. мне папа в магазине купил велосипед, только но нем нужно ногой отталкиваться!» (Забыл слово «самокат»).

    Неумение ребенка сразу найти нужное слово или выразить обуревающие его чувства может дать и другую форму речевых запинок у детей — неожиданное прерывание речи молчанием. Иногда это молчание затягивается и может перерасти в нежелание ребенка и вовсе продолжать начатое речевое общение. Неожиданное прерывание речи молчанием может быть у ребенка также и выражением невидимых для постороннего взгляда усилий по преодолению судорог, возникших в его речедвигательном аппарате. Речевые запинки, появившиеся у ребенка в результате напряженного произнесения звука или звукосочетания, являются наиболее серьезной формой нарушений темпа речи. Ребенок с видимым усилием как бы «проталкивает» какой-либо звук или сочетание звуков: — Людмила Б’-орисовна, можно взять к’-убики? У детей младшего возраста это затрудненное произнесение звуков нередко комбинируется с многократным его повторением, например: У п’е-п’-е-п’-етушка к’-расивый хвост.

    Прерывистый темп речи может быть обусловлен запинками, спотыканием несудорожного или судорожного характера. К запинкам несудорожного характера могут быть отнесены полтерн и физиологические итерации, судорожного — логоневроз, заикание.

    Запинки несудорожного характера

    Физиологические итерации (от лат. iterare — повторять). М.Зееман отмечает, что повторения вообще часто наблюдаются в детской речи, и это признак не болезненный, а физиологический, характерный для определенного периода развития детской речи. Некоторые авторы (Доротти, Дейвис, Джонсон, Десперт) считают, что итерация свойственна 80% детей в период активного формирования у них фразовой речи (2 года — 5 лет). Если нет осложнения, это повторения проходят, как только ребенок приобретает с укреплением речевых условных рефлексов достаточную уверенность в выражении своих мыслей речью. Физиологические запинки, повторения в речи ребенка — это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей. Известно, что речевые возможности ребенка младшего возраста ограничены периодом формирования самой речи и ее аппарата: активный словарный запас невелик, формы выражения мысли несовершенны, артикуляторные движения недостаточно четки и т.д. Но ребенок уже многое понимает, а еще больше хочет знать. Вся его деятельность и общение с окружающими сопровождается обычно высоким эмоциональным подъемом. Это приводит к тому, что речь ребенка от 2 до 5 лет обычно изобилует разного рода повторами, перестановками, спотыканиями, нечеткостью звукопроизношения и фразового оформления мысли, разбросанностью, хаотичностью и прочими несовершенствами.

    Подобное состояние речи у детей на определенном этапе их развития является естественным. Со временем под влиянием воспитательного воздействия окружающих и развития речевых движений детская речь выравнивается, и ее несовершенства исчезают бесследно.

    Физиологические несовершенства детской речи (в том числе и запинки) могут задерживаться у ребенка при различных неблагоприятных факторах (болезнь, травмы, неправильные педагогические приемы, неблагоприятная речевая среда).

    У детей с задержками в речевом развитии нередко наблюдаются и речевые запинки. Неумение сразу найти нужное слово, грамматически правильно построить фразу, ясно произнести тот или иной звук — все это может быть причиной нарушения плавности и темпа речи ребенка, т.е. быть причиной необоснованных пауз, спотыканий, повторений.

    Это обычно происходит, когда ребенку не помогают в накоплении и правильном использовании новых понятий, слов, когда родители не ставят перед собой цели постепенно знакомить его с окружающим миром, не указывают на внешние и внутренние особенности окружающих его предметов, событий, явлений. К тому же еще нередко родители не только не исправляют недостатки детской речи, но и подражают им, культивируют их в семье, демонстрируют близким и знакомым, умиляются. Задерживающиеся физиологические несовершенства речи часто наблюдаются у детей в тех семьях, где родители сами говорят очень неорганизованно, быстро, проглатывая ими смазывая окончания слов или целые слова во фразе.

    Отрицательное влияние на формирование речи у ребенка может оказать и неблагоприятный в речевом отношении детский коллектив. В этом случае имеет значение большая склонность маленьких детей к подражанию.

    «У нас на даче сосед сильно заикался, — рассказывала как-то медицинская сестра З. — Мне тогда было лет 5—6, но хорошо помню, что мне очень нравилось самой «заикаться». Мне казалось, что сосед нарочно так говорит. Кажется, я довольно успешно «заикалась», пока однажды мама не обратила внимание на мои причуды. Именно ей я, видимо, больше всего обязана за свою нормальную речь сегодня. Помню, она объяснила мне прежде всего, что сосед не нарочно так говорит. А впоследствии много раз обращала мое внимание на красивую, выразительную речь артистов в детских радиопередачах. Мы даже сами импровизировали, рассказывая сказки в лицах. Мне понравилась игра в красивую речь».

    Одни авторы (М.Зееман и др.) видят в итерации самостоятельное речевое отклонение, другие (А.Гуцман, Э.Фрешельс, М.И.Пайкин) считают итерацию начальным этапом заикания. По мнению последних, после итеративного этапа заикания следует фиксация ребенка на своем дефекте, а позднее появляются и побочные аффективные состояния, которые можно считать правомерными, так как запинки несудорожного характера могут перерастать в запинки судорожного характера. Но это далеко не во всех случаях. Примером может служить хотя бы разная распространенность физиологических запинок (80%) и заикания (2%) среди детей.

    Запинки судорожного характера

    Запинки судорожного характера являются обычно типичным и обязательным симптомом заикания. Они различаются по форме, месту образования и частоте.

    По форме речевые судороги могут быть клоническими (навязчивое повторение стереотипных речевых движений: та-та-та-та-релка), тоническими (сильное, длительное сковывание движений: п’. пила) и смешанными, когда одновременно встречаются тонические и клонические судороги: п’. пет-ту-тух. В зависимости от места возникновения речевые судороги различаются: артикуляционные, голосовые, дыхательные и смешанные. В первом случае судорога поражает мышцы языка, губ или мягкого нёба, и тогда как бы запирается свободный речевой выдох. Обычно это происходит на смычных согласных. Например: б’. бабушка, бу-бу-бумага (судороги губ); д’дом, дя-дя-дяденька (судороги кончика языка); г’. гуси, й ‘. йяблоко, й-ю-юла (судороги корня языка или мягкого нёба).

    Во втором случае судороги охватывают мышцы гортани. И тогда голосовые складки или плотно смыкаются, удерживая выход гласного звука (а’. арбуз, о-о-огурец); или голосовые складки остаются разомкнутыми, тогда гласный звук произносится шепотом.

    В третьем случае из-за судорог в мышцах брюшного пресса, диафрагмы или грудной клетки в момент речи воздух задерживается, и человек как бы замирает с открытым ртом. Или, наоборот, воздух сильно и сразу выталкивается наружу, и фраза произносится на явно недостаточном выдохе.

    Обычно по месту возникновения речевые судороги бывают смешанными: артикуляционно-дыхательные, артикуляционно-голосовые и др.

    Очень своеобразным и характерным для заикания является тот факт, что частота речевых судорог обычно зависит от целого ряда причин. Так, они могут возникать у заикающегося на отдельных звуках и сочетаниях б, д, тр и др. Они зависят также и от формы речи говорящего. Например, независимо от тяжести заикания почти всегда заикающиеся свободно говорят фразы вместе с кем-нибудь (сопряженно) или повторяют их (отраженно). Частота речевых судорог зависит от степени громкости речи, ритмичности, подготовленности.

    Но еще более разительно отличается частота речевых судорог у заикающихся в зависимости от условий, окружающей обстановки, где им приходится общаться. Заикающимся обычно легче говорить в хорошо знакомой, спокойной обстановке или в одиночестве и значительно труднее — при посторонних людях, в общественных местах, с трибуны.

    Речевые судороги возникают в результате расстройств высшей нервной деятельности. Причины нарушения высшей нервной деятельности у ребенка, приводящие к образованию запинок судорожного характера, многообразны.

    Так, нарушение нервной деятельности ребенка может быть обусловлено частыми и тяжело протекающими заболеваниями, ослабляющими его организм в целом. Ребенок может и родиться с ослабленной нервной системой. Это может произойти в результате неблагоприятного протекания беременности матери, патологических родов, а также отягощенной наследственности. В практике приходится встречаться со случаями, когда заикание возникает у детей на почве нервной ослабленности, когда достаточно незначительного повода, чтобы спровоцировать его возникновение.

    Частой причиной срыва нормальной нервной деятельности у детей является педагогическая запущенность ребенка, неправильные приемы его воспитания. Сюда относится неблагоприятная домашняя обстановка, ссоры родителей в присутствии ребенка, неуравновешенное отношение к нему взрослых, внезапные переходы от ласки к ругани, резкие окрики, запугивающие наказания. Не меньший вред может принести ребенку потакание его прихотям, несогласованное воспитание, когда один родитель запрещает что-либо, а другой разрешает, один наказывает, другой жалеет и т.п. — все это также может вызывать у него резкие вспышки капризов, недисциплинированности, гнева, вплоть до детских истерик, когда ребенок бросается с кулачками на родителей, валяется по полу, стучит ногами, плюется и т.п.

    Неправильное воспитание ребенка приводит к психическим травмам и вызывает у него нарушение высшей нервной деятельности и уже как результат этого — заикание.

    Нередко срыв высшей нервной деятельности у ребенка наступает вследствие сильной одномоментной психической (испуг) или физической травмы. Неправомерно распространено мнение, будто нервные потрясения, вызванные испугом, — единственная причина заикания. В действительности таких причин много, и нет повода в случае возникновения заикания искать (а часто и придумывать), отчего ребенок мог испугаться.

    Против мнения, что заикание появляется только в результате испуга, говорит прежде всего то обстоятельство, что все без исключения люди в детстве обязательно чего-нибудь пугались: будь то паровозный гудок, собака, петух, карнавальная маска и т.п., но, однако, заикаются, как мы видим, далёко не все.

    Запинки судорожного характера могут быть также результатом закрепившегося неправильного речевого стереотипа. Другими словами, запинки несудорожного характера, возникающие в результате разных причин, путем зафиксировавшегося патологического рефлекса могут перерастать в запинки судорожного характера.

    Рассматривая причины судорожных речевых запинок, можно условно разделить их на предрасполагающие и вызывающие. К первым относятся все те, что ослабляют нервную систему ребенка, подготавливают почву, создают фон для «срыва» ее работы (отягощенная наследственность, внутриутробные, при- и послеродовые травмы, детские болезни, педагогическая запущенность).

    Значение предрасполагающих причин в том, что незначительные на первый взгляд неблагоприятности или случаи (страшный сон, паровозный гудок, легкие нервные потрясения, болезнь и т.д.) могут оказаться «сверхсильным» раздражителем и вызвать «срыв» высшей нервной деятельности ребенка. К вызывающим причинам относятся резкие одномоментные психические травмы (являющиеся по сути сильными нервными потрясениями), неправильные приемы воспитания, неблагоприятное речевое окружение, задержки речевого развития ребенка.

    Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия

    Заикание и спотыкание у детей

    Темп речи – это скорость протекания речи во времени. Он может быть нормальным, быстрым, замедленным и прерывистым.

    Прерывистый темп речи выражается в запинках, спотыканиях, паузах в словах и фразах. Ребенок в разговоре вдруг несколько раз повторяет один звук или слог, слово или целую фразу.

    Темпо- ритмическая организация речи может нарушаться как вследствие судорожного состояния мышц речевого аппарата (тогда мы говорим о заикании), так и без него (речь о спотыканиях и запинках).

    Это чисто артикуляционные расстройства! В коррекционной работе будет преобладать либо фиксация внимания на дефекте (это поможет в случае не судорожного характера нарушения), либо наоборот, поскольку у истинно заикающегося ребенка это лишь усугубит имеющееся нарушение.

    — появление на фоне «отстающего» речевого онтогенеза;

    — неопределенность мозга, какое из полушарий главное. Левое – в большей степени отвечает за речь, оно также упорядочивает информацию. Правое – отображает яркие события, отвечает за эмоциональные картины, художественный вкус, и информация в нем хранится более хаотично;

    — невротическая. Мозг работает правильно, но длительное время испытывает действующий стресс.

    Может быть наследственным и когда «тревожные» родители как бы «заражают» ребенка. Относительно заиканий от испуга – это не причина. Не все дети, испугавшись, начинают заикаться.

    В случаях с заиканием почти всегда оказывается нарушенным кровоснабжение шейного отдела позвоночника, чаще в области 12 и 56 позвонков. Данную патологию помогают преодолеть остеопаты – по сути, это мануальные терапевты, ощущающие руками структурные изменения тканей. Рекомендуется также прослушивание музыки В.А.Моцарта, как доказавший свое положительное влияние метод. И он по силам родителям. Надо уяснить, что в ситуации, когда ребенок вдруг стал спотыкаться, повторять начальные слоги, первоочередная мера состоит в ограничении раздражителей нервной системы. В первую очередь, отказываемся от телевизора и мобильных телефонов. Сложная цепочка электромагнитного воздействия на мозг самих приборов, раздражения зрительного анализатора, ну и не совсем законных использований различного рода программаторов (в рекламе, особенно, и в мультиках, нарисованных с помощью компьютерной графики) перестанут делать свое «чёрное дело». Также есть смысл отказаться от особо подвижных игр, дабы не перевозбуждать нервную систему и ограничить посещение массовых и зрелищных мероприятий. Для заикающегося ребенка даже поход в цирк — стресс, хоть и положительный.

    Мальчики подвержены больше данному недугу, но и лучше корректируются, наследственность играет огромную роль, ну, и без медикаментов в случаях истинного заикания почти никак не обойтись, хоть они и растительного происхождения. Вообще, следует запомнить, что в случаях заикания нет избавления – есть преодоление дефекта.

    Основные методики по устранению заикания работают в сознательном возрасте. Логоритмика – одно из ведущих направлений в решении проблемы детского заикания.

    Многие слышали о пользе режима молчания. Суть в том – чтобы расслабить артикуляционный аппарат, а для этого надо не то, что не говорить, а практически не думать. Ведь даже если мы молчим, то проговаривая про себя самые простые мысли, наши мышцы языка непроизвольно сокращаются. Поэтому в современной практике (особенно в речевых группах по заиканию) логопеды работают в тандеме с неврологами, когда с помощью лекарственных препаратов создается идеальный режим молчания, но из которого потом, сказать по правде, сложно выходить.

    Иногда родители прибегают к другой крайности: они совсем не развивают речь ребенка, не читают ему, не разучивают детских стихов, не обращают внимания на неправильное произношение. Но если речь ребёнка не развивать специально, то мыслительные процессы будут превышать его речевые возможности. Поэтому в момент высказывания у ребёнка появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые могут перейти в заикание.

    Заикание может возникнуть и в результате подражания. Постоянно общаясь со взрослыми или маленькими заикающимися, ребенок может начать и в собственной речи воспроизводить те же запинки.

    Логопед часто работает в содружестве с врачом-неврологом. Дефектолог может увидеть микросимптоматику неврологического характера, но назначить медикаментозную поддержку – только в компетенции доктора!

    Поэтому если логопед-дефектолог выявляет не просто фонетико-фонематическое недоразвитие речи, а что-то иное, то уполномочен порекомендовать посетить невролога, стоматолога, психолога, ортофониста или сурдолога, к примеру. Если рассматривать комплексную помощь, то в обратном направлении это работает следующим образом: при посещении обычной детской поликлиники или при оформлении в детский сад — специалисты-медики дают направление к логопеду, когда видят в этом необходимость.

    Нередки случаи, когда взрослые постоянно напоминают ребенку о его речевых дефектах, смеются, упрекают и даже наказывают. Этого нельзя допускать в общении с ребенком. Нужно терпеливо и тактично обучать ребёнка правильному произношению, построению фразы. Задания должны быть посильны для ребёнка и не вызывать отрицательных эмоций. Необходимо поощрять его успехи.

    Без активного участия ребенка речевая работа с ним не будет эффективной. Дети рано сами начинают осознавать речевые несовершенства у себя и сверстников. Поэтому можно и нужно привлекать внимание ребенка к тому, что иногда он говорит неправильно. Но делать это тактично, без ущемления его достоинства, проводя постоянную работу по развитию и усовершенствованию его речи. Для нормализации плавности и темпа речи у детей, необходимо, чтобы взрослые четко и конкретно формулировали свои вопросы к ребенку. Очень полезно, чтобы ребенок сопровождал речью свои игры и занятия (рисование, лепка, конструирование).

    Общаясь с ребенком, взрослые должны помнить, что их речь служит образцом для детей. Поэтому спокойная, плавная речь взрослых помогает предупреждать и устранять речевые запинки у детей.

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читайте так же:
    Образец логопедического заключения при заикании
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector