Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как вылечить заикание от испуга и стресса у взрослых и детей

Как вылечить заикание от испуга и стресса у взрослых и детей

Сильный стресс или внезапный испуг могут стать причиной возникновения речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Часто заикание от испуга у детей возникает после достаточного резкого ухудшения обстановки в доме, частых семейных ссор, которые родители устраивают в присутствии ребенка. Нужно отметить, что заикание от испуга может начаться у ребенка, который повергается постоянному несправедливому отношению, грубым окрикам и угрозам.

Многие родители чрезмерно гордятся своим чадом. Если ребенок рано начал говорить, его беспрестанно донимают требованиями повторить прочитанное, прочитать наизусть стихотворение перед незнакомой или шумной аудиторией. Для маленького ребенка такое перманентное психологическое воздействие оказывается чрезмерным, и в качестве своеобразного «протеста» появляется заикание после стресса и даже признаки логофобии.

Начав заикаться и заметив, что заикание создает многочисленные проблемы при общении с людьми, ребенок может замкнуться в себе, отказаться лишний раз сказать слово, выразить свое мнение, отстоять свою точку зрения. В таких ситуациях необходимо не только скорректировать возникшие дефекты речи, но и заняться повышением самооценки.

Избавиться от заикания взрослому за одно занятие не удастся, ведь к полному выздоровлению нужно идти долгим путем. Однако, воспользовавшись помощью профессиональных психотерапевтов и логопедов, вы сможете сформировать и закрепить навыки правильной речи довольно быстро. Обычно для коррекции заикания требуется несколько недель, лишь в очень сложных случаях нужно будет продолжать занятия несколько месяцев.

Какие же проявления заикания корректируются при комплексном лечении? Проблемы с речью возникают из за неправильной работы легких (поверхностного дыхания), спазмов голосового и артикуляционного отделов речевого аппарата. Эти симптомы по сути указывают на имеющиеся проблемы с работой вышей нервной системы. В лечении заикания, вызванного стрессом или испугом, у взрослого и ребенка необходимо заручиться поддержкой психотерапевта, невролога и, конечно же, логопеда. Специалисты смогут точно диагностировать проблему и подобрать наиболее эффективную для вас программу занятий, учитывающую ваши индивидуальные особенности.

Программы лечения заикания

В этом возрасте важен комплексный подход к лечению ребенка с участием и логопеда и психотерапевта. В таком случае, избавиться от заикания удастся быстрее и без применения медикаментов.

Школьники

Коррекция заикания у школьников, учащихся в младших классах, будет опираться на речевые «зарядки», произношение гласных звуков и их сочетаний с согласными, отработку простых текстов в движении.

Взрослые

В программу курса входят упражнения по технике речи и снятию психологического напряжения при общении. Лечение заикания во взрослом возрасте — долгий процесс и требует терпения.

Онлайн-курс

Авторская методика, предлагаемая на онлайн-платформе, разработана специалистами в центре реабилитации речи, успешно используется более 25 лет в лечении заикания.

Заикание: Дефект или болезнь?

Можно ли избавиться от заикания и стоит ли считать этот дефект болезнью, накануне Международного дня заикающихся людей рассказал заведующий лабораторией нейрокогнитивных технологий Педиатрического университета, к.м.н., д.п.н. Александр Корнев.

— Александр Николаевич, с чего начинается заикание? И чем оно чревато?

— Заикание — это нарушение, которое проявляется либо в виде запинок в речи, либо в неспособности начать фразу. Симптомы могут быть двух категорий: первый — речевые судороги, где повторяется один и тот же слог, второй — что-то вроде блока, при котором ребенок не может начать фразу и проявляются так называемые «тонические судороги». На самом деле это не судороги, конечно, в буквальном смысле.

Заикание, обычно, появляется в возрасте от 2 до 5 лет. Начинается все нередко с очень быстрой, захлебывающейся речи — «тахелалии». Затем, на фоне ускоренной речи, появляются редкие запинки, потом они становятся все более частыми. Это сильно мешает общению, потому что, во-первых, не дает говорящему закончить фразу, во-вторых, это заметно для окружающих, и поэтому ребенок стесняется и замыкается. А переживание своей коммуникативной несостоятельности создает целый ряд вторичных психогенных симптомов.

Читайте так же:
Игры на тревожность младшего школьника

У взрослых тоже это нередко приводит к выраженной лого- и социофобии: человек старается как можно реже говорить публично, избегать коллективного общения. Говорить на публике ему неловко и стыдно. Хотя есть, например, заикающиеся артисты, они не смущаются и не переживают, комфортно реализуют себя в профессии.

— Существует ли предрасположенность к заиканию? Может может ли оно появиться внезапно и у любого человека?

— Есть невротическое заикание, оно возникает, как и любая форма невроза после шокового переживания. Возраст от 2 до 5 лет — самый чувствительный для начала невротического заикания. Поэтому очень важно бережное отношение к малышу в этом периоде, защита его от ненужных внутрисемейных скандалов и стрессов. Оно может внезапно проявиться даже у взрослого, например, вследствие хронической психотравмы из-за семейных ссор и скандалов или других причин. В таком случае заикание становится своеобразным проявлением внутреннего напряжения, конфликта интересов и ценностей.

А есть дизонтогенетическое заикание, когда нет явных психологических раздражителей, но в определенном возрасте оно все равно появляется вне зависимости от каких-то причин. Чаще всего заикание передается по мужской линии. Если отец или дедушка заикались, то это вовсе не значит, что ребенок будет заикой, однако риск, что в критической ситуации человек начнет заикаться, намного выше, чем у других. Причем зачастую для такого человека пусковым механизмом может стать даже незначительное событие, например, неожиданный лай собаки рядом.

Иногда заикание возникает в определенном возрасте. Например, у отца проявилось в пять лет, а спустя много лет и у сына проявилось в тех же временных рамках.

Существует еще и так называемая неврозоподобная форма, когда нарушение речи связано с определенными поражениями ЦНС. В этих случаях заикание нередко сопровождается и другими проблемами в речи: нарушением звукопроизношения, аграмматизмами (нарушение способности пользоваться грамматическим строем речи), медленным усвоением слов и интеллектуальным отставанием.

— Может ли логопед полностью излечить или максимально исключить дефекты из речи, ведь в истории были случаи, когда человек практически полностью перебарывал свое заикание, например король Великобритании Георг VI.

— Редко такое может случиться. Логопед выступает в двух ролях: в качестве логопеда и психотерапевта, который направляет и помогает пациенту. Ему легче всего работать со свежими случаями, когда заикание только началось. Как правило, накладывается режим молчания: дома создают щадящую атмосферу когда на протяжении 2-3 недель действует запрет на использование речи, потому что у ребенка сильно выражена «логофобия». Дома все договариваются говорить очень тихо, шепотом, или жестами, и вот этот охранительный и щадящий режим помогает бороться с фобией речи. Кроме того, борются и с «тахилалией»: намеренно замедляют темп речи и родители, и ребенок. Здесь разрабатываются навыки саморегуляции. Перед логопедом стоит важная задача научить ребенка управлять речевым дыханием.

Сегодня существуют специализированные сады и школы, в которых занимаются проблемами таких детей. Однако следует помнить, что заикание — часто рецидивирующее состояние, и временный успех может быть недолгим. В 80% случаев наблюдаются рецидивы и возвращение дефекта.

— Что нужно делать родителям, если их ребенок заикается?

— Главное – всегда работать со специалистами и не заниматься самолечением. Самому делать ничего не нужно, потому что можно серьезно навредить. Грамотный специалист будет работать вместе с семьей, направлять и подсказывать, как и что нужно делать. Реакция родителей должна быть предельно понимающей и терпимой. Необходимо создать атмосферу, в которой ребенок не будет замечать, что его заикание чему-то мешает, потому что реакция родителя моментально передается ребенку.

— В Педиатрическом университете оказывается помощь таким пациентам?

— У нас нет центра или кабинета заикания, который специализируется именно на этой проблеме. В нашем КДЦ ведут прием логопед и психотерапевт. Общую помощь оказываем, но специализированной помощи нет. Медицинских учреждений, где помогают заикающимся очень мало, а спрос есть. 30 лет назад их было куда больше.

Читайте так же:
Проблемы пациента при деменции

— Может быть, потребность стала меньшей?

— Нет, оно мало меняется. Как любой физиологический недуг, он в среднем во всем мире находится в пределах одних и тех же цифр, то есть заиканием страдают чуть меньше процента населения. Занимаются этим заболеванием очень давно, но радикальных средств, которые могли бы гарантированно помогать, до сих пор нет.

— Может ли заикание помешать человеку как-то реализоваться в жизни?

— Это зависит от того, как человек с таким недугом воспринимает свою проблему. Если это для него тревожно и пугающе, то может выработаться комплекс неполноценности. Но есть немало примеров, когда человек страдает этим заболеванием, но выбирает специальность, которая не предполагает контакты с людьми, и он вполне успешен во всех отношениях. Заикание мешает в тех профессиях, которые связаны с активным общением и публичной речью. Тут многое зависит от личности и характера. Одни могут игнорировать свой недуг и сохранять активное общение и активный образ жизни, не комплексовать. Другие – не могут. Чем больше человек переживает, тем больше обращает на себя внимание. А если он заикается, но ведет себя, как все, то у него обычно нет проблем. Нужна правильная реакция на болезнь. И здесь роль семьи и родителей трудно переоценить. Родители должны воспитать ребенка так, чтобы он мог жить полноценно и свободно, не взирая ни на какие проблемы. А как помочь ребенку грамотно, расскажет психотерапевт или клинический психолог.

Специалист: любовь и поддержка ваши главные помощники в лечении заикания

Фото: Smartum.by

Ежегодно 22 октября в мире отмечается Международный день заикающихся людей.

Событие отмечают логопеды, детские неврологи и лица, страдающие от этой болезни. Согласно Международной классификации болезней, заиканием называется нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов и слов, а также частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающими её ритмическое течение.

Моему ребенку нужен психолог. Где в Таджикистане его найти?

Работает с такими детками логопед — у него в арсенале есть артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, дыхательные упражнения, так называемый режим молчания и другие методики.

Мы собрали 8 советов от специалиста-логопеда Национального медицинского центра «Шифобахш» города Душанбе Малики Мусоевой родителям, у которых дети страдают от заикания.

Если ребенок заикается, сразу к логопеду

Если вы заметили, что ваш ребенок заикаться, сразу обращайтесь к логопеду. Если причины заикания вызваны психологическими проблемами, то понадобится еще и помощь психолога.

Во время обратиться к логопеду — это самое главное для вашего ребенка. Ведь заикание представляет собой очень серьезное испытание для ребенка, поскольку является препятствием не только для выражения своих мыслей и переживаний, но и мешает общению с другими детьми. Желательно начать коррекцию заикания еще в раннем детстве и сделать все возможное, чтобы свести его проявления к минимуму еще до начала школьного обучения. Самый идеальный вариант — отправиться на прием к специалисту, когда речевой дефект только успел себя проявить.

Говорите спокойно и неторопливо

С ребенком, который заикается, надо говорить медленно и неторопливо, чтоб он понимал ваши слова.

Старайтесь говорить с ним так, чтобы он чувствовал себя свободно, уверенно и смог объяснить ситуацию. Поймите, что если ребенка будут лечить, а дома снова с ним будут говорить грубо и кричать на него, результатов не будет.

Избегайте резких жестов

Резкие движение на ребенка, у которого дефект речи, действуют также, как и громкий крик. Следите за своими движениями, не пугайте ребенка. И тем более, не бейте его, не будьте с ним жестоки.

Всегда внимательно слушайте вашего ребенка

Когда малыш вам что-то рассказывает, не подгоняйте его и не перебивайте. Наоборот слушайте, проявите интерес, похвалите его. Чаще проявляйте ласку, поддерживайте ребенка тактильным контактом. Поменьше критикуйте, чаще хвалите даже за самые маленькие успехи.

Читайте так же:
Деменция как быстро прогрессирует

Важно заниматься музыкой, плаванием

Плавание, музыка и пение способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа и ритма. Также скороговорки очень полезны для развития речи.

Нужно читать и учить наизусть стихи

Читайте книжки и пересказывайте ребенку. Надо просто читать, чтобы ребенок запоминал структуру слова, структуру фразы, чтобы он усваивал окончания, предлоги, а потом смог строить свою речь на этих образцах.

Компьютер, планшет и телефон можно, но не часто

Важно научить ребенка играть, и, конечно, не в компьютерные игры, а с предметами. Конечно, технологии можно использовать для развития речи: опять таки слушать музыку, читать, произносить буквы и т.д. Но не часто, лучше все-=таки с куклами, пазлами, кубиками, машинками или собирать конструкторы.

Готовьте его к жизни в обществе

При неправильном отношении общества к заикающимся людям, данное нарушение речи может оказать серьезное влияние на эмоциональное состояние, а значит и на жизнь человека.

Иногда дети, которые заикаются, становятся объектом издевательств и приколов. Это часто приводит к стрессу, социальной тревоге и самоизоляции. И родители в такие моменты должны поддержать своих детей. Работайте над душевным равновесием своего ребенка. Важно объяснить ему, что эти "издевательства и приколы" не являются прямой угрозой его жизни и здоровью. У каждого ребёнка есть две важные потребности. Одна — чтобы близкие люди признали его право быть таким, какой он есть, и поступать так, как он сейчас может. Другая — в крепком надёжном тыле, дающем ребёнку уверенность в том, что он не один, что за него есть кому постоять. И то и другое создаёт ощущение безопасности, позволяет направлять силы на развитие, а не на выживание.

Поэтому, где бы ребенок не находился, в саду, в школе, в любом общественном месте, он должен чувствовать вашу любовь и поддержку – это ваши главные помощники в лечении от заикания.

Осенью нас модно читать в Telegram, Facebook, Instagram, Viber, Яндекс.Дзен и OK.

Глава 14. ЗАИКАНИЕ — Эго, голод и агрессия

Все люди заикаются. Конечно, только немногие это понимают, и часто заикание настолько легкое, что его никто не замечает. Даже дама из общества болтунов, которая изливает свои бессмысленные слова и фразы в течение всего представления, затопляя всех могучим потоком банальностей, даже она может иногда запнуться, поразиться, забыть нужное выражение и начать заикаться. Вы хорошо знаете ораторов, которые сомневаются, ищут подходящие слова и заполняют паузы разными «Э-э» или заикаются.

Заикание — это еще один вариант темы неадекватного самовыражения. Мы рассматриваем ситуационное заикание через застенчивость и смущение. Человек, который несколько минут назад разговаривал с вами живо и непринужденно, начнет запинаться, заикаться, когда его пригласят сделать публичное выступление. Поэтому то, что можно сказать о хронических заиках, может быть в меньшей степени применено и к тем, чья речь запинается только в определенных ситуациях.

Хронического заику характеризует нетерпение, неразвитое чувство времени, подавленная агрессия. Его слова не текут в естественном темпе, сознание и рот переполнены кучей слов, которые стараются выйти наружу все одновременно. Это точное продолжение его жадности, его желания заглотать все сразу. У каждого заики можно найти воспоминание о его жадности — стремление делать вдох во время говорения, и таким образом, выдавая свою потребность, заглатывать все, даже собственные слова.

Заика всегда неправильно использует свои зубы, его агрессивность, отграниченная от своего естественного функционирования, будет искать выход наружу. Часто заика может произнести сложное слово после того как у него бывает короткий выброс агрессии. Он может, например, сильно ударять одной рукой по другой, или скрежетать зубами, или притопывать ногой. Такого рода агрессия также связана с нетерпением как основной характеристикой заикания. Картина полностью меняется, однако, когда он впадает в яростное настроение. Как только он готов дать выход своей агрессии, он обнаруживает, что у него есть средства, чтобы ее выразить, что он может орать и визжать свободно, без каких бы то ни было признаков заикания.

Читайте так же:
Методика изучения тревожности тэммл дорки амен

Существует еще одно условие, при котором он может освободиться от заикания: когда его речь не выражает никакую эмоцию или когда ничто не вызывает его волнения, он способен безошибочно выполнять задачу воспроизведения слов, которые либо ничего не значат для него, либо не выражают его истинную сущность. Он может в совершенстве освоить технику продуцирования слов, например ораторское искусство или пение, до тех пор, пока будет сосредотачиваться лишь на технической стороне говорения, а не на содержании речи. Но как только ему понадобиться выразить какую-нибудь свою мысль, его снова охватит нетерпение, и чем больше он будет волноваться, тем сильнее начнет заикаться за исключением тех случаев, когда он позволит себе «взорваться». Попытки вылечить от заикания без реорганизации агрессии и нетерпения могут в лучшем случае привести к тому, что пациент начнет произносить слова как робот, но никогда не станет личностью, способной к самовыражению и выражению собственных эмоций. Таким образом для излечения заикания абсолютно необходимо прежде всего нормализовать способы проявления агрессии и заняться выполнением упражнений из главы «Сосредоточение на еде», особенно тех из них, которые касаются опустошения рта каждый раз после его наполнения. Тот аспект речи, что связан с дикцией, все-таки не должен упускаться из виду. Сначала заикающийся должен довольствоваться образованием «искусственных» предложений и только затем пытаться выразить свое «Я». Он также должен научиться различать «ситуацию тренинга» и «реальную ситуацию». Неумение проводить данное разграничение привело к крушению попыток многих учеников.

Раз за разом он будет разочаровываться до тех пор, пока не поймет всей важности такой «ситуации». Разочарование ведет к упадку духа и отказу от всего, что уже было достигнуто. Заика сможет не испытать разочарования, если не будет ожидать слишком многого. На первых порах надлежащая речь сможет проявиться лишь в ситуации «тренинга», и ему не стоит ждать улучшения до тех пор, пока он не окажется в силах преодолеть свою цепляющуюся установку. В противном случае он сможет лишь перенести «тренинговую» ситуацию в «реальность», отказывая собственной личности в праве на какие-либо чувства, утрачивая «душу» и становясь похожим в этом смысле на мумию.

Во избежание подобной опасности он должен следить за тем, чтобы его возбуждение не превращалось в тревогу. В одной из предыдущих глав мы заметили, что тревога представляет собой возбуждение в ситуации недостатка кислорода. Заика всегда переживает трудности, связанные с дыханием. Он понятия не имеет о смешивании, происходящем в период между вдохом и выдохом, не имеет представления об экономичном дыхании. Утверждение о том, что заика не понимает, что говорить нужно на выдохе, что надо научиться «осознавать свое дыхание», звучит глупо и банально. Людям, страдающим заиканием, я посоветовал бы помимо упражнений, направленных на излечение тревоги и приведенных в следующей главе, последовательно проделать следующие упражнения:

(1) Вдыхать и выдыхать не вмешиваясь в процесс и не производя никаких дополнительных действий. При этом необходимо осознавать различие между вдохом и выдохом. Напрягаться и усиленно дышать не нужно. Просто лягте и сконцентрируйтесь на «чувствовании» дыхательного процесса. Не поддавайтесь соблазну что-либо менять, продолжайте выполнять упражнение до тех пор, пока не убедитесь, что можете осознавать дыхание на протяжении пары минут без вмешательства или блуждания мыслей.

(2) Вдыхайте обычным образом и выдыхайте со звуком «м-н-с» до тех пор, пока это не войдет для вас в норму. Звук при выдыхании должен быть похожим на вздох или стон.

(3) Возьмите любое пришедшее в голову предложение и вдыхайте после каждого слога, чтобы оно звучало примерно так:

«Ро(вдох)за (вдох), что (вдох) жи(вдох)вет (вдох) лишь/ час,/ во/ сто/ крат/ цен/ней/ для/ нас,/ чем/ цве/ток/ из/ ма/ла/хи/та,/ что/ не/ вя/нет/ ни/ког/да».

Читайте так же:
Как лечить заикание с помощью пения

(4) Повторяйте это упражнение про себя всякий раз, когда для этого представится возможность. Самое главное — делать вдох после каждого слога. Если вы сможете проделывать упражнение в течение пяти минут, считайте, что вы сделали решительнейший шаг в сторону правильного дыхания и победы над нетерпением.

(5) Только после того как полностью освоили предыдущие упражнения, проделайте упражнения (3) и (4), совершая вдох уже не между слогами, а между словами.

(6) Следующее упражнение потребует от вас вдумчивого подхода. Поделите все произносимые предложения на маленькие группы в соответствии с грамматикой. Например: «Проще (вдох) притворяться (вдох) тем, кем (вдох) не являешься (вдох), нежели (вдох) скрывать (вдох) свою истинную (вдох) сущность (вдох), но тот (вдох), кто навострился (вдох) и в том (вдох) и в другом (вдох), почти (вдох) постиг (вдох) науку лицемерия (вдох)».

(7) Представьте, что вы разговариваете с людьми, используя приведенную технику. Сначала делайте это про себя, затем шепотом, почти беззвучно. Потом постепенно повышайте громкость речи.

(8) Научитесь отлаживать свой голос. Потренируйтесь в проговаривании каждого слова, используя «крещендо» и «декрещендо». Важность этого упражнения невозможно переоценить. Возьмитесь за те слова, которые выговариваются труднее всего, например, начинающиеся с «п». Сделайте глубокий вдох, расслабьте рот и мышцы горла и произнесите «п» как можно мягче, а следующий звук акцентируйте с помощью «крещендо».

(9) Перенесите ситуацию тренинга на реальную почву: попросите друга, обладающего терпением и желанием помочь, останавливать вас всякий раз, когда вы станете сбиваться на неправильное дыхание.

(10) Вообразите себе ситуацию, вызывающую у вас застенчивость, смущение или возбуждение и снова проделайте упражнение (7).

(11) Потренируйтесь в искусстве молчания. Попытайтесь развить в себе качества, характеризующие хорошего «слушателя». Проглатывайте лучше чужие слова, а не свои. Прежде всего запомните: возвращение заикания сигнализирует об

опасности и требует от вас сделать паузу и расслабиться. Усвойте для себя то, что в жизни существует немного ситуаций, в которых бывает абсолютно необходимо что-то сказать.

(12) После того как вы научитесь хранить молчание и слушать, приготовьтесь заняться постижением искусства внутреннего молчания. Это звучит парадоксально, но к правильной речи вы сможете прийти лишь через правильное молчание. Упражнения на концентрацию внимания на теле также очень важны; выясните, какие именно мышцы вы напрягаете (челюстные, горловые или диафрагму) не только тогда, когда храните молчание (хроническое зажатие), но и во время самого процесса говорения. Целью данного упражнения будет являться выяснение того, каким образом происходит заикание. Как только вами будет достигнут полный сознательный контроль за продуцированием заикания, избавиться от него не составит труда. Однако сколь немногочисленны те заики, которые согласятся продолжать заикаться сознательно, с целью покончить с враждебностью, направленной против заикания, и борьбой с ним. Сколь немногие с охотой примут на себя полную ответственность за свое заикание!

(13) После принятия ответственности смысл заикания начнет раз за разом всплывать на поверхность. Его целью может быть выигрыш времени с тем, чтобы скрыть первичную базовую застенчивость или же, как в нижеприведенном случае, попытка скрыть потаенное садистское удовольствие.

В ходе анализа выяснилось, что у одного молодого заики был ужасно заикающийся брат. Наш пациент испытывал настоящие муки, когда ему приходилось выслушивать брата. Поскольку он относился к весьма нетерпеливому типу людей, то чувство неопределенного ожидания и внутреннего напряжения, возникавшее у него в подобных ситуациях, было намного сильнее, чем у остальных. Позднее он интроецировал заикание брата и это превратилось для него в «средство достижения» такого положения, когда он сам мог мучить окружающих точно таким же образом, как это делал с ним его заикающийся брат. Вместе с тем он мог изображать невинность, перекладывая ответственность на предполагаемый физический недостаток.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector