Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заикание на гласные звуки лечение

Facebook

Возможно, это изображение (2 человека)

Заикание представляет собой нарушение коммуникативной функции речи, когда запинки, повторение, растяжение звуков, слогов и слов сопровождается судорогами мышц артикуляционног о аппарата.
Дети, страдающие этим нарушением, насильно повторяют слоги, прерывают произношение звуков, «проглатывают» слова. Чтобы скрыть свой дефект, труднопроизноси мые слова часто заменяются словами-паразит ами, что приводит к обеднению словарного запаса.

В зависимости от происхождения заикания, оно делится на 2 типа: ✳️ Невротическое. Для него характерно только нарушение без каких-либо сопутствующих расстройств нервной системы. Если ребенок находится в спокойной обстановке, то он перестает заикаться.
✳️ Неврозоподобное . Является следствием органического поражения мозга. Помимо заикания, данная форма сопровождается навязчивыми выкриками, нервным тиком и другими симптомами.
В основе нарушения лежит судорожное сокращение мышц языка, губ и гортани. Бывают тонические судороги (сонорные и гласные звуки растягиваются, появляются неестественные разрывы звуков внутри слога) и клонические судороги (навязчивое повторение одного и того же звука или слога). Встречается также смешанная форма, сочетающая в себя оба этих вида судорог.

🔷 Особенности возникновения заикания
Заикание встречается чаще всего у мальчиков, чем у девочек. Это обусловлено тем, что левое полушарие у девочек работает лучше, чем правое. Именно поэтому, они быстрее начинают разговаривать, при этом они легче преодолевают те речевые трудности, которые возникают в период с 2 до 4 лет.

Первая симптоматика заикания у детей возникает в период формирования фразовой речи – от 2 до 5 лет. Симптомы могут быть разного типа – повторения первых звуков, слогов, невозможность проговаривания слов. Если вы заметили, что у ребенка возникают трудности с началом фразы, у него сбивается дыхание во время разговора, либо он начинает повторять первые слоги или протягивать гласные звуки, то следует обратиться к логопеду за помощью.

🔷 Чем может быть вызвано заикание у ребенка
Заикание может носить врожденный и приобретенный характер. Если будущие родители будут знать причины врожденного заикания, то они смогут минимизировать вероятность возникновения этого нарушения.
Врожденные факторы проявляются у детей в возрасте до 5 лет:
✳️ Тяжелое течение беременности, а также перенесенные матерью инфекционные заболевания.
✳️ Асфиксия, гипоксия или травма плода во время родовой деятельности.
✳️ Наследственная предрасположенн ость.

В случае этих причин, дети начинают заикаться сразу же, как только начинают говорить. В такой ситуации лечение будет непростым и очень длительным.

Приобретенные причины:
✳️ Продолжительное пребывание ребенка в перевозбужденно м состоянии. Именно поэтому, не рекомендуется водить детей до 6 лет на излишне зрелищные мероприятия.
✳️ Сильный испуг или стрессовая ситуация. Испуг может быть единичным, но очень сильным, либо ежедневным (боязнь темноты, чтение на ночь сказок про страшную Бабу-ягу и т.д.).
✳️ Неправильная речь родителей (нечеткое произношение, слишком быстрый темп речи и т.д.).
✳️ Авторитарные методы воспитания в семье (постоянные придирки, несоразмерные вине наказания, упреки, навязывание ребенку воли родителей).
✳️ Неблагоприятная ситуация внутри семьи. Развод родителей или постоянные ссоры, сопровождающиес я руганью и криком, негативно влияют на детскую психику.
✳️ Если ребенка-левшу переучивают в правшу.
✳️ Недостаточное внимание со стороны родителей, отсутствие их участия и помощи в период формирования речи ребенка.
✳️ Подражание речи заикающихся людей (других детей или родителей).
✳️ Осложнения после перенесенных в раннем возрасте инфекционных заболеваний: менингита, энцефалита и т.д.
✳️ Раннее обучение иностранным языкам.
✳️ Черепно-мозговы е травмы.

🔷 С чего начать лечение
Первое, что должны сделать родители при возникновении первых симптомов заикания у ребенка – это обратиться за профессионально й помощью к неврологу, логопеду и психологу. Специалисты проведут ряд необходимых исследований, изучат анамнез (включая особенности течения беременности), при необходимости назначат медикаментозную терапию.

Важна консультация невролога, который назначит курс лечения, после чего можно начинать занятия с логопедом. Лечение заикания у дошкольников проводится комплексно, т.е. помимо логопедического воздействия, проводятся различные физиотерапевтич еские процедуры, направленные на укрепление организма.

Работа психолога или психотерапевта также не менее важна, ведь он помогает ребенку осознать свою проблему, чувствовать себя комфортно вне зависимости от ситуации, а также побороть внутренний страх, который мешает полноценному общению с другими детьми. Важно донести до малыша, что он ничем не отличается от своих сверстников. Занятия проводятся вместе с родителями, которые играют важную роль в преодолении проблемы.

🔷 Методики лечения заикания у детей
Есть ряд рекомендаций, которые помогут родителям на первых порах:
✳️ Нужно перейти в семье на более медленный темп речи. Как правило, дети начинают достаточно быстро подрожать, поэтому уже через несколько недель в их речи встречается меньше запинок.
✳️ Ни в коем случае нельзя ругать малыша за то, что он как-то неправильно говорит. Саму проблему заикания не нужно обсуждать в его присутствии.
✳️ В первое время лучше ограничить общение. Нужно исключить походы в гости в первые два месяца.
✳️ Можно давать ребенку какой-нибудь травяной сбор с успокаивающим эффектом.
✳️ Анализ происходящего внутри семьи. Нужно внимательнее присмотреться к малышу и выявить те моменты, после которых он начинает заикаться. Это поможет определить провоцирующие факторы, чем вы значительно упростите работу специалиста.
✳️ Режим покоя для ребенка. Лучше полностью исключить телевизор, снизить эмоциональную нагрузку на малыша. Вместо этого можно включать ему в плеере спокойные аудиосказки.
✳️ Никаких выяснений отношений при ребенке. Он должен ощущать себя в спокойной и любящей обстановке.
✳️ Не перегружайте малыша. Не нужно пытаться добиться от него, чтобы он учился выговаривать сложные слова, делал дополнительные задания. При этом нужно почаще его хвалить, вне зависимости от его успехов.

Читайте так же:
Какими препаратами лечится заикание у

🔷 Занятия дома
Коррекция заикания всегда проводится совместно, т.е. принимает участие не только логопед, но и родители. Специалист составляет специальную программу, которая позволяет снять мышечное напряжение с речевого аппарата.
Помимо занятий с логопедом, их также нужно проводить дома. Полезны следующие занятия:
✳️ Произносить гласные или слоги то тихо, то громко. Также нужно менять интонацию (грустно, с удивлением или восторгом).
✳️ Надувание щек, раскачивание языком как маятником, вибрирование языком. Все эти действия способствуют развитию мышц.
✳️ Различные сценки и другие занятия в игровой форме. Они помогут малышу почувствовать ритм при разговоре.

🔷 Дыхательные упражнения
Упражнения учат ритмичному и свободному дыханию. Помимо этого, происходит тренировка голосовых связок.

Наиболее распространены:
✳️ «Насос». Ребенок встает ровно, корпус немного наклоняется вперед, при этом округляя спину (шея при этом расслаблена). При вдохе нужно немного приподняться, но не выпрямлять спину. После выдоха нужно занять прежнее положение. Количество повторений – 4-5 раз. Вдох делается быстро, а выдох – медленно и плавно.
✳️ «Поворот головы». Ребенок стоит прямо, руки опущены вниз. Далее поворот головы влево, при этом нужно шумно вдыхать. При повороте головы вправо – шумный выдох.

🔷 Логопедические занятия
Методика логопедических занятия по Арутюнян показывает достаточно высокую эффективность. Ее суть заключается в дублировании речи пальцами ведущей руки. Эти движения совершаются на каждом речевом участке и служат, по сути, метрономом, позволяя удерживать нужный темп. Движения пальцев устанавливают дополнительные связи речи с двигательными зонами мозга. В дальнейшем эти движения минимизируются, после чего полностью устраняются.

В последнее время большой популярностью стали пользоваться компьютерные программы, которые помогают избавиться от заикания. Их действие основано на синхронизации слухового и речевого центра. Ребенок надевает наушники, затем говорит в микрофон слова или предложения. Программа исправляет речь малыша, после чего подает информацию в наушники.
Важно понимать, что преодоление заикания – это длительный и непростой процесс. В лечении важны не только используемые методики, но и та атмосфера, в которой находится ребенок. Только доверительные отношения и поддержка со стороны родителей помогут малышу справиться с этой серьезной проблемой.

*************** ***
Научитесь дифференцироват ь итерации и истинное заикание, применять приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф. при заикании, консультировать детей с заиканием, определить клиническую форму заикания, тяжесть заикания, локализацию и форму судорог.
А также правильно писать психолого-педаг огическое заключение.

Пройдите практический интенсив «ЗАИКАНИЕ: СИМПТОМАТИКА, СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ» от экспертов высочайшего уровня в направлении звукопостановки и получите 4 персональных сертификата, каждый по 4 ак.часа

Заикание на гласные звуки лечение

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Статья

Аннотация: Заикание – это расстройство речи, которое вызвано судорогами в разных зонах речевого аппарата. Сопровождается нарушением плавности, ритма и темпа речи и чаще всего встречается у деток в возрасте 2 –3 лет.

Статья:

Заикание – это расстройство речи, которое вызвано судорогами в разных зонах речевого аппарата. Сопровождается нарушением плавности, ритма и темпа речи и чаще всего встречается у деток в возрасте 2 –3 лет. В этом возрасте оно может пройти самостоятельно, но так бывает не у всех. Поэтому лучше сразу обратиться за помощью к логопеду — своевременная коррекция заикания у детей позволит быстро устранить дефект.

В статье мы расскажем об эффективных упражнениях от заикания.

Причины заикания у детей

В зоне риска дети, у родителей которых имеются заболевания нервной системы, инфекционной или соматической природы. Чаще заикаются малыши, страдающие от ночных кошмаров, энуреза, а также тревожные, раздражительные, ранимые, со слабой нервной системой. Также могут заикаться детки-билингвы.

Спровоцировать заикание у детей могут такие факторы:

  1. Особенности внутриутробного развития. Тяжелое протекание беременности, асфиксия плода, травмы во время родов;
  2. Состояние здоровья младенца. Травмы, обменно-трофические нарушения, инфекционные заболевания у новорожденного;
  3. Физиологические факторы. Черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, органические нарушения головного мозга, интоксикация, а также заболевания, которые ослабляют центральные аппараты речи (тиф, корь, коклюш, рахит, гельминты, заболевания горла, носа);
  4. Психосоциальные факторы. Испуг, ужас, страх у малыша, неблагополучная обстановка в семье (конфликты, стрессы), неправильное воспитание (балование, наказания, неуравновешенное воспитание или воспитание «правильного» ребенка), преобладание негативных эмоций и напряженности, тяжелая психическая травма, аффект;
  5. Особенности формирования речи. Родители не обращали внимание на то, что малыш говорит быстро или на вдохе, неправильно произносит звуки. Чрезмерные занятия с ребенком по развитию речи тоже могут стать причиной заикания. Например, если родители перегрузили малыша обучением или использовали материалы, предназначенные для детей более старшего возраста;
  6. Еще один фактор, провоцирующий заикание, — быстрая нервная речь ближайших родственников малыша. Он может подражать им, как и заикающимся родственникам. Если у малыша ведущая левая рука, не стоит переучивать его, поскольку это тоже может спровоцировать нарушение.

Строгое, требовательное и непоследовательное отношение к ребенку со стороны родителей, воспитателей и других взрослых тоже может стать спусковым механизмом для развития заикания.

Коррекционная программа при заикании у детей

К лечению заикания подходят комплексно. Оно зависит от типа нарушения — неврозоподобное оно или логоневроз. Поэтому логопед подбирает комплекс индивидуально для каждого маленького пациента. В любом случае в программу включают разносторонние упражнения от заикания — на постановку правильного дыхания, работу с голосом, развитие мелкой моторики, укрепление мышц речевого аппарата.

Комплекс для формирования правильного дыхания

Цель занятий с ребенком при заикании — сформировать диафрагмальный выдох. Каждое упражнение делаем 2 – 3 минуты.

Читайте так же:
Состояние психического развития при заикании

Дышим животиком. Малыш ложится на спину и кладет руку на верхнюю часть живота. Начинает дышать животом. Дышать нужно спокойно. Чтобы было понятнее, можно положить малышу на животик игрушку.

Задуваем свечу. Малыш держит полоску бумаги возле губ (на расстоянии 10 см). Потом тихонько дует на нее, чтобы бумажка немного отклонилась в сторону. Стараться дуть как можно дольше.

Изображаем шину. Ребенок разводит руки перед собой в виде круга. Делает выдох и одновременно медленно говорит «ш-ш-ш и скрещивает руки, обхватывая ими себя за плечи.

Сдуваем воздушный шар. Упражнение аналогично предыдущему, но вместо звука «ш-ш-ш» малыш говорит «ф-ф-ф».

Качаем шину. Маленький пациент сжимает перед собой руки в кулачки и медленно наклоняется вперед, одновременно произнося звук «с-с-с» на выдохе.

Муха жужжит. Ребенок разводит руки в стороны и отводит назад — имитирует крылья мухи. Затем на выдохе говорит «ж-ж-ж» и опускает руки вниз.

Ворона каркает. Малыш поднимает руки вверх через стороны. Затем одновременно медленно опускает их, приседает и говорит «К-а-а-а-а-а-а-р». Чем медленнее он опустился и дольше «каркал», тем лучше.

Гуси-гуси. Малыш ставит руки на пояс, медленно наклоняется вперед, но голову вниз не опускает. Затем говорит «Га-а-а». Чем протяжнее получится, тем лучше.

Вдох на каждом упражнении произвольный при возвращении в исходное положение.

Комплекс упражнений с ребенком для отработки голоса

Малыш принимает исходное положение речевого аппарата — как для произношения звука «а», но при закрытом рте (сомкнутых губах). Зубы разомкнуты, язык распластан и упирается кончиком в нижние резцы.

Важные моменты: гортань опускаем, глотку раскрываем, как при зевке, небную занавеску и маленький язычок поднимаем. Шея, руки, голова и все тело расслаблены.

Упражнение первое — мычание. Малыш вдыхает через нос и на выдохе произносит звук «м» и посылает струю воздуха так, чтобы звучание срезонировало на верхних передних зубах. Важно: звук легкий и непродолжительный, губы и верхняя челюсть вибрируют, если приложить к ним руку. Это значит, что звук попал в кости лица — маску — и отражается в ней.

Упражнение второе — добавляем гласные. Исходное положение то же, но теперь ребенок говорит звук «ма». То есть сначала произносит «м», а затем добавляет «а» — губы размыкаются, нижняя челюсть опускается. Но нужно следить, чтобы голос не стал гнусавым. Произнести звук «ма» в разной тональности.

Упражнение третье —- тренируем речевую интонацию. Исходное положение то же. Теперь нужно добавить к звуку «м» гласные — «а», «о», «у». Должно получиться «м-а-о-у». Потом то же самое повторить со звуками «и», «э», «ы» — «м-и-э-ы». Избегайте напряжения, четко артикулируйте все звуки. Гласные не должны быть протяженными и максимально похожи на разговорную мелодию.

Упражнение четвертое — выполняем речевую и распевную интонацию. Малыш вдыхает носом, произносит звук «м» и сочетает его с тремя любыми гласными (например, «ма» — «мо» — «му»). Затем снова вдыхает. Далее на одном выдохе говорит, например, «ми» — «мэ» — «мы».

Важно: не ускоряться, посылать звук в маску, сначала произнести все звуки на одной высоте, затем повторить на разных.

Упражнение пятое — произносим согласные «ж», «з» и «нь». По тембру «ж» тяготеет к грудному звучанию, «з» — смешанному, «нь» — лицевому, или верхнему. В процессе произношения звуки должны вибрировать в соответствующих резонаторных зонах.

Упражнение шестое — гудим, как теплоход. Малыш говорит звук «у» в разных вариациях, имитируя маленький, средний и большой теплоход. То есть должен задействовать три высоты своего голоса. Последовательность не важна.

Упражнение седьмое — играем в мяч. Ребенок представляет себе мяч любого размера, «берет» его в руки и ударяет об пол. При этом считает каждый удар до 10-ти. Потом опять считает, но на этот раз подбрасывает мячик вверх. Счет ведется на выдохе. Когда «мяч» ударяется о пол, голос малыша будет ниже, когда взлетает вверх — выше. Важно: не нужно тянуть вверх шею, напрягаться во время счета.

Упражнение восьмое — зовем собачку. Малыш представляет, что у него есть собака, и она убежала. Ее нужно позвать с разного расстояния — издалека, ближе и совсем рядом. Пусть малыш придумает кличку собачке и начинает звать. Сначала он 10 раз зовет ее по кличке «издалека», затем делает паузу и повторяет, но уже «ближе», затем снова делает паузу и опять зовет собаку 10 раз, когда она уже «рядом». Чем «ближе» собака подходит, тем медленнее нужно говорить ее кличку.

Упражнение девятое — зовем собаку на одном дыхании. Упражнение аналогично предыдущему, но собаку нужно звать по кличке без остановки, на одном дыхании. Начинаем с высокого голоса, переходя на более низкий.

Упражнение десятое — считаем до десяти. На одном дыхании малыш считает до 10-ти в трех диапазонах своего голоса. После каждой десятки делаем паузу и продолжаем счет в другой тональности.

Комплекс для тренировки мышц при заикании

Предлагаем занятия с ребенком для тренировки артикуляционных и мимических мышц. Они заключаются в напряжении и расслаблении разных групп мышц. Сначала малыш напрягает их и удерживает положение в течение 5-ти — 10-ти секунд, после чего расслабляет. Итак, ребенок:

  1. Откидывает назад голову, напрягает шею, затем расслабляет шею и голову и опускает ее вниз;
  2. Морщит лоб, поднимает брови;
  3. Сильно хмурится, напрягая мышцы между глазами;
  4. Сильно зажмуривается;
  5. Сжимает с силой зубы;
  6. Широко улыбается, обнажив зубы и напрягая щечки;
  7. Вытягивает трубочкой губы;
  8. Прижимает язычок к передним зубам;
  9. Оттягивает назад язык так, чтобы в нем, дне ротовой полости и шее появилось напряжение;
  10. Трижды зевает — слегка, глубоко и очень глубоко. На последнем зевке закрывает глаза и растягивает мышцы глотки и рта.
Читайте так же:
Детский тенотен от ночного энуреза

В этом комплексе важно сосредотачивать внимание на ощущениях в напряженных мышцах, выполнять все упражнения от заикания в строгой последовательности и хорошо расслаблять мышцы в конце каждого упражнения. Выполнять задания спокойно, не торопясь, но вместе с тем ритмично, в процессе не забывать дышать.

Как помочь малышу: рекомендации родителям

Вот несколько советов мамам и папам при заикании у детей.

Развивайте мелкую моторику. На пальцах находится много нервных окончаний. Их стимуляция способствует развитию речи. Поэтому чем больше малыш задействует ручки, тем лучше. Рисование, лепка, разрисовка, перебирание мелких предметов под присмотром родителей (фасоли, пуговиц), строительство башен из кубиков, игра в пазлы и мозаику — все это очень интересно и полезно для деток.

Пойте и читайте стихи. Разучивайте стишки и песенки, устраивайте домашние концерты. Это не только поможет избавиться от заикания, но и придаст малышу артистичности и уверенности.

Играйте в ролевые игры. Очень хорошо, если ваша дочка или сын разговаривает с игрушками. Если нет, покажите ему. Устройте чаепитие кукол с увлекательной беседой, поиграйте «в гости», организуйте домашний кукольный театр. Это тренирует речь, придаст малышу смелости, а в интересной и привычной атмосфере заикание будет не столь выражено.

Делайте дыхательную гимнастику. Без правильного дыхания плавная речь невозможна. Есть разные варианты гимнастики, например пускание мыльных пузырей — забавный и столь любимый всеми малышами, а главное — эффективный способ коррекции заикания у детей.

Отдайте малыша на спорт. Идеальными не только для физического, но и для речевого и психоэмоционального развития малышей являются плавание, теннис, велоспорт. Если вашему чаду пока рано в секцию, научите его кататься на велосипеде. В этих видах спорта поддерживается ритмичное дыхание, активно работают все части тела — именно это и способствует улучшению качества речи и устранению заикания.

И наконец, еще один важный момент в борьбе с заиканием — будьте в эмоциональном и телесном контакте со своим чадом! Любите, хвалите, обнимайте и целуйте чаще — это так важно для его развития, в том числе и речи.

Заикание

Заикание определяется как специфическая форма нарушения речи, при котором происходит пролонгация (удлинение) или частое повторение слогов, звуков или слов. Заикание, симптомы которого также могут сопровождаться нерешительностью в речи или частыми в ней остановками, становится причиной разрыва ее ритмического течения.
Преимущественным образом встречается заикание у детей – симптомы этой патологии проявляются у них до достижения 12 лет, в особенности часто ей подвержены мальчики.

Причины

Нередко начало патологии отмечается при нормальном развитии маленьких пациентов, однако многие врачи склонны придерживаться несколько иного мнения относительно начала развития заикания, при котором отмечается, что оно является результатом органического поражения головного мозга. Случиться оно могло, например, в рамках периода течения беременности или в процессе родовой деятельности, хотя не исключается и возможность возникновения такого поражения в период младенчества.

Мнения ученных сходятся на том, что в возникновении заикания играет роль совокупность нескольких факторов: наследственность, состояние нервной системы, особенности становления речи и так далее.

Однако даже наличие причин не всегда приводят к развитию заикания, они являются лишь пусковыми механизмами. А разовьется ли заикание, зависит от изначального состояния центральной нервной системы и тонуса двигательного речевого центра Брока.

Симптомы

Дыхание. Среди нарушений дыхательного процесса при заикании отмечается громадный расход воздуха на вдохе и выдохе, что обусловлено расстройством сопротивления в области артикуляции. Нарушение речевого дыхания при заикании заключается в образовании пациентом инспираторно-гласных или проторных звуков. Другими словами, для движения голосовых связок и образования проторного шума пациент использует вдыхаемый воздух. Укороченный выдох наблюдается не только во время речи, но и в покое.

Голос. Попытка произношения звука при заикании сопровождается судорогоподобным замыканием голосовой щели, что препятствует возникновению звука. Во время приступа гортань быстро и резко движется вверх, вниз и выдвигается вперед. Из-за не способности на плавное произношение пациенты пытаются произносить гласные звуки твердо. Наблюдается смягчение симптоматики заикания при пении и шепоте вплоть до полной нормализации речи.

Артикуляция. Кроме функциональных нарушений в артикуляционном аппарате при заикании наблюдаются и соматические нарушения. Например, высокий свод неба, отклонение высунутого языка в сторону, в носовой полости — искривленная носовая перегородка, гипертрофия раковин.

Сопутствующие движения — это движения, сопровождающие речь при заикании, не являющиеся необходимыми, но, в то же время, производимые пациентом, как сознательное движение. Во время приступа заикания пациенты могут откидывать голову назад, наклонять ее, закрывать глаза, сжимать кулак, пожимать плечами, топать ногой, переступать с ноги на ногу. Словом, совершать движения, которые можно обозначить как тонические или клонические судороги.

Психика. С развитием заикания неизбежны те или иные психические расстройства. Наиболее часто встречается страх перед некоторым буквами, слогами и словами, а именно их произношением. В своей речи пациенты, страдающие заиканием, намеренно избегают таких букв и слов, по возможности подыскивают им замену. При обострениях может возникать абсолютная немота. Мысли о невозможности нормального общения могут доводить до сознания неполноценности и в отношение всего «я».

Диагностика

В первую очередь для постановки диагноза должны присутствовать: нарушение ритмичности речи (повторение слогов, обрывки слов, растягивание звуков), сложности и задержка в начале речи, побочные движения (тик, гримасы).
Если заболевание продолжается более трех месяцев, может понадобиться дополнительная диагностика: консультация логопеда и невролога, ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга.

Читайте так же:
Первые признаки деменции у женщин

Лечение

В назначении лечения детям с заиканием отталкиваются от причин, непосредственным образом с ним связанных. Так, при отсутствии связи с актуальной психотравмирующей ситуацией могут быть назначены ноотропы и препараты, расслабляющим образом воздействующие на мускулатуру. За счет этих препаратов улучшается в целом работа мозга, снижается тонус мышц, непосредственным образом задействованных в речи. В обязательном порядке необходимо обратиться к соответствующему специалисту.

Что касается заикания, спровоцированного какой-либо стрессовой ситуацией, то здесь в большей степени полагаются на психотерапию, включающую определенные релаксирующие методики, аутотренинг, методы групповой и семейной терапии. При появлении нарушений сна, а также при расстройствах настроения и тревожности могут быть назначены антидепрессанты и транквилизаторы.

К общим рекомендациям при заикании можно отнести необходимость поддержания в доме благоприятной и спокойной атмосферы, исключающей по максимуму вероятность выяснения отношений при ребенке, возникновения конфликтных ситуаций, проявления негативных эмоций по тому или иному поводу и пр. Отдельный момент касается соблюдения режима дня и сна в частности. Следует ограничить время, проводимое ребенком «в компании» телевизора и компьютера. Это касается и других вариантов бесполезного по сути времяпрепровождения.

Ненавязчивым образом следует стимулировать ребенка к общению, обеспечить возможность посещения соответствующих интересам кружков. Такими способами можно отступить от социофобии, которой дети с заиканием в особенной мере подвержены. Заикание без лечения не проходит, более того, вылечить его у ребенка проще, чем у взрослого человека. При появлении заикания необходимо обратиться к логопеду или к неврологу.

Заикание можно победить

Как прекрасно владеть этим удивительным даром — своим голосом. Ведь голос — это тот инструмент, на котором Вам предстоит играть в течение всей жизни. И как же обидно, когда заикание не дает возможности овладеть этим даром. Настоящая беда, если голос вдруг подводит, и речь буксует, прерывается, а то и вовсе пропадает. Это комплексное заболевание, когда просто трудно произнести звуки слов — заикание.

Человек заикается. Казалось бы, небольшой порок. Но заикающемуся ребенку тяжело находиться в садике и школе, когда над ним смеются сверстники. И уже становясь взрослым, заикающийся человек понимает, что он исключен из многих сфер жизни: кто-то мечтал стать актером, а кто-то преподавателем. Мечта никогда не осуществится. Таким образом личная проблема становится социальной.

Что такое заикание, люди знали давно. Еще в V веке до нашей эры врач Гиппократ подробно описывал этот недуг. О заикании своих современников упоминали известные историки Геродот и Плутарх. Считалось, что подобный дефект речи был еще у библейского пророка Моисея и великого греческого оратора Демосфена. Если Моисей даже не пытался улучшить дикцию, то Демосфен обращался к лекарям и с помощью многочисленных упражнений смог достичь реальных успехов. О том, как Демосфен разговаривал с камешками во рту, известно каждому, а вот о том, что он довольно часто залезал в темную пещеру и слушал тишину, а также читал сложные речи при шуме морских волн, мало кто знает. По-видимому, это первый удачный психологический тренинг по борьбе с заиканием.

Первым систематизировал знания и сделал предположения о причинах заикания наш соотечественник, русский психиатр Иван Алексеевич Сикорский. В 1889 году в Санкт-Петербурге вышла его книга "О заикании", которая до сих пор не потеряла своего значения. В ней Сикорский доказал, что заикание возникает еще в детском возрасте, когда ребенок только учится говорить, а также связал заикание с наследственностью и особенностями нервной системы. Важным достижением русского психиатра была гипотеза, что заикания — особая форма невроза.

В XX веке заиканием занялись всерьез. Появился новый раздел медицины "логопедия" (в переводе с греческого — "воспитание речи"), важным разделом которой стало лечение заикания. Врачи, наконец-то, сформулировали, что же такое заикание. На медицинском языке это звучит так: заикание — сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, что происходит вследствие судорог органов артикуляции. И всем сразу стало понятно: заикание — это заикание. Его главная причина — судороги (в мышцах возникает боль, они резко напрягаются и как бы деревенеют). У заикающихся подобные, но безболезненные судороги неожиданно возникают в процессе разговора в мышцах языка, губ, мягкого неба или нижней челюсти.

Что такое заикание?

На медицинском языке это звучит так: заикание — сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, что происходит вследствие судорог органов артикуляции. И всем сразу стало понятно: заикание — это заикание. Его главная причина — судороги, а что такое судороги, известно каждому, кто хоть раз долго купался в ледяной воде. В мышцах возникает боль, они резко напрягаются и как бы деревенеют. У заикающихся подобные, но безболезненные судороги неожиданно возникают в процессе разговора в мышцах языка, губ, мягкого неба или нижней челюсти. Судороги бывают клоническими — кратковременное сокращение мышц, словно при дрожи от холода, и тоническими — длительный спазм, который не дает говорить. Иногда к судорогам речевых мышц присоединяются судороги мышц лица, конечностей, такие движения также являются непроизвольными, насильственными. Почему же появляются эти странные судороги? Почему одни люди заикаются, а другие нет?

Причины и механизм заикания

Причины заикания лежит очень глубоко, в головном мозге человека. Именно там расположены особые нервные центры, отвечающие за речь. Чтобы мы могли общаться не только с помощью гримас и жестов, еще в раннем детстве нервные клетки нашего мозга формируют три важные структуры, контролирующие речь. Центр Брока — голосовой центр, отвечает за работу мышц и связок, участвующих в речи. Центр Вернике — слуховой центр, распознает собственную речь и речь окружающих. Ассоциативный центр — анализирует, что было сказано и принимает решение, о чем говорить дальше. Слаженная работа этих центров формирует так называемый речевой круг: голосовой центр позволяет нам сказать фразу и одновременно активизирует центр слуха. Слуховой центр воспринимает речь и дает команду ассоциативному центру: "Думай!". А тот, подумав, активизирует голосовой центр. И так далее. Периодические разрывы речевого круга вследствие неодинаковой скорости работы речевых центров и лежат в основе заикания.

Читайте так же:
Проблемы пациента при деменции

Механизм заикания современная медицина представляет примерно так. Вышеперечисленные изменения нервной системы могут привести к перевозбуждению центра Брока (самого мощного из речевых центров). Скорость его работы увеличивается, и речевой круг временно размыкается. Перевозбуждение переносится на расположенные рядом участки коры головного мозга, отвечающие за двигательную активность. В результате возникают мышечные судороги, человек заикается, а центр Брока расслабляется до нормы и снова замыкает речевой круг. Интересно, что нервные импульсы при перевозбуждении нервной системы и согласные звуки (особенно глухие) близки по своей частотной характеристике. Поэтому заикание практически всегда возникает на согласных и очень редко на гласных.

Разрыв речевого круга может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе заикания указывал еще В.А. Гиляровский.

Типы заикания

На сегодняшний день ученые выделяют два основных типа заикания.

Существуют и экзотические причины заикания. Бывает, что ребенок начинает заикаться, чтобы стать похожим на заикающегося родственника или знакомого. А некоторые дети навсегда становятся заиками, после того, как их в принудительном порядке переучат из левшей в правшей.

Причины заикания:

Мнения ученых о причинах заикания неоднозначны. В настоящее время можно выделить две группы причин:

На речь человека влияют такие наследственные факторы, от которых зависит слаженность работы полушарий головного мозга. Именно на этом основании в наше время вновь придают большое значение вопросу, следует ли переучивать левшей, особенно при обучении письму. В отношении заикания мысль о значении асимметрии полушарий головного мозга для его развития высказал в начале 20 века американский ученый С. Ортон. Он предполагал, что заикание возникает в результате «конкуренции» между полушариями за установление контроля над речью. Впрочем, сама по себе идея парализующего влияния невозможности выбора на действие не столь уж нова. Возможной причиной развития заикания у переучиваемых левшей может быть тот стресс, который вызывает у ребенка это переучивание.

Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях судороги достигают 90 секунд.

Судороги различаются по форме. Они бывают:

Формы заикания

Выделяют две основные формы заикания:

Новые методы лечения заикания

Согласно статистике сейчас во всём мире насчитывается 3-5% заикающихся людей, при этом девочки страдают этим дефектом речи в 4 раза реже, чем мальчики. Наивысшего развития заикание достигает обычно в юношеском возрасте, а после 30 лет начинает ослабевать.

Несмотря на то, что почти все тайны заикания уже раскрыты, волшебного средства, избавляющего от него моментально, как не было, так и нет. Тем не менее, в наступившем XXI веке борьба с заиканием стала более осмысленной. Основным принципом лечения стала нормализация работы речевого круга, а именно, торможение центра Брока. Для этого больным назначают успокаивающие и противосудорожные лекарства, гипноз, иглоукалывание, релаксирующие ванны, общеукрепляющие процедуры. До сих пор остались актуальными и речевые упражнения: замедление темпа речи, распевная или ритмичная речь, продолжительное молчание. Чтобы затормозить центр Брока также используют метод активизации других двигательных центров. Это достигается с помощью дирежирования речью, ритмичных движений пальцами рук, регуляции дыхания, сопровождения речи письмом.

На сегодняшний день существует множество методик коррекции заикания, которые отличаются способами работы и эффективностью. Это работа над речью с помощью метронома, система особых дыхательных упражнений, система коррекции заикания с помощью аудиозаписей.

Последние достижения в лечении заикания связаны с техническим прогрессом — это специальные антизаикательные устройства и компьютерные программы. Одни из них позволяют услышать собственную судорожную речь в исправленном варианте, другие позволяют слышать себя с задержкой на доли секунды, третьи заглушают голос фоновыми шумами, четвертые позволяют на экране "увидеть" собственную речь, а пятые, самые эффективные, понижают или повышают высоту звуков воспринимаемой речи.

Автор статьи: Резеда Хайдарова,
учитель-логопед центра "Сёма"

Данная методика универсальна и позволяет вести работу по коррекции заикания как с детьми, так и с подростками и взрослыми людьми. Но сама работа у разных возрастных групп построена по-разному. Опыт работы логопедов по данной методике позволяет сказать, что она обладает высокой эффективностью и при соблюдении определенных условий позволяет гарантировать, что человек, который когда-то заикался, никогда не допустит запинки в речи снова.

Казалось бы, в изучении проблемы заикания пора ставить точку, но последние исследования ученых показали, что причиной заикания может также служить дефект медиаторов нервной системы, веществ, контролирующих, в том числе, и работу речевого центра. Профессор Джералд Магуайр (Gerald Maguire) из Калифорнийского Университета выдвинул сенсационную гипотезу: у большинства людей, страдающих заиканием, повышена выработка медиатора дофамина! Если его гипотеза будет подтверждена, то в скором будущем появятся таблетки от заикания.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector