Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Логопедическое занятие по коррекции заикания

Логопедическое занятие по коррекции заикания

Логопедическое занятие по коррекции заикания

Заикание – это судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще в начале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков).одна из самых частых логопедических патологий, которая может встречаться как в детском, так и во взрослом возрасте.

Патология требует комплексного обследования и успешно корректируется. Логопеды клиники «СМ-Доктор» в Москве проводят доступные по цене комплексные занятия, направленные на лечение заикания у детей и подростков. Современные методики и авторские наработки позволяют нам действовать максимально эффективно. При необходимости к терапии подключаются неврологи, психологи и другие специалисты.

Причины заикания у детей

Заикание может проявиться в любом возрасте, но чаще ему подвержены именно маленькие дети, которые только начинают говорить. Среди наиболее распространенных причин этого явления выделяют:

  • патологии внутриутробного развития на фоне неблагоприятного течения беременности, гипоксии, нарушений кровообращения, вредных привычек или заболеваний матери;
  • тяжелые роды, сопровождающиеся травматизацией или асфиксией малыша;
  • недоношенность;
  • перенесенные черепно-мозговые травмы, органические поражения головного мозга, ряд инфекций, заражение паразитами;
  • патологии ЛОР-органов;
  • психосоциальные факторы: испуги, стрессы, неправильное воспитание, неблагоприятная обстановка в семье, психологические травмы;
  • индивидуальные особенности формирования речи.

Симптомы

Как правило, постановка диагноза заикание не представляет трудностей, поскольку характерные изменения речи легко заметны окружающим. Основной симптом – это запинки в речи, возникающие в начале или в середине фразы. Они выглядят как многократное повторение одного и того же слова или слога, растягивание звуков или паузы в разговоре. Нередко наблюдается расстройство координации речи и дыхания: ребенок начинает говорить после практически полного выдоха и на вдохе.

Нередко к речевому расстройству добавляются специфические особенности поведения, которые, как правило, используются для уменьшения психологического дискомфорта. Ребенок начинает моргать, раскачиваться, беспричинно улыбаться, зевать, покашливать и т.п. Нередко паузы заполняются словами-паразитами: «ну», «это» «вот» и т.п., сопровождаются изменением голоса, темпа речи.

По мере прогрессирования состояния у ребенка развивается логофобия (боязнь речи вообще или конкретных слов) или звукофобия (боязнь конкретных звуков). Зацикливание на собственной речи приводит к усугублению симптоматики.

Логопедические занятия по коррекции заикания у детей

Логопедические занятия, направленные на коррекцию заикания у детей дошкольного возраста, младших школьников и подростков, подразумевают комплексную работу со всеми элементами речевого аппарата. Их основной целью является изменение практики говорения. Специалист должен научить ребенка говорить плавно и без запинок. Для этой цели используются различные виды упражнений:

  • комплексы для формирования правильного дыхания: тренируют плавный выдох с использованием диафрагмы;
  • отработку голоса: мычание, произношение простейших слогов, отработку интонаций с протягиванием гласных, распевки, тренировка произношения согласных звуков;
  • тренировка мимической мускулатуры, языка: наморщивание лба, сжимание зубов, вытягивание губ, различные движения языком и т.п.;
  • логопедическая ритмика: ходьба и простейшие физические упражнения в сочетании с пением или произношением звуков; помогают прочувствовать ритм речи и не сбиваться с него;
  • занятия, направленные на тренировку мелкой моторики;
  • логопедический массаж.

В зависимости от возраста ребенка, степени тяжести нарушения и сопутствующих патологий, занятия могут проводиться как в индивидуальном, так и в групповом формате. Гибкость методики позволяет специалистам клиники «СМ-Доктор» подстроиться под конкретный случай и добиться максимально возможного результата. Выбор методики осуществляется после полноценного врачебного и логопедического обследования пациента. При недостаточной эффективности программа может быть скорректирована.

Заикание – это проблема, которая может стать причиной массы других расстройств. Чем раньше будет начата профессиональная коррекция, тем проще будет справиться с патологией. Не затягивайте с обращением к логопеду, записывайтесь на прием в «СМ-Доктор».

Заикание на гласных и согласных

ЗАИКАНИЕ

От чего может возникнуть заикание?

В большинстве случаев заикание наблюдается у нервно ослабленных детей. Оно может возникнуть после перенесенного испуга, в результате неправильного воспитания, когда родители от чрезмерной ласки переходят к грубому обращению с ребенком, не соблюдают необходимого для ребенка распорядка дня, перегружают его чтением книжек, заставляют повторять сложные слова, фразы, стихи в то время, когда это ребенку еще трудно, так как его речь не полностью сформирована.
Иногда родители сообщают детям сведения, не соответствующие их возрастному развитию. Например, четырех–пятилетний малыш в разговоре употребляет термины из специальности своего отца или матери. Родители в восторге от «учености» ребенка, но слова эти, несвойственные его возрасту, затрудняют ребенка и в результате могут привести к заиканию.
Очень часто причиной заикания оказывается ежедневная перегрузка впечатлениями. Кино, телевизор, детские спектакли, праздничные елки, чтение книг, большое количество игрушек – все это приводит к перенапряжению нервной системы ребенка и в результате – к дефекту речи.
Ослабление организма ребенка после перенесенной болезни (особенно после тяжелых детских болезней – кори, скарлатины, дифтерии, коклюша, дизентерии и др.) также может служить почвой для нарушения речи. Физические наказания, запугивание, резкие окрики, помещение ребенка в виде наказания в темную комнату могут для нервно ослабленного и впечатлительного ребенка послужить толчком к возникновению заикания.
Иногда заикание у ребенка является следствием подражания заикающейся речи кого-либо из окружающих.

Читайте так же:
Понятие тревоги и тревожности в психологии

Виды заикания

Заикание бывает двух видов: клоническое и тоническое.
Заиканию детей обычно сопутствует резкое нарушение дыхания.
Ребенок, перед тем как произнести слово, выдыхает воздух (утечка воздуха), а говорит в то время, когда вдыхает – речь на вдохе. При клоническом заикании ребенок повторяет по нескольку раз один тот же начальный слог или звук: ма-ма-ма-машина, п-п-п-петушок, а иногда, перед тем как произнести слово, повторяет какой-нибудь гласный звук, например: а-а-а-а-а-апельсин, и-и-и-и-игрушка. Клонический вид заикания обычно встречается в первые месяцы речевого расстройства.
Тоническое заикание выражается в том, что ребенок делает длительные остановки и нажим на согласных и гласных звуках, например: п-равда, т-рамвай, й-я думаю, С-аша, А-нюта.
Кроме того, бывает смешанный вид заикания, когда у ребенка наблюдаются клонические и тонические судороги, например: «Ма-ма-мама, й-я м-огу у-у-у-упасть!» При этом задержка на одном из звуков (м-огу) часто сопровождается настолько резким напряжением, что оно переходит в судорогу, а иногда даже один звук заменяется другим, например: М-биша (Миша), ребенок как бы захлебывается во время разговора;
Речь ребенка сопровождается коротким, прерывистым, судорожным дыханием, вследствие чего слова, фразы резко разрываются на слоги – ребенок говорит, как при одышке.
У ребенка перед началом речи появляется длительная задержка дыхания, и он никак не может начать говорить.
Помимо нарушения дыхания, при заикании может иметь место хрипота и частичная потеря голоса. Иногда голос пропадает совсем и ребенок говорит шепотом.

Можно ли перевоспитать речь заикающегося ребенка?

В случае появления у ребенка заикания необходимо прежде всего обратиться в детскую поликлинику к врачу-неврологу. Он определит причину заикания, даст необходимое назначение для укрепления нервной системы ребенка, направит его к логопеду, который окажет ребенку практическую помощь или даст родителям указания, как можно помочь ему в условиях семьи.
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы родители или окружающие обращали внимание ребенка на неправильность его речи, говорили при этом, что он заикается. С ребенком, начавшим заикаться, рекомендуется как можно меньше говорить. Не следует задавать ему вопросов, нужно говорить с ним спокойно, не торопясь, но не разбивая слова на слоги. Когда ребенок в видимом затруднении останавливается во время разговора или не может начать говорить, необходимо помогать ему, подсказывая нужные слова или напоминания, чтобы он не спешил, а говорил медленно.
Режим дня должен быть строго выдержан и построен таким образом, чтобы ребенок максимальное время проводил на воздухе. Кроме того, дневной сон должен длиться не менее 2-х часов, а ночной – 10–11 часов (в зависимости от возраста). Будить ребенка не рекомендуется. Желательно по утрам делать обтирание, а на ночь – теплый душ.
Питание четырех-пятикратное, полноценное, с большим количеством витаминов и обязательно в определенные часы.
Режим дня, водные процедуры, питание следует согласовывать с врачом, наблюдающим данного ребенка.
Рекомендуется следить, чтобы ребенок по возможности не находился в шумном, неорганизованном детском обществе, которое может вызвать у ребенка резкое возбуждение, что в свою очередь обычно содействует ухудшению речи; необходимо избегать волнующих ребенка впечатлений (театр, цирк, гости, телевизор, страшные рассказы на ночь, ссоры в присутствии ребенка и т. п.)
В семье, где имеется заикающийся ребенок, следует установить речевой режим. Члены семьи должны следить за тем, чтобы их речь была неторопливой, плавной, внятной. Слыша вокруг себя правильную речь, заикающийся ребенок невольно будет подражать ей, и заикание постепенно будет ослабевать, а в некоторых случаях может даже полностью исчезнуть.
Задача родителей состоит в том, чтобы освободить речь заикающегося ребенка от напряжения, сделать ее свободной, плавной, ритмичной. Для этого, кроме соблюдения в семье речевого режима, следует ежедневно в течение 20–30 минут проводить с ребенком специальные упражнения по снятию тонуса, развитию речевого дыхания, координации слова и движения, игровые упражнения для развития голоса.
Упражнения по снятию тонуса состоят в выполнении детьми расслабляющих движений. Например, малышам предлагают помахать руками, как при прощании, как птички крылышками, встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды, и т. д.
При проведении упражнений по развитию речевого дыхания используются следующие игровые приемы: потушить свечу (подуть вместо свечи на указательный палец руки), сдуть с руки ватку, подуть на одуванчик, на «озябшие» руки, произнося при этом шепотом ф-ф-ф.
Упражнения по развитию голоса строятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях: гудку паровоза, вою ветра, волка – у-у-у, жужжанию пчелы, мухи, жука – ж-ж-ж, шипению гуся – ш-ш-ш и др.
Необходимость занятий по развитию у заикающихся детей голоса и правильного речевого дыхания обусловлена тем, что они часто боятся звука собственного голоса, говорят тихо, неуверенно, и это еще усиливает дефект их речи.
Подвижные игры, в процессе которых координируют слово с движением, интересны детям, потому что сопровождение текста игр сопровождается хлопками, ударами и подбрасываниями мяча, движениями рук, ног, прыжками и т. д. сопровождение текста движениями сдерживает торопливую речь ребенка и вместе с тем отвлекает его от болезненного внимания к своей речи.
Развитию у ребенка плавной, спокойной речи способствует сопряженное и отраженное чтение коротких стихотворений, рассказов, сказок, ответы на вопросы по прочитанному, а также рассказы по картинкам.
При сопряженном чтении взрослый предлагает ребенку вместе прочитать сказку; сначала взрослый один четко медленно произносит фразу, затем повторяет ее вместе с ребенком. Фразы дают короткие, в два–три слова на один выдох. Когда этот вид чтения усвоен ребенком, можно переходить к отраженному чтению. При отраженном чтении фразу сначала произносит взрослый, а затем ребенок произносит ее самостоятельно.
Для отраженного чтения, а затем и для самостоятельного чтения наизусть, рекомендуется стихотворный материал, т. к. гладкий ритмичный текст стихов хорошо помогает заикающимся изживать торопливость, аритмичность речи. На первых порах следует давать короткие стихи в две, три строки.
При чтении стихотворений «под мяч» сначала делается бросок мяча на каждом слове. После того как ребенок будет свободно справляться с таким упражнением, можно перейти к чтению, при котором бросок мяча делается только в конце строки.
После отраженного чтение возможен переход к упражнениям в вопросно–ответной форме речи. Их можно проводить следующим образом: взрослый дает ребенку большие карты, как для игры в лото, а маленькие карты-накрывашки кладет стопкой на стол; потом берет из стопки картинку и спрашивает: «У тебя есть бабочка?» Ребенок отвечает: «У меня есть бабочка. Бабочка желтая» и т. д. С ребенком от пяти до семи лет игры проводятся по темам «Игрушки», «Домашние животные» и т. д.

Читайте так же:
Частные интернаты для больных деменцией

Правила речи

  1. Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет тебе говорить смело и уверенно.
  2. Помни, что всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно, неторопливо.
  3. Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову, не делай лишних движений. Держись прямо, уверенно.
  4. Не спеши с ответом. Сначала проговори ответ про себя.
  5. Перед началом речи вдохни и сразу же начинай говорить.
  6. Говори на выдохе. Воздух расходуй в основном на гласные звуки.
  7. Гласные звуки произноси широко и громко.
  8. Не нажимай на согласные звуки. Произноси их легко, без напряжения.
  9. В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук: произноси его громче и протяжнее остальных гласных.
  10. Короткие предложения, состоящие из 3–4-х слов, произноси на одном выдохе. Строго выдерживай паузы между предложениями.
  11. Длинные предложения дели на смысловые отрезки (3–4 слова), между которыми выдерживай паузу и делай новый вдох.
  12. Слова внутри короткого предложения и смыслового отрезка произноси слитно, цепляя одно слово за другое.
  13. Говори громко, четко, выразительно.

Как надо вести себя родителям с ребенком,
который начал заикаться

  1. Взять себя в руки и не паниковать.
  2. Попытаться разобраться в причинах дефекта.
  3. Ликвидировать их.
  4. Создать дома спокойную обстановку.
  5. Не ссорится при ребенке и не конфликтовать.
  6. Оберегать от бурных эмоций, даже положительных (празднование дня рождения, посещение кукольного театра и т. д.).
  7. Исключить шумные игры и шумные детские компании.
  8. Уменьшить интеллектуальную нагрузку.
  9. Помочь избавиться от страхов.
  10. Выработать уверенность в себе.
  11. Найти правильную тактику воспитания.
  12. Не расходиться в методах воспитания с другими родственниками.
  13. При рождении второго ребенка уделять первенцу максимум внимания.
  14. Научить правильно общаться.
  15. Постараться не ломать его стереотипы.
  16. Повременить с оформлением в детский сад.
  17. Как можно реже ходить в гости.
  18. Не приглашать часто к себе гостей.
  19. Ослабить нервное напряжение.
  20. Любыми способами отвлекать его от речевого дефекта и не фиксировать внимание на нем.
  21. Не заставлять правильно повторять «невыговаривающиеся» слова.
  22. Говорить в присутствии ребенка медленно и тихо. Свести к минимуму беседы с ним.
  23. Повышать общую сопротивляемость его организма для профилактики различных заболеваний.
Читайте так же:
Причины заикания у детей трех лет

Как не надо вести себя родителям с ребенком,
который заикается

Артикуляция: понятие, этапы формирования, особенности произношения гласных и согласных

Артикуляция – это грамотное и членораздельное проговаривание фонем, которое обеспечивается функционированием аппарата речи – подвижных (язык, губы) и неподвижных (зубы, десны, небо) артикуляционных органов.

Артикуляция – сложный механизм, функционирование которого обусловлено скоординированной работой:

  • дыхательной системы;
  • рта и носоглотки;
  • голосовых связок;
  • языка и губ.

Членораздельное проговаривание звуков зависит от подвижности речевого аппарата, тогда человеку не требуется прилагать усилия. В фонетике все звуки русского языка подразделяют на гласные и согласные. Их образование имеет свои особенности.

Произношение гласных

Гласные, или тоновые, фонемы формируются посредством движения голосовых связок при прохождении воздушных потоков через гортань. Периодически изменяясь, они образуют тон и звук музыки. При формировании гласных поток воздуха легко проникает через рот, не ощущая преграды.

Характерной особенностью формирования гласных является слабый поток воздуха и равномерное распределение напряжения во всех мышцах рта и гортани.

В логопедии гласные классифицируют по 3 характеристикам:

  • вовлечение в процесс губ;
  • высота движения языка вверх (вертикальное направление);
  • продвижение его вперед или отодвигание назад к гортани (горизонтальное движение).

Существует 6 гласных звуков: а, о, ы, и, у, э. В соответствии с горизонтальным движением гласные разделяют на три ряда:

  1. первый (э, и) – для их произношения язык выдвигается вперед максимально, упираясь кончиком в нижний ряд зубов;
  2. средний (а, ы) – во время проговаривания немного сдвинут к гортани;
  3. задний (о, у) – максимально задвигается назад.

В зависимости от вертикального движения гласные классифицируют на три подъема:

  1. высокий (у, ы, и) – максимально поднимается к небу;
  2. средний (о, э) – небольшой подъем;
  3. низкий (а) – язык не поднимается, а нижняя челюсть идет вниз, широко раскрывая рот.

Произношение согласных

Согласных звуков в нашем языке – 37. Для их формирования поток воздуха задерживается разными преградами. Такие фонемы складываются из шума, а также шума и голоса. Шум образуется во время столкновения потока воздуха с препятствием.

Для прохождения преграды при формировании согласных требуется больший поток воздуха.

При формировании согласного напрягаются мышцы там, где образуется препятствие – сомкнутые губы или зубы, соприкосновение языка с небом или зубами. Активным становится элемент, который создает препятствие – губы, зубы. Незадействованные при проговаривании органы называют пассивными. Это может быть небо, губа, зубы. В зависимости от активности элементов, согласные классифицируют на:

  • губные – п, б, м твердое и мягкое;
  • губно-зубные – ф и в твердое и мягкое;
  • переднеязычные и зубные – т, с, з, л, н твердое и мягкое, ц;
  • переднеязычные и небные – ш, ж, р твердое и мягкое, ч мягкое;
  • среднеязычные и средненебные – й;
  • заднеязычные и задненебные – к, г, х твердое и мягкое.

Каждый согласный имеет характерные признаки:

  • Место формирования. Зависит от активного элемента, ответственного за образование преграды и его соприкосновения с пассивным элементом (губные, заднеязычные и задненебные).
  • Способ образования. Характеризует преграду, образованную при прохождении струи воздуха и механизм ее преодоления (смычные, дрожащие, щелевые согласные).
  • Наличие шума и его интенсивность (шумные и сонорные).
  • Присутствие при артикуляции голоса (звонкие и глухие).
  • Характерное произношение (мягкие или твердые).

Формирование артикуляции

Фонемы, звукосочетания и слова образуются при скоординированном движении кинем – органов речи. Это согласованное двигательное умение, которое развивается при освоении новых фонем. Высокая двигательная активность органов речи позволяет четко и внятно проговаривать отдельные фонемы обособленно и в произвольной речи.

Ребенок с младенчества разрабатывает артикуляционные навыки, двигая язычком, губами, лицевыми мышцами, сопровождая мимику и жесты диффузными звуками – гулением, лепетом или бормотанием.

Это начальная стадия формирования артикуляции. Непроизвольные движения становятся гимнастикой для речевой системы. Постепенно нарастает сила и разнообразие речевых навыков.

Членораздельная и понятная речь появляется при развитых и подвижных артикуляционных органах. Четкость и разборчивость зависит от напряжения разнообразных мышц – жевательных, мимических, глотательных. Формирование умения проходит с вовлечением дыхательной системы.

При речевом расстройстве дефектолог определяет положение органов речевого аппарата, требуемого для правильного проговаривания фонем. Помочь в формировании четкого произношения могут занятия вокалом, хоровое пение, чтение вслух. Иногда требуется консультация специалиста по стоматологии. Неправильный прикус нарушает дикцию.

Дополнительные занятия с дефектологом и артикуляционная гимнастика ускоряют развитие четкой и понятной речи. Цель упражнений – усвоение навыков членораздельного проговаривания фонем и исправление имеющихся дефектов артикуляции вне зависимости от этиологии (причин появления речевого расстройства). Занятия включают выполнение упражнения для формирования двигательной активности мышц рта, усвоения нужного положения языка, губ и мягкого неба.

Во время занятий важно избегать упоминания фонемы, с которой проводится коррекционная работа.

Во время коррекционной работы логопед при выполнении ребенком упражнения проверяет, правильно ли выбрано положение для произношения выбранного звука.

Читайте так же:
От чего бывает сосудистая деменция

Задача логопедических занятий – отработка движений и запоминание положения органов речевого аппарата для формирования правильной артикуляции. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для разработки мускулатуры лица, органов ротовой полости, мышц плечевого пояса и грудной клетки.

Независимый сайт о заикании

Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания: Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи

Работа над плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных как основе нашей речи. Логопед объясняет детям,, что от пра-вильного произношения всех гласных звуков зависит полнозвучность голоса, плавность и темп речи. Воздух расходуется в основном на гласные звуки, они произносятся широко и громко, в каждом слове обязательно выделяется ударный гласный.

Плавность речи отрабатывается сначала в элементарных речевых фор-мах:
• на произнесении отдельных гласных звуков;
• на сочетаниях гласных звуков (двух, трех, четырех, пяти);
• на слоговых сочетаниях согласных звуков с гласными;
• на произнесении фраз из одного слова;
• на произнесении коротких фраз;
• на произнесении длинных фраз с логической паузой.

Параллельно проводится работа по развитию интонационно-выразительной стороны речи (пролонгированное произнесение гласных звуков, повышение, понижение голоса в конце фразы). Логопед предлагает детям свои речевые образцы, наглядно-иллюстративный материал, используется конкретная ситуация. Основными видами упражнений являются: произнесение речевого материала вместе с логопедом, вслед за ним, называние предметов и действий по кар-тинке или в конкретной ситуации. Во всех этих упражнениях отрабатывается важнейший элемент плавной речи — слитность. Это значит, что все звуки должны как бы вливаться один в другой и все сочетание должно произно-ситься как один долгий звук.

При выполнении заданий на сочетание гласных звуков важно следить за тем, чтобы при переходе от одного звука к другому голос звучал непрерывно, а менялось только положение губ и языка. При произнесении сочетаний гласных звуков с согласными прежде всего необходимо соблюдать все требования, предъявляемые к произнесению гласных. Тогда вместе с ними будут свободно произноситься и согласные звуки. Чтобы эти звуки не вызывали затруднений, нужно произносить их легко и без напряжения (слегка смыкать губы, слегка касаться кончиком языка зубов и т. п.)..

В работе над фразами соблюдаются следующие речевые правила: ко-роткие предложения произносятся на одном выдохе; длинные предложения делятся на смысловые отрезки (3—4 слова), между которыми выдерживается пауза и делается новый вдох; слова внутри короткого предложения произносятся слитно. Логопед должен объяснить детям важность пауз и на доступных примерах показать их значение.

Затем отрабатывается чтение заученных стихотворных текстов. Бла-годаря тому, что в стихах наблюдается строгое чередование ударных и безударных слогов, что они очень ритмичны, что окончания строк рифмуются и каждая строка в стихах чаще совпадает со смысловым отрезком, они удобны для закрепления всех элементов правильной речи: упорядоченного дыхания, неторопливого темпа, слитности, выделения грамматического и логического ударения, деления на смысловые отрезки.

Только потом переходят к пересказу коротких текстов с делением на смысловые и логические отрезки. Работа над пересказом прослушанного текста облегчается тем, что здесь присутствует опора на готовый языковой материал и определен сюжет последовательности событий. Для подготовительной работы и в случаях затруднений детей используются наводящие вопросы, опорные слова, предметные картинки.

Работа над пересказом прослушанного текста включает:
• пересказ текста с опорой на наглядный материал;
• пересказ текста по плану;
• пересказ прослушанного текста без опоры;
• пересказ текста сюжетно-ролевого содержания. Следующий этап работы над плавностью речи является переходной ступенью к самостоятельной речи и охватывает нижеследующие виды работ:
• работа над вопросно-ответной формой речи;
• ответы на вопросы по картине;
• ответы на вопросы по тексту;
• составление вопросов к картине;
• составление вопросов к тексту.

Затем плавность речи формируется в более сложных видах монологической речи — самостоятельное составление рассказов:

• по предметной картине с использованием схемы;
• по серии сюжетных картин (от трех до восьми);
• по сюжетной картине;
• по описанию пейзажной картины.

Данный вид работы облегчается опорой на наглядный материал, однако отсутствует языковой материал и сюжет последовательности событий. Если дети испытывают трудности при составлении рассказов, им можно предложить образец рассказа логопеда по картине или ее отдельной части; наводящие вопросы, а затем предваряющий план рассказа; составление рассказа по фрагментам картины; коллективное составление рассказа.

Читайте так же:
Заикание тик к кому обратится

Конструирование рассказа предполагает его составление в рамках известного начала или конца, либо того и другого, составление по серии опорных слов.

Выполнение данных видов работ часто вызывает трудности у детей. Для облегчения выполнения данных заданий проводится подготовительная работа по актуализации словарного запаса; по формированию устойчивых словосочетаний, характерных для выбранных тем рассказов. Учащимся, испытывающим затруднения в составлении рассказов по известным началу и концу, опорным словам можно предложить предметные или сюжетные картинки.

Завершающим этапом в коррекционной работе с заикающимися является закрепление полученных навыков плавной речи. Они составляют самостоятельно рассказы на заданную тему о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанными, о событиях дома, составляются творческие рассказы и инсценировки на заданную тему.

В процессе формирования плавности речи в различных формах логопед знакомит детей с правилами речи. В них содержатся правила поведения во время разговора с собеседником, основы правильного речевого дыхания в процессе произнесения слов, фраз.

Логопед объясняет и показывает детям своим примером, как нужно вести себя с собеседником: во время разговора смотреть в лицо слушающему человеку, не опускать голову и держаться прямо и уверенно, не делать лишних движений, не спешить с ответом и проговорить его сначала про себя. Говорить только на выдохе и выделять в каждом слове ударный гласный звук, гласные произносить широко и протяжно, короткие предложения произносить на одном выдохе, а длинные фразы делить на смысловые отрезки, между которыми выдерживается пауза и делается новый вдох. Говорить громко, четко, выразительно.

Правила речи постоянно напоминаются детям или заучиваются наизусть.

Коррекционная работа по развитию речи должна быть дифференцированной в зависимости от степени отклонения от нормы.

Специфика работы с детьми, имеющими разные уровни сформированности речи, заключается в преимуществе отдельных направлений работы, в степени самостоятельности детей, в дифференцированном подборе речевого материала.

Те дети, у которых речевое развитие условно приближается к норме, могут более интенсивно работать над плавностью речи. Но поскольку обнаруживаются некоторые затруднения в построении связного речевого высказывания с ними проводятся дополнительные логопедические занятия по развитию устной связной речи.

Для детей, речь которых характеризуется явлениями нерезко выраженного ее недоразвития, в логопедические занятия по развитию речи включаются специальные задания и упражнения по коррекции нарушений отдельных компонентов речи.

Дети, в речи которых наблюдаются все признаки ее общего недоразвития, требуют значительной индивидуализации занятий, тщательного выбора материала в зависимости от речевых возможностей этих детей, включения в логопедическую работу развития всех сторон речи.

Это интересно:

Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые по-зволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector