Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стресс у детей

Стресс у детей

Стресс у детей

Считается, что стресс появляется у нас, взрослых, занятых своими «взрослыми» проблемами. Однако стресс может появиться даже у детей. Чрезмерные нагрузки, посттравматическое состояние, неблагоприятная обстановка в семье – все это ведет к детскому стрессу. От чего же у ребенка стресс?

Определить наличие стресса у ребенка можно по резким изменениям его поведения, ребенок становится «неузнаваем» и «неуправляем». Признаком стресса может быть частая и резкая смена настроений ребенка, какие-то психосоматические расстройства (общая слабость, быстрая утомляемость, тошнота, рвота и т.д.).

Стресс у ребенка в разном возрасте может быть вызван разными причинами и проявляться по-разному. Так, у грудных детей и у детей до двух лет стресс может быть вызван болезнью, разлукой с близкими, пусть даже кратковременной. Также дети очень остро реагируют на переживания родителей и могут «заразиться» их стрессом.

Симптомами стресса могут выступать: повышенная раздражительность, резкие изменения аппетита вплоть до отказа от пищи, нарушения сна.

Прятки учат ребенка верить в то, что, несмотря на временное отсутствие, мама или папа всегда возвращаются.

В возрасте от 2 до 5 лет необходимость разлуки с близкими, например, при посещении детского сада, перемены в привычном укладе жизни, посещение врача или парикмахерской – эти факторы также могут вызвать стресс.

Проявляется стресс у детей этого возраста избыточными страхами, агрессией, неконтролируемыми вспышками гнева и раздражения, заиканием, повышенной «слезливостью». Также у ребенка может появиться т.н. поведенческая регрессия – возвращение к более ранним стадиям развития. Например, ребенок начинает просить соску или мочиться в постель, сосет палец.

Ребенку еще трудно выразить свои чувства и переживания словами, поэтому родителям, чтобы выяснить причину происходящего, важно прислушаться к разговорам, которые ребенок ведет со своими игрушками. В игре ребенок проигрывает важную для себя ситуацию, а в разговорах с игрушками он более откровенен, чем с родителями.

Хорошо помогает снять стресс быстрое, механическое рисование яркими красками, возможность вдоволь покричать. Необходимо ограничивать время просмотра ребенком телевизора – важно, чтобы ребенок хотя бы пару часов в день проводил за тихими спокойными играми, за книгой.

С началом посещения ребенком школы начинаются новые нагрузки, к ребенку предъявляются новые требования. В этот период дети очень уязвимы для стресса. Высокие (иногда даже чересчур) ожидания родителей и огромное желание ребенка соответствовать этим ожиданиям, конфликты с одноклассниками или учителями – все это может привести к стрессу.

Распознать стресс в этом возрасте можно по необъяснимым болям и расстройствам без видимых причин, по нежеланию ребенка посещать школу или общаться с другими детьми. Нервные движения, низкая самооценка, нарушения аппетита и сна, отставание в учебе – это тоже могут быть признаки стресса.

Как выяснить причину стресса? Можно сходить с ребенком в кино или на прогулку – вдали от домашней (возможно, опостылевшей) обстановки ребенок может разговориться. С помощью ролевых игр, рисования можно «переиграть» стрессовую ситуацию. В игре или на рисунке ребенок может представить, как бы он повел себя в том или ином случае.

Ребенок подросткового и старшего школьного возраста – это уже практически сформировавшаяся взрослая личность. Неудивительно, что и переживания его приближаются к переживаниям взрослого человека: озабоченность своим будущим, взаимоотношениями с окружающими…

Признаки стресса у подростка также практически не отличаются от «взрослых». Подросток может чувствовать себя безмерно одиноким, неуверенным в себе, у него пропадает желание общаться с людьми. Он становится чрезмерно раздражительным, вспыльчивым, настроение резко меняется от приподнятого до глубокой депрессии, появляется необъяснимое беспокойство, навязчивые действия.

Как помочь подростку справиться со стрессом? Важно «разговорить» ребенка. Если он не хочет сам рассказать о своих проблемах, можно «зайти издалека», т.е. начать разговор на какие-то посторонние темы, осторожно переведя беседу в нужное русло. Можно «проиграть» с ребенком то, что произошло, но в Вашей «пьесе» будет счастливый конец.

Не следует говорить ребенку в период стресса о его несостоятельности. Фразы, вроде «встряхнись, возьми себя в руки, ты обязан быть сильным» заставляют ребенка чувствовать себя без вины виноватым. Родители должны дать ребенку возможность понять, что они его любят несмотря ни на что. Помощь лучше предлагать ненавязчиво, подчеркивая, что при необходимости родители всегда рядом, но они оставляют ребенку право решать самому.

«Я СТАЛ ЗАИКАТЬСЯ, УВИДЕВ ССОРУ РОДИТЕЛЕЙ…»

В последнее время украинские специалисты констатируют заметный рост у детей и подростков разнообразных речевых патологий.

  • Лариса Никонова
  • Лето — время риска По данным ВОЗ, сегодня около 500 тыс. жителей Украины принимают те или иные виды наркотиков. Особенно беспокоит тот факт, что большинство наркозависимых — совсем еще молодые люди, в возрасте до 30 лет.
  • Каникулы под замком, или в интернет-клуб с ночевкой «Помогите! Наши дети пропали!» — с таким заявлением взволнованные родители обратились в Белоцерковское отделение милиции.
  • «Особенные» студенты В Украине сегодня — настоящий образовательный бум. Согласно статистике, каждый десятый наш сооте.
Читайте так же:
Эффективное лечение энуреза у подростков

В последнее время украинские специалисты констатируют заметный рост у детей и подростков разнообразных речевых патологий. «Лидирует» такое серьезное нарушение речи, как заикание. Медиков особенно тревожит тот факт, что если ранее оно диагностировалось в основном у 5—6-летних детей, то сейчас — у 3-летних. При этом заикание не только «молодеет», но и приобретает более тяжелые формы. Как же уберечь от этого детей?

Существует целый комплекс причин, способных привести к развитию патологий речи. Прежде всего очень важно, как прошли сами роды: если ребенок появился на свет, обвитый пуповиной, у него фиксировались удушье, асфиксия, затруднения с дыханием, существует риск, что в будущем у него могут возникнуть те или иные нарушения речи. Существует также врожденная предрасположенность нервной системы. Но даже наличие двух этих условий еще не означает, что ребенок обязательно будет заикаться. Многое зависит от правильного поведения родителей и близких. Ведь по статистике, почти в 70% случаев к развитию заикания приводит психологическая травма, полученная ребенком в раннем детстве. И, как ни печально, виновниками такой травмы вольно или невольно чаще всего становятся самые родные люди.

— К нам на прием приходят не только дети, но и подростки, и вполне взрослые люди, много лет страдающие от заикания. Чтобы подобрать методику лечения, необходимо выяснить, когда и при каких обстоятельствах они начали заикаться. И практически все точно называют не только год, но даже день и час, когда с ними это произошло. Порой родители забывают, но память самого ребенка на всю жизнь фиксирует потрясшее его событие, — рассказывает заведующая киевского Центра патологии речи, врач-психотерапевт Людмила Дзюба. — Порой бывает очень больно слышать такие вот признания пациентов: «Мне было три годика, я спал в своей кроватке и вдруг проснулся, потому что рядом кричали и ссорились взрослые. Папа вдруг толкнул маму и она упала на пол. Мне стало страшно, я заплакал, но никто не обращал на меня внимания. Родители продолжали кричать друг на друга…»

Нелады в семье часто провоцируют развитие заикания. Ведь детская психика еще неустойчива и чрезвычайно уязвима, поэтому любой сильный стресс, испуг могут иметь серьезные последствия. Казалось бы, все знают, что детям нельзя смотреть «взрослые фильмы». Но молодые родители сплошь и рядом нарушают этот запрет и крутят по видео боевики, эротику, ужастики, не стесняясь присутствия малыша. Рассуждают: «Ну он же маленький, все равно ничего не поймет!». Но в том-то и дело, что яркая и непонятная картинка, кадр (кровь, рваные раны, чудище и т.д.) могут вызвать у него зрительный или звуковой шок.

Один из пациентов получил психотравму, отмечая вместе с родными Новый год. Когда пробили куранты, взрослые откупорили бутылку шампанского. Раздался оглушительный хлопок, и четырехлетний мальчик едва не потерял сознание: ему показалось, что начинается война.

Кстати, во всем мире заикание считается преимущественно мужской патологией. Мальчики страдают от него в три раза чаще, чем девочки. Объясняется это тем, что мальчики намного позднее начинают говорить, они более эмоциональны, активны, непоседливы, а стало быть, чаще получают травмы — как физические, так и психологические. Укусила собака, упал с качелей, заблудился в лесу — вот вам и стресс, последствия которого предсказуемы.

По мнению медиков, многие родители относятся к нарушениям речи у детей недостаточно серьезно. «Картавит, не выговаривает букв? Стал вдруг заикаться? Ничего, со временем само пройдет!» — рассуждают они. Но сами собой патологии речи проходят крайне редко. Гораздо чаще они, наоборот, фиксируются и переходят в более тяжелую форму. А когда ребенок идет в школу, добавляется еще и комплекс неполноценности. Ведь ребенок, который шепелявит, картавит или заикается, часто становится объектом насмешек со стороны сверстников. В результате такие дети стараются меньше говорить, чтобы не привлекать внимания к своим недостаткам, замыкаются в себе, ограничивают круг общения. А без постоянной тренировки их речевой аппарат слабеет, проблемы усугубляются. Между тем, современные методы лечения позволяют полностью избавиться от картавости, шепелявости и других нарушений звукопроизношения. Заикание поддается коррекции несколько сложнее, тем не менее и здесь можно добиться хороших результатов. Успех лечения тем выше, чем раньше родители ребенка обратятся к врачу.

А вот 19-летний Виктор пришел в Центр патологии речи только после того, как на медкомиссии в военкомате ему заявили: «С таким тяжелым заиканием, юноша, в армии вам делать нечего!» И действительно, речь Виктора была невнятной, его с трудом понимали даже дома. Однако несколько месяцев занятий со специалистами дали прекрасный результат: юноша стал свободно общаться, внятно выражать свои мысли. И хотя полностью избавиться от недостатка ему не удалось, речь нормализовалась настолько, что он даже смог сдать экзамены в университет.

Читайте так же:
Этапы работы с детьми при заикании

— У Виктора было сильное желание вылечиться, кроме того, его очень поддерживали родители. А эти два фактора очень важны. И все-таки очень жаль, что юноша потерял так много времени, — сетует Людмила Дзюба. — Ведь обратись он к нам раньше, удалось бы избежать многих психологических проблем, быстрее и легче адаптироваться к жизни в социуме. Но родители сначала думали, что «само пройдет», потому стали водить его к бабкам, знахаркам. Те «заговаривали», «снимали порчу», но толку не было. Уверяю вас, еще ни одной знахарке не удалось исправить заикание, возникшее в детском возрасте! Бывает, что речевая патология появляется в зрелом возрасте, обычно после аварии, сильного стресса, тяжелой болезни, но она обычно носит невротический характер и действительно может пройти бесследно сама собой. Но стойкое заикание, начавшееся в раннем детстве, обязательно нужно лечить с помощью специалистов. Необходимо не только исправить речь, поставить звукопроизношение, но и провести психологическую реабилитацию. Пациент должен осознать, что заикание — не повод стесняться, ограничивать общение. Виктор, например, писал короткие рассказы и юморески, в которые вставлял сложные для него слова, а потом читал их окружающим. Им было так интересно, что они даже не замечали «спотыканий». И постепенно Виктор перестал бояться вступать в разговор.

Еще один наш пациент —
56-летний Сергей — много лет жил с тяжелой степенью заикания, смирился с этим. Сложности начались, когда потерял работу. Увидев отпечатанные резюме, работодатели выражали заинтересованность, однако, встретившись и побеседовав с ним, обычно вежливо прощались: кому нужен сотрудник, запинающийся на каждом слове? К нам Сергей пришел без особой надежды, но эффект превзошел его ожидания. Особенно понравились ему занятия логоритмикой, когда группа под музыку выполняла двигательные и речевые упражнения, пела. Логоритмика помогает расслаблению дыхательного отдела, голосовых связок, после нее говорить намного легче. Ребята тренируются, разыгрывая друг с другом различные бытовые ситуации: в магазине, школе, транспорте, парикмахерской. Это помогает им взять себя в руки и объясниться с окружающими в реальной жизни. После курса реабилитации Сергей устроился менеджером в небольшую фирму, он спокойно общается, отвечая на телефонные звонки. Его речь стала более четкой и разборчивой, а качество жизни заметно улучшилось. Так что лечиться не поздно в любом возрасте. Но лучше все-таки делать это своевременно.

Чтобы избежать различных речевых патологий, специалисты советуют родителям оберегать детей от чрезмерных физических и психологических нагрузок, потрясений, стрессов. До пяти лет ребенок должен научиться четко и правильно произносить все звуки. Если у него не получается, следует показать малыша педиатру, а затем и логопеду. Имейте в виду: неправильное произношение может повлиять и на учебу, часто дети пишут слова так же, как их произносят.

Если же вы обнаружили, что малыш стал заикаться, не впадайте в панику и уж тем более не пытайтесь наказывать его за это, ругать. Ребенок зациклится на своем недостатке и в дальнейшем он может перерасти в комплекс неполноценности. Желательно, чтобы еще до поступления в школу он прошел курс лечения. Обычно это занимает 3—4 месяца. Специальные упражнения и тренинги корректируют произношение и укрепляют нервную систему. А значит, малышу будет легче адаптироваться к школьной жизни, и в будущем заикание не станет для него преградой ни в общении, ни при выборе профессии.

Заикание после стресса у взрослых лечение

Государственное бюджетное
учреждение здравоохранения
Краевая
больница №3

министерства здравоохранения Краснодарского края

8 861 268-79-47
горячая линия учреждения

350007, Краснодар,
ул. Захарова, 59

Новости

18.06.2021
С днем медицинского работника!

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

От всей души поздравляю Вас с профессиональным праздником – Днем медицинского работника! читать далее

19.05.2021
31 мая — Всемирный день отказа от курения!
19.05.2021
«ДорогиДляЖизни», «Снижаем скорость-сохраняем жизнь»

C 17 по 23 мая 2021 г. по инициативе Организации Объединенных Наций читать далее

  • Главная —> —>
  • Информация для пациентов —> —>
  • Медицинская профилактика —> —>
  • Стресс: причины, симптомы, профилактика

Стресс: причины, симптомы, профилактика

Стресс – неспецифическое (аномальное) состояние или реакция организма на различные неблагоприятные факторы (стрессоры), воздействующие на него. Небольшие стрессовые ситуации необходимы человеку, т.к. они играют важную роль в дальнейших благоприятных изменениях в жизни самого человека. Это связано с выбросом во время стрессовой ситуации в кровь человека адреналина, а также другими биохимическими реакциями, которые способствуют человека решать ту или иную задачу. Помимо положительного эффекта, стресс может способствовать и негативным последствиям. Когда человек постоянно подвержен стрессовым ситуациям, его организм усиленно растрачивает свои силы (энергию), что приводит к его быстрому истощению. Поскольку все органы находятся в напряженном состоянии, они более подвержены к вторичным неблагоприятным факторам, например – болезням. Таким образом, ученые установили два основных вида стресса – эустресс (положительный стресс) и дистресс (отрицательный стресс).

Читайте так же:
Что делать если у родственника деменция

Причины стресса

Причин стресса великое множество, т.к. у каждого человека свой индивидуальный организм, психика, образ жизни, поэтому, один и тот же фактор на одного человека может не повлиять вовсе, или произвести незначительное воздействие, в то время как другая личность буквально заболевает, например – конфликт с другим человеком. Наиболее популярные причины и/или факторы стресса:

  • конфликтная ситуация с другим человеком – на работе, дома, с друзьями или вовсе с посторонними людьми, ссора;
  • недовольство – своим внешним видом, окружающими людьми, успехами на работе, самореализацией в мире, окружающей обстановкой (дом, работа), уровнем жизни;
  • маленький прожиточный минимум, нехватка денег, долги;
  • длительное отсутствие отпуска и полноценного отдыха от повседневных дел, быта;
  • рутинная жизнь с отсутствием или маленьким количеством положительных эмоций, перемен;
  • длительные хронические заболевания, особенно влияющие на внешний вид, а также болезни родственников;
  • избыточный вес;
  • смерть родственника или просто близкого или знакомого человека;
  • недостаток в организме витаминов и микроэлементов;
  • просмотр душевных фильмов, или наоборот, фильмов ужасов;
  • проблемы в сексуальной жизни;
  • частые страхи, особенно перед смертельными заболеваниями (раком), мнением окружающих людей, старостью, маленькой пенсией;
  • одиночество;
  • чрезмерная физическая активность, или же неблагоприятные условия окружающей среды (холод, жара, дождливая погода, повышенное или пониженное атмосферное давление);
  • резкая мена окружающей обстановки – переезд на другое место жительства, смена работы;
  • тяжелая музыка;
  • другие причины или ситуации, способные зацепить или раздражать человека.

Симптомы стресса

Среди наиболее популярных реакций организма на стресс, выделяют:

  • беспричинные и частые приступы раздражительности, злобы, недовольства окружающими человека людьми, обстановкой, миром;
  • вялость, слабость, депрессия, пассивное отношение и не желание общаться с людьми, даже с родными и близкими, быстрая утомляемость, нежелание что-либо делать;
  • бессонница, беспокойный сон;
  • невозможность расслабиться, постоянное напряжение нервное системы, физического тела;
  • приступы страха, паники;
  • плохая концентрация внимания, заторможенность, сложность в понимании обычных вещей, снижение интеллектуальных возможностей, проблемы с памятью, заикание;
  • недоверие к себе и окружающим людям, суетливость;
  • частое желание плакать и рыдания, тоска, самосожаление;
  • отсутствие желания употреблять пищу, или же наоборот, чрезмерное желание покушать;
  • нервный тик, неспецифические для пациента желания кусать себе ногти, прикусывать губы;
  • повышенная потливость, повышенная возбудимость, расстройства пищеварительной системы (диарея, тошнота, рвота), кожный зуд, головная боль, головокружения, учащенное сердцебиение, дискомфорт в грудной клетке, проблемы с дыханием, чувства удушья, резкое повышение температуры тела, озноб, онемение или покалывание в конечностях;
  • — повышенный интерес к алкоголю, наркотикам, курению, компьютерным играм и другим вещам, которые ранее человека особо не интересовали.

Фазы стресса

Развитие стресса происходит в три фазы:

  1. Мобилизация. Организм реагирует на стрессор тревогой и мобилизирует свои защитные силы и ресурсы для противостояния стрессовому фактору.
  2. Противостояние. Организм противостоит стрессовой ситуации, человек активно ищет выход из нее.
  3. Истощение. При большой продолжительности влияния на человека стрессового фактора, организм начинает истощаться, и стает уязвимым для вторичных угроз (различные болезни).

Принципы лечение стресса

Лечение стресса включает в себя следующие пункты: удаление стрессора (фактора стресса); физиологические процедуры; принятие успокаивающих (седативных) препаратов; психологическую коррекцию.

Профилактика стресса

Чтобы минимизировать развитие стресса, следует обратить внимание на следующие рекомендации:

  • вести активный образ жизни;
  • употреблять пищу, обогащенную витаминами;
  • старайться найти работу по душе;
  • высыпаться;
  • отказаться от алкогольных напитков, не употреблять наркотические средства;
  • больше времени проводить на свежем воздухе, отдыхать на природе;
  • ограничить себя в употреблении кофеина (кофе, крепкий черный чай);
  • не смотреть и не слушать то, что доставляет неприятность (фильмы, музыка, новости);
  • следить за своим ребенком – что он читает и смотрит, ограничить его от информации насильственного, потустороннего и оккультного характера;
  • делиться своими переживаниями с друзьями или родственниками, которым доверяете;

Важно помнить: если появилось чувство, что невозможно преодолевать стрессовые ситуации, следует обратиться за консультацией к специалисту –психологу, либо к неврологу или психотерапевту.

Лечение болей спины в Санкт-Петербурге

Логоневроз или заикание – это расстройство речи, судорожное нарушение плавности речи, невозможность произносить звуки в нужной последовательности, непроизвольная задержка звуков, повторение отдельных слогов или целого слова. Чаще всего заикание возникает в возрасте от 3 до 8 лет. Второй опасный период возникновения заикания — это подростковый возраст 15-17 лет. Нередко логоневроз возникает и взрослых людей.

Логоневроз или заикание – это расстройство речи, судорожное нарушение плавности речи, невозможность произносить звуки в нужной последовательности, непроизвольная задержка звуков, повторение отдельных слогов или целого слова. Чаще всего заикание возникает в возрасте от 3 до 8 лет. Второй опасный период возникновения заикания — это подростковый возраст 15-17 лет. Нередко логоневроз возникает и взрослых людей.

Читайте так же:
Школьная тревожность детей с овз

Логоневроз может возникнуть на фоне перенесенной психологической травмы, испуга. Основным клиническим симптомом логоневроза является нарушение темпа и ритма речи, связанное с судорогами речевого мышечного аппарата, напряжение голосовых связок, отсутствие взаимосогласия речи, артикуляции и дыхания, затруднения произношения звуков, слогов, а иногда и целых слов, повторение слогов и слов. Часто заикание сопровождается другими нарушениями центральной нервной системы, а именно: навязчивыми страхами, эмоциональной неустойчивостью, закомплексованностью, проявлением депрессии, социальной дезадаптацией. Ухудшаются все симптомы логоневроза при эмоциональном напряжении и нервном возбуждении. При заикании во время разговора могут отмечаться гримасы лица, лицевые тики, частое моргание, ощущение нехватки воздуха, дрожание губ, тревога, страх, нарушение сна, аппетита, усиление потливости. В тяжелых случаях появляется навязчивый страх перед речью, разговором и полностью парализуется произношение звуков, слогов.

Причиной заикания чаще всего является выраженный стресс, испуг. У взрослых и подростков логоневроз возникает на фоне патологии шейного отдела позвоночника. У детей также проблемы логоневроза чаще всего поддерживаются и возникают на фоне родовой травмы шейного отдела позвоночника. Выделяют группы риска по логоневрозу. К ним относятся дети и взрослые с неустойчивой психикой, повышенной возбудимостью, эмоциональной нестабильностью, хроническим нарушением кровоснабжения головного мозга. Также причиной заикания может быть перенесенная инфекция нервной системы, детский церебральный паралич, заболевания эндокринной нервной системы. Причиной развития логоневроза у взрослого населения может быть тяжелая травма головы, опухоли головного мозга, инсульты, как ишемические, так и геморрагические. При логоневрозе различают три формы заикания. Первая клоническая форма логоневроза. Появляется навязчивое частое повторение отдельных слогов и слов. Вторая форма – это тоническая форма заикания отличается непроизвольными паузами в речи, затяжным произношением тех или иных звуков.

В течение логоневроза выделяют 4 фазы развития.

При сильных волнениях, переживаниях отмечается эпизодические нарушения речи, чередуются с длительными периодами здоровья и нормального произношения звуков, слогов и слов.
Расстройство речи уже постоянное, усиливается при сильных стрессах, с короткими светлыми промежутками. Более характерна для детей младшего школьного возраста.
Фаза развивается у детей более старшего возраста. Характеризуется той или иной степенью нарушения речи и зависит от степени и длительности стрессовой ситуации и окружающей обстановки. Чаще всего отмечается у детей старшего и подросткового возраста, у взрослого населения. Характеризуется страхом перед произношением, перед беседой, произношение тех или иных звуков, вынужденным многословием. Чаще всего характерна для подростков и взрослых людей.
У маленьких детей до 3-4 лет редкие проявления заикания являются нормой при обычном поведении. Если ребенок начинает заикаться чаще, на фоне нервной обстановки, при волнение, стрессовых ситуациях, родителям нужно сразу насторожиться и обратиться к специалистам, так как последствия логоневроза могут быть серьезными. При логоневрозе ребенок находится в постоянном нервном напряжении, формируется изменения психики, характера, появляется замкнутость, развивается депрессия, синдром неполноценности.

Лечение логоневроза должно быть комплексное и направлено на исключение причины, вызывающей заикание. Прежде всего должен быть восстановлен баланс нервной системы и эмоциональной стабильности. Лечение назначается после полного обследования. Если есть патология в шейном отделе и нарушение мозгового кровоснабжения, назначается комплексное лечение остеохондроза позвоночника. В результате комплексного лечения можно достигнуть стойкой и длительной ремиссии. На фоне лечения улучшается проходимость импульса по нервному волокну, улучшается питание клеток головного мозга и в частности речевого центра, купируется повышенная нервная возбудимость, ребенок становится спокойным и устойчивым к стрессам, устраняется затруднение речи, проходит страх перед необходимостью разговаривать, значительно, а чаще полностью восстанавливается нормальная речь. Чем быстрее Вы обратитесь с этой проблемой к специалисту, тем результативнее будет лечение. В Клинике доктора Войта всегда рады помочь Вам и Вашему ребенку.

Логоневроз и заболевания шейного отдела позвоночника.
Главный врач Клиники доктора Войта Дубовская Н. А.

Нарушение речи у взрослых

Нарушение речи у взрослых

Человеческая речь относится к высшим корковым функциям, для произнесения самого простого предложения требуется интегративная деятельность многих отделов головного мозга и голосового аппарата. Это главнейшее условие коммуникации, без которого невозможно общение с себе подобными. Особенности речи напрямую зависят от образования и кругозора. Нарушение речи у взрослого человека всегда свидетельствует о серьезном заболевании. Расстройства речи бывают врожденными и приобретенными.

  • Первичная консультация — 4 000
  • Повторная консультация — 2 500

Врожденные расстройства начинаются в раннем детстве и сопровождают человека в течение всей жизни, практически не поддаваясь коррекции. Приобретенные расстройства речи всегда имеют патологическую причину, органическую или функциональную. К органическим причинам относятся повреждения структур головного мозга и речевого аппарата. К функциональным — различные факторы внешней среды, временно нарушающие работу нервной системы. Это стрессы, инфекции, травмы, психические болезни.

Читайте так же:
Дыхательная гимнастика при заикании для дошкольников

Выделяют такие виды нарушений речи:

  • изменение темпа — ускорение (тахилалия) или замедление (брадилалия);
  • гнусавость;
  • заикание;
  • дислалия или косноязычие — «проглатывание» слогов или букв, невнятная и нечеткая речь;
  • афазия или невозможность речи, которая в свою очередь подразделяется на несколько видов — моторная, сенсорная, —
  • проводниковая или кондуктивная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, тотальная;
  • дизартрия — нарушение артикуляции;
  • олигофазия («мало слов») — состояние после эпилептического припадка, когда человек оглушен пережитыми судорогами, говорит мало и односложно;
  • мутизм (молчание);
  • дисфония (осиплость) или афония (отсутствие голоса).

Точно определить тип нарушения речи может только врач, для полной диагностики иногда требуется нейролингвистическое обследование, которое выполняет психолог и логопед. Почти всегда нужно изучить особенности кровотока, зоны поражения, места травмы или выявить инфекционный или токсический агент.

Изменение темпа

Нарушение речи у взрослых

Нормальный темп речи — это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа — эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие — незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор — могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа. Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название — маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.

Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.

Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость — повод для срочного обращения к врачу.

Заикание или логоневроз

Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.

Основа— невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения — в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.

Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.

Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги. Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна. Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса. Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу.

Афазия

Это нарушение структуры речи или понимания ее смысла.

Моторная афазия — признак поражения зоны Брока или нижних отделов лобной доли. Человек понимает обращенную речь, но не может ничего произнести. Иногда прорываются отдельные слова или звуки, чаще нецензурные. Такое расстройство речи почти всегда сопровождается двигательными нарушениями в виде паралича правых конечностей. Причина — закупорка верхней ветви средней мозговой артерии.

Сенсорная афазия — неспособность понимать смысл речи, развивается при повреждении височной извилины полушарий или зоны Вернике. Человек не понимает обращенную речь, однако бегло произносит набор слов, лишенный всякого смысла. Почерк остается прежним, но сути в написанном нет. Часто сочетается с расстройствами зрения, человек своего дефекта не осознает. Причина — закупорка нижней ветви средней мозговой артерии эмболом или тромбом. Проводниковая или кондуктивная афазия — человек понимает речь, но не может ничего повторить или написать под диктовку. Речь состоит из множества ошибок, которые человек настойчиво пытается исправить, но не может. Поражается белое вещество головного мозга надкраевой извилины.

Акустико-мнестическая — человек не может произносить длинные сложные фразы, обходясь минимальным примитивным набором слов. Нужно слово подобрать крайне трудно. Развивается при поражении левой височной области, характерно для болезни Альцгеймера.

Оптико-мнестическая — человек узнает предметы, но не может их назвать и описать. Выпадение из обихода простых понятий обедняет как речь, так и мышление. Развивается при токсических и дисциркуляторных энцефалопатиях, а также опухолях мозга.

Тотальная афазия — нет возможности ни понять речь, ни что-нибудь сказать или написать. Характерно для инфарктов мозга в бассейне средней мозговой артерии, часто сопровождается параличами, нарушениями зрения и чувствительности. При восстановлении кровотока по средней мозговой артерии речь может частично восстановиться.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector