Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Департамент образования Еврейской автономной области

Советы логопеда: развитие речи детей от 0 до 6 лет

Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым — был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы у него все получалось.

Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. Если одни детки уже вовсю лепечут в 1,5 года, то другие первые слова произносят только после двух. Естественно, что первое время кроха будет усердно повторять слова, услышанные от мамы и папы. Поначалу буквы и слоги будут выстраиваться в забавные комбинации, но он быстро учится, особенно если подавать правильный пример.

Даже самые маленькие и незначительные недостатки в развитии речи вашего ребенка могут оказать свое «роковое» влияние на его дальнейшую жизнь. Чтобы не пришлось лишний раз обращаться к логопеду, не коверкайте слова и не сюсюкайте. Понятно, что вы хотите сказать ласковые слова ребенку, но разве это нельзя сделать простым и понятным языком. Ведь в скором времени ваш ребенок переймет вашу манеру общения и от того, насколько она будет правильной, зависит и его речь.

Не менее важна благоприятная обстановка в доме, отсутствие ссор и скандалов, а также правильный режим дня. В совокупности эти факторы создадут условия, в которых малыш будет расти спокойным и уравновешенным. А это значительно уменьшит риск развития заикания.

Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.

Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач.

Уровень развития речи детей от 0 до 2 лет

2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.

9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.

11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.

1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.

1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.

Уровень развития речи детей в 2 года

  1. Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы, значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).
  2. Могут выполнять просьбы взрослых, состоящие из двух частей.
  3. К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50 слов, а к 2 годам — 200-400 слов.
  4. Это преимущественно существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия.
  5. После 1,5 лет малыши способны задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?».
  6. Речь еще аграмматична (ошибкив грамматическом построении высказывания).
  7. Дети пока пользуются фразами из 2-4 слов, согласуют глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я».
  8. Для речи ребенка характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).
  9. Слоговая структура многосложных слов нарушена (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова).

Уровень развития речи детей в 3 года

  1. Самым значимым отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи.
  2. Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи.
  3. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме.
  4. В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
  5. Если родители ребенка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.
  6. Ребенок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.

Уровень развития речи детей в 4 года

  1. К четырем годам словарный запас ребенка достигает 1500 — 2000 слов.
  2. Словарный запас уже обогащен за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
  3. Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется звук «ц». У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза (звуки «ш», «ж», «ч», «щ»), но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими: звук «ш» звуком «с» («суба» вместо шуба) и т.д., а также отсутствуют [р, р’, л, л’].
  4. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания («Мама окны моет»); при образовании родительного падежа существительных множественного числа отмечается влияние окончания -ов, -ев на другие склонения (дом — домов, ручка – «ручков»)
  5. В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.
Читайте так же:
Старческая деменция передается по наследству

В этот период связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.

Уровень развития речи детей в 5 лет

  1. Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов), что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли.
  2. В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений.
  3. Свое высказывании ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях.
  4. Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи.
  5. Резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
  6. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов.

К концу пятого года многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка, однако некоторые все еще неправильно произносят шипящие звуки, [л, р], отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.

Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение.

Уровень развития речи детей в 6 лет

  1. Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.
  1. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.
  2. К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик – это полевые цветы и т.д.
  3. У ребенка развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был.
  4. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими, ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, [л, р]. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.
  1. Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.

В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы.
Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонения надо отнестись очень внимательно и своевременно обратиться к логопеду для их устранения.

Ты меня заикой оставишь! Почему ребенок может начать заикаться и кто его вылечит?

В народе бытует мнение, что малыш приобретает этот дефект речи только из-за испуга. На самом деле стресс действительно может стать пусковым рычагом для старта заболевания, но это бывает не так уж и часто. Ведь заикание может быть врожденным! Об этом и поговорим с врачом-педиатром Детского центра здоровья Людмилой Алексеевой.

В народе бытует мнение, что малыш приобретает этот дефект речи только по одной причине: из-за испуга. «Снимать испуг», или «заговаривать» его наши соотечественники любят у бабок-шептуний и прочих знахарей. На самом деле стресс действительно может стать пусковым рычагом для старта заболевания, но это бывает не так уж и часто. Ведь заикание может быть врожденным! Как бы то ни было, помочь с решением может врач. Об этом и поговорим с врачом-педиатром Детского центра здоровья Людмилой Алексеевой.

Разберемся в причинах

Врач рассказывает, что, согласно медицинским энциклопедиям, причина заиканий точно не установлена. Однако по своему опыту она выделяет несколько основных причин возникновения заикания у детей, которые можно разделить на врожденные и приобретенные.

4.jpg

Врожденные факторы:

• Наследственность. Если мама, папа или кто-то из бабушек, дедушек заикаются, есть вероятность, что малыш тоже начнет заикаться.
• Внутриутробная гипоксия плода. Если крохе во время беременности мамы не хватало кислорода, нарушения речи – самое безобидное последствие такого состояния.
• Инфекция, перенесенная крохой внутриутробно. Случается, что беременные переносят инфекционные заболевания. Вместе с мамами болеют и еще нерожденные карапузы. Следствием инфекции и может стать нарушение речи.
• Недоношенность, преждевременные роды.
• Гипоксия, возникшая в родовом процессе.

Читайте так же:
Неврологические причины энуреза у детей

Приобретенные факторы:

• Сильный испуг, который пережил малыш.
• Большое и важное событие в жизни ребенка (это может быть и горе, и радость).
• Перенесенное инфекционное заболевание. Заикание вполне может стать следствием кори, менингита, энцефалита и т.д.
• Неблагополучная обстановка в семье, чаще связанная с проявлениями насилия.
• Особенности речи мамы и папы. Если кто-то из родителей заикается, ребенок может просто подражать родителю, на самом деле заикой он не будет.

Заиканию, по словам врача, более подвержены дети с нестабильной и слабой нервной системой, впечатлительные фантазеры, застенчивые «одиночки». Возраст «группы риска» — от двух до пяти-шести лет. Особенно опасным считается возраст три года, когда малыш вступает в первый в своей жизни возрастной психологический кризис.

6.jpg

В каждом возрасте «свое» заикание

Малыши в возрасте от года до четырех лет заикаются по-особенному, считает врач. Они долго и довольно мучительно пытаются повторять один и тот же звук, а когда у них не получается, крохи замыкаются и вообще замолкают. У таких детей, по опыту врача, заметить заикание проще, если ребенок находится вне дома. Так как когда малыш дома, в привычной обстановке дефект речи не так заметен, он говорит спокойнее и ровнее. Но во всей «красе» нарушение раскрывается, если карапуза окружает новая, незнакомая среда. Заикание в этом возрасте обязательно ярко проявит себя на прогулке, в детском коллективе — в садике, на массовом мероприятии, где малыш попробует общаться с другими детьми.

Дети в три года, вплоть до четырех лет более успешнее, чем в другой период, поддаются коррекции, и шансы исправить дефект раз и навсегда довольно велики. Нужно безотлагательно идти к логопеду, позже ребенок скажет вам «спасибо».

5.jpg

Заикание у детей семи лет может быть вызвано обилием новой для них информации. В этом возрасте малыш, как правило, отправляется в школу. Стеснительным и нервным детям довольно сложно выдержать новые нагрузки. Ситуация отягощается насмешками со стороны одноклассников. В этом возрасте, не секрет, дети бывают довольно жестоки по отношению друг к другу. В этой возрастной группе лидерами по наличию дефекта также являются мальчики.

Как лечиться?

Врач рекомендует родителям сохранять спокойствие.

Если вы заметили у своего ребенка дефект речи, прежде всего определите причину возникновения дефекта речи. После этого нужно постараться ликвидировать ее. Если малыш заикается из-за того, что на него кричат родители или они кричат друг на друга в присутствии ребенка, надо «сбавить обороты» и обеспечить ребенку нормальную спокойную домашнюю обстановку. Если причина заикания непонятна, обратитесь к специалисту, можно посетить детского психолога. Внимательно понаблюдайте за малышом, не подавая вида, что вы замечаете его проблему, и выясните, когда именно он начинает заикаться, какие факторы провоцируют его, какая погода стоит за окном, какие события предшествуют затруднению произношения. Из наблюдений составьте мини-дневник, который поможет специалисту выяснить истинные причины заикания.

7.jpg

И вот еще ряд рекомендаций:

• Говорите с малышом внятно, медленно, четко и понятно проговаривая слова. Попросите малыша попробовать произносить слова только на выдохе. Логопеды часто применяют этот прием.

• Скажите «нет» телевизору, шумным играм, компьютеру. Помните про спокойствие. Лучше оградить ребенка от прослушивания громкой музыки, мультфильмов, выпусков новостей на ТВ, эмоциональных перегрузок. Разрешайте крохе смотреть любимый мультик не более 10 минут в сутки. Постарайтесь почаще включать ребенку аудиосказки, которые читаются медленно, монотонно. На пользу пойдут пение и дыхательная гимнастика, они способны расслабить мускулатуру речевого аппарата.

• Детям – детское. Не выясняйте семейные отношения в присутствии ребенка, даже если кроха занят своими делами и делает вид, что не слышит взрослых, он всего лишь делает вид. На самом деле малыш как губка впитывает все ваши слова.

• Посторонним вход воспрещен! Если малыш начинает заикаться в присутствии чужих, постарайтесь свести присутствие этих самых посторонних к минимуму.

• Укрепляющие процедуры. Врач рекомендует заикающимся деткам ванны и игры в воде. Пусть для развлечения ребенок использует все имеющиеся у него игрушки, пускает мыльные пузыри. Желательно, чтобы карапуз принимал ванну как минимум дважды в день. Очень важны и прогулки на свежем воздухе.

• Питание ребенка. Доктор советует чаще давать ребенку продукты, которые за счет большого содержания микроэлементов положительно сказываются на развитии речевой функции. Это морская рыба, сухофрукты, сметана, творог, кефир, йогурты.

Читайте так же:
Как можно излечиться от заикания

• Массаж. Он должен быть направлен на исправление проблем осанки, если таковые имеются. Подойдет и общеукрепляющий массаж, который можно проводить курсами по две недели с перерывом в десять дней.

А мы напоминаем, что в любом случае необходима консультация со специалистом. Не пренебрегайте походом к врачу. И пусть ваши детки будут здоровы.

Почему дети заикаются и как им помочь

Почему дети заикаются и как им помочь

Заикаться в раннем возрасте нормально. У ребёнка ещё не достаточно развит речевой аппарат, он не всегда контролирует дыхание и эмоции, мыслит быстрее, чем способен говорить, поэтому запинается, сбивается, проглатывает одни звуки, а другие повторяет по несколько раз.

Медики утверждают Stuttering — Symptoms and causes , что такое возрастное заикание — совершенно естественная часть развития речи. И может продолжаться несколько дней или даже месяцев, но к 5 годам большинство детей успешно его перерастают.

Тем не менее существуют вполне чёткие критерии, что проблема может выйти или уже вышла за пределы возрастной особенности.

Когда надо обратиться к педиатру или логопеду

Обязательно посоветуйтесь с врачом, если ваш ребёнок заикается, вас это беспокоит и в анамнезе имеется один из следующих факторов How To Help Stummering Child риска:

  1. Семья. Ребёнок рискует сохранить заикание и во взрослом возрасте, если та же проблема наблюдается у кого‑то из его близких родственников.
  2. Возраст. Дети, которые начали заикаться в возрасте до 3,5 лет, почти наверняка перерастут эту речевую особенность. Если сложности с речью появились позже, стоит насторожиться.
  3. Продолжительность. Если заикание длится больше 6 месяцев, это однозначное показание для визита к врачу.
  4. Другие сложности с речью и пониманием. Заикание может быть одним из симптомов более серьёзных нарушений — того же СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) или минимальной мозговой дисфункции.
  5. Нарастание проблемы. Если случаи заикания по мере взросления не уменьшаются, а становятся чаще, это плохой признак.
  6. Сопутствующие движения. Ребёнок не просто заикается — у него подёргивается лицо, он делает движения руками и торсом так, словно пытается вытолкнуть из себя слова.

Также стоит обратиться к терапевту или логопеду, если заикание:

  • Вызывает у ребёнка беспокойство или страх. Это проявится в том, что дети будут стараться избегать ситуаций, когда надо говорить.
  • Мешает ребёнку общаться в садике или на детской площадке.

Если вы столкнулись хотя бы с одним из перечисленных выше пунктов, не медлите с визитом к специалисту. Это важно. Хотя чаще всего заикание проходит само собой, иногда оно может быть симптомом крайне неприятных и даже смертельно опасных заболеваний.

Почему ребёнок заикается

Вот наиболее распространённые причины How To Help Stummering Child заикания у детей.

1. Возраст и пол

Как мы уже сказали, некоторое время заикаться в возрасте младше 5 лет естественно. С мальчиками такое происходит в 3–4 раза чаще, чем с девочками.

2. Генетика

У 60% заикающихся людей есть близкий родственник, который страдает тем же речевым нарушением.

3. Нарушения физического развития

Это может быть, например, врождённая слабость речевого аппарата (он включает в себя губы, язык, нёбо, гортань, челюстные и ротовые связки и мышцы). В таком случае детям физически сложно говорить: они быстро устают, начинают задыхаться, не успевают вовремя придать языку и губам нужную для произнесения того или иного звука позицию.

4. Заболевания и травмы

Заикание у детей может быть следствием:

  • внутриутробных и родовых травм;
  • заболеваний и нарушений в работе головного мозга;
  • черепно‑мозговых травм; (да, у детей он тоже бывает, даже у совсем маленьких);
  • заболеваний эндокринной системы;
  • нарушений обмена веществ.

4. Страх, стресс и другие психологические факторы

Это, пожалуй, самая известная причина. Вы наверняка хотя бы раз слышали истории о мальчике, который начал заикаться, потому что испугался большой собаки. Или о девочке, посмотревшей не в меру страшный фильм.

Страх — действительно мощный фактор в формировании заикания. Это переживание бьёт по нервной системе, ослабляет её и таким образом запускает механизм сбоя речи.

Но нервную систему ослабляют и другие факторы:

  • ссоры и конфликты в семье, невольными участниками которых становятся дети;
  • отсутствие эмоционального контакта с родителями, неуверенность ребёнка в том, что его любят;
  • несоблюдение режима дня, общая бытовая неустроенность жизни;
  • травмирующие события, например, потеря любимого родного человека, переезд, резкая смена привычной обстановки;
  • избыточные интеллектуальные нагрузки — если мама излишне увлекается ранним развитием.

Как лечить заикание у детей

Это зависит от причин. Чтобы установить их, педиатр проведёт осмотр ребёнка, заглянет в историю болезни, расспросит родителей об образе жизни, обстановке в семье. В некоторых случаях понадобится сделать анализы мочи и крови или пройти обследование у невропатолога.

Если нарушение речи вызвано какой‑либо болезнью, ребёнка отправят к профильному специалисту, который поможет справиться с основным недугом. Также, возможно, педиатр порекомендует обратиться к психотерапевту.

Читайте так же:
Изменение почерка при деменции

Однако ведущую роль в коррекции заикания играет всё-таки логопед. Этот специалист научит ребёнка правильно дышать, скорректирует ритм и темп речи, поможет укрепить речевой аппарат.

Большинство детей с помощью логопеда избавляются от заикания. Но у некоторых дефект речи может сохраниться, пусть и в сглаженном виде.

Как родители могут помочь детям с заиканием

Родительская поддержка в данном случае очень важна. Она делает ребёнка более уверенным, успокаивает, помогает справиться со стрессом. А ещё папа или мама могут подать хороший пример правильной речи.

Вот что необходимо делать, если у ваших детей заикание.

1. Старайтесь разговаривать медленно и спокойно, чётко проговаривая каждый звук

Ребёнок будет неосознанно копировать эту манеру речи. Не говорите по слогам или нараспев — это неестественно и не поможет справиться с проблемой.

2. Дайте детям возможность больше слушать, чем говорить

Чаще читайте ребёнку книжки и рассказывайте истории. Это поможет закрепить правильную речь.

3. Слушайте внимательно и благожелательно

Пусть ребёнок знает: вы терпеливо выслушаете его до конца, даже если он заикается и не может с ходу произнести то или иное слово. Часто дети, боясь, что их не дослушают, начинают торопиться — и в результате проблема заикания только усугубляется.

4. Не ругайте и не унижайте ребёнка

«А теперь остановись и повтори нормально!» «Сначала подумай, а потом говори!» «Не торопись!» «Можешь сказать это более чётко?!» Взрослым зачастую кажется, что эти фразы — во благо. Но на самом деле они только вредят. Во‑первых, они звучат унизительно. Во‑вторых, вызывают у детей беспокойство и неуверенность, ведь мама или папа не принимают их речь. Всё это увеличивает стресс.

5. Хвалите

Правильнее хвалить детей за ясную речь, чем привлекать внимание к заиканию. Если вам всё-таки необходимо поправить ребёнка, делайте это максимально мягко и дружелюбно. И не забывайте тут же восторженно отметить малейший успех.

6. Поддерживайте зрительный контакт во время каждой беседы

Это даст ребёнку понять, что мама или папа рядом и сосредоточены на общении именно с ним.

7. Следуйте чёткому режиму дня

Это сделает жизнь ребёнка спокойной, предсказуемой и (с его точки зрения) абсолютно безопасной.

8. Ограничьте гаджеты и иные раздражители

Постарайтесь, чтобы ребёнок не смотрел телепередачи или интернет‑ролики (мультфильмы), которые его излишне возбуждают или пугают. Не разрешайте включать телевизор или играть на планшете перед сном. Найдите тихую альтернативу шумным играм и беготне. В общем, делайте всё, чтобы ребёнок не перевозбуждался.

Спокойствие, предсказуемость, уверенность в том, что близкие любят и поддерживают, — вот что крайне важно в период борьбы с заиканием. Обеспечьте ребёнку именно такую атмосферу.

Логопедическая коррекция

Речь является важным механизмом интеллектуальной деятельности, своеобразной формой познания человеком окружающей действительности, средством общения людей друг с другом и способом существования сознания.

Логопедическая служба санатория представлена 7 высококвалифицированными специалистами, имеющими большой опыт работы. В учреждении оборудованы логопедические кабинеты для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.

Основные направления работы службы:

  • Диагностическое. Общее обследование устной и письменной речи дошкольников и младших школьников, определение структуры и степени выраженности речевого дефекта. Оформление логопедического заключения и выбор оптимальной методики коррекции нарушения;
  • Коррекционно-развивающее.
  • Комплектование групп и планирование занятий. Деление детей на подгруппы с учетом психофизического состояния, индивидуальных и возрастных особенностей, структуры речевого дефекта;
  • Планирование индивидуальных занятий по коррекции нарушений в речевом развитии, восстановлении нарушенных функций;
  • Систематические индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия;
  • Консультативное. Взаимосвязь и взаимодействие логопеда с врачами, воспитателями, психологами, учителями. Консультирование родителей.

На систематические логопедические занятия принимаются дети по направлению детских поликлиник и диспансеров города, имеющие в санаторно-курортной карте при поступлении основной или сопутствующий речевой диагноз.

Квалифицированная помощь логопеда будет оказана детям с речевой патологией: заикание, общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия, дислалия, дисграфия, дислексия, ринолалия, речевой мутизм.

Логопедические занятия проводятся с понедельника по пятницу с 9 30 до 13 00 .

Детям, приехавшим на реабилитацию в санаторий с иными проблемами, по назначению врача может быть оказана консультативная помощь. Однократная консультация, в результате которой будет проведено общее логопедическое обследование устной (письменной) речи, определена структура и степень выраженности дефекта, сделано заключение, даны рекомендации родителям.

В процессе своей работы с детьми логопеду важно понять на каком фоне возникло речевое недоразвитие, какое влияние на темп речевого развития оказывают сопутствующие неврологические нарушения, генетические предпосылки, особенности психической деятельности, личностные особенности ребенка, наличие или отсутствие медикаментозного лечения и другие факторы, которые анализируются только в совместной работе с врачами, психологами, педагогами. И в этой работе важную роль играют родители, информируя специалистов об особенностях развития ребенка.

Подобная реализация принципа комплексности обеспечивает более высокие темпы общего и речевого развития детей.

Читайте так же:
Причины заикания у детей трех лет

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ

Хорошая речь — важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Логопед контролирует своевременное формирование речи детей, заботится о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения устной и письменной речи.

Речь — это сложная система с множеством компонентов. Сохранное звукопроизношение еще не гарантирует нормального речевого развития.

Речь ребенка должна быть внятной, отчетливой, развернутой. Тембр голоса мягким и приятным. Голос нормальной силы с определенной мелодикой. Темп речи не должен иметь патологического ускорения или замедления. Ритм речи равномерный. Тип привычного дыхания — диафрагмальный. Речевое дыхание не нарушено. Словарный запас обширный. Запас общих сведений и представлений соответствует возрасту ребенка. Отсутствие аграмматизмов в речи. Сохранное звукопроизношение. Владение пересказом и умение составлять рассказ. Развитый фонематический слух.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка, с рождения.

Родителям важно знать этапы формирования речи

Новорожденный — первый крик.

1 месяц — малыш издает отдельные, тихие и гортанные звуки в ответ на разговор с ним. Кричит по-разному при ощущении неудобства, боли или голода. Редкие улыбки при общении со взрослым.

2 месяца — крик интонационно выразительный. Повторно произносит отдельные звуки, начинается гуление. Хнычет, повизгивает.

3 месяца — крик с отчетливой интонацией. Певучее гуление. В ответ на эмоциональное общение — «комплекс оживления».

4 месяца — спонтанное и продолжительное гуление. Смеется в голос. Произносит гласные, близкие к (а, ы, у).

5 месяцев — ритмические цепи слогов. Покрикивает от нетерпения.

6 месяцев — визжит и гулит от удовольствия. Произносит отдельные слоги (начало лепета).

7 месяцев — подолгу активно лепечет: слоги разного вида, разного тона.

8 месяцев — речь приобретает характер междометий. Копирует слоги, подражает взрослому (шепотом). По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (ладушки).

9 месяцев — подражает взрослому, повторяя за ним слоги. Произносит двойные слоги, сознательно повторяет: ма-ма, па-па.

10 месяцев — произносит первые лепетные слова. Выполняет разученные движения.

11 месяцев — произносит первые слова-обозначения: ав-ав, кис-кис, дай. Увеличивается запас лепетных слов. Показывает части своего тела. Понимает и выполняет инструкции (дай машинку, сложи пирамидку).

12 месяцев — легко подражает новым слогам. Имитирует слова. Выразительно бормочет. Произносит 6 — 10 облегченных слов. Понимает без показа названия нескольких предметов, действий.

1 год 3 месяца — выражает желания с помощью жестов и языка. Пользуется собственным языком для выражения различных переживаний.

1 год 6 месяцев — словесная память в счете. Говорит на «своем языке» — произносит много слогов и сочетаний, напоминающих слова.

1 год 9 месяцев — начинается период появления самостоятельной речи. Произносит фразу из двух слов. Отвечает на простые вопросы.

1 год 10 месяцев — 2 года — произносит двухсложные слова (тетя, Катя). Пользуется предложениями из двух, иногда трех слов.

2 — 3 года — понимает простой рассказ взрослого. Правильно называет один цвет. Называет свой пол, имя и фамилию. Задает вопросы: «Где?», «Когда?», «Куда?».

3 года — повторяет за взрослым двустишие. Строит многословные сложноподчиненные предложения. Задает вопросы: «Зачем?», «Почему?». Активный словарь достигает 800 и более слов.

4 года — речь становится для ребенка полноценным средством общения.

5 лет — активный словарь ребенка увеличивается до 2500 — 3000 слов. Усложняется фразовая речь. Ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет обширный запас общих сведений и практически овладевает грамматическим строем речи.

Что должно Вас насторожить:

  • в 3 месяца ребенок не поворачивается, когда Вы обращаетесь к нему;
  • в 4-6 месяцев не реагирует на перемену интонации, не оборачивается в поисках источника звука, не употребляет в своем лепете звуков «п, б, м»;
  • в 10-12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослым слов, не оборачивается, когда его окликают; не имитирует звуки взрослой речи, для привлечения Вашего внимания использует только плач;
  • в 1-2 года не может показать изображение на картинке («Где мишка?»), не понимает простейших вопросов;
  • 2-3 года путает понятия «верх» — «низ», не может выполнить последовательно две команды, составить фразу из 2-3 слов, назвать известные ему предметы;
  • в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «что?», «где?». Его не понимают посторонние. Употребляет фразы, состоящие не более чем из 3 слов, неправильно произносит большую часть звуков.

Если вы сомневаетесь — обратитесь за консультацией к логопеду. Чем раньше, тем лучше.

Ранняя диагностика речевых нарушений и своевременная логопедическая помощь являются залогом правильной речи и профилактикой нарушений в усвоении школьных навыков.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector