Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заикание у подростков

Заикание у подростков

Заикание относится к одному из распространенных расстройств речи у подростков, которое характеризуется нарушением темпа, ритма и плавности речи вследствие судорог мышц речевого аппарата.

Заикание у мальчиков встречается примерно в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Возникает заикание чаще всего в детском возрасте, в период от 2 до 5 лет, когда ребёнок овладевает связной речью.

В большинстве случаев заикание приобретает хроническое течение и усиливается в подростковом возрасте. Это связано с тем, что речевая деятельность обеспечивается участием дыхательной, нервной системами и (как это не покажется странным) гормональным фоном. Причем две последние составляющие взаимосвязаны теснейшим образом. В переходный возраст происходят изменения организма, что влечет за собой обострение проблемы. Чаще всего запинки проявляются в наиболее ответственных, «трудных» ситуациях. Это, как правило, официальная обстановка, необходимость выступить перед аудиторией, ответить на уроке, на экзамене, поговорить по телефону, ответить на неожиданный вопрос незнакомого человека или задать ему вопрос и т.д.

Часто возникающие речевые затруднения и неудачи у подростков приводят к повышенным затратам нервной энергии, а порой и к серьезным психическим травмам, которые могут вызывать чувства неполноценности, досады, беспомощности, раздражительности, отчаяния. У них возникает чувство волнения, смущения, страха, напряженного ожидания речи; во время речи появляется потоотделение, жар или озноб, сухость во рту или обильные слюноотделение; после речи – чувство усталости, неловкости, желание замкнуться и т.д., что способствует фиксированности на нарушении, которое усиливается с возрастом. Помимо этого, отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции (топтание на месте, руки что-то должны держать, теребить, потирать нос, щелкать пальцами, уловки в виде эмболофразии: и, вот, ну и др.).

Самым надежным выходом в данной ситуации является осознание всего происходящего, потому что только понимание причин и самой сути явлений снимает панический страх перед ними.

Устранение заикания – это сложный и трудоёмкий процесс, который предусматривает комплексный медико-педагогический и психологический подход к данной проблеме. Поэтому преодоление заикания у подростков должно проводиться только совместными усилиями самого заикающегося, его родителей, врача-невролога, психотерапевта и логопеда. Такая работа, как правило, состоит из нескольких последовательных этапов или проводиться в нескольких направлениях одновременно:

  • оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося;
  • психотерапия;
  • непосредственная работа над речью;
  • обеспечение благоприятного социального окружения и способствующих преодолению заикания бытовых условий.

Работа над речью – это основная и ведущая часть комплексного метода преодоления заикания, которая реализуется логопедом при активном участии самого заикающегося и его ближайшего окружения (родителей, педагогов).

Основная цель логопедического воздействия заключается в восстановлении согласованной, координированной и ненапряженной работы дыхательного, голосового и артикуляторного отделов речевого аппарата, что способствует преодолению речевых судорог. Для этого, прежде всего, уделяется большое внимание постановке диафрагмального дыхания, воспитанию правильного речевого дыхания и артикуляционной гимнастике. Комплекс занятий (набор упражнений, их последовательность, время и частоту повторению и др.) применительно к каждому конкретному случаю может квалифицированно подобрать только логопед. Очень важно точно и последовательно выполнять все упражнения и рекомендации. Это поможет достигнуть хороших результатов.

Устранение заикания потребует от подростков умения сделать над собой усилие. Приступая к этому процессу необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • проанализируйте причины ваших жизненных трудностей и связанных с этим волнений, обсудите сложные проблемы с профессионалом (психотерапевтом или психологом);
  • в ходе основного курса и дальнейшего поддерживающего лечения следует стремиться к тому, чтобы в повседневной жизни чувствовать себя спокойно, уверенно и уравновешенно;
  • во время лечения необходимо быть активными, терпеливыми, собранными и целеустремленными, так как только упорная работа в соответствии с рекомендациями специалиста приводит к желаемому результату;
  • не стоит отчаиваться при неудачах, следует многократно повторять упражнения и помнить, что идет длительный, произвольный и сознательный метод регулирования речевой деятельности.
Читайте так же:
Тревожность и агрессивность в дошкольном возрасте

Когда ждать результата? Ждать его не нужно, он сам придёт. Всякий, кто одержит победу над собой, победит и своё заикание! Желаю успехов!

Если ребенок заикается

Что делать, если ваш ребенок не может говорить ясно и плавно? Всегда ли причиной заикания становится испуг или длительная психическая травма? К каким последствиям может привести невылеченное вовремя расстройство речи?

Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами и спазмами мышц речевого аппарата, которые сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в высоте и силе звука. Возникает это явление обычно в раннем детстве, примерно 2-3% маленьких детей заикается.

В возрасте 2-5 лет, когда речевые центры мозга и синхронная связь между ними только формируются, спровоцировать заикание проще всего. Замечено, что мальчики страдают этим нарушением речи примерно в 4 раза чаще девочек. Возможно, это связано с тем, что полушарие головного мозга, ответственное за речь, у мальчиков развито хуже.

Большинство врачей полагают, что заикание вполне можно вылечить, но успех лечения зависит от общих усилий медиков и родителей. Очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Это состояние может длиться до нескольких дней. Следующие признаки указывают на начальную стадию заикания:

— Часто встречающиеся повторы слов.

— Отказ от общения

— Напряжение мышц лица и шеи.

— Речь с неожиданными подъемами громкости голоса.

Все болезни от нервов

К какому же врачу обращаться, если ваш ребенок начал заикаться? В первую очередь к неврологу. Он сможет оценить состояние головного мозга и центральной нервной системы ребенка и сделать обоснованное предположение о причинах нарушения речи. На сегодняшний день ученые выделяют два основных типа заикания. Первый возникает у детей с органическими поражениями нервной системы. Причины такого заикания:

— травма при родах

— тяжелая беременность матери

— частые болезни в первые годы жизни.

Внешне ребенок кажется вполне здоровым и при этом заикается. При неврологическом обследовании у таких детей находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную активность. При такой разновидности заикания ребенку необходимо в первую очередь медикаментозное лечение, которое назначает психиатр.

Второй тип заикания возникает у детей без патологий нервной системой. Заиками они становятся в результате неврозов, вызванных самыми разными причинами. Эта форма заикания встречается гораздо чаще первой. В этом случае нарушение речи может усиливаться при эмоциональном возбуждении, поскольку нервозность многократно усиливает непроизвольные сокращения мышц голосового аппарата.

Принято считать, что логоневроз возникает в момент сильного испуга. Чаще всего это так, но спровоцировать заикание может и сильное расстройство, и длительное умственное напряжение, и даже мечтательный склад ума. Лечение должно начинаться с приведения в порядок психики ребенка. Для этого ему назначается:

Изредка встречаются совсем необычные причины заикания. Например, ребенок начинает по-настоящему заикаться, после пародирования заикающегося знакомого. Некоторые дети навсегда становятся заиками, когда их в принудительном порядке переучивают из левшей в правшей.

Лечение должно быть комплексным

Если органического поражения головного мозга у ребенка нет, то следующая ваша остановка у логопеда-дефектолога. Этот врач занимается выявлением дефектов речи и их устранением. Он всегда научит ребенка правильно дышать, не спешить с фразами и научит правильно произносить звуки, которые у малыша пока не получаются. Это долгая работа, и может случится, что одной ее будет достаточно для избавления от недуга. Ведь часто ребенок заикается потому, что постоянно молчит и боится говорить. А боится потому, что понимает: правильно произносить слова у него не получается.

Читайте так же:
Деменция от приема нейролептиков

Но даже талантливому логопеду-дефектологу нечасто удается в одиночку справиться с заиканием. И тут на сцену выходит главный герой — детский психолог. Его задача — обучить ребенка способам релаксации, снять мышечное и эмоциональное напряжение, повысить эмоциональную устойчивость к стрессам. Не обойдется лечение без приема успокаивающих и снимающих мышечные спазмы препаратов. Крайне важна в терапии роль родителей. Вот несколько советов для папы и мамы заикающегося ребенка:

— Соблюдайте режим дня, он помогает устранить тревогу.

— Проследите, чтобы ночной сон ребенка продолжался не менее 8 часов

— Говорите с ребенком неторопливо, негромким, спокойным голосом. Так же должны вести себя воспитатели в детском саду.

— Если ребенок что-то вам рассказывает, не перебивайте его.

— Чаще хвалите за самые маленькие успехи.

— Избегайте повышенных интонаций, резких жестов, семейных ссор.

Как правило, еще до того, как спусковой крючок заикания будет нажат, у ребенка уже сформировалась предрасположенность к нарушению взаимоотношений нервных процессов в коре головного мозга. И в этом вопросе выяснения семейных отношений гораздо опаснее регулярных просмотров фильмов ужасов.

По-прежнему актуальными при лечении заикания остаются речевые упражнения: искусственное замедление темпа речи, распевная или ритмичная речь, продолжительное молчание. По преданию греческий оратор Демосфен не только разговаривал с камешками во рту, но также часто залезал в темную пещеру и слушал тишину или же репетировал свои выступления при шуме морских волн. Это первый описанный психологический тренинг для лечения заикания.

Не упустите время

Между прочим, проговаривание вслух всех операций при написании букв в нужной последовательности — это эффективное средство для обучения ребенка, даже заикающегося, правильно мыслить о собственных действиях. Помните, что нарушения речи в дошкольном возрасте, при отсутствии коррекционной работы, неминуемо приведет к проблемам в школе. Может, например, развиться дисграфия — нарушение письма. Как правило, оно проявляется, когда ребенок начинает учиться читать и писать. Причиной нарушения является нарушение фонематического слуха – одного из следствий заикания.

Это нарушение существенно препятствует социальной адаптации. Нередко заикание становится причиной замкнутости, развития комплексов, ощущения ущербности и раздражительности. К сожалению, волшебного средства, избавляющего от заикания моментально, как не было, так и нет, но знаний о причинах его возникновения с каждым годом все больше, а лечение становится все более осмысленным и эффективным. Важно только вовремя начать его, иначе останется шанс, что заикание будет сопутствовать ребенку и во взрослой жизни.

Заикание у детей

Заикание – это нарушение речи, при котором у ребенка возникает трудность в произношении слов при разговоре. Часто возникают жалобы на нарушение дыхания или внезапную нехватку воздуха. Проблема заикания связана со спастическим сокращением структур мышц, которые участвуют в образовании речевой функции, в результате чего возникают дыхательные, голосовые сокращения, которые не позволяют ребенку говорить ритмично и плавно. Заикание в 50-80% случаев поддается лечению, важно на ранней стадии обратиться к логопеду-дефектологу и начать лечение.

Читайте так же:
Этап ритмической речи при заикании

Причины заикания у детей

Выделяют неврозоподобную и невротическую форму заикания.

Неврозоподобная форма заикания возникает у детей на фоне системного невроза. Причинами такой формы может выступать генетическая предрасположенность, патология при вынашивании плода, индивидуальные особенности. Такие дети могут медленнее развиваться, чем их сверстники.

Невротическая форма заикания может появиться при сильном эмоциональном потрясении, стрессе или после сильного испуга. У ребенка формируется боязнь говорить при часто повторяющихся спазмах.

Выделяют несколько типов заикания:

  • тонический тип – малыш растягивает звуки или делает долгие паузы;
  • клонический тип – ребенок повторяет слова или звуки;
  • смешанный тип – паузы и повторения присутствуют вместе.

Симптомы заикания у детей

Заикание может проявиться в возрасте до 4-х лет. Заподозрить речевые нарушение у ребенка можно, если вы заметили, что:

  • ему требуется много времени, чтобы произнести фразу;
  • ребенок произносит слова вяло, делает паузы между ними;
  • ребенок часто останавливается, когда произносит предложение;
  • малыш в начале слова повторяет отдельные звуки.

Первые симптомы заикания появляются сразу после стрессовой ситуации. Ребенок пытается говорить, но неконтролируемые спазмы мешают ему произносить речь плавно. Если психоэмоциональное состояние стабилизируется, то дефект речи ослабевает, в большинстве случаев может исчезнуть совсем. Период обострения заикания увеличивается при повторном воздействии провоцирующего фактора. Ярко выраженная симптоматика заикания может вызвать у ребенка любого возраста психологические комплексы и тем самым усугубить ситуацию.

Диагностика и лечения заикания у детей

Специалисты Детского медицинского центра имеют большой опыт в диагностике и лечении речевых нарушений, они подберут подходящий способ коррекции заикания, используя традиционные и инновационные методики терапии. В некоторых случаях добиться полного выздоровления невозможно, поэтому важно научить ребенка работать со своими страхами и провокационными ситуациями. Не игнорируйте нарушение речи у ребенка, в надежде на то, что он ее перерастет — сразу начинайте лечение. Чем раньше вы обратитесь за квалифицированной помощью, тем больше шансов, что ребенок будет наслаждаться свободным общением.

Записывайтесь на прием к детскому логопеду в Москве по телефону: +7 (495) 727-11-66.

Как победить заикание у ребенка?

Как победить заикание у ребенка?

В основе заикания лежит нарушение взаимодействия между нейропроцессами в коре головного мозга (торможение и возбуждение).

Данное патологическое изменение слаженной деятельности нервных процессов в коре и подкорке головного мозга приводит к тому, что асинхронные нервные импульсы достигают нервных центров коры головного мозга, включая речевые, и вызывают появление судорог органов речевого аппарата (гортань, глотка, язык и губы). Судорожная активность (избыточное возбуждение) мотонейронов провоцирует нарушение своевременной активизации структур речевого аппарата, обуславливая нарушение темпа и плавности речевых движений, изменение дыхания, высоты и силы звуков.

Не окончательно сформированная нервная система ребенка под воздействием определенных факторов начинает работать в рамках отклонений от нормы. Чаще всего заикание наблюдается у детей обоих полов в возрасте до 5 лет, поскольку в этот период происходит максимально активное становление фразовой речи, а значит речеобразование наиболее уязвимо перед раздражителями.

Среди значимых факторов, вызывающих заикание у детей специалисты выделяют:

  • слабость нервной системы вследствие инфекционных заболеваний (менингит, краснуха, корь и др.);
  • черепно-мозговые травмы в анамнезе ребёнка;
  • наличие хронической патологии (пневмония, ревматизм и др.);
  • наличие детского церебрального паралича;
  • осложненная беременность;
  • бытовые конфликты и др.

Данные факторы не обязательно приводят к неврозу речи, чаще всего (около 70% случаев) он проявляется под влиянием сильного травмирующего стимула: испуга или стресса.

Читайте так же:
Может ли быть заикание от сердца

Таким образом, заикание развивается вследствие генетических (невропатическая конституция ребенка) и неврологических факторов.

Терапия заикания предусматривает комплексный подход и должна проводиться при появлении его первых признаков.

Для того чтобы победить заикание у ребенка необходимы совместные усилия родителей и детских врачей: психолога, невролога и логопеда. Лечебный курс составляется индивидуально, учитывая особенности психики и возраста ребенка. Обычно терапевтическая программа заикания состоит их двух основных взаимодополняющих блоков:

  • лечебно-оздоровительный, направленный на нормализацию психики и функционирование нервной системы, а также оздоровление нервной ткани;
  • коррекционно-воспитательный, предусматривающий образование и закрепление правильных речевых навыков и стандартов.

Что такое заикание у детей?

Заикание – это речевое нарушение, возникающее вследствие генетической или неврологической дисфункции нервной системы ребенка.

Согласно характеру нарушений, специалисты выделяют два основных типа логоневроза, а именно:

  • тонический, сопровождающийся появлением пауз в речи или растяжением определенного звука;
  • клонический, проявляющийся, как повторение звуков, слогов или слов;
  • смешанный.

В зависимости от этиологии различают следующие формы заикания:

  • неврозоподобная, включающая затрудненную артикуляцию (нарушение произнесения слов, чтения и письма);
  • невротическая, при которой появление и выраженность трудностей произношения связаны со стрессовой ситуации.

К возникновению речевого невроза могу привести любые отклонения от норм развития речи ребенка, как задержка развития речи, так и избыток новых слов.

Как определить заикание у детей?

Несмотря на то, что заикание может проявляться по-разному, судороги мышц речевого аппарата всегда вызывают характерные проявления. Различие в формах логоневроза базируется на специфике частоты, локализации и длительности нарушений речи.

Индикаторами наличия заикания у детей служат:

  • расстройство точности, понятности и ясности фраз;
  • отсутствие особенно трудных для произношения слов, слогов или звуков в речи;
  • трата большого количества усилий на воспроизведение речи (лицо ребенка может покраснеть, выступить пот и др.);
  • наличие вспомогательных движений при разговоре (переминание с ноги на ногу, шмыганье носом, сжатие кулаков и др.). Отсутствие квалифицированной помощи может привести к закреплению этих мотостандартов и в дальнейшем оказывать дополнительное негативное влияние на психику ребенка;
  • страх перед речью, раздражительность, плаксивость и замкнутость;
  • пассивно-агрессивное поведение;
  • трудности перед действиями, требующими мелкой моторики (вследствие нарушения координации движений);
  • энурез, расстройство аппетита и сна, и др.

Когда проходит заикание у детей?

Согласно наблюдениям специалистов, признаки патологии нарастают при утомлении, особенно в осенне-зимний период года. Степень выраженности заикания напрямую зависит от окружающей среды, в которой в данный момент находится ребенок. Так, утром и в комфортной ситуации нарушение речи может не проявляться, но в обществе сверстников оно значительно усиливается.

Известно, что дети не заикаются, находясь наедине с собой, читая стихи и распевая песни.

Если у ребенка речевой невроз был спровоцирован временным фактором (ссора родителей, внезапный резкий звук и др.), то не исключено, что в течение месяца он самоустранится. В некоторых случаях возможен рецидив заикания, который впоследствии также исчезает.

Однако, когда нарушение воспроизведения речи самостоятельно не проходит, необходимо обратиться за профессиональной помощью врача.

Признаками, свидетельствующими о необходимости записи на консультацию к детскому логопеду или неврологу, служат:

  • нарушения речи у ребенка в возрасте старше 4 лет;
  • длительность расстройства плавности и непрерывности речи более 3 месяцев (важно вести календарь появления/исчезновения нарушений, где каждый рецидив служит новой точкой отсчета);
  • лицевой нервный тик при разговоре;
  • наследственный фактор заикания.

Что делать если у ребенка заикание?

При появлении первых признаков заикания у ребенка нужно обратиться к врачу и пройти всестороннюю диагностику. На основе полученных результатов, педиатр направит на лечение к профильному специалисту.

Читайте так же:
Заикание как его вылечить заговорами

Если нарушение речи невротического характера, то ведущие специалисты в терапии – это детский психолог и невролог.

При неврозоподобном заикании основным врачом будет логопед-дефектолог, нередко при дополнительной помощи невролога.

Поскольку коррекция заикания носит комплексный характер, помимо занятий с врачами, значимое место в терапии патологии занимает помощь родителей.

Эффективными способами помощи родителей в преодолении заикания у ребенка являются:

  • создание комфортной и доброжелательной атмосферы дома;
  • соблюдение режима дня с обязательным 10-часовым сном;
  • размеренный темп учебы;
  • оздоровление и закаливание ребенка (витамины, гимнастика, улучшающая координацию, дыхание и работу сердечно-сосудистой системы);
  • внятная, спокойная, неторопливая речь родителей;
  • отсутствие резких жестов и повышения голоса у родителей;
  • поддержка тактильным контактом, похвалой;
  • возможность у ребенка говорить в комфортном ему темпе и др.

Также дома с ребенком выполняются речевые занятия. На данных занятиях необходимо использовать материал (книги, фильмы, игры, поделки), на основе которого проводится последующая беседа. В ходе беседы родители мягко корректируют речь, не заостряя внимание на её дефектах.

Речевые занятия строятся по принципу «постоянно, посильно и постепенно», то есть от простого высказывания до развернутого ответа. Крайне важно занятия проводить регулярно в течение 3-4 месяцев, преодолевая страх перед речью.

Как лечится заикание у детей?

Для лечения логоневроза у детей используются многочисленные терапевтические приемы. Подбор тактики лечения выполняется врачом, исходя из особенностей патологии речи и психики ребенка.

Наиболее популярными методиками нормализации речи при заикании являются:

  • режим молчания (4-6 дневный период безречевого общения при помощи специальных сигналов. Он эффективен для купирования судорог речевого аппарата, стимулирующих новые судороги);
  • логопедическая ритмика – это коррекционное сочетание музыки, речи и движения, предусматривающее многократное повторение вырабатываемых двигательных навыков;
  • дыхательная и артикуляционная гимнастика для тренировки артикуляционных органов и развития речевого дыхания;
  • улучшение мелкой моторики, как способа стимуляции нервных центров в мозге (зоны, отвечающие за речь и движение расположены очень близко);
  • массаж;
  • голосовые упражнения для нормализации речевой моторики и др.

Для устранения мышечного и психического напряжения при заикании используются техники релаксации, которые способствуют эмоциональной устойчивости и концентрации. Нередко назначаются лекарственные препараты, успокаивающие нервную систему и расслабляющие мышцы структур речевого аппарата.

Можно ли вылечить заикание у ребенка?

Лечение заикания, в особенности неврозоподобного его типа, это длительный процесс. Обычно он занимает около года, но в дальнейшем требует постоянного динамического наблюдения у невролога и приема назначенных фармакологических препаратов.

Своевременное обращение к врачу и тщательное соблюдение всех его рекомендаций дают благоприятный прогноз лечения заикания.

Однако, согласно данным ВОЗ, у 1% детей патология может сохраниться, несмотря на усилия врачей и родителей. В данной ситуации эффективным будет помощь психолога, помогающая наладить общение и управлять эмоциональным состоянием.

Почему заикание у детей возвращается?

В некоторых случаях заикание возвращается, специалисты называют такой тип нарушения «циклическим», то есть чередуются периоды ремиссии, когда ребенок говорит нормально и рецидивы с расстройством плавности и темпа речи. Чаще всего возобновление дефекта встречается у детей, лечение которых началось в подростковом возрасте. В данном случае рекомендуется продолжать работу с лечащим врачом и психологом.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector