Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы коррекции заикания у дошкольников

Методы коррекции заикания у дошкольников

Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей с невротической и неврозоподобной формой речевой патологии. Исследование особенностей проявления заикания у детей. Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения.

РубрикаПедагогика
ПредметЛогопедия
Видкурсовая работа
Языкрусский
Прислал(а)Incognito
Дата добавления17.05.2015
Размер файла76,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Характеристика заикания как сложной речевой патологии, причины его возникновения. Знакомство с основными факторами возникновения заикания у детей дошкольного возраста. Неврозоподобная и невротическая формы заикания: предрасполагающие факторы и причины.

курсовая работа [81,9 K], добавлен 16.07.2012

Этиология, симптоматика и патогенез заикания. Нарушение и формирование навыков общения у заикающихся дошкольников. Психолого-педагогическое исследование самооценки детей с заиканием. Современные подходы к коррекции заикания у детей дошкольного возраста.

дипломная работа [150,5 K], добавлен 20.08.2016

Сравнительная характеристика невротической, неврозоподобной и смешанной форм заикания. Особенности развития внимания у детей с заиканием. Программа психолого-педагогической коррекции внимания у детей младшего школьного возраста с патологией заикания.

дипломная работа [734,2 K], добавлен 06.04.2016

Понятие заикания с точки зрения патологического процесса, основные причины возникновения. Характеристика речи заикающихся детей в дошкольном возрасте. Анализ игр, способствующих устранению заикания у детей: дидактические, творческие игры, игры с пением.

курсовая работа [90,6 K], добавлен 11.04.2012

Сенситивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития. Развитие логофобии у подростков. Локализация речевых судорог и тяжесть их проявления. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с невротической формой речевой патологии.

реферат [51,4 K], добавлен 16.01.2010

Особенности диагностики и коррекции невротической и неврозоподобной форм нарушения темпа и ритма речи ребенка, обусловленных судорогами мышц речевого аппарата в процессе речи. Приемы логопедической коррекции детского заикания по методике Селиверстова.

презентация [295,4 K], добавлен 30.10.2014

Разработка рекомендаций по профилактике развития заикания в условиях практической деятельности логопеда. Анализ методов профилактики хронификации и рецидивов заикания. Изучение этиологических факторов при появлении и развитии заикания у дошкольников.

Заикание

Определение заикания. Представления Гиппократа и Аристотеля о заикании. Теоретические представления и методы коррекции заикания до середины XIX века. Значение трудов И.А. Сикорского,И.Г. Неткачева в изучении проблемы заикания. Взгляды западноевропейских ученых конца XIX — начала XX века на проблему заикания. Научное развитие проблемы заикания в XX веке.

Биологические и социальные факторы риска в развитии заикания (предрасполагающие и вызывающие причины возникновения заикания). Роль наследственности, среды, воспитания.

Классификация заикания: невротическая, неврозоподобная, смешанная, психологическая (бессудорожная) формы заикания.

Тема 2. Патогенетические механизмы заикания. Типы течения заикания.

Патофизиологическая теория заикания. Невроз как основной механизм невротической формы заикания. Патогенез невротической формы заикания.

Патогенетическая теория заикания. Органической поражение подкорковых структур как фактор развития неврозоподобной (органической) формы заикания. Патогенез неврозоподобной формы заикания.

Читайте так же:
Механизмы заикания с позиций психолого педагогического подхода

Заикание как специфический вид нарушения коммуникативной функции речи. Исследование проблемы заикания, проведенное под руководством Р.Е. Левиной. Психологическая теория заикания.

Диалектическая теория заикания. Влияние психологических симптомов на утяжеление симптоматики заикания. Факторы, утяжеляющие течение заикания.

Особенности течения заикания: регредиентный, прогредиентный, стационарный, волнообразный и рецидивирующий типы.

Тема 3. Симптоматика заикания.

Формы судорожной активности мышц речевого аппарата: клонические, тонические, смешанные. Формы мышечных судорог по месту их преимущественной локализации: артикуляционные, голосовые, дыхательные. Степень проявления судорожной активности мышц речевого аппарата: легкая, средняя, тяжелая.

Характеристика речевого дыхания при заикании. Вегетативные реакции заикающегося в процессе речи: покраснение лица и шеи, усиленная потливость, учащенное сердцебиение и др. Сопутствующие речи движения: насильственные и маскировочные, их различие. Речевые уловки, эмболофразии. Феномен фиксированности на заикании, логофобии.

Тема 4. Организация и проведение комплексного клинико-психолого-педагогического обследования при заикании.

Основные принципы обследования заикающихся. Комплексный и системный подходы как основа обследования лиц с заиканием.

Структурно-содержательная характеристика основных этапов обследования при заикании. Методики диагностики состояния неврологического, физического, языкового, речевого, психологического статусов лиц с невротическим и неврозоподобным заиканием.

Логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей с психологической формой заикания.

Дифференциальная диагностика пациентов с тахилалией и заиканием.

Тема 5. Невротическая форма заикания. Психолого-педагогическая характеристика заикающихся, страдающих невротической формой заикания.

Роль биологических и психологических факторов в этиопатогенезе невротической формы заикания. Особенности ранних этапов моторного и речевого развития ребенка, страдающего невротической формой заикания. Психическая травма как пусковой механизм в развитии невротической формы заикания. Особенности динамики невротической формы заикания.

Особенности личности дошкольников (сензитивность, робость, неуверенность в себе, снижение адаптационных возможностей в новой социальной среде и др.); особенности игровой деятельности; особенности общения со сверстниками и взрослыми.

Характерологические особенности, компенсированные, декомпенсированные и гиперкомпенсированные формы поведения; особенности общения со сверстниками и взрослыми; личностные реакции подростков на речевой дефект.

Особенности проявления логофобии; общение в разной ситуации; особенности проявления речевого дефекта.

Тема 6. Неврозоподобная форма заикания. Психолого-педагогическая характеристика заикающихся, страдающих неврозоподобной формой заикания.

Неврозоподобная форма заикания, значение биологического фактора в развитии этой речевой патологии. Особенности анамнеза ребенка с неврозоподобной формой заикания. Особенности динамики неврозоподобной формы заикания.

Симптоматика заикания. Личностные реакции на заикание у детей, подростков и взрослых с неврозоподобной формой заикания и особенности их коммуникативного поведения.

Тема 7. Комплексный метод преодоления заикания.

Лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося. Комплекс лечебно-педагогических мероприятий для заикающихся. Цель и задачи лечебно-оздоровительной и коррекционно-воспитательной работы. Принципы комплексного метода преодоления заикания.

Система преодоления заикания Н. А. Власовой и Е. Ф. Pay. Методика преодоления заикания в процессе ручной деятельности (Н. А. Чевелева, С. А. Миронова). Методика преодоления заикания В. И. Селиверстова. Методика преодоления заикания в процессе игровой деятельности (Г. А. Волкова; И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская).Организация обучения и воспитания заикающихся детей в детском саду.

Читайте так же:
Энурез у детей лечение таблетки

Тема 8. Содержание коррекционно-педагогического воздействия при заикании.

Основные принципы коррекционно-педагогического воздействия при заикании.

Первичные охранительные меры педагогического воздействия при возникновении у ребенка невротической формы заикания (охранительный режим дня, ограничение речевой активности ребенка, консультация у психоневролога с целью проведения седативной медикаментозной терапии и др.). Условия проведения и роль психотерапии (ее формы), логопедических занятий.

Направления и содержание логопедической работы по преодолению невротической и неврозоподобной форм заикания.

Направления и содержание логопедической работы по преодолению психологической (бессудорожной) формы заикания.

Особенности коррекционно-педагогической работы с различными возрастными категориями заикающихся пациентов. Эффективность логопедической работы.

Тема 9. Профилактика заикания.

Первичная, вторичная и третичная профилактика заикания. Организация работы с родителями детей раннего и дошкольного возраста в целях первичной и вторичной профилактики заикания.

Факторы, провоцирующие рецидивы заикания. Предупреждение рецидивов заикания. Подготовка детей дошкольного возраста с заиканием к обучению в школе. Методы снижения психо-эмоционального напряжения. Учет социальных факторов.

Заикание – виды и особенности

Особенности заикания у ребенка – это особенности речевого поведения и физические особенности детей с заиканием.

Заиканием называют нарушение ритма, темпа речи и ее плавности, связанное с судорожным напряжением мышц речевого аппарата. Начинается заикание у детей в возрасте от 2 до 6 лет. В этот период интенсивно формируется речевая функция. Заикание обусловлено сбоями в работе нервной системы.

Виды заикания – невротическая и неврозоподобная форма

Выделяют 2 вида заикания – невротическое и неврозоподобное. Тактика лечения заикания отличается в зависимости от его вида.

Для детей с невротической формой заикания характерно:

  1. Заикание начинается в возрасте ребенка от двух до шести лет.
  2. До появления этого дефекта речи ребенок уже разговаривает, использует в своей речи слова и фразы. Особенности поведения ребенка – тревожность, робость, впечатлительность, обидчивость, перепады настроения в сторону плаксивости.
  3. Среди причин заикания — острая или хроническая психическая травма. Острая психическая травма – это сильная эмоциональная реакция, шок. Чаще возникает от внезапного испуга. Может начаться, когда ребенок приходит в детский сад без предварительной адаптационной подготовки.Хроническая психическая травма становится следствием длительных отрицательных эмоций, пребывания в постоянных конфликтных ситуациях. Чаще всего – это семьи с постоянной напряженной атмосферой, на фоне которых у ребенка появляются речевые нарушения.
  4. Судорожные запинки у ребенка зависят от его эмоционального состояния, от того, в каких условиях происходит общение.
  5. Наедине с собой или во время игры с домашними животными ребенок, в условиях эмоционального комфорта ребенок может говорить плавно, заикание не проявляется.

Для неврозоподобной формы характерно:

  1. Запинки в речи судорожного характера появляются у ребенка трех-четырех лет.
  2. Первые слова у ребенка появляются позже, примерно в полтора года. Нарушено произношение отдельных звуков. Заикание начинается в период, когда ребенок начинает говорить фразами, около трех лет.
  3. Нарушение речи в виде заикания развивается постепенно, на фоне благоприятной обстановки в семье, без внезапных психотравмирующих ситуаций. Возникновению заикания не предшествует испуг, стресс.
  4. Периоды плавной речи у заикающихся детей отсутствуют, даже в комфортной обстановке, даже наедине с самим собой, любимыми игрушками.
  5. Если ребенок следит за своей речью, он говорит лучше, более плавно.
  6. Физическая усталость, психическое утомление, общее болезненное состояние, к примеру, периоды ОРВИ и других заболеваний, ухудшают речь.
Читайте так же:
Я сам вылечил заикание видео

Физические особенности заикания

Физические особенности заикания – это нарушение плавности речи, ее темпа. При заикании заметна напряженность органов произношения – мышц губ и языка, глотки. Заикающийся человек старается преодолеть эту судорожную активность, для чего прикладывает усилия. Это проявляется покраснением лица, появлением пота.

Особенности речевого поведения детей при заикании

Когда ребенок заикается, он старается избегать слов, которые сложны для него в произношении. Это особенно заметно у детей старшего дошкольного возраста и у школьников, которые осознают свой речевой дефект. Речь постепенно становится смазанной, обедненной, выражение мысли не всегда получается точным.
Чтобы облегчить произношение звуков при заикании, дети применяют «чужеродные» звуки, уловки. Примеры уловок – звуки «а», «э», «вот», «ну», «и». Эти звуки могут использоваться и для того, чтобы начать речь без нарушений, для сглаживания заикания.

Заикание как форма нарушенного речевого общения (неврозы и их терапия)

Оглавление
Введение
1.Современные подходы к проблеме заикания
2.Психолого – педагогическая и клиническая характеристика заикающихся детей старшего дошкольного возраста
2.1.Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с невротической формой речевой патологии
2.2.Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии
3.Логопедические техники формирования плавности речи при заикании
Литература

Довольно часто на практике у заикающихся отмечается смешанная клиническая картина речевой патологии.Таким образом, невротическая и неврозоподобная формы заикания отличаются по своим проявлениям: по времени и качеству возникновения заикания, тяжести речевых судорог, течению заикания, речевому дыханию, сопутствующим движениям, речевым уловкам, вегетативным реакция, логофобии. Они по – разному влияют на становление и развитие личностных качеств заикающихся: агрессивное отношение к себе, миру, окружающим или адекватное, или, наоборот, угнетающее. Проявление заикания зависит еще и от пола ребенка. У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек. В большей степени при заикании нарушается устная речь, т.к. судорожные речевые запинки в монологическом высказывании выражены сильнее, чем в других видах устной речи. В школьном возрасте среди заикающихся выделяются дети с высоким и низким уровням развития Таким образом, анализ форм заикания, психолингвистических параметров речи заикающихся позволяет считать, что наличие судорожной активности в мышцах исполнительного аппарата, нарушающей результат действия функциональной системы речи, искажает процесс внутриречевого планирования и переход психической части речевого процесса на моторный уровень реализации. В какой-то мере ликвидировать эти недостатки помогут логопедические техники формирования плавной речи у заикающихся. Но степень эффекта будет зависеть от формы заикания.Логопедические техники формирования плавности речи при заиканииНа современном этапе большое значение в работе с заикающимися приобретают логопедические техники. Именно они в большей степени направлены не только на выработку плавности речи, но и коррекционное воздействие на его личность.Выделяют такие логопедические техники:охранительный речевой режим;регуляция эмоционального состояния;развитие координации и ритмизации движений;формирование речевого дыхания;формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;развитие просодической стороны речи;развитие внутреннеречевого планирования;инструментальные методы воздействия [1, с. 97].Значительную роль в формировании плавности речи играет воспитание личности. Целью этого направления реабилитационной работы является развитие у заикающихся социальных взаимоотношений. Работа в данном направлении осуществляется с помощью различных психологических, психотерапевтических и коррекционных педагогических воздействий.Особая система реабилитации заикающихся разработана Ю.Б. Некрасовой (1985, 1992), а в настоящее время активно развивается ее ученицей Н.Л. Карповой.Данная система предназначена для подростков и взрослых с заиканием.Эта система носит название социореабилитационной и включает пропедевтический этап, сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии и этап активной логопсихотерапии.В процессе социореабилитации лиц с заиканиемвыдвинута модель процесса восстановления полноценного диалогического общения, модель перестройки личности из "больной", неуверенной в себе, коммуникативно ограниченной — в здоровую, наделенную новыми чертами, позволяющими ей стать коммуникабельной, социально активной. При таком подходе и весь цикл лечебного перевоспитания также может служить моделью процесса социореабилитации в целом [5].Авторы данного направления считают, что на отсутствие положительного результата при лечении заикания оказывает влияние отсутствие заинтересованности, мотивационной включенности и вовлеченности (термины Н.Л. Карповой), всех участников речевой коммуникации.Психологические понятия «мотивационная включенность», «мотивационная вовлеченность» в теории и практики педагогики и логопедии трактуются какмотивация", "включенность" и "вовлеченность" в тот или иной процесс (воспитательный, творческий, психотерапевтический и т. д. — В.Ф.Петренко, А.С.Спиваковская, Т.А.Флоренская и др.).Но данные понятия используются отдельно друг от друга, тогда как в анализе любого психологического механизма, в том числе и речи, ничего не происходит без мотивации.В основе теории, разрабатываемой Н.Л. Карповой, лежит комплекс положительно направленных мотивов и положительных (саногенных) (Ю.М.Орлов) психических состояний (в том числе психических состояний успеха), которые способствуют положительному результату "лечебного перевоспитания" и психолого-педагогической практики в целом [5].Особое значение, по мнению исследователей, приобретает включение в коррекционно-педагогический процесс близкого окружения (родителей, родственников), т.к. семья является той точкой опоры, которая поддерживает человека в любом состоянии и возрасте.В связи с этим основой терапии является процесс групповой семейной логопсихотерапии. Задача исследования — проследить формирование, развитие и систему поддерживания мотивационной включенности и интрагенной активности пациентов и их родственников в логопсихотерапевтическом процессе на всех его этапах. Следовательно, данная технология сочетает в себя три специальности — логопеда, психолога и психотерапевта, которые и поныне даже в речевых центрах "идут параллельно", как бы ни комплексно данные специалисты не подходили к лечению заикания, каждый работал только над своей областью. Особая роль по социореабилитации заикающегося должна принадлежать логопсихотерапевту, который должен сочетать в себе все специальности.Логопсихотерапевт в процесс коррекционного воздействия на личность больного активно привлекает родителей, ближайшее окружение, тем самым проводя социальную реабилитацию, восстанавливая речевую коммуникацию с ближайшим окружением через психотерапевтическое преобразование его семейной среды [5].Социальная реабилитация предполагает целенаправленное воздействие на личностные характеристики заикающихся. В этом процессе в результате пристального наблюдения возможно изменение логопсихотерапевтических воздействий, их дозировка.В процессе первого — пропедевтического этапа у заикающихся должна формироватьсязаинтересованность предстоящей работой, увеличение интенсивности “положительных психических состояний”.Второй этап.Основным приемом используют сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии. В процессе сеанса происходит усиление отрицательных проблемных и положительных оздоровительных психических состояний. Основная цель сеанса — начало работы по реконструкции личности (М.Н. Дубровский). Сеанс проводится в сложной ситуации публичного выступления. После сеанса эмоционально-стрессовой терапии у заикающихся появляется новое психическое состояние, которое позволяет им с доверием и интересом включиться в активную логопсихотерапию.На третьем этапе осуществляется перевоспитание личности заикающегося, благодаря использованию библиотерапии, символотерапии и кинезитерапии. В этот период заикающиеся обучаются навыкам саморегуляции техникам речи. Активно используется парадоксальная дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой.В результате реализации системы, предложенной Ю.Б. Некрасовой, у пациентов развивается потребность в творческом отношении к жизни, к своим проблемам и к своей речи. У них появляется возможность самостоятельно решать свои проблемы, тем самым достигается основная задача данной системы.Таким образом, методика групповой семейной логопсихотерапии есть сложное единство педагогики, психологии, логопедии и немедицинской психотерапии. Достаточно пролонгированная во времени, данная методика направлена на коррекцию не только речевого поведения и смысловой сферы личности пациента, но и межличностных отношений в его семье. В ходе "лечебного перевоспитания" через обучение полноценному диалогическому общению происходит развитие творческих коммуникативных способностей и, как показывает практика, у абсолютного большинства пациентов и их родственников по мере прохождения всех этапов логопсихотерапии возрастает личностная рефлексия, связанная у пациентов — с самораскрытием, саморазвитием и самосовершенствованием, а у родственников — с углублением самопознания и осмыслением своей роли и ответственности в излечении близкого человека. Через целенаправленное развитие мотивационной включенности меняется "вектор" мотивационного поля, что способствует изменению самосознания, самоотношения и взаимоотношений пациента и членов его ближайшего окружения, что позволяет уйти от сложившихся патологических стереотипов общения и перейти на новый более продуктивный уровень взаимоотношений.ЛитератураАрутюнян Л.З. Мифы о рецидивах заикания // Логопедия. 2005, № 4 (10). С. 53Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. — М., 2003Волкова И.Н. Логопедия. — М., 2001Горина Н.В. Коррекция заикания в США// Практическая психология и логопедия. 2006, № 1 (18). С. 69Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие/ Н.Л. Карпова. – 2-е изд. испр .и доп. – М.: Московский психолого-социальный институт: Финта, 2003Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб.пособие для высш.учеб.заведений. – М., 2002Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1939

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Эффективное средство от заикания для детей
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector