Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О профилактике заикания у детей дошкольного возраста

О профилактике заикания у детей дошкольного возраста

Заикание – такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь.

Заикание широко распространенное речевое нарушение. Чаще всего оно возникает в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) отмечаются у большинства детей. Они называются физиологическими. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова: «а», «ну», «вот» и т. п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Не откладывайте свой визит к логопеду и детскому психиатру. Знайте, чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятнее прогноз! Уже в три года многие дети могут начать занятия с логопедом.

Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяются в первую очередь тем, когда возникло заикание. Если заикание отмечается не более двух месяцев, оно считается инициальным (начальным, если больше – закрепившимся.

При остро возникшем заикании первым делом надо устранить ситуацию травмирующую психику, сменить обстановку, создать специальный охранительный режим и снизить количество поступающей информации. Родители не должны внешне проявлять своего беспокойства, недопустимы передразнивания и насмешки. Речь окружающих должна быть негромкой и спокойной. Постарайтесь говорить короткими предложениями без излишней эмоциональности. Употребляйте простые слова. Помните, дети подражают речи окружающих взрослых!

В начальный период заикания следует ограничить речевое общение с ребенком. Почти всегда в процессе игры наедине с собой, заикающиеся дети оречевляют свои действия без запинок.Старайтесь поощрять разнообразные виды игровой деятельности ребенка наедине: рисование, лепка, мозаика, строительные игры, пазлы и другие. Нельзя запретить ребенку говорить, если у него возникает такая потребность. Пытайтесь перевести форму речевой активности — монолог в диалог. Старайтесь задавать только конкретные вопросы, не торопить ребенка с ответом, можно произносить одновременно с ним начало фразы, если ему трудно начать говорить. Поощряйте игры с водой, песком. Они увлекают детей и укрепляют нервную систему. Не следует посещать зрелищные мероприятия до шести лет. Полезно пение, разучивание стихов, имеющих короткую строку, четкий ритм и соответствующее возрасту ребенка содержание. Упражняйте ребенка в пересказе простых литературных произведений, как «Сказки в картинках» В. Сутеева, Н. Носова «Живая шляпа», «На горке» и др. Чрезвычайно полезно научить заикающегося ребенка читать по слогам. Овладение чтением по слогам помогает увидеть ритмический рисунок слова и нормализовать ритм устной речи, предотвратить нарушения слоговой структуры слова, научиться делить слова на слоги. Нужно также отметить, что заикающиеся дети склонны использовать более сложные слова и речевые обороты, чем те, к которым готова их артикуляторная моторика. Послоговое прочитывание является профилактикой запинок.

Успехов Вам, дорогие родители.

Пусть каждый ребенок будет здоровым!

С уважением, Демшина Т. Б.

Диагностирование детей дошкольного возраста «Методика словарной работы с детьми дошкольного возраста» Цель: изучить некоторые особенности словаря дошкольного возраста. Задачи: изучить знание бытового словаря по одной из тем программы детского.

Физминутки по профилактике нарушений ОДА для детей старшего возраста Физминутки для детей старшего возраста. Физминутки для профилактики нарушений в ОДА. 1. Пошел котик на Торжок, Спокойная ходьба детей.

Игровые приёмы в профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически.

Игры для родителей и педагогов по профилактике манипуятивного поведения у детей дошкольного возраста Манипуляция -наиболее распространенный вид человеческого общения. В словарях он трактуется, как акт влияния на людей. управление ими. Распознавая.

Коррекционно-развивающее занятие по профилактике агрессивного состояния детей старшего дошкольного возраста Злой агрессивный ребенок, драчун и забияка не только большое родительское огорчение, угроза детского коллектива, но и несчастное «существо»,.

Лэпбук по развитию речи «В гости к сказкам» для детей раннего дошкольного возраста и старшего дошкольного возрастаЛэпбук по развитию речи «В гости к сказкам» для детей раннего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста Целью данного лэпбука является активизация знаний детей о русских народных сказках. Развитие познавательных способностей детей.

Читайте так же:
Как избавиться от симптома тревожности

Методика коррекции заикания у дошкольников Проявления заикания у детей дошкольного возраста В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи,.

План работы с детьми младшего дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма План работы с детьми младшего дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Семина Е. Н., воспитатель.

Правила для профилактики заикания Если у вашего ребёнка есть предпосылки к заиканию, например, у него есть близкие родственники с заиканием, то необходимо следовать следующим.

Предупреждение и профилактика заикания у детей
статья по логопедии на тему

Яськова Мария Михайловна

вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

Заикание относится к тяжелым речевым нарушениям, которое приводит

к затруднению речевого общения.

Заикание возникает у детей в возрасте от двух до шести лет.

При заикании в речи ребенка возникают вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.

Какие дети более подвержены риску появления заикания?

Скачать:

ВложениеРазмер
preduprezhdenie_i_profilaktika_zaikaniy.docx996.88 КБ

Предварительный просмотр:

Предупреждение и профилактика заикания у детей

Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи,

вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

Заикание относится к тяжелым речевым нарушениям, которое приводит

к затруднению речевого общения.

Заикание возникает у детей в возрасте от двух до шести лет.

При заикании в речи ребенка возникают вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.

Какие дети более подвержены риску появления заикания?

1. Дети с тревожными чертами характера, легко возбудимые, эмоциональные детки. Эти малыши привязаны к маме, плаксивы, раздражительны, остро реагируют на смену обстановки, незнакомых людей. Часто они неспокойно спят и имеют плохой аппетит.

2. Дети с ранним речевым развитием (первые слова и фразы в год); а затем с очень быстрым темпом наращивания словаря (в 2-2,5 они уже говорят развернутыми фразами). Заикание может появиться от сбивания дыхания во время произнесения длинной фразы и желания сказать сразу все, тогда как органы артикуляции еще не могут справиться с таким объемом речевой информации.

3. Дети с задержкой речевого развития. Слова у них появляются ближе к двум годам. Фразовая речь после трех. Речь у таких детей часто бывает невнятная, с плохим звукопроизношением. Заикание у них может быть вызвано двигательной расторможенностью.

4. Дети, имеющие среди родственников заикающихся, чаще, чем другие, подвержены этому недугу. Также следует быть внимательными, если в семье есть левши. У таких деток заикание может быть следствием сниженной возможности адаптации к внешнему миру у ЦНС (центральной нервной системы).

5. Дети с двуязычием в семье также обладают фактором риска появления заикания.

Как вести себя родителям, если у малыша присутствует фактор риска появления заикания?

1. Соблюдать режим дня (сон, питание, прогулки — в соответствии с возрастом ребенка).

2. Избегать эмоциональных перегрузок (частое посещение мест скопления большого количества людей); чрезмерных физических нагрузок (при первых признаках усталости позволяйте ребенку отдохнуть, не нажимайте на него).

3. Следить за благоприятным эмоциональным климатом в семье. Не позволяйте себе кричать, ругаться в присутствии малыша.

4. Стараться следить за тем, чтобы предъявляемые к ребенку требования разными членами семьи не противоречили друг другу.

5. При возникновении у ребенка страхов (темноты, одиночества) не говорите ему фраз, типа «будь храбрым мальчиком!», «что за ерунда», отнеситесь к ним со вниманием. С возрастом страх пройдет, а вот заикание может остаться на всю жизнь. Если страх не проходит длительное время, следует обратиться к психоневрологу.

Очень важным является контроль родителей за собственной речью — ведь для малыша она является образцом для подражания.

Какова должна быть речь родителей?

1. Плавной, спокойной, эмоционально выразительной. Не спешите, не повышайте голоса при общении с ребенком.

2. Не используйте в речи звукоподражания и искаженные варианты произнесения слов. Ваша речь должна быть четкой, правильной.

3. Старайтесь, общаясь с малышом, не использовать сложные речевые обороты, длинные конструкции. Общайтесь при помощи достаточно простых для понимания фраз.

4. Не давите на ребенка, призывая его быстрее реагировать на ваши слова, не торопите с ответом, и не перебивайте. Дайте ему понять, что вы готовы выслушать его.

Первые признаки заикания

  • Ребёнок внезапно замолкает, отказывается говорить. Такое состояние может длиться от двух часов до суток, после чего малыш снова начинает говорить, но уже заикаясь.
  • Ребёнок начинает вставлять перед некоторыми словами лишние звуки (а, и).
  • Ребёнок повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы.
  • Ребёнок вдруг вынужденно останавливается в середине слова, фразы.
  • У ребёнка вызывает затруднение начало речи.

Поведение родителей ребёнка с возникшими речевыми запинками

  • Максимально снизить количество поступающей информации (исключить массовые зрелищные мероприятия, книги и фильмы, не соответствующие возрасту, компьютерные игры ).
  • Если заикание ребёнка провоцируется заиканием кого-то из близких, сократить их общение (а еще лучше — на время прервать его).
  • Если заикание возникло у малыша из двуязычной семьи, следует убрать один язык из обихода. До того момента, когда у ребенка улягутся речевые нормы одного языка. Обычно это происходит к 5-6 годам.
  • При "остром" возникновении заикания (обычно, после стресса), следует как можно скорее создать ребенку благоприятные условии для улучшения эмоционального состояния. Это может быть смена обстановки, в которой произошла травма, на иную.
  • Усиленно следить за режимом: возможно, удлинить сон и ограничить поступление новой возбуждающей информации.
  • Родители должны постараться никак внешне не проявлять свое беспокойство по поводу речи ребенка. Ни в коем случае не ругать малыша и не принуждать его произносить слова правильно. Передразнивания и насмешки недопустимы.
  • Речь окружающих начавшего заикаться ребенка должна быть тихой и спокойной. Постарайтесь некоторое время поменьше разговаривать с ребёнком (иногда рекомендуют даже вводить режим молчания).
  • Предлагать ребёнку тихие спокойные игры — рисование, лепка, конструирование, не требующие речевого контакта.

Если речь ребёнка не улучшилась в течение нескольких дней или, напротив, появилось ухудшение необходимо проконсультироваться с логопедом и психоневрологом, а затем четко выполнять все их рекомендации.

Хороший эффект при лечении заикания дают дыхательные упражнения , когда ребенок учится произносить 4-5 слов на выдохе, пропевать и прокрикивать целые фразы. Специальная техника дыхания также помогает расслабиться и снять нервное напряжение. Для снятия повышенной возбудимости речевых рецепторов и восстановить нервную регуляцию речи, используют точечный массаж.

А также различные игры и упражнения.

Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг-слог:

От топота копыт пыль по полю летит.

Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку. Рак за руку Греку цап.

Прыжки вправо — влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе:

хоп-хоп-хоп-хоп и др.

Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно в процессе произнесения:

Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук:

Я бегу, бегу, бегу,

Ритмизированное произнесение имен, названий деревьев, животных под хлопки.

Воспроизведение ритма считалки с дирижированием в такт. Выполнять в медленном и умеренном темпе.

Аты-баты — шли солдаты. Аты-баты — на базар.

Аты-баты — что купили? Аты-баты — самовар.

Аты-баты — сколько дали? Аты-баты — три рубля.

Аты-баты — покажите. Аты-баты — не хочу.

Аты-баты — спать хочу!

Напевно, выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация).

Воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом.

Мой Веселый, Звонкий Мяч,

Ты Куда Помчался Вскачь? Желтый, Красный, Голубой,

Озвучить мотив песни в разных тональностях, сочетать пение с движениями рук, ходьбой, маршировкой на месте.

2. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 680 с.

3. Сикорский И.А. О заикании.-СПб.: Издание Карла Риккера,1889

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Профилактика заикания у детей дошкольного возраста»

юлия аппель (kamu777) 12 апреля, 2012 — 08:38Категория: РодителямТеги: профилактиказаиканиекоррекционная педагогикаработа с родителямиАппель Юлия Владимировна, МКДОУ детский сад №158 г. Нов.

Профилактика заикания у детей дошкольного возраста

Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.Эти признаки появляются на первых стадиях заикани.

Профилактика заикания у детей

памятка для родителей.

Материал содержит систему работы по предупреждению появления заикания у детей дошкольного возраста, которая опирается на технологии здоровьесбережения. Представлены анкеты для выявления факторов риска.

Профилактика заикания у детей дошкольного возраста

Предупреждение появления заикания у детей связано главным образом с просветительской работой среди родителей и работников дошкольных учреждений.

Логопедические технологии профилактики заикания у детей

Логопедические технологии профилактики заикания у детей.

Профилактика заикания у детей (памятка для родителей)

Памятка для родителей: «ПРОФИЛАКТИКА И УСТРАНЕНИЕ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка для родителей по профилактике и устранению заикания у детей старшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Памятка для родителей: «ПРОФИЛАКТИКА И УСТРАНЕНИЕ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»»

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу –

Потому что он хороший.

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Зайку бросила хозяйка –

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

для родителей:

«ПРОФИЛАКТИКА

И УСТРАНЕНИЕ ЗАИКАНИЯ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила: учитель-логопед МБДОУ № 81 г.Владикавказа Бязрова Лилия Юрьевна.

Что такое заикание?

Заикание – нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков, слогов и коротких слов.

Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет.

Будьте внимательны! Не пропустите первые признаки заикания. Сразу же обратитесь к специалисту, если ваш малыш:

употребляет перед отдельными словами лишние звуки ( а, и );

повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;

затрудняется перед началом речи.

Профилактика заикания.

Речь окружающих должна быть неторопливой, плавной, правильной и чёткой. Следует ограничить малыша от контактов с заикающимися.

Отрицательно сказывается на состоянии речи ребёнка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы и конфликты.

Следите за ребёнком! Избегайте психических и физических травм (особенно головы).

Нельзя перегружать ребёнка информацией: читать много книг, не соответствующих возрасту, разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Умеренно посещайте театр и цирк, не перегружая ребёнка избыточными впечатлениями. Особенно вредна такая нагрузка в период оздоровления после перенесённого заболевания.

Мышка и кошка.

Пощелкать пальцами рук.

Мне так страшно, трепещу –

Постукать по плечам руками, скрещенными на груди.

Норку я свою ищу,

Щу-щу, щу-щу, щу-щу-щу.

Потопать ногами.

Кошка притворилась доброй.

— Мур-мур-мур, — она поёт.

Погладить руки.

— Нет-нет-нет – пищит мышонок.

К кошке в лапы не пойдет.

Покачать головой.

И в заключении занятия — речевые упражнения с движениями: одновременно с ребёнком Вы двигаетесь и произносите стихи. Вот несколько речевых упражнений, которые должны выполняться ритмично:

Заботливое солнышко.

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик

Скрестить руки вверху.

И им смело разгоняет

Плавно покачать руками над головой.

Летом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки

Потереть щечки.

А весной на носик ставит

Точки, точки, точки

Постукать пальцем по носу.

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это!

Не пытайтесь сделать из ребёнка вундеркинда! Не опережайте его развитие!

Не читайте страшные сказки на ночь! Не запугивайте ребёнка бабой-ягой, лешим и другими сказочными персонажами.

Не наказывайте ребёнка чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте в виде наказания в тёмном помещении! Если малыш провинился, можно заставить его посидеть спокойно на стуле, лишить лакомства или участия в любимой игре.

Если же Ваш ребёнок начал проявлять признаки заикания, то основная задача родителей – освободить речь ребёнка от напряжения, сделать её плавной, ритмичной: вместе с малышом старайтесь произносить слова, предложения, фразы с замедленной речью (гласные звуки тяните подольше – кооошкааа; кооозааа; соообааакааа и т.д; а все слова в предложении произносить слитно – влееесууурооодииилааасьёооолооочкааа (в лесу родилась ёлочка).

Используйте в совместной с Вами и Вашим ребёнком речи знакомые ему предметные картинки: покажите картинку малышу, назовите её, передайте ребёнку и вместе с ним повторите её название.

Постепенно такие упражнения можно усложнять сюжетными картинками, составлением предложений из 2-х или 3-х слов и более, проговариванием стихотворений.

Совместные занятия родителей и детей.

Каждое занятие начинайте с рассказывания знакомой ребёнку потешки либо короткого четверостишия. Затем выполните следующие расслабляющие упражнения для мышц речевого аппарата:

1. «Заборчик-хоботок» — на счет «раз-два» чередовать данные упражнения 8-10 раз.

«Заборчик» — улыбнуться с напряжением, обнажив зубы;

«Хоботок» — губы и зубы сомкнуты; с напряжением вытянуть губы вперед.

2. «Орешки» — крепко сжать зубы, затем расслабить. Повторить упражнение 8-10 раз.

Далее выполните упражнения на расслабление мышц рук, ног, корпуса, живота и шеи:

«Кулачки» — сжимать пальцы рук в кулачки так крепко, чтобы побелели косточки на руках, затем разомкнуть кулачки. Повторить 3-4 раза.

«Загораем на пляжу» — вытянуть ноги вперед, сидя на стуле, удержать ноги в данном положении под счет от 3 до 5; опустить ноги. Повторить 3-4 раза.

«Кораблик» — исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной. Кораблик начинает качаться на волнах то вправо (упор на правую ногу, левая нога расслаблена и касается пола носочком стопы), то влево (упор на левую ногу, правая нога расслаблена и касается пола носочком стопы). Повторить покачивания 3-4 раза.

«Шарик» — исходное положение: сидя на стуле. На счет «раз» — вдох, животик надувается (мышцы напрягаются, плечи не поднимать!), на счет «два» — выдох, расслабились. Повторить 3-4 раза.

«Любопытная Варвара» — сидя на стуле выполнять с напряжением повороты головой вправо-влево, вверх-вниз. Повторить 3-4 раза.

Обязательно выполните дыхательную гимнастику, которая включает в себя основное упражнение на развитие правильного вдоха. Назвать данное упражнение можно как угодно: «Понюхай, чем пахнет», «Собака ищет след». Самая главная задача упражнения – объяснить ребенку, как правильно его нужно выполнять. Резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте вместе с малышом воздух, как собака ищет след. Не допускайте самой грубой и распространенной ошибки – тянуть воздух, чтобы взять его побольше. Вдох должен быть коротким.

Следующими на занятии идут голосовые упражнения, предназначенные для развития речевого дыхания:

плавно произносить один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы)

плавно произносить несколько звуков (ааааоооо, аааиииууу, ооааииууээ)

произносить сочетания двух гласных звуков (кукла плачет «уа-уа»; дети кричат «ау-ау»; ослик кричит «иа-иа»)

Профилактика заикания у детей: основные направления

Логоневроз может возникнуть в любом возрасте, но, как правило, проявляется в период с 2 до 5 лет, когда активно формируется речь. Причём, заикание у мальчиков бывает чаще, чем у девочек. Усугубиться заикание может в подростковом возрасте. Заикание проявляться постепенно или в определенных ситуациях. Если заикание появляется в детстве, то оно сильно влияет на социальную адаптацию.

Это один из наиболее тяжелых дефектов речи, который трудно устранить, при этом заикание травмирует психику детей, мешает полноценному общению и правильному ходу воспитания.

Для заикания характерно нарушение плавности речи, когда запинки, растяжение и повторение звуков сопровождается мышечным напряжением – судорогами органов артикуляции, голоса и дыхания. Соответственно, ребенку трудно произнести то, что он хочет, а слушающий испытывает напряжение, слушая такую речь.

Особенности заикания у детей

Заикание чаще всего диагностируется у детей в раннем возрасте – в 2-5 лет. В этот период развивается речевой аппарат и речь, поэтому любая нагрузка на психику ребенка может повлиять на плавность речи. Главной причиной заикания является чрезмерно высокая активность в отдельных центрах головного мозга.

В период становления фразовой речи запинки отмечаются у большинства детей. Помимо этого, для этого возраста характерно растягивание и повторение отдельных звуков, слогов и слов. Это все считается проявлением нормы, т.к. является нормальным процессом становления ритмичной речи. При таких запинках нет судорог артикуляционного аппарата, и они сами имеют эмоциональную природу. Обусловлено это тем, что в возрасте 2-5 лет речевые возможности еще не успевают за мыслями ребенка, поэтому при произношении он может «захлебываться». При этом есть важное отличие: ребенок с физиологическими итерациями при просьбе сказать лучше может улучшить свое произношение, а ребенок с заиканием, наоборот, его ухудшит.

Если же данные речевые дефекты не проходят, то это уже является поводом для обращения к специалисту. Как правило, занятия с логопедом можно начинать уже с 3-х лет.

Необходимость своевременного логопедического воздействия обусловлена тем, что на фоне заикания возникают психологические проблемы, ведь ребенок начинает чувствовать себя неполноценным, что он чем-то хуже других, в результате чего он всячески старается избежать общения. Страдает социальная адаптация, при этом если не проводить коррекцию, то проблема только усугубится со временем.

Причины возникновения заикания

Причины заикания можно разделить на 2 группы – внешние и внутренние.

  • Наследственная предрасположенность. Если у одного или обоих родителей есть заикание (либо даже быстрый темп речи), то весьма вероятно, что и у ребенка появятся аналогичные проблемы.
  • Патологические процессы во время беременности и родовой деятельности. Неблагоприятные факторы могут оказать влияние на мозговые структуры плода, которые отвечают за двигательную и речевую функцию.
  • Нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, которые привели к органическим поражениям мозга.
  • Болезни органов речи.
  • Сильный испуг, стресс, повышенная речевая нагрузка, которые снижают устойчивость нервной системы.
  • Особенности воспитания. К примеру, повышенные запросы к ребенку, желание сделать из него «гения» приводят к тому, что на ребенка ложится повышенная нагрузка (его заставляют заучивать сложные стихи, слова и т.д.), что провоцирует нарушения речевого развития.
  • Подражание заикающемуся родителю или другому ребенку.

Чтобы не допустить развитие заикания, важно знать, какие именно действия нужно предпринимать для этого. Профилактика крайне важна, ведь намного проще предотвратить это состояние, чем проводить коррекцию.

Профилактика заикания у детей дошкольного возраста

Чтобы уберечь детей от заикания, нужно соответствующая профилактика, которая требует от взрослых соблюдения определенных правил.

С самого раннего возраста в развитии речевой функции у ребенка большую роль играет активное подражание речи родителей и других взрослых. Помимо положительной стороны, подражание имеет и свою негативную сторону.

В первую очередь, речь окружающих людей должна быть правильной, неторопливой и отчетливой. В таком случае подражание сыграет свою положительную роль, ведь у детей будет формироваться такая же правильная речь.

Вот несколько основных рекомендаций, который помогут избежать появления заикания:

  • Не допускать ускоренной речи. Излишне торопливая речь малыша говорит о его сильной возбудимости, что может привести к развитию нарушения.
  • В виду того, что подражание может стать следствием развития заикания, то нужно оградить ребенка от общения с заикающимися сверстниками и взрослыми. В противном случае, он начнет подражать им, повторяя одни и те же запинки.
  • Нужно всяческим образом оберегать неокрепшую психику детей. Нужно исключить любые стрессы, психические травмы, сильные эмоциональные проявления (включая бурные всплески радости).
  • На детей сильно влияет неблагоприятная обстановка внутри семьи. Именно поэтому, нужно исключить любые конфликты среди родителей, либо сделать так, чтобы ребенок не был их свидетелем.
  • Исключить излишне строгие наказания ребенка, запугивание и ни в коем случае не применять к нему меры физического воздействия.
  • Нельзя форсировать речевое развитие детей. Важно соизмерять нагрузки с возрастом ребенка. Помните о том, что в дошкольный период речевые возможности достаточно ограничены, поэтому не нужно перегружать слишком сложными словами, требовать от него заучивать длинные стихотворения и т.д.
  • Отсутствие участия родителей в развитии малыша. Если в семье не принято читать ребенку, просить его пересказывать услышанное, поправлять его, когда он говорит неправильно (максимально корректно), то у таких детей наблюдается отсталость в речевом развитии.
  • Не нужно эмоционально перегружать ребенка походами в кинотеатр, цирк и другие развлекательные учреждения. Объясняется это тем, что под впечатлением от увиденного, малыш начинает задавать вопросы, делиться эмоциями и все это, как правило, происходит в возбужденном состоянии, т.е. ребенок запинается, пытается быстро что-то сказать, глотает звуки и т.д. Появившиеся запинки в речи могут закрепиться и перейти в постоянные.

Среди общих рекомендаций профилактики заикания можно отметить нормализацию распорядка дня. В возрасте от 3 до 7 лет сон должен составлять не менее 10 часов в сутки. Следует избегать излишне шумных компаний. Часто причиной этого нарушения становится сильный испуг, поэтому нужно определить его источник. Необходимо либо устранить причину страха, либо продемонстрировать малышу, что в том, что он считает пугающим, ничего страшного нет. Никакие строгие выговоры, поучения и тем более насмешки не помогут, а, напротив, только усугубят ситуацию.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector